Политическая история скифов в Европе.
Скифское общество. Соседи скифов.
Научная литература
Спойлер (раскрыть)
Восточноевропейские скифы упоминаються в ахеменидских источниках как скифы-парадарайа. В античных источниках они называються царскими скифами. Временем установления греко-скифских контактов были 590-570-х гг. до н. э. В середине – второй половине VI в. до н. э. скифы осуществляли нападения на греческие поселения. Персы во время своей экспансии в последней четверти VI в. до н. э. завоевали Фракию. Морская экспедиция Арарамна достигла Керченского пролива и персы опустошили окраины скифских кочевий в Крыму. В. Латышев датировал поход Дария на Скифию 512 г. до н. э. Б. Граков придерживался того же мнения. Позже он переосмыслил это и датировал поход 514 г. до н. э. 514-513 гг. до н. э. датировали этот поход А. Тереножкин и В. Ильинская. В. Блаватский относил поход к 513 г. до н. э. К. Мазэтти датировал поход 515 г. до н. э. А. Шахбази датировал скифскую кампанию периодом между 514 и 511 гг. до н. э. А. Эдаков предполагал, что временем похода был период между 518 и 510 гг. до н. э. Д. Ботева-Боянова считала временем этого события 512 г. до н. э. В. Струве принимал датировку похода Дария 514 г. до н. э. Предложенную им гипотезу приняли М. Артамонов, И. Яценко, К. Смирнов, Б. Рыбаков. М. Ростовцев и М. Артамонов предполагали, что целью похода было установление контроля над элинскими городами Северного Причерноморья. С. Толстов и Б. Граков считали, что персы хотели покорить скифов. М. Артамонов и А. Хазанов считали, что события войны разворачивались на просторах Буджакской степи и были очень критичны к повествованию Геродота. Б. Граков считал, что войско персов достигло пространства между Днестром и Южным Бугом. Б. Рыбаков же считал, что персы дошли до района современного Бердянска. Позже это его мнение разделил Е. Черненко, который такжне предположил, что персы совершили рейд на Гелон. Войско скифов возглавлялись Иданфирсом, Скопасисом, Таксакис. Е. Черненко считал главным скифским царем Иданфирса, а Л. Клейн считал главным Скифарба. В этом походе персы потерпели поражение. В походе на скифов приняли фракийцы что осложнило отношения фракийцев со скифами. После того как Дарий вернулся в Азию скифы в своем походе дошли до Херсонеса Фракийского в 496 г. до н. э. Персов выбили из Фракии. Как провалился поход Кира на массагетов, также провалился и поход Дария на скифов. Касательно расселения фракийцев, то агафирсы жили в Трансильвании на реке Муреш, а геты жили между Родопскими горами и Дунаем. На агафирсов оказывали влияние иранцы. М. Артамонов сомневался во фракийскости агафирсов. В Европе было несколько очагов распространения скифских вещей – трансильванская, северо-венгерская и нижнедунайская. В Венгрии скифы были не первыми кочевниками. До них проникли арии, которых можно сопоставить с носителями ямной культуры, а также носители культуры Мезочат которую можно отождествить с историческими киммерийцами. В Венгрии и Трансильвании найдено около 120 скифских могильников. Эти могильники сконцентрированы в Южном Словакии, на территории Дунайского Левобережья и бассейнов рек Кереш и Муреш. Скифы осуществляли влияние на территории иллирийцев на территории современных Хорватии и в Паннонии на территории Дунайского Правобережья. Это памятники группы Векерзуг. Памятники этой культуры ощущали скифское влияние. Нужно ометить, что скифское влияние ощущалось даже в Норике, где жили кельты. Царские скифы тесно контактировали с Одрисским царством и скифские находки были найдены в Гаршиново. В Венгрии скифские находки обнаружены у Зольдхоломпуста и Тапиосентмартони. Наиболее западный памятник это Феттерсфельд у современного Берлина. Скифский звериный стиль повлиял на искусство фракийских племен. В 480-х гг. до н. э. эллинский Нимфей превратился в опорный пункт скифов. Скифы совершали набеги на синдов на Кубани. Также скифы давили на бсопорских царей Археанактидов. Воцарение Спартокидов в Боспоре в третьей четверти V в. до н. э. привели к уменьшению скифской опасности, так как эллины консолидировались перед угрозой со стороны кочевников. Скифская правящая династия оставила после себя царские курганы. При царе Атее в IV в. до н. э. скифы предприняли экспансию в Добруджу. В 334 г. до н. э. Александр III Македонский разгромил трибаллов и вышел к Дунаю. Он даже переправился на левый берег реки. Развивать экспансию македонян в 331 г. до н. э. был направлен Зопринион, который пройдя землями гетов и скифов вышел к Ольвии. В 313 г. до н. э. калатийцы в союзе с фракийцами и скифами изгнали из западнопонтийских городов македонян. Лисимах восстановил свою власть только в 306-305 гг. до н. э. В 292 г. до н. э. Лисимах попробывал вторгнуться в Скифию, но был разбит гетским царем Дроммихетом. Нужно сказать, что Нижний Дунай был регионом взаимодействия фракийского и скифского культурных пространств. По мнению В. Пырвана до экспансии скифов земли до Днестра были заселены фракийским племенем гетов, которые были потеснены в V в. до н. э. скифами. К. Йорданов указывает, что с VI в. до н. э. в регионе складываеться синкретическая скифо-фракийская культура. С. Андрух указывает, что фракийцы проживали в лесостепной Молдови, а находки фракийских памятников в Буджакской степи единичны. Впрочем и скифы в этом регионе в VI в. до н. э. были относительно малочисленны в этом регионе. На рубеже VI-V вв. до н. э. происходит консолидация скифов и формирование их центра в Нижнем Поднепровье и Крыме. Период 496-480 гг. до н. э. был периодом скифской экспансии. Скифский царь Ариапиф и одрисский царь Терес в 480 г. до н. э. заключили династический брак, который закрепил мир между народами. Встретив сопротивление одриссов, скифы направили свою активности в земли агафирсов. Однако Ариапиф погиб от руки агафирского царя Спаргапифа около 460 г. до н. э. Во время войн с фракийцами скифы нападали и на эллинские поселения у Днестра, на которых временно прекращаеться жизнь. Над Ольвией был установлен скифский протекторат. В городе чеканились монеты с именем скифского царя Эминака. Царь Скил правил в 460-440 гг. до н. э. Во второй четвети V в. до н. э. чеканились монеты скифского царя Скила. Скил намеревался создать в Никонии свой центр, но стал жертвой интриг ольвиополитов и своего брата Октамасада в середине V в. до н. э. Скил бежал во Фракию спасая свою жизнь. Октамасад и его брат Орик правили позднее 440-439 гг. до н. э. Фукидид указывал, что скифы превосходили по силам одриссов. Однако отсутствие единой власти над скифами способствовали тому, что в конце V – IV вв. до н. э. власть скифов сбросили с себя нижнедунайские и нижнеднестровские эллинские города. А. Мелюкова отмечала, что в VI-V вв. до н. э. западной границей скифов был Прут, а в IV-III в. до н. э. ей стал Днестр. В низовьях Днестра в IV-III в. до н. э. появились смешанные эллинско-скифские поселения, а скифы вступили в тесную связь с местными эллинскими городами. Также активными были связи с гетами. Раннегетские памятники демонстрируют значительное скифское влияние на конскую сбрую и вооружение гетов. В свою очередь в Поднестровье в IV-III в. до н. э. гетская посуда доминировала над скифской. С конца V – IV вв. до н. э. скифское общество входит в период своего расцвета. Царь Атей в середине IV в. до н. э. объеденил всех скифов. Временем его правления считают середину IV в. до н. э.. Около 357 г. до н. э. умирает одрисский царь Котис. Скифы Атея вторглись в Добруджу и потеснили гетов. На ряде гетских поселений зафиксирована скифская керамика. Поселения Либистос, Зигеры и Рокобы были основаны скифами. Скифы конфликтуют с фракийцами в Северной Добрудже и на северо-востоке Мунтении. В 346 г. до н. э. Атей начал чеканить собственную монету. В 339 г. до н. э. скифы Атея сразились с македонянами Филиппа II под Фатеями. В 331 и 313 гг. до н. э. скифы продолжали представлять опасность для македонской власти над Фракией. В конце IV - III вв. до н. э. скифы вытесняються из Буджакской степи экспансией гетов под руководством Дромихета. После его смерти скифы снова проникают в Добруджу. В Крыму же в 329-328 гг. до н. э. скифы воевали против боспорского царя Перисада. В 309 г. скифские наемники участвовали в междуусобной войне в Боспоре на стороне Сатира II. Евмел же нашел поддержку у сарматов-сираков. Во II в. до н. э. – III в. до н. э. в Крыму существовало Позднескифское царство. Ним правила династия, которая ранее правила в Великой Скифии. Для Позднескифского царства характерно оседание кочевников. На реке Салгыр было основано городище Керменчик. Его возможно отождествить в Неаполем Скифским. В 170-150 гг. до н. э. Крымской Скифией правил царь Аргот. Он был известен как супруг боспорской царицы Камассарии. Около 135-130 гг. до н. э. сооружена была гробница Аргота. Ориентировочно в 130-113 гг. до н. э. скифами в Крыму правил Скилур. Власть этого царя простиралась от границ Боспорского царства и Херсонеса до Южного Буга и Нижнего Днепра. В его правление также существовали крепости Палакий и Хаб. Сын Скилура Паллак в 110-109 гг. до н э.. выступил в союзе с сарматами-роксоланами в борьбе против эллинов Крыма и приславшего им на помощь войска понтийского царя Митридата VI Евпатора. Понтийское войско возглавлялось стратигом Диофантом, который нанес кочевников поражение. В 46 г. до н. э. они принимали участие в борьбе за боспорский престол сына Митридата Фарнака. В I в. н. э. на скифскский престол возвел Ходарза сына Омпласака боспорский правитель Аспург. В 60-х гг. I в. н. э. римский легат провинции Нижняя Мезия Тиберий Плавт Сильвиан приходит на помощь Херсонесу в войне против скифов. Боспорские цари Савромат I, Котис, Савромат II во II в. н. э. одерживали победы над скифами. Рескупорид III в первой четверти III в. н. э. провозгласил себя царем не только Боспора, но и скифов. Вероятно Позднескифское царство находилось в зависимости от Боспорского царства. Города поздних скифов сооружались по греческому образцу. Царей также погребали в саркофагах, а не уву раньше в курганах. Поздние скифы занимались земледелием и активно торговали с эллинами, а потом римлянами. В скифский патеон включили бога Гермеса. Еще одна Скифия существовала в Добрудже. В конце III в. до н. э. на Нижний Дунай приходят бастарны. Прекращают существования скифские поселения Нижнего Поднестровья и Нижнего Побужья. Скифские поселения существуют на Нижнем Днепре и в Крыму. В 70-х гг. III в. до н. э. на территорию Скифию проникают сарматы и скифы были вынуждены сместиться в район Добруджи и Крыма. К II в. до н. э. сарматы занимают большую часть Великой Скифии. В греческих источниках того времени Добруджа называеться Скифией. Скифы часто осуществляли общие с сарматами и бастарнами походы против фракийцев. В Добрудже происходило смешение скифов и фракийцев в III в. до н. э. Бастарны начинают играть активную роль в II в. до н. э. Сарматы начинают принимать активное участие в этнических и политических процессах региона в I в. до н. э. Благодаря монетным эмиссиям известны имена шести правителей Малой Скифии – Танусак, Канит, Сариак, Акросак, Харасп, Айлия. Временем уничтожения Позднескифского царства считаеться вторая половина III в. н. э.
Скифское общество. Соседи скифов.
Спойлер (раскрыть)
В VI в. до н. э. в Восточной Европе существовало Скифское царство. Во главе государства стояло правящее племя называемое Геродотом царскими скифами. Царство скифы называли басилейя, а его составные части архэ. Скифия состояла из трех царств, то есть налюдалось традиционное кочевническое разделение на крылья и центр. По генеалогической легенде от трех мифических прародителей происходили скифские племена. От Арпоксая авхаты, от Липоксая траспии и катиары, от Колаксая паралаты. Область Геррос была номом, где были царские могилы. В документе в честь Протогена упомянуты племена савдаратов и писамантов. Среди скифов была значительная социальная дифференциация. Наиболее известны такие погребения как Острая могила, Бабы, Чертомлыцкий, Солоха, Крансокутский, Мелитопольский. Мужчины воины погребены с роскошным инвентарем. Богатые погребения характерны для знати, а для простых общинников характерны простые погребения с небольшой насыпью. В скифском обществе были рабы, которыми становились люди из соседних народов. Скифы захватывали рабов в своих набегах на соседей. В рабство еще могли попасть скифы из-за долгов. Это было кабальное рабство. Рабы помогали женщинам в домашней работе, а также в земледелии (как пахотные крестьяне) и скотоводстве (как пастухи). Бедные скифы сражались пешими. Обычные общинники назывались греками гиппоксотами (восьминогими). Эллинизированые скифы – каллипиды – назывались потомками прекрасноконных. Были в скифском обществе зависимые люди, которые имели статус выше чем у рабов. Это были слуги-товарищи, виночерпии, конюхи, царский конвой. На древнегреческом эта категория называлась ферапонтами. Еще одной категорией населения были данники. В начале VI в. до н. э. скифы уже ощущали эллинское влияние. Анахарсис поклонился греческим богам в Кизике, за что был потом убит царем Савлием. Позже, в V в. до н. э. Скилл сын царя Ариапифа и гречанки бывал в Ольвии и поклонялся эллинским богам. За это он был свергнут братом Октамасадом и был вынужден бежать во Фракию. Во время вторжения персов в Европейскую Скифию в 514 г. до н. э. упомянуто три царя, которые руководили войсками. Власть главного царя ограничивал совет царей и собрание воинов. Во время персидского вторжения главным царем Иданфирс. В случае недовольства властью царем власть переходила к его брату. Обычно же власть переходила от отца к сыну. Власть царя считалась божественной и санкционировалась небом. В IV в. до н. э. Атей объеденил всю Скифию под своей властью. В III в. до н. э. царь саев Сайтаферн имел в подчинении скептухов (князей). Скептух низкого ранга возглавлял ополчение, более высокого – возглавлял ном. Во главе дружины из тяжеллой конницы стоял царь. Во II в. царем всех скифов был Паллак. До III в. до н. э. Скифское царство располагалось от Дона до Дуная, однако во II в. до н. э. ограничился Степным Крымом. Скифы начали оседать на землю и в II в. до н. э. у них появился флот. Однако еще с III в. до н. э. скифы были тесно вплетены в политику эллинских колоний. Сайтаферн с войском приходил под Ольвию, во II в. до н. э. Позднескифское царство возглавляли Скилур и Паллак. Нужно отметить, что в Скифии были частично осевшие племена – каллипиды, скифы-пахари, скифы-земледельцы и алазоны. Полуоседлые племена возделывали пшеницу, ячмень, чеснок, бобы, лук. Низшим звеном в социальной организации скифов была семья. Семья у скифов по данным погребений могла насчитывать до 50 человек. Это были расширные семьи. Греки называли сородичей друзьями. На их существование указывают большие жилища. Рядовые же скифы имели небольшую семью, которая могла обитать в одной кибитке. Более высоким звеном был род. Род у кочевых иранцев был патриархальным. Несколько десятков родов объеденялись в племена. Племена скифов были каллипиды, алазоны, герры, скифы-пахари, скифы-земледельцы, царские скифы. Геродот упоминал о авхатах, катиарах, траспиях и паралатах. Племена объединялись в провинции, а провинции в басилеи. Басилеи входили в состав Великой Скифии. Скифские цари имели право первой ночи. Они также практиковали полигинию. У Ариапифа были сыновья от гречанки из Истрии, от скифянки Опии, от фракийки дочери фракийского царя Терея. У Скилура было то ли 50 то ли 80 сыновей. У царей были как жены, так и наложницы. Когда царь умирал вместе с ним погребали и наложниц. Также для скифов был характерен левират. После смерти отца сын мог жениться на жене отца. Это было связано с необходимостью социальной защиты семьи умершего царя. Знать состояла из царей, скептухов (князей) и их дружин. Низшее звено аристократии состояло из старейшин. Женщины в скифском обществе в отличии от сарматов и массагетов не имели равных прав. На женщин полагалась забота о домашнем хозяйстве. Для скифов была характерна патрилинейность, то есть ведения родства по отцовской линии. Пережитки матрилинейности сохранялись в области религии, в частности в образах женских божеств. Доминирующим у скифов было кочевое скотоводство. Скифы жили в войлочных юртах. Летом скифы перемещались на северные окраины степей. На зиму скифы уходили к лиманам рек и морю. Для скифов была характерна частная собственность на скот. Наиболее многочисленными среди животных были кони и овцы. Из молока кобылиц скифы готовили кумыс и сыр. Скифы охотились на оленей и зайцев, а также занимались рыболовством. Железо скифы добывали из болотных руд. Как топливо использовали древесину и кости. На лесостепной территории из костей и рога изготовляли конскую сбрую. Существовало ткачество. Одежды изготовлялись из овечьей шерсти и конопли. Уже с VIII в. до н. э. скифы торговали с эллинами. Эллины продавали свою посуду, а в ответ получали продукты земледелия. Поэтому Боспорское царство стало житницей для Эллады. Большое распространение в степи и лесостепи получили ювелирные изделия эллинов. Также в больших объемах в Скифию шло вино. В отличии от эллинов скифы пили неразбавленое вино. Также популярностью пользовались оливковое вино и мази. Также в большом количестве продавались рабы и продукты скотоводства. Наиболее тяжело были вооружены скифы живущие в Подонье. Они сражались против савроматов и финнских племен. Скифы использовали железные чешуйчатые панцыри которые они заимствовали еще в VII в. до н. э. в Передней Азии. Голову защищал шлем. Для легковооруженных воинов обычная шапка-башлык в V-IV вв. до н. э. приобретает металическое покрытие из пластин-чешуек. Также в комплекс защитного вооружения входил щит. . Нужно отметить, что наиболее распространеным видом вооружения стали лук и стрелы, которые использовались в дистанционном бою. На вооружении у скифов был так называемый скифский лук. Оружием ближнего боя были акинаки и копья. Нужно отметить, что скифы также служили наемниками. В 480 г. до н. э. 300 скифов. В 428 г. до н. э. митиленцы зафрахтовали скифских стрелков на Понте. Количество скифских наемников пошло на убыль в IV в. до н. э. Благодаря торговле с эллинами возрастает богатство скифских царей. Скифы также торговали с дальними племенами. Существовал торговый путь из скифских степей через земли савроматов на Урал. Скифы хотя и торговали с эллинами но так и не приняли эллинских монет для внутреннего денежного обращения. Средством денежного обращения у скифов были и бронзовые наконечники стрел. С конца VII в. до н. э. скифские стрелы распространились от степей на Фракию и Норик. Скифские стрелы находили в памятниках кельтской гальдштадской культуры. Касательно верований скифов то главными богами были Папай (бог громовержец) и Апи (его небесная жена). Также была известна богиня Табития. Богом вод был Фагимасад. Сответствием эллинскому Аполлону был Гойтосир, а Афродите Аргимпаса. Легендарным предком всех скифов был Таргитай. Бог войны почитался в виде акинака. Только богу войны ставились алтари, где ему приносили животных в втде кровавых жертв. Другим богам просто приносили жертвы. Для скифов был характерен обычай побратимства. У скифов было сословие энареев, которые исполняли роль жрецов. Для скифов был характерен зверинный стиль в пластике. Близкими по культуре к скифам были протоадыги-меоты ощутившие сильное скифское влияние. К востоку от скифов жили савроматы. Савроматы говорили на ином чем скифы языке. Скифы по мнению С. Кулланды говорили на восточноиранском языке. В. Томашек считал, что меланхлены это предки марийцев. Л. Ельницкий размещал меланхленов на Северном Кавказе. П. Третьяков видел в меланхленах славян и считал славянской юхновскую культуру. В. Шрамко локализовал меланхленов на Северском Донце. Меланхлены по мнению Б. Гракова занимали земли по Дону. По мнению некоторых ученныз тиссагетов и йирков возможно локализовать в области Ананьинской культуры характерной для пермян. Б. Рыбаков локализировал йирков в районе дьяковской культуры. С. Рассадин считал, что тиссагеты жили в басейне Дона и были носителями городецкой культуры, то есть предками мордвинов. По мнению Б. Гракова невры жили к западу от Днепра. П. Шафарик локализировал их на Нареве и Западном Буге. М. Артамонов отождествлял с неврами высоцкую культуру от Ворсклы до Южного Буга. На Днепровском Левобережье в лесостепи жили гелоны. Гелон эллинских источников являеться Бельским городищем на Ворскле. Будины жили на Воронежском Подонье по мнению Б. Гракова. П. Шафарик локализовал невров на Западном Буге, а гелонов считал частью будинов, которых он считал славянами. В. Кобычев считал, что будины жили в лесах и болотах Полесья. И. Забелин считал, что будины были финноязычны и локализовал их от Верхнего Поднепровья до Камы. А. Удальцов считал их балтами. П. Либеров считал что будины жили на Среднем Доне и были финноязычными. И. Куклина считала возможной кавказскую локализацию будинов. Л. Ельницкий считал, что будины жили на Западном Кавказе. В земле будинов была крепость Карисок, которую В. Томашек связывал с поселением в землях пермских народов (кар на пермских языках городище). С. Рассадин локализировал будинов на Днепровском Левобережье. Гелоны были родственным скифам, а не будинам народом. Некоторые ученные предполагают, что ранее они расселялись на Южном Кавказе. Агафирсы жили в придунайских землях. Еще в VI в. до н. э. скифы совершали нападения на земли фракийских племен. Будины, невры и меланхлены оскифились переняв зверинный стиль, конно-всаднический обиход, скифское оружие
Видеосборник (Раскрыть)
Скифы - кто они? Передача первая (01:00:01).
Скифы - кто они? Передача вторая (00:58:56).
Скифы - кто они? Передача третья (01:00:00).
Кто такие скифы? Генетика евразийских кочевников (00:45:57).
Скифы - кто они? Передача вторая (00:58:56).
Скифы - кто они? Передача третья (01:00:00).
Кто такие скифы? Генетика евразийских кочевников (00:45:57).
Научная литература
Спойлер (раскрыть)
1.Алексеев В. А., 2003. Хронография Европейской Скифии, СПб.: Эрмитаж. 417 с.
2.Андрух С. И., 1995. Нижнедунайская Скифия в VI – начале I в. до н. э., Запорожье: Запорожский государственный университет. 105 c.
3.Артамонов М. И., 1974. Киммерийцы и скифы (От появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.), Л.: Издательство Ленинградского университета. 156 c.
4.Бруяко И. В., 2017. Македония и Скифия – история длинной в десятилетие // Античный мир и археология, Саратов: Саратовский исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. С. 317-329
5.Высотская Т. Н., 2003. О времени гибели Позднескифского царства в Крыму Проблемы истории, филологии и культуры, Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. С. 38-45.
6.Граков Б. И., 1971. Скифы. Научно-популярный очерк, М.: Издательство Московского университета. 170 c.
7.Гребенніков В., 2010. Пізньоскіфське царство Емінак: Науковий щоквартальник, № 1-4(5), Миколаїв: Дочірнє підприємство "Науково-дослідницький центр "Лукомор'є" Державного підприємства "Науково-дослідний центр "Охоронна археологічна служба України". С. 20-33.
8.Гуляев В.И., 2005. Скифы: расцвет и падение великого царства, М: Алетейа, 2005. 400 с.
9.Зубарь В. М., 2002. О характере Позднескифской государственности во II в. до н. э. – первых веках н. э. Проблемы истории, филологии и культуры, Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. С. 272-291
10.Зубарь В. М., 2003. Некоторые аспекты истории Северо-Западной Таврики в конце VI – на рубеже IV-III вв. до н. э. Проблемы истории, филологии и культуры, Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. С. 45-70
11.Ильинская В. А., Тереножкин А. И., 1983. Скифия VII-IV вв. до н. э., Киев: Институт археологии Украинской ССР. 380 c.
12.Куклина И. В., 1985. Этногеография Скифии по античным источникам, Л.: Наука ЛО. 208 c.
13.Кулланда С. В., 2011. Скифы: язык и этнос Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология, М.: РГГУ, 2011. С. 9-46
14.Мелюкова А. И., 1979. Скифия и фракийский мир, М.: Наука. 256 c.
15.Молев Е. А., 2008 а. Боспор и скифы от Агаэта до Савмака Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 4, Нижний Новгород: Нижегородский университет им. Н. И. Лобачевского. С. 132–136
16.Молев Е. А., 2008 б. О скифско-боспорской войне при Перисаде I Научные ведомости БелГУ, № 10 (50), Белгород: Белгородский государственный университет. C. 17-20.
17.Мурзин В. Ю., 1990. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса, К.: Наукова думка. 88 с.
18.Полин С. В., 1992. От Скифии к Сарматии, Киев: Институт археологии Академия наук Украины. 200, [1] c.
19.Райс Т. Т., 2003. Скифы. Строители степных пирамид, М.: Центрполиграф. 156 c. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
20.Рассадин С. Е., 2005. Северные соседи Великой Скифии, Минск: Право и экономика. 264 с.
21.Рыбаков Б. А., 1979. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ, М.: Наука. 242 с.
22.Хазанов А. М., 1975. Социальная история скифов, М.: Восточная литература. 336 c.
23.Храпунов И. Н., 2007. Древняя история Крыма, Симферополь: ДОЛЯ. 272 с.
24.Черненко Е. В. Поход Дария на Скифию Древности Степной Скифии, К.: Наукова думка, 1982. С. 3-37
25.Черненко Е. В., 1984. Скифо-персидская война, Киев: Наукова думка. 120 c.
26.Удодова А. Д. О начальной истории скифов царских Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки, № 4, М.: Московский государственный областной университет, 2018. С. 83-91.
27.Cunliffe B., 2019. The Scythians. Nomad warriors of the steppes, New York: Oxford University Press. 409 р.
2.Андрух С. И., 1995. Нижнедунайская Скифия в VI – начале I в. до н. э., Запорожье: Запорожский государственный университет. 105 c.
3.Артамонов М. И., 1974. Киммерийцы и скифы (От появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.), Л.: Издательство Ленинградского университета. 156 c.
4.Бруяко И. В., 2017. Македония и Скифия – история длинной в десятилетие // Античный мир и археология, Саратов: Саратовский исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. С. 317-329
5.Высотская Т. Н., 2003. О времени гибели Позднескифского царства в Крыму Проблемы истории, филологии и культуры, Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. С. 38-45.
6.Граков Б. И., 1971. Скифы. Научно-популярный очерк, М.: Издательство Московского университета. 170 c.
7.Гребенніков В., 2010. Пізньоскіфське царство Емінак: Науковий щоквартальник, № 1-4(5), Миколаїв: Дочірнє підприємство "Науково-дослідницький центр "Лукомор'є" Державного підприємства "Науково-дослідний центр "Охоронна археологічна служба України". С. 20-33.
8.Гуляев В.И., 2005. Скифы: расцвет и падение великого царства, М: Алетейа, 2005. 400 с.
9.Зубарь В. М., 2002. О характере Позднескифской государственности во II в. до н. э. – первых веках н. э. Проблемы истории, филологии и культуры, Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. С. 272-291
10.Зубарь В. М., 2003. Некоторые аспекты истории Северо-Западной Таврики в конце VI – на рубеже IV-III вв. до н. э. Проблемы истории, филологии и культуры, Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. С. 45-70
11.Ильинская В. А., Тереножкин А. И., 1983. Скифия VII-IV вв. до н. э., Киев: Институт археологии Украинской ССР. 380 c.
12.Куклина И. В., 1985. Этногеография Скифии по античным источникам, Л.: Наука ЛО. 208 c.
13.Кулланда С. В., 2011. Скифы: язык и этнос Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология, М.: РГГУ, 2011. С. 9-46
14.Мелюкова А. И., 1979. Скифия и фракийский мир, М.: Наука. 256 c.
15.Молев Е. А., 2008 а. Боспор и скифы от Агаэта до Савмака Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 4, Нижний Новгород: Нижегородский университет им. Н. И. Лобачевского. С. 132–136
16.Молев Е. А., 2008 б. О скифско-боспорской войне при Перисаде I Научные ведомости БелГУ, № 10 (50), Белгород: Белгородский государственный университет. C. 17-20.
17.Мурзин В. Ю., 1990. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса, К.: Наукова думка. 88 с.
18.Полин С. В., 1992. От Скифии к Сарматии, Киев: Институт археологии Академия наук Украины. 200, [1] c.
19.Райс Т. Т., 2003. Скифы. Строители степных пирамид, М.: Центрполиграф. 156 c. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
20.Рассадин С. Е., 2005. Северные соседи Великой Скифии, Минск: Право и экономика. 264 с.
21.Рыбаков Б. А., 1979. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ, М.: Наука. 242 с.
22.Хазанов А. М., 1975. Социальная история скифов, М.: Восточная литература. 336 c.
23.Храпунов И. Н., 2007. Древняя история Крыма, Симферополь: ДОЛЯ. 272 с.
24.Черненко Е. В. Поход Дария на Скифию Древности Степной Скифии, К.: Наукова думка, 1982. С. 3-37
25.Черненко Е. В., 1984. Скифо-персидская война, Киев: Наукова думка. 120 c.
26.Удодова А. Д. О начальной истории скифов царских Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки, № 4, М.: Московский государственный областной университет, 2018. С. 83-91.
27.Cunliffe B., 2019. The Scythians. Nomad warriors of the steppes, New York: Oxford University Press. 409 р.