Сообщество Империал: Воины-монахи Дальнего Востока и Центральной Азии - Сообщество Империал

alZarif

Воины-монахи Дальнего Востока и Центральной Азии

Шаолиньские монахи, ямабуси, сынбён, даб-доб и прочие интересные и малоизвестные формирования
Тема создана: 13 августа 2021, 19:51 · Автор: alZarif
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 Из деревни приехал
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 14 августа 2021, 21:34

Думаю, все, кто еще застал СССР, помнят фильм "Боевые искусства Шаолиня" (南北少林, 1986) с Джетом Ли в главной роли - через неделю в выходные в передаче "Клуб кинопутешественников" в конце показывали примерно 15-минутный отрывок из этого фильма.

Imperial
Тот самый, помните?


Фильм стал мегапопулярным и неплохо смотрится даже до сих пор. Потом появились книги Алексея Маслова, получившего в кругах востоковедов негласное забавное прозвище "наш шаолиньский поп".

Imperial
Такая и у меня была - да вот, чистил библиотеку и кому-то подарил! Эх!


Поп или не поп, но, тем не менее, сам А. А. Маслов и в Шаолине побывал, и многому там научился. Кого интересует именно современное состояние дел по "шаолиньскому кунг-фу" (sic!) - могу рекомендовать его передачи.


Одна из передач А. А. Маслова на тему ушу и монастыря Шаолинь.


А на самом деле? Что было на самом деле и на какие источники опирается, в т.ч., и Александр Маслов? Когда были созданы знаменитые фрески Шаолиня? В каких боях принимали участие исторические, а не киношно-показушные воины-монахи? Какова была судьба легендарного монастыря в ХХ веке?

Imperial
Фрагмент одной из легендарных фресок монастыря Шаолинь, первая треть XIX в.



Обо всем этом и других воинах-монахах Центральной Азии и Дальнего Востока - в этой теме.
     alZarif
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 13 августа 2021, 19:51

    Из деревни приехал

    С Вашей т. зр., насколько правдивы рассказы о шаолиньских буддийских монахах, вооруженных посохами, принимавших участие в сражениях с японскими пиратами в 16 веке?

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Из деревни приехал
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 13 августа 2021, 19:58

      alZarif

      С Вашей т. зр., насколько правдивы рассказы о шаолиньских буддийских монахах, вооруженных посохами, принимавших участие в сражениях с японскими пиратами в 16 веке?


      А разве Маслов сам не рассказывал об этом?

      ЕМНИП, в какой-то книге он так и написал, что на все китайские войска и отряды ополчения, принявшие участие в боях с "японскими пиратами" (где, как утверждает "Мин ши", было аж 30% настоящих японцев) было аж 2 человека, объявивших себя шаолиньскими монахами. И каждый из них объявил своего визави самозванцем, что как бы тонко намекает.

      Да и сам Ци Цзигуан говорил, что размахивать ногами - это полезно для развития бойцов, но в бою не применяется.

      Можно сделать соответствующие выводы.

      !!!ps вопрос "вокоу" гораздо более сложен, чем механическое чтение соответствующего цзюаня "Мин ши" - нужна серьезная работа по источникам, чтобы вскрыть социальные причины этого явления, продолжавшегося более 20 лет. Бокщанин с Непомниным в свое время слегка коснулись этой темы, но дальше вывода, что установление в Японии сильной власти, пресекшей "утечку кадров" за море, они не продвинулись.

      Спойлер (раскрыть)
         Из деревни приехал
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 13 августа 2021, 21:23

        Цитата

        Средневековый автор Гу Тинлинь в хронике “Записи знаний о каждом дне” (“Жичжи лу”) говорит, что за Юэкуном пошло более 30 человек.


        Это я прошел по ссылке (видимо, эту книгу Маслова я и помню).

        Автора звали Гу Янъу (顾炎武, 1613-1682).

        Но у него есть "Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь". Это сборник эссе с очень слабой рубрикацией и слабой структурированностью. Цз. 29 условно характеризуется как "военно-дипломатический".

        Вот цитата:

        Цитата

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        В середине годов Цзяцзин (1522-1566) шаолиньский Юэкун получил предписание от дуду (военачальник) Вань Бяо (1498-1556) отразить коротышей (зд. японцы - во) в Сунцзян (в провинции Цзянсу, ныне район Шанхая). Более 30 его учеников сами создали отряд, действуя железными шестами, сразили очень много коротышей, и все погибли в бою.


        Все хорошо, все здорово, но "источник" написан очень сильно постфактум - первое издание относится к 1670 г. По своему положению Гу Янъу был совершенно не тем человеком, которого пускали в архивы - он демонстративно поддерживал Южных Минов (даже был кооптирован в их правительство в Нанкине на должность управляющего делами в Военной Палата), пару раз сидел в тюрьме за свои антицинские взгляды и не мог быть допущен к "государственным тайнам" (а исторические материалы относились в Китае именно к таковым).

        Кроме того, давайте пройдем по географии и персоналиям - про Юэкуна ничего не известно, ни год рождения, ни год смерти. Если он получил предписание от Вань Бяо, то это было до 1556 г.

        Вань Бяо служил в Нанкине. В 1534 г. он нанес сильный удар по "японским пиратам" у Лоумэнь в Сучжоу (провинция Цзянсу, в низовьях Янцзы), разгромив их и "совершив великий подвиг".

        Это 13-й год Цзяцзин. Середина годов Цзяцзин - это примерно середина 1540-х годов. Но можно перевести и как "В годы Цзяцзин" (Цзяцзин чжун). Условно можно посчитать, что это "тот самый период" и Юэкун получил предписание Вань Бяо именно в 1534 г.

        Теперь про Юэкуна - в китайской Википедии про него сказано, что предписание Вань Бяо он получил в 1553 г. Вместе с отрядом Тяньюаня он имел 48 человек и принял участие в бою с японцами у Вэньцзяган в Сучжоу.

        В 1554 г. японцы напали на Ханчжоу. Юэкун с 30 монахами всю ночь гнался за японцами, нагнал и нанес им тяжелое поражение. Но в боях в окрестностях Сунцзян он не смог отбиться от японцев со своими людьми и все они погибли, нанеся врагу серьезный урон.

        Про него в "雲間雜誌" Юньцзянь цзачжи (Альманах района Сунцзян)писали:

        Цитата

        一賊舞雙刀而來,月空坐不動,將至,身忽躍起從賊頂過,以鐵棍擊碎賊首

        Один разбойник подошел, играя парой мечей. Юэкун сидел, не двигаясь. Но произошло так, что внезапно он подпрыгнул выше, чем голова разбойника, и железным посохом разбил ему голову.


        Насколько я знаю, это издание 1965 г. Насколько серьезно там подошли к историческим сведениям - не могу сказать. Ссылки про Юэкуна идут или на такого рода публикации, или на Гу Янъу. В "Мин шилу" он не упоминается.

        Теперь про предписание Вань Бяо - он находился в Нанкине (бывшая Южная Столица империи Мин, по современному территориальному делению - провинция Цзянсу, в те годы - Южная Чжили), ведал там одно время обучением войск. Монастырь Шаолинь - это провинция Хэнань по современному территориальному делению.

        Южная Чжили включала в себя территории провинции Цзянсу, части провинции Аньхуй и территорию современного Шанхая, но никогда не включала в себя уезд Дэнфэн, где располагается Шаолиньский монастырь.

        По существовавшем в императорском Китае правилам, военные или гражданские власти одной провинции не имели прав действия на территории другой провинции. Надо было снестись с соответствующими инстанциями смежной провинции и договориться с ними о совместных действиях, или же воздействовать на "смежников" через императорский двор. Этим объясняется слабая координация действий минских и цинских войск в ряде войн - не было четкого взаимодействия, а за самовольные нарушения своих зон влияния можно было и головы лишиться.

        Вопрос - как Вань Бяо, находясь в Нанкине, мог вызвать Юэкуна из другой провинции?

        Ну и ради интереса - от Шаолиня в уезде Дэнфэн до Шанхая (в его черте теперь Сунцзян) - "всего-то" 1000 км. (976 или 1007 по современным автодорогам).

        Правда, есть еще Сунцзяншань в Хэнани (220 км. к юго-западу от Шаолиня, далеко от воды), но там с наличием японцев были определенные сложности.

        Сами решайте, насколько можно этим рассказам верить.

        Кстати, Вань Бяо написал любопытное произведение - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        С ним, в отличие от сочинения Гу Янъу, работать и можно, и нужно, поскольку оно было составлено в момент, когда Вань Бяо был на военной службе и подавал свои проекты в отношении мер, необходимых для отражения набегов "японских пиратов".
           Из деревни приехал
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 14 августа 2021, 16:05

          Из деревни приехал

          一賊舞雙刀而來,月空坐不動,將至,身忽躍起從賊頂過,以鐵棍擊碎賊首


          Нашел более развернутую цитату из этого журнала - в ней еще лучше видна эпичность повествования:

          Цитата

          這名法號月空的僧人武藝非凡,一次戰鬥中一賊舞雙刀而來,月空坐不動,賊將至,身忽躍起,從賊頂過,以鐵棍擊碎賊首。於是諸賊氣沮。

          Носивший буддийское имя монах Юэкун был особенно хорошо в воинских искусствах. Как-то раз во время боя один разбойник подошел к нему, играя парой мечей. Юэкун сидел, не шевелясь. Предводитель разбойников приблизился, и тут внезапно [Юэкун] подпрыгнул выше головы разбойника и железным посохом разбил ему голову. Тогда все [прочие] разбойники упали духом.


          Важное уточнение - тут сказано, что "во время боя Юэкун сидел, не шевелясь".

          Вопрос - а что за бой такой, что один из главных его героев сидит, не шевелясь, а вокруг - идет бой?

          И если там свалка рукопашная, то как прочие "разбойники" увидели, что он сделал и кого убил? Ведь увидеть могли только те, кто был совсем рядом...

          Сомнения, сомнения, сомнения... И это - 99% материалов про "шаолиньских монахов".

          В "Мин ши", цз. 91, раздел "Военное дело, ч. 3", говорится только:

          Цитата

          又僧兵,有少林、伏牛、五臺。倭亂,少林僧應募者四十餘人,戰亦多勝。

          Также были воины-монахи из Шаолинь, Фуню и Утай. В "японскую смуту" (волуань) шаолиньские монахи, откликнувшись на призыв, [выставили] более 40 человек, сражались и одержали много побед.


          Опираясь на это свидетельство, если иметь хорошую фантазию, пользоваться фольклором и популярными романами начала ХХ века - можно создать интереснейший образ шаолиньского воинства, чем, по ходу дела, многие и занимаются периодически с разной степенью успеха.
             Из деревни приехал
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 августа 2021, 00:11

            Нашел сочинение "Юньцзянь цзачжи" (Альманах Сунцзяна) - в нем, как кажется, 3 цзюаня.

            Относительно автора первого цзюаня не нашел никаких сведений, второй цзюань составил минский автор Ли Шаовэнь (李紹文). Третий цзюань - автора указывают как "минский аноним".

            Скачал издание 1936 г., где не могу пока найти сведения про Юэкуна. Надо искать.

            [-Сообщение склеено-]

            Одно из сочинений Ли Шаовэня датировано 1610 г. Его "Юньцзянь цзачжи" датируют периодом Ваньли, т.е. до 1620 г.

            Больше ничего найти пока не удается. Очень слабая рубрикация текста, непонятны принципы подбора материала, историографическое описание источника найти не могу.

            Соответственно, не могу найти имени Юэкуна, чтобы посмотреть, в каком контексте там все описано.

            [-Сообщение склеено-]

            В цз. 5 другого источника со схожим названием "Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь" нашел одно единственное упоминание о Юэкуне:

            Цитата

            上海故無城。癸丑之變,縣宇焚毀幾盡。幸都指揮韓璽,率僧兵月空、無塵等力戰,斬獲頗多,倭始遁去。方侯遂乘間度定基址,命李通判旦暮督工興築。數月克就,於是東南雉堞嵬峨,實稱萬世金湯之險。


            Сегодня уже поздно возиться, потом посмотрю детально.

            В целом, тут говорится, что раньше в Шанхае не было укреплений, и город был сожжен почти дотла, но по счастью, дучжихуй (генерал) Хань Си привел отряды монахов-воинов Юэкуна и Учэня, которые в результате тяжелого боя обратили японцев в бегство, после чего последовал приказ укрепить Шанхай.
               Из деревни приехал
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 16 августа 2021, 19:28

              Перевод абзаца сверху:

              Цитата

              В старину Шанхай не имел укреплений. В смуту года гуйчоу (1553?) округа была выжжена почти полностью. К счастью, дучжихуйши (полководец высокого ранга - при Цин ранг 2b) Хань Си (упоминается в "Мин шилу" в 1553-1554 гг.) привел монахов-воинов Юэкуна, Учэня и прочих, и яростно сражался, убитых и пленных было множество. Коротыши (зд. японцы) начали разбегаться. Правитель области тут же воспользовался случаем, обсчитал и утвердил основы, и приказал помощнику правителя (тунпань) Ли днем и ночью наблюдать за строительством [укреплений]. В течение нескольких месяцев справились [с работами], поэтому на юго-востоке зубчатые [стены оказались] особенно высоки. Воистину, именовали крепость "твердыней с металлическими стенами и рвами с кипятком на вечные времена" (Ваньши цзинтан чжи сянь).


              Упоминается Юэкун, некий Учэнь и "другие воины-монахи". Бой был упорный, было много пленных и убитых, японцы бежали.

              Все. Подробностей нет. Каким образом монах Юэкун, которого числят по Хэнаньскому Шаолиню, оказался в Цзянсу - я не знаю. Что можно вытащить из этой информации для развития темы - тоже.
                 Из деревни приехал
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 18 августа 2021, 20:41

                Обратил внимание на то, что в очень больших по объему источниках (минских и цинских шилу) слово "Шаолиньсы" (少林寺) упоминается всего 8 раз.

                В шилу за период Мин (1368-1644) всего 3 упоминания - за 1476, 1487 и 1521 гг.

                В шилу за период Цин (1636-1912, но реально больший охват - потому что начали описывать еще с деяний Нурхаци) всего 5 упоминаний - за 1644, 1739, 1750, 1775 и 1805 гг.

                С монахами-воинами ни одно не связано.

                Кроме того, слова "монахи-воины" (сэнбин 僧兵) дают картинки только японских ямабуси, а китайских и корейских монахов-воинов нет. Хотя, например, монастырь Тэвонса в Корее располагал в XIII в. вооруженными отрядами численностью в несколько тысяч человек.

                Скорее всего, такие огромные отряды - это не монахи в прямом смысле слова, а люди, принявшие какие-то первичные, минимальные обеты (формлаьно - служки или послушники), которые набирались из храмовых крестьян для защиты их владений. Монахов, которые имели высокие саны духовного посвящения, там, скорее всего, было очень немного.

                !!!ps про действия монахов-воинов есть немало в "Хэйкэ-монагатари" (Сказание о доме Тайра), который издавался на русском языке - там все первые главы, можно сказать, повествуют про бои между Тайра и монашескими отрядами (например, глава "Сожжение монастыря Киёмидзу" и т.п.).
                   Из деревни приехал
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 18 августа 2021, 23:21

                  Единственное достоверное фотоизображение "монахов-воинов" Шаолиньского монастыря:
                  Imperial

                  С датой сложности - то ли до 1923 г., то ли 1926 г. Характерно, что тут ярко продемонстрирован принцип "лучше нету каратэ, чем в кармане два ТТ" (с)

                  Много и интересно смотреть Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь.
                     АрАл
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 20 августа 2021, 09:13

                    Спойлер (раскрыть)
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      ВВетер Востока: Возрождение Эллады
                      Ветер Востока: Возрождение Эллады
                      Автор: M Mitridat1991
                      Обновление: 10 сентября 2022, 17:50
                      АГосударства Древнего Востока
                      Египет, Ассирия, Парфия, Индия и др.
                      Автор: D DraconD
                      Обновление: 26 августа 2022, 23:51
                      ИПороховые армии Западной и Центральной Европы в искусстве
                      XVI-XVII века
                      Автор: С Старый
                      Обновление: 19 августа 2022, 09:45
                      ДРимляне в Центральной Африке
                      Римские экспедиции к озеру Чад и в Западную Африку
                      Автор: H Hadrianus
                      Обновление: 08 августа 2022, 13:18
                      ЮЮниты востока
                      Юниты для восточных фракций
                      Автор: Б Бэн
                      Обновление: 24 мая 2022, 11:14
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      2022 «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · Сотрудничество · 30 сен 2022, 15:39 · Счётчики