Монголоидные племена тибето-бирманской языковой группы, именуемые с XIX века общим собирательным названием «нага», в течение длительного времени не имели развитых контактов с внешним миром, проживая в труднодоступной сильно пересеченной местности на востоке современной Индии и сопредельных районах Бирмы, называемой в англоязычных источниках Naga Hills (букв. «Холмы нагов»). Некоторые группы нагов проживают в штатах Манипур, Аруначал Прадеш и Ассам.
Постоянным внешнеполитическим партнером этих разрозненных племен, длительное время даже не имевших единого названия, было царство Ахом, образованное тайским племенем ахом на территории современного индийского штата Ассам в XIII веке . Именно ахом называли своих некоторых противников, приходивших из холмов на юго-востоке, «нага», не давая точного критерия этому весьма расплывчатому определению.
С востока племена нагов граничили с племенными объединениями бирманцев, находившимися на примерно одинаковом уровне развития с нагами. Труднодоступная местность и отсутствие оружия, способного коренным образом повлиять на ход военных действий в поросших густым лесом холмах, не позволяла правителям Ахома одержать решающую победу и покорить нагов, проживавших в укрепленных деревнях на вершинах холмов.
Со своей стороны, наги совершали постоянные набеги на сопредельные территории. Это было вызвано как экономическими причинами (отсутствие нужного количества продуктов питания и ремесленных изделий в зоне проживания племен) , так и спецификой традиционных представлений нагов – например, считалось, что все представители «не своей» деревни являлись врагами, и их можно и нужно убивать. Это вело к тому, что все деревни нагов находились в состоянии перманентной войны друг с другом и соседями.
Считалось также, что жизненная сила человека или животного кроется в его голове, и забрать себе голову противника означало увеличение собственной жизненной силы, и возможности обзавестись многочисленным и жизнеспособным потомством.
Поэтому выступление на «войну» обязательно требовало участия магических сил – перед началом похода шаман обязательно проводил камлание и указывал воинам, где следует искать первую жертву. Женщины также должны были оказывать магическую помощь своим мужчинам – так, у племени лотха жене ушедшего в поход воина нельзя было прясть и ткать. Аналогичные обычаи были и у других племен.
Воины, участвовавшие в набегах и межплеменных войнах, должны были вернуться с отрубленной головой. Победителю татуировали грудь за участие в войне и лицо – за отрубленную голову врага. Вид татуировки зависел от того, сколько голов добыл воин . Поэтому, по воспоминаниям стариков, когда во время набега на вражескую деревню кого-то из врагов убивали, то нападающие бросались с визгом на тело и яростно оспаривали друг у друга право отсечь голову убитого, крича: «Это моя!».
При этом совершенно не имело значения, какую голову принес воин – вражеского воина, беззащитного старика или маленького ребенка. Наоборот, отрубленная голова женщины считалась даже более почетной добычей – с одной стороны, таким образом подрывалась возможность врагов к самовоспроизводству, с другой – женская голова значительно усиливала возможности воспроизводства в селении победителей.
Отрубленную голову врага с соблюдением определенных ритуалов вносили в специальный «дом черепов», где она хранилась, увеличивая тем самым магическую защиту деревни и ее благополучие. Вынос черепа из этого дома означал пренебрежение к поверженному врагу и не поощрялся традициями.
Черепа буйволов митхун, которые также считались серьезными противниками, вывешивались на стенах домов в качестве украшений. Во время некоторых ритуалов наги убивали определенное количество буйволов, стремясь как можно более чисто отрубить голову животному при помощи своего «дао», после чего дом, в котором проводили церемонию, украшался столбом, на котором вырезали количество голов митхуна, соответствующее количеству забитых таким варварским способом буйволов.
В конце XVIII в. в результате политических интриг в Ахоме правящая тайская династия была свергнута при участии воинов разных племен нагов. Восстановление на престоле Ахома прежней тайской династии произошло при содействии бирманских войск. Это заложило основы для постоянного вмешательства Бирмы в дела горных племен на своих западных рубежах.
Однако до поры до времени бирманцы не давали повода для конфликта с вооруженными силами Британской Ост-Индской компании. В 1795 г. в столицу Бирмы Амарапуру к королю Бодопайя (1782-1819) был прислан представитель Ост-Индской компании капитан Майкл Саймс для разграничения сфер влияния на востоке Бенгалии. Однако договоренности оказались весьма непрочными.
В 1817 г. бирманский король вторгся на территорию современного индийского штата Ассам и захватил ее, ликвидировав независимость государства Ахом. В течение 5 лет бирманцы правили на этих землях железной рукой, постоянно подавляя выступления покоренных народов и совершая карательные экспедиции на сопредельные территории. При этом бирманцы практически не затрагивали владения нагов, война с которыми была совершенно бесперспективна с точки зрения получения добычи, но стоила бы многих жертв.
В 1819 г. к власти пришел сын Бодопайи – Баджидо (1819-1837). Совершив очередной карательный поход в Ассам, он нанес удар территории современного индийского штата Манипур под предлогом того, что местный правитель не прислал своих представителей на коронацию Баджидо. Затем Баджидо вторгся в независимое царство Качар, правитель которого обратился к англичанам за помощью. В результате ожесточенной англо-бирманской войны, завершившейся в 1826 г., англичане выбили бирманцев из Ассама и получили возможность построить свои первые военные посты в непосредственной близости от Naga Hills.
Под протекторатом Ост-Индской компании в Ассаме, огражденном теперь от бирманских нападений, началось развитие чаеводства . Разместив в этом регионе свои военные посты, англичане получили возможность лучше изучить местную природу. В 1826 г., сразу после окончания войны с Бирмой, в Ассаме обнаружили дикорастущие чайные деревья и тут же были начаты опыты по их окультуриванию. В 1832 г. капитан Дженкинс (Jenkins) и лейтенант Пембертон (Pemberton) совершили первый поход в Нагаленд во главе отряда из 600 сипаев и 800 носильшиков. На границе с Ассамом, им пришлось вступить в сражение с нагами племени ангами. В 1833 г. с юга в Нагаленд вошла колонна лейтенанта Гордона Брауна (Gordon Brown) для открытия более удобной дороги между Ассамом и Манипуром, а в 1834 г. в Ост-Индской компании был создан специальный комитет по чаеводству.
Эти события и послужило отправной точкой для начала конфликта Ост-Индской компании с племенами нагов. В 1838 г. Ост-Индская компания лишилась монопольного права торговли со странами Дальнего Востока, а в результате действий китайского наместника провинций Хунань и Хубэй Линь Цзэсюя (林則徐, 1785-1850), конфисковавшего весь опиум в Гуанчжоу, торговые отношения с Китаем были разорваны и в 1839 г. началась 1-я Опиумная война (1839-1842). В этих условиях разведение чая в Ассаме становилось первоочередной задачей для Ост-Индской компании. Но в дело вмешались наги, совершавшие набеги на местные плантации.
В связи с этим начались ответные английские экспедиции в горы, но они приносили лишь незначительные результаты – разорив одну деревню, англичане уходили, а на плантации нападали наги из другой деревни. При этом наги считали, что появление на плантациях вооруженной охраны сильно ограничивало их права на беспрепятственную охоту за головами. Не оправдались и надежды англичан на привлечение нагов к работам на чайных плантациях.
В результате, с 1839 по 1850 год англичанами было проведено 10 карательных походов на территорию Нагаленда, три из которых окончились неудачей.
Период 1833-1840 гг. именуется в англоязычных источниках «периодом внешнего контроля», когда англичане, не имея опорных пунктов в Нагаленде, совершали периодические военные экспедиции в лесистые холмы.
Отсутствие общего руководства у нагов делало их совершенно недоговороспособными – англичане неоднократно предлагали вождям нагов взаимно определить границы владений и прекратить войну.
Но наги, имевшие совершенно иные ценности и жизненные установки, упорно не шли на договоры, считая, что англичане их обязательно обманут. В связи с этим требовалось найти хоть какой-то рычаг влияния на вождей нагов. В связи с этим приезд в Ассам баптистского миссионера Майлза Бронсона (Miles Bronson, 1823-1883) оказался для англичан той самой возможностью войти в неформальный контакт с упрямыми горцами, хотя представители администрации прекрасно понимали, что это довольно длительный процесс – так, Дженкинс писал секретарю правительства Индии Т.Х. Мэддоку:
Цитата
… Я полагаю, что благодаря надлежащему сотрудничеству с этим джентльменом (преп. Майлзом Бронсоном) и поощрению нагов к выращиванию сельхозпродуктов на своих холмах и чая, в частности, нам может потребоваться долгое время, чтобы цивилизация (иными словами – подчинение и покорение путем обращения и обольщения), значительно распространилась среди этих нагов, и наше господство постепенно распространилось среди холмов, без чего, а также последовательного подавления постоянных распрей между племенами, представляется мало надежды достичь больших изменений в нравах населения, или же получить в наше пользование значительные природные ресурсы с возвышенностей этой горной страны.
В начале 1839 г. Бронсон начал проповедь среди нагов племени нокте в Намсанге . Однако первая проповедь христианства прекратилась очень быстро – в тяжелом климате, без надлежащей врачебной помощи, в 1840 г. умерла сестра Бронсона Рода, работавшая вместе с ним, и миссионер покинул земли нагов. Однако за это время он успел подготовить некоторые лингвистические материалы по языку племени нокте, и подготовил катехизис на языке нокте.
В результате деятельности миссионеров, работавших в сопредельных Манипуре и Ассаме, в 1847 г. в ассамском Сивасагаре произошел первый случай крещения нага по имени Хуби . Однако он умер от холеры всего через месяц после крещения.
В том же 1847 г. католический миссионер из Дакки брат Фрейсенон (Fr. Freycenon) посетил окраину Нагаленда и встретился там с представителями разных племен (предположительно, племенами зелянг). По его мнению, наги оказались вполне дружелюбны и выказывали склонность к католицизму.
Период с 1847 по 1850 годы в истории отношений британской Ост-Индской компании с нагами называется «периодом контроля изнутри». В это время Ост-Индская компания пыталась активно вмешиваться в дела нагов, пытаясь строить посты среди холмов и вмешиваясь в распри между вождями.
В 1846 г. был основан пост Самагутинг (Samaguting) на границе с землями нагов племени ангами, которым командовал офицер Ассамской полиции Дарогха Бхогчанд (Darogha Bhogchand, ?-1849). Затем в 1849 г. были основаны посты Мезома (Mezoma) и Кохима (Kohima), но эта политика не принесла серьезных результатов, хотя и привела к большим материальным затратам . Поэтому через 3 года практика строительства военных постов была прекращена.
В декабре 1850 г. в результате экспедиции подполковника Фоке (Foquet), состоявшей из 500 сипаев и 200 полицейских при 23 орудиях была взята оставленная защитниками деревня Хонома (Khonoma), после чего был сожжен целый ряд деревень вплоть до деревни Кикрума (Kikruma). Это был наиболее дальний поход англо-индийских сил в Холмы нагов. В результате похода озлобление нагов против захватчиков возросло и в ответ англичане приказали уничтожать все деревни нагов, которые они могли захватить. Не избежала этой участи и деревня Кохима, около которой англичане возвели свой пост.
Вплоть до 1851 г. новых случаев крещений не было. Тяжелые потери, которые понесли обе стороны в ходе экспедиции майора Дженкина в Кохима для освобождения захваченного ангами лейтенанта Винсента, заставили англичан на время отказаться от политики вмешательства в дела нагов, ограничившись охраной своих владений.
По совету опытного пограничного офицера майора Джона Батлера генерал-губернатор Дальхузи (Dalhousie) принял решение вывести войска из Нагаленда. В 1851 г. англичане покинули Самагутинг.
Но охрана границы была усилена. Экспедиции вглубь холмов не проводились, но племена нагов не допускались на приграничные рынки, что сильно ударило по экономике нагов. Но на предложения об установлении регулярных отношений на договорной основе наги продолжали отвечать отказом.
На 1851 г. приходится второе крещение среди нагов – наг племени ао по имени Лонгджанглепзук (Longjanglepzuk) из селения Мерангконг (Merangkong) принял крещение в том же Сивасагаре. После крещения он жил в Ассаме, но в 1853 г. погиб при нападении на его селение, куда он приехал погостить, нагов из другого племени.
В 1857 г. наги совершили 22 нападения на английские владения. Всего за период английского невмешательства наги совершили около 40 зарегистрированных нападений на погранпосты и деревни, убив более 300 крестьян и полицейских, и уведя в плен более 100 человек.
В 1858 г., после подавления основных очагов восстания сипаев (1857-1859), власть Ост-Индской компании в Индии была ликвидирована и колонии были переданы под непосредственное управление британского правительства (т.н. British Raj). Со временем были пересмотрены и некоторые принципы политики Ост-Индской компании. Так, невмешательство в дела нагов продолжалось до 1865 г. Наги принимали отсутствие ответных рейдов англо-индийских войск за признак слабости англичан и совершали свои нападения на равнинные поселения. Участившиеся случаи нападений нагов с целью получить добычу вынудили английское правительство отказаться от политики невмешательства. Была принята новая стратегия – т.н. «политика продвижения вперед». Конечной целью было установление полного английского контроля за территорией Нагаленда. В 1866 г. было учреждено административное подразделение – «район Холмов нагов» (Naga Hills District), центром которого стал пост Самагутинг, переименованный в Чумукедима (Chumukedima), а лейтенант Грегори (Gregory) – первым заместителем комиссара района (1st Deputy Commissioner). В первые же недели службы в новой должности Грегори сумел перехватить и уничтожить 2 группы нагов, шедших в набег на английскую территорию.
Нагов планировали сначала покорить военным путем, а затем включить в общую систему колониальных владений в Индии, привив им начала европейского обучения, познакомив с медициной и другими благами цивилизации. Для улучшения доступности внутренних районов Нагаленда строились дороги.
Важную роль в реализации этой политики должны были сыграть христианские миссионеры и школы, в которых молодежи должны были прививаться новые жизненные установки.
В результате были приняты очень важные решения административного характера – так, территория нагов была разделена на 3 сектора:
- Сектор под прямым управлением английской администрации. В качестве знака признания власти английской администрации наги, проживавшие в этом секторе, платили налог на жилье в обмен на защиту со стороны англо-индийских войск от нападений других племен нагов.
- Сектор под политическим контролем английской администрации. Согласно принятому плану, военно-политическое вмешательство в дела нагов, проживавших в этом секторе, могло быть вызвано в случае необходимости, но ни англичане не обещали защиты местному населению, ни наги не платили никаких налогов.
- Сектор вне политического контроля английской администрации – дела нагов этого сектора никак не касались английской администрации. Наиболее непримиримо английская администрация была настроена к нагам племени ангами, которые считались наиболее опасным противником, совершенно не способным к выстраиванию правильных отношений.
Новый подход довольно быстро привел к улучшению ситуации – хотя нападения нагов и продолжались, они уже не достигали такого размаха. Количество убитых и уведенных в плен английских подданных резко сократилось.
К тому же в 1871 г. христианин-евангелист из Сивасагара по имени Годхула Бабу (Godhula Babu, тж. Rufus Brown, 1845-1912) начал систематическую работу среди нагов, проживавших в Ассаме. В октябре 1871 г. им был окрещен некий Супонгмерен (Supongmeren) из селения Молунгкимонг (Molungkimong).
После этого началось гораздо более масштабное обращение нагов в христианство. Так, 24 человека из числа молодежи нагов селения Молунгимчен (Molungyimchen) были им окрещены уже к декабрю 1872 г. Вскоре к нему присоединился американский миссионер Эдвард У. Кларк (Edward W. Clark). Чтобы обеспечить безопасность Кларка, вожди Молунгкимонга выслали 60 воинов в качестве эскорта. 22 декабря 1872 г. он окрестил 15 молодых нагов у деревенского колодца, на что дали согласие вожди племени.
В 1874 г. Ассам окончательно превратился в провинцию Британской Индии и район селения Кохима оказался в зоне политического контроля англичан. Агентом в этом районе являлся капитан Дж. Батлер (J. Butler). С 1875 г., пользуясь сложившейся обстановкой на рубежах Нагаленда, англичане предприняли ряд топографических экспедиций в населенные нагами местности, но зачастую эти экспедиции несли серьезные потери, многие солдаты были обезглавлены, а их оружие – захвачено нагами.
В 1875 г. в Нагаленд была направлена карательная экспедиция под командованием полковника Дж. М. Наттола (Colonel J. M. Nuttall CB) из 44-го Бенгальского полка туземной пехоты (гуркхи). Полковник возглавил отряд из 308 гуркхских солдат и взял штурмом несколько заподозренных в нападениях поселений нагов. На развалинах были обнаружены личные вещи и оружие погибших во время топографических экспедиций военнослужащих.
С 1876 г. Кларк начал работать в Молунгимчене (ныне Хаймонг – Haimong), а затем – в новом поселении нагов – Молунгджинсен (Molungjinsen). Вскоре была основана первая баптистская церковь в Нагаленде.
Однако те племена нагов, которые остались верны традиционным верованиям, продолжили нападения на территории, подконтрольные английскому правительству. В том же 1876 г., когда среди нагов начал работу Эдвард У. Кларк, погиб капитан Батлер во время топографической съемки района проживания племени лотха. Воин из селения Пангти напал на него из засады и заколол копьем. За это сопровождавшие капитана солдаты уничтожили деревни нагов, причастные к организации засады, в которой был убит капитан.
В 1877 г. наги совершили рейд в пределы бывшего царства Качар, уже много лет находившегося под управлением англичан. В ответ была выслана карательная экспедиция под командованием капитана У. Брайдона (W. Brydon) из 42-го полка туземной пехоты. Силы экспедиции составляли 210 сипаев и 50 полицейских. В районе Мезома наги вступили в бой с карателями. Вскоре к нагам из Мезома подошли на помощь наги из Хонома и Джоцома. Брайдон запросил помощи, т.к. наги, пользуясь знанием местности, смогли выйти ему в тыл и постоянно атаковали. Окопавшись у селения Мезома, Брайдон перешел к обороне. Бригадный генерал Дж. Л. Нэйшн (Brigadier-General J. L. Nation), в то время командовавший Восточный Пограничным районом, выслал из Шиллонга (Shillong) на помощь Брайдону 100 солдат 43-го полка туземной пехоты под командованием лейтенанта Мак-Грегора (MacGregor) из 44-го полка туземной пехоты.
После того, как Брайдон получил подкрепления, наги из селений Хонома и Джоцома вступили в переговоры, надеясь избежать участи нагов Мезома, лишившихся всех своих запасов продовольствия. Со стороны англичан переговоры вел политический представитель, капитан Карнеги (Carnegy), но вскоре он был застрелен по ошибке собственным часовым, когда находился за пределами укреплений Мезома. Его заменил помощник политического представителя, капитан Уильямсон (Williamson), прибывший с подкреплениями. Не зная местных условий, он совершил ряд политических ошибок, что привело к тому, что воины из Хонома и Джоцома смогли покинуть поле битвы безнаказанными и никем не преследуемыми.
В результате отряд Брайдона отступил в Чумукедима, а наги сочли, что с англичанами следует говорить только с позиций силы.
Проанализировав ситуацию, британские администраторы пришли к выводу, что административный центр района Холмов нагов в Чумукедима оказался расположенным слишком далеко от мест основных нападений. Поэтому в 1878 г. было принято решение перенести административный центр района в селение Кохима, где был размещен гарнизон из 158 солдат под командованием капитана Д.Дж. Рейда (D.G. Reid) из 43-го полка туземной пехоты. Политическим агентом был назначен Гибон Генри Дамант (Guybon Henry Damant, 1846-1879), начальником полиции Каули (Cawley). В Кохима также проживали 240 мирных жителей, в т.ч. жен и детей военных и чиновников.
В районе было неспокойно. Контрабандисты поставляли огнестрельное оружие нагам, о чем Даманта извещали дружественно настроенные вожди «мирных» селений.
13 октября 1879 г. Дамант направился к селению Хонома (Khonoma) с целью поиска контрабандного огнестрельного оружия и 14 октября попытался войти в селение в сопровождении 65 полицейских и 21 сипая из 43-го полка туземной пехоты.
Будучи уверен в том, что престиж английского оружия достаточно высок для того, чтобы обеспечить его безопасность, Дамант не предпринял мер предосторожности, но подвергся внезапному нападению при входе в селение и был убит. Вместе с ним погибли его слуги, 25 полицейских и 10 сипаев, 19 человек были ранены, весь багаж отряда был захвачен нагами. Головы убитых были помещены в «дом черепов».
Бежавшие с места боя остатки отряда Даманта прибыли в Кохима. Командир гарнизона был тяжело болен, и практически не принимал участия ни в подготовке к обороне, ни в последовавших боях за Кохима. Гражданская полиция была сильно деморализована, хотя фактически обороной пришлось командовать начальнику гражданской полиции Каули при помощи младших офицеров сипаев. Помимо гарнизона, обеспеченного продовольствием на месяц, в форте укрылось 240 мирных жителей, которые имели всего 125 кг. риса. После того, как в Кохима прорвались остатки отряда Даманта положение с продовольствием стало критическим. Каули запросил помощь. С письмами были посланы двое новообращенных христиан, которые спрятали депеши в свои прически. Каждому было обещано по 200 рупий за выполнение задания.
16 октября объединенные отряды нагов, насчитывавшие, по английским данным, до 6000 человек, стали штурмовать Кохима. Англичане сумели сократить линию обороны, оставив некоторые внешние укрепления, для повышения плотности огня. Но это позволило нагам подойти близко к укреплениям и даже обойти его сверху, после чего начались обстрелы всей внутренней части форта – к удивлению англичан, не менее 500 нагов были вооружены огнестрельным оружием.
Передвижение по форту было крайне опасно, женщины, дети, больные и раненные постоянно находились внутри большого сарая, который наги неоднократно пытались поджечь. Выйти за водой к двум небольшим источникам, находившимся на территории форта, было очень опасно. В таком положении дела оставались до 19 октября, когда подошло подкрепление из Вокха – 43 сипая и 22 полисмена под командованием внештатного политического агента Х. М. Хайнде (H. M. Hinde). Воспользовавшись помощью дружественных нагов, подкрепление ночью вошло в форт без потерь.
Наги продолжали атаковать, постепенно продвигаясь к стенам форта. Лишь 45 сипаев могли одновременно стрелять по атакующим – остальные были заняты борьбой с пожарами, которые постоянно вспыхивали внутри укрепления. Осадные сооружения нагов придвинулись на расстояние всего 35 м. от стен Кохима, все осажденные получали лишь ¼ от обычного рациона, воды не хватало. Каули был готов вступить в переговоры на условиях свободного пропуска гарнизона и мирного населения в Чумукедима, но остальные офицеры не доверяли нагам.
Отчаянное сражение продолжалось до 11 часов утра 24 октября 1879 г., когда наги прекратили огонь и отступили. Оказалось, что до них дошли сведения, что политический агент в Манипуре подполковник Дж. Джонстон (J. Johnstone) подходит к осажденному форту с колонной из 2000 вновь набранных рекрутов из Манипура, 50 полицейских и 35 сипаев. 26 октября колонна Джонстона вошла в Кохима.
Джонстон перестроил укрепления форта, уничтожил осадные работы нагов и потребовал от противника немедленно вернуть голову Даманта для погребения. Наги ответили, что тело уничтожено, но голову все же прислали. Останки Даманта были торжественно погребены, после чего Джонстон приказал готовиться к немедленному выступлению на Хонома, но из стратегических соображений ему было предписано остаться на месте для обороны Кохима. За успешную деблокаду Кохима Джонстон был произведен в полковники.
Убийство Даманта и нападение на Кохима переполнили чашу терпения английского правительства. В район Хонома были направлены крупные экспедиционные силы (Naga Expeditionary Force) в составе:
- 44-го Бенгальского полка туземной пехоты (гуркхи) под командованием бригадного генерала Л. Дж. Нэйшна, по совместительству командовавшего всеми экспедиционными войсками,
- 43-го Бенгальского полка туземной пехоты (гуркхи) под командованием майора Эванса (Major Evans),
- 42-го Бенгальского полка туземной пехоты (гуркхи) под командованием полковника Наттола,
- и приданной им ракетной части под командованием лейтенанта артиллерии А. Мансела (A. Mansel) и лейтенанта Э. Робана (E. Roban) из корпуса Королевских Инженеров.
Общая численность войск, накапливавшихся в селении Пипхима (Piphima), составила 1135 человек с современным вооружением – 2 7-фунтовых горных орудия и 100 9-фунтовых ракет Конгрейва. Кроме того, в подчинении генерала Нэйшна были ополченцы из Манипура и местных дружественных племен. Было принято следующее политическое решение:
Цитата
Хонома следует полностью уничтожить и запретить восстанавливать. Зачинщиков убийства Даманта взять в плен и казнить. Все прочие деревни, заподозренные в участии в восстании, покорить и полностью разоружить в отношении огнестрельного оружия. Условия капитуляции должны включать выплату значительных штрафов в виде зерна и номинальные выплаты в деньгах, вместе с предоставлением рабочей силы. Уничтожение стен и укреплений деревень остаются на усмотрение полковника Джонстона.
Карательная экспедиция началась с выдвижения 14 ноября частей Наттола к селению Секума (Secuma). Наги не стали оборонять деревню и англо-индийским войскам достались лишь брошенные строения. Наттол разместился в деревне и тут же подвергся нападению скрывавшихся в джунглях нагов. Бой продолжался до подхода основных сил Нэйшна на следующий день – увидев численное и качественное превосходство противника, наги ретировались.
16 ноября майор Эванс атаковал и уничтожил селение Сепхема (Sephema). В Секума войска создали временную базу и дождались прибытия артиллерии, которую тащили кули из Манипура под охраной сипаев 44-го полка и наблюдением 3 английских артиллеристов. Ракеты перевозились на слоне, который ухитрился сорваться с горной тропы. Боезапас остался цел, но результаты сильного сотрясения впоследствии сильно сказались на точности ракетной стрельбы.
22 ноября войска выступили в поход на Хонома. Наги успели серьезно подготовиться к отражению противника – вдоль всей узкой тропы были выстроены укрепления, горные террасы перегорожены стенами, сложенными из камней, с бойницами для ружей, а все открытые участки были усеяны кольями, препятствующими продвижению атакующих. В наиболее опасных местах были подготовлены груды камней для сбрасывания на солдат.
Атака Хонома началась в 6 часов утра 22 ноября 1879 г. с северной стороны гряды. Артиллерия и ракеты позволили уничтожить передовые укрепления нагов. Затем огонь был перенесен на само селение. Нэйшн лично возглавил открытый штурм гряды. В его колонне шли подразделения майора С. Р. Кока (C. R. Cock), капитана Уолкера (Walker), майора Джонстона и лейтенанта Рабана. Отвлекающий удар на правом фланге возглавил лейтенант Р. К. Риджуэй (R. K. Ridgeway) и лейтенант Х. Х. Форбс (H. H. Forbes).
Однако атака захлебнулась – укрепления нагов оказались достаточно серьезными, а мощь артиллерии – слишком слаба. К тому же, снова к великому удивлению англичан, у нагов оказалось много огнестрельного оружия. Полковник Наттол был ранен, майор Кок скончался от многочисленных ранений, потери понесли и офицеры сипаев.
Колонна лейтенанта Риджуэя смогла прорваться к воротам деревни и раскрыть их, но в этот момент лейтенант получил тяжелую рану в плечо, а лейтенант Форбс убит. Риджуэй остался в строю и командовал боем у ворот до тех пор, пока те солдаты, которые вошли в деревню и уцелели в последовавшей схватке, не вышли обратно и не начали отступление. За этот подвиг лейтенант Риджуэй получил крест Виктории (Victoria Cross).
В результате тяжелого боя в англо-индийских войсках погибло 3 офицера, 44 сипая было убито и ранено. Потери нагов оценивались как вдвое большие. К вечеру Нэйшн приказал закрепиться на достигнутых рубежах и готовиться к возобновлению штурма на следующее утро.
Наученный горьким опытом, Нэйшн послал утром разведку, которая доложила, что селение покинуто и нага отступили. Выяснилось, что воины и мирные жители ушли вверх по склону хребта Чака в местность, именуемую Джафо (Jafuo), где были возведены мощные укрепления и приготовлены убежища для людей и скота.
Оказалось, что путь к Джафо в течение дня 22 ноября был блокирован сипаями 43 и 44 полков, которые даже отбили несколько попыток прорыва, но к вечеру эти заставы были сняты (в некоторых английских источниках утверждается, что это произошло в результате неправильного понимания приказа генерала Нэйшна закрепиться на достигнутых рубежах) и нага смогли беспрепятственно отступить на заранее подготовленные позиции.
В результате Нэйшн закрепился в Хонома и приступил к планомерной осаде Джафо. Наги постоянно делали небольшие вылазки, которые легко отражались сипаями. Одновременно шли карательные экспедиции против деревень, поддержавших Хонома.
Осада затягивалась. Наги нашли обходные пути и в январе 1880 г. 55 воинов (7 из них имели огнестрельное оружие) вышли из своих укреплений, просочились сквозь позиции сипаев и напали на чайную плантацию Балдхан в Манипуре. В результате налета управляющий плантацией Блит (Blyth) и 16 рабочих погибли, все постройки были сожжены. Наги ушли к себе в Джафо со всеми кровавыми трофеями, а среди гражданского населения Манипура возникла паника. Нэйшн попытался вновь взять штурмом укрепления нагов, но в результате 2 сипая погибли, а еще 6 получили ранения.
Англо-индийцы усилили блокаду и перекрыли все возможные пути для вылазок. К марту 1880 г. наги в Джафо страдали от голода. Одновременно Нэйшн начал готовить новый штурм. В результате 23 марта 1880 г. лидеры нагов ангами, укрывшихся в Джафо, капитулировали.
Хонома была разрушена, уцелевшие жители обложены контрибуцией и разоружены. Выполняя принятое решение, англичане расселили их среди лояльных племен, хотя впоследствии им и было разрешено вернуться на прежнее место обитания.
Остальные деревни нагов племени ангами, бывших наиболее непримиримыми противниками англичан, сдались одна за другой, после чего стали сдаваться и селения других племен.
В 1885 г. капитулировало племя лотха, в селении Вокха (Wokha) был размещен постоянный английский гарнизон во главе с офицером.
В 1889 г. на милость англичан сдалось племя ао, после чего англичане разместили свой гарнизон в Мококчунге (Mokokchung). За ними последовали наги, проживавшие в районах Зунхебото (Zunheboto) и Пхек (Phek), однако англичане не стали размещать там свои гарнизоны, а только поставили их под свой политический контроль.
Дальнейшая экспансия в Нагаленд была приостановлена и т.н. транс-Дикханские племена восточных нагов, среди которых крупнейшим было племя коньяк, оставались вне зоны политического контроля англичан вплоть до обретения Индией независимости.
Военная активность нагов резко сократилась – теперь имели место преимущественно междоусобные войны на территориях, оставшихся вне зоны английского контроля. Они отличались совершенной бессмысленностью и небольшим размахом – обычно отряды воинов не превышали нескольких десятков человек, зачастую это были походы маленьких групп воинов с целью добыть необходимые им для социализации головы. В результате чаще гибли мирные жители других деревень – женщины, работавшие на полях, дети, пасшие скот и носившие воду.
Однако в целом ситуация была поставлена под контроль. К 1906 г. возрожденная Хонома вновь была разрушена отрядом англо-индийских войск, но столь масштабных военных действий уже не последовало.
Постепенно отмирала и практика охоты за головами – в 1880-х она прекратилась у племен лотха и ренгма, а среди основной части ангами и ао – к 1905 г. В 1909 г. зарегистрированы последние случаи охоты за головами у племени семас. Однако в более отдаленных районах головы отрубали и позже – например, сангатам продолжали ходить в походы с целью добычи голов еще в 1947 г., а племена коньяк и хемумган «отличились» уже в 1962,
1963 и 1969 годах.
Во время Первой Мировой войны (1914-1918) из числа нагов был даже набран вспомогательный батальон, который был направлен для выполнения работ в прифронтовой полосе во Франции.
Но в целом наги долгое время сопротивлялись христианизации – несмотря на несомненные преимущества цивилизации, они видели в христианстве символ подчинения колониальным властям.
Вождь нагов племени ангами, происходящий из деревни Хонома, Запу Пхизо (Zapu Phizo, 1904-1990), сопротивлялся англичанам по мере сил и в 1942-1945 годах поддерживал прояпонское «правительство Свободной Индии», сражаясь на стороне «армии Свободной Индии» в битве при Кохима 4 апреля – 22 июня 1944 г.
Однако далеко не все племена нагов поддержали свободу, которую несли на своих штыках японцы и их индийские союзники. Многие наги вступили в антияпонское ополчение и принесли большую пользу англо-индийским войскам во время боев в горной местности. Большие потери, понесенные обеими сторонами, довольно сильно воздействовали на воображение нагов – замкнутым в своем мирке племенам стало понятно, что возможна и другая война, страшная и беспощадная, где никто не ставит целью захватить голову врага. К тому же среди самих нагов под влиянием христианской пропаганды и постоянного наблюдения за образом жизни англо-индийцев набирала силу мысль о необходимости прекратить междоусобные войны. Наблюдалась явная усталость от стресса перманентной войны всех против всех.
14 августа 1947 г., за день до провозглашения независимости Индии, Запу Пхизо провозгласил независимость Нагаленда. В 1954 г. при содействии вождей нагов из неподконтрольной властям области Тюенгсанг Запу Пхизо провозгласил создание Народной Независимой Республики Свободный Нагаленд.
В дальнейшем, осознав, что независимость Индии означает для нагов быструю ассимиляцию многочисленными и более развитыми в культурном и экономическом отношении индуистами, Запу Пхизо внезапно «сменил фронт» и выступил за принятие христианства, как знак особой самоидентификации племен нагов. Это вызвало серьезный конфликт между лидерами нагов. В результате конфликта в январе 1956 г. Запу Пхизо убил Т. Сакхрие (T. Sakhrie), секретаря Национального Совета Нагов (NNC) и бежал в Англию, где и умер в 1990 г. В том же 1956 г. начался вооруженный наго-индийский конфликт, в результате которого вновь был разрушен один из главных центров сопротивления нагов – деревня Хонома.
Однако эти драматические события послужили отправной точкой для перелома в сознании основных масс населения – христианство перестало восприниматься как чуждая и враждебная религия.
Наоборот, после ухода англичан христианство стало восприниматься как символ самоидентификации нагов, и обращение тех нагов, которые проживали на территориях, находившихся под прямым английским правлением, стало массовым. Многие наги переселились в города и теперь включены в общеиндийскую жизнь. Среди них появились предприниматели, дизайнеры, модели и т.п. И, несмотря на то, что война в Нагаленде продолжается до сих пор, это уже другая война – сторонники независимости Нагаленда, как правило, христиане, уже воюют не за то, чтобы обрести жизненную силу врага, отрубив ему голову, а за то, чтобы Нагаленд стал независимым государством.
Дольше других сохраняли старинные традиции (в т.ч. охоту за головами) племена, проживавшие в той части Нагаленда, которую англичане поставили вне своего контроля. Согласно современным этнографическим данным, последние войны между деревнями происходили в 1960-е годы и прекратились только к 1969 году. Поэтому в деревнях округа Мон до сих пор еще можно встретить стариков с татуированными лицами – знаком того, что эти воины не просто участвовали в войне, но даже принесли в «дом черепов» голову врага.
Несмотря на прекращение племенных войн, наги племени коньяк длительное время продолжали сопротивляться христианизации – ряд общин не воспринимал новое учение вплоть до начала 1990-х годов, пока в силе были вожди, сохранявшие традиционное воспитание. Это привело к тому, что в некоторых деревнях даже сохранились «дома черепов», которые стали объектом пристального изучения современных этнографов.
Однако в целом, на рубеже 1980-1990-х годов произошел окончательный перелом в сознании основной массы населения Нагаленда и 90,2% нагов в Нагаленде идентифицируют себя как новую нацию, исповедующую христианство. Так, старики племени коньяк утверждают, что и они устали от постоянной войны, и когда к ним в 1960-х годах пришли миссионеры и спросили, являются ли они детьми Божьими, наги радостно отвечали, что являются – ведь сыну Божьему нельзя убивать сына Божьего.
К 1950-м годам относятся и первые сведения о реальном распространении католичества среди нагов.
В декабре 1952 г. братом Маррокино (Fr. Marrocchino) был окрещен по католическому обряду первый наг племени ангами в Кохима, получивший в крещении имя Джон (John Kevipralei). К 1982 г. среди ангами насчитывалось 10100 католиков. Это привело к тому, что в 1986-1991 годах при содействии японцев в Кохима был построен католический храм, в архитектуре которого заметно влияние традиционной архитектуры племен нага.
В 1953 г. брат Боллини (Fr. Bollini) прибыл в земли нагов племени лотха и начал католическую проповедь. К 1982 г. среди лотха насчитывалось 6114 католиков. В дальнейшем католичество распространилось и среди других племен.
Длительный путь нагов к Богу завершился возникновением нового феномена – наиболее христианизированного штата в Индии. Теперь у нагов на очереди борьба за создание независимого государства Нагаллим.