По аналогии с темами
"Античные корабли" и
"Средневековые корабли" предлагаю открыть ещё одну "корабельную" тему, посвящённую Блистательной эпохе парусного кораблестроения. Её хронологические рамки охватывают период от победы европейского флота над флотом Оттоманской империи при Лепанто и до сражения при Синопе, считающегося последним крупным столкновением парусных флотов, где опять же сошлись эскадры европейской державы (России) и Турции.
Это была эпоха наивысшего развития парусного кораблестроения, когда появилась масса специализированных судов и кораблей, достигших совершенства в своём "классе".
И начнём нашу ветку с кораблей, чьи названия ласкали наш слух с раннего детства - с "золотых" галеонов и больших галер (галеасов). А затем взглянем на суда, чьи наименования воспринимаются морской экзотикой - "толстопузые" флейты, "стригущие купцов" люгера, "стремительные" шебеки и "чудные" полякры.
В течении 18 столетия окончательно оформилась достаточно чёткая классификация кораблей (преимущественно военных) по их типу и были разработаны тактические схемы их применения в бою. Именно тогда появилось разделение на линейные корабли (основная сила эскадр и главные "бойцы"), фрегаты (линия поддержки и участники дальних крейсерских операций), шлюпы и бригантины (в основном рассылочные корабли и таможня).
С приходом "Века пара", как ни странно, парусные корабли оставались в составе практически всех флотов мира, только вот их военное назначение постепенно отошло на задний план, а вперёд вышло использование таких судов на дальних грузоперевозках (что вполне объяснимо с точки зрения экономии: уголь уж слишком много места занимал в трюмах и его постоянно приходилось пополнять). Да и каботажные плавания обходились намного дешевле с парусами, чем с углём. С развитием науки и техники и с появлением более дешёвых движителей (турбин, дизелей...) парусники окончательно перешли в состав спортивных и учебных судов. Именно в таком виде они и сохранились до наших дней, продолжая "заражать" современного человека романтикой дальних странствий и приключений.
Уже в наши дни изобретатели снова возвращаются к идее использования ветра, что вызвано надвигающимся "Топливным кризисом". Только теперь паруса стали совершенно иными по своему виду (напр. т.н. "роторные движители" в виде высоких "труб"). Однако это уже совершенно иное время и другая история.