Долгое время размышлял над периодизацией, всегда хотелось уловить что-то существенное, значимое. В принятых периодизациях и в периодизации по Древнему миру И.М. Дьяконова меня не устраивала непоследовательность, произвол с выбором признаков, по которым следовало членить историю по периодам. И вот занимаясь генезисом и признаками цивилизации в качестве отступления я сформулировал такие тезисы, пытаясь быть последовательным, пытаясь избежать этой "методической ошибки". Краеугольным камнем я выбрал - появление цивилизации. Цивилизацию я постулирую в единственном числе, как феномен мировой истории. Что касается "Локальных цивилизаций", то я их отвергаю. Появление цивилизации - эмпирика, а теория локальных цивилизаций - спекуляции. Но здесь не суть это важно. От этого феномена-фундамента я и пытался отталкиваться, пытаясь быть хоть в какой-то степени быть последовательным - время подъема и упадка, время значимых эпох для последующего времени вплоть до современности.
******
Прежде чем приступить к изложению исторической периодизации, видится уместным делом охарактеризовать доисторию в глобально-цивилизационном масштабе как Ранний мир (Earl world). Если представить человеческие коллективы с подобранной системой координат, то на диаграмме получится динамичная картина. Универсализации как таковой в планетарном, общемировом значении даже на уровне схем и теорий вряд ли получится добиться – слишком разновременные процессы складывания государств и цивилизации в разных точках земного шара. Тем не менее, попробую предложить наиболее методологически последовательно выраженную схему периодизации истории человечества.
В разных уголках планеты с периодами упадка, прерывания, регресса, вызревает исторический мир, цивилизационный (во избежание излишних коннотаций, связанных со словом «цивилизованный») – Древний мир (Ancient world или Old world).
Древний мир делится на:
I. Раннюю древность (ранний Древний мир) – становление протоцивилизации в различных очагах Земного шара;
II. Высокую или зрелую древность – становление цивилизации и расширение ареала цивилизации.
Как некий шаблон такая схема подходит и для Старого и для Нового Света.
Либо в таком варианте:
I. Ранняя древность;
II. Средняя (или высокая) древность;
III. Классическая древность.
Что касается античности, то античность – сегмент Древнего мира, локально-хронологический вариант, ни о какой смене рабовладельческого строя феодально-средневековым (в таком случае, что считать «древностью» и «средневековьем» в Азии и в Америке?) не может быть и речи. Тем более, античность не следует отождествлять с 1) Римской империей как государством, особенно, с ее частью в лице западной Римской империи, 2) Древним миром и отсюда выводить сугубо локально-европейское понятие Средневековья, а так же не следует Древность связывать со Средневековьем в мировом масштабе, переносить частное на обще-мировое. Получается, Древность – общемировое явление и период, античность возникает в Эгеиде на стыке Европы и Азии в Древнем мире. К сожалению, у историков происходит понятийная эквилибристика – Древность как понятие мирового уровня сводится к локальному понятию античности, путем соединения их в точке завершения античности в «классическом варианте» в 476 г. н.э., которую в свою очередь сменяет локально-европейское явление и период – Средневековье, по умолчанию, претендующее на общемировое значение. То есть, после Древнего мира мирового масштаба возникает Средневековье мирового масштаба, которое условно охарактеризовано только по европейской части евразийского континента. Между тем, востоковеды так и не могут сойтись во мнении, что же собой представляет средневековье вне средиземноморских рамок...
Если говорить конкретнее по датам, то хронологическая шкала по древности выходит следующая. В IV тыс. до н.э., ближе к концу тысячелетия, происходит явственная социальная дифференциация в долине Нила и в Междуречье, появляется пиктография, в какой-то мере социально и политически уже организованное общество (об этом пока можно строить только предположения на основе археологических источников и скудных письменных данных, а так же на основе некоторых аналогий из антропологии). Отсутствие городских центров в Египте – вопрос, который пока еще не до конца прояснен (отчасти дело обусловлено преимущественно поиском археологов богатых гробниц, отчасти современными реалиями ландшафта, современной хозяйственной деятельностью египтян и прочим). Завершение периода происходит в середине (или в конце) III тыс. до н.э. Затем наступает второй условный период с сер. (или кон.) III тыс. до н.э. вплоть до XI в. до н.э., до т.н. «Катастрофы бронзового века» и «Темных веков». Наконец, период классической древности, широко известный по письменным источникам и к которому идейно восходят идеологии многих современных государственных образований, наций и культурных эталонов.
Средний мир (Middle world) – в данном случае пока применительно к Восточному полушарию – характеризуется упадком цивилизационных основ от Китая до Атлантического побережья Европы и Северной Африки: великим переселением народов и активизацией арабских кочевников. Данное передвижение народов примерно совпадает по времени с распространением «мировых религий» (IV – VII вв.). Если под последними понимать еще и мировые философии религиозного или квазирелигиозного значения, то следует добавить активное распространение буддизма и конфуцианства в Китае и Юго-восточной Азии (создание канона, воздвижение храмов Конфуцию), в каком-то плане, подпадает и манихейство, все они несли с собой в догосударственные общества один из столпов цивилизации – письменность.
Новый мир (New World) и глобализация – вызван промышленной революцией, дальнейшей индустриализацией, особыми экономическими отношениями, называемыми капиталистическими. Впервые меняется лицо цивилизации, носившей преимущественно аграрный характер именно в глобальном значении. Прочное и заметное место начинает занимать наука (т.н. «научно-техническая революция»), смыкаясь с промышленным производством, культурой и экономикой, к счастью или, к сожалению, с политикой в значительно меньшей степени, – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В качестве перспективы – вероятен Космический мир (Cosmic world) с межпланетными перелетами и колонизацией космического пространства.
******
Прежде чем приступить к изложению исторической периодизации, видится уместным делом охарактеризовать доисторию в глобально-цивилизационном масштабе как Ранний мир (Earl world). Если представить человеческие коллективы с подобранной системой координат, то на диаграмме получится динамичная картина. Универсализации как таковой в планетарном, общемировом значении даже на уровне схем и теорий вряд ли получится добиться – слишком разновременные процессы складывания государств и цивилизации в разных точках земного шара. Тем не менее, попробую предложить наиболее методологически последовательно выраженную схему периодизации истории человечества.
В разных уголках планеты с периодами упадка, прерывания, регресса, вызревает исторический мир, цивилизационный (во избежание излишних коннотаций, связанных со словом «цивилизованный») – Древний мир (Ancient world или Old world).
Древний мир делится на:
I. Раннюю древность (ранний Древний мир) – становление протоцивилизации в различных очагах Земного шара;
II. Высокую или зрелую древность – становление цивилизации и расширение ареала цивилизации.
Как некий шаблон такая схема подходит и для Старого и для Нового Света.
Либо в таком варианте:
I. Ранняя древность;
II. Средняя (или высокая) древность;
III. Классическая древность.
Что касается античности, то античность – сегмент Древнего мира, локально-хронологический вариант, ни о какой смене рабовладельческого строя феодально-средневековым (в таком случае, что считать «древностью» и «средневековьем» в Азии и в Америке?) не может быть и речи. Тем более, античность не следует отождествлять с 1) Римской империей как государством, особенно, с ее частью в лице западной Римской империи, 2) Древним миром и отсюда выводить сугубо локально-европейское понятие Средневековья, а так же не следует Древность связывать со Средневековьем в мировом масштабе, переносить частное на обще-мировое. Получается, Древность – общемировое явление и период, античность возникает в Эгеиде на стыке Европы и Азии в Древнем мире. К сожалению, у историков происходит понятийная эквилибристика – Древность как понятие мирового уровня сводится к локальному понятию античности, путем соединения их в точке завершения античности в «классическом варианте» в 476 г. н.э., которую в свою очередь сменяет локально-европейское явление и период – Средневековье, по умолчанию, претендующее на общемировое значение. То есть, после Древнего мира мирового масштаба возникает Средневековье мирового масштаба, которое условно охарактеризовано только по европейской части евразийского континента. Между тем, востоковеды так и не могут сойтись во мнении, что же собой представляет средневековье вне средиземноморских рамок...
Если говорить конкретнее по датам, то хронологическая шкала по древности выходит следующая. В IV тыс. до н.э., ближе к концу тысячелетия, происходит явственная социальная дифференциация в долине Нила и в Междуречье, появляется пиктография, в какой-то мере социально и политически уже организованное общество (об этом пока можно строить только предположения на основе археологических источников и скудных письменных данных, а так же на основе некоторых аналогий из антропологии). Отсутствие городских центров в Египте – вопрос, который пока еще не до конца прояснен (отчасти дело обусловлено преимущественно поиском археологов богатых гробниц, отчасти современными реалиями ландшафта, современной хозяйственной деятельностью египтян и прочим). Завершение периода происходит в середине (или в конце) III тыс. до н.э. Затем наступает второй условный период с сер. (или кон.) III тыс. до н.э. вплоть до XI в. до н.э., до т.н. «Катастрофы бронзового века» и «Темных веков». Наконец, период классической древности, широко известный по письменным источникам и к которому идейно восходят идеологии многих современных государственных образований, наций и культурных эталонов.
Средний мир (Middle world) – в данном случае пока применительно к Восточному полушарию – характеризуется упадком цивилизационных основ от Китая до Атлантического побережья Европы и Северной Африки: великим переселением народов и активизацией арабских кочевников. Данное передвижение народов примерно совпадает по времени с распространением «мировых религий» (IV – VII вв.). Если под последними понимать еще и мировые философии религиозного или квазирелигиозного значения, то следует добавить активное распространение буддизма и конфуцианства в Китае и Юго-восточной Азии (создание канона, воздвижение храмов Конфуцию), в каком-то плане, подпадает и манихейство, все они несли с собой в догосударственные общества один из столпов цивилизации – письменность.
Новый мир (New World) и глобализация – вызван промышленной революцией, дальнейшей индустриализацией, особыми экономическими отношениями, называемыми капиталистическими. Впервые меняется лицо цивилизации, носившей преимущественно аграрный характер именно в глобальном значении. Прочное и заметное место начинает занимать наука (т.н. «научно-техническая революция»), смыкаясь с промышленным производством, культурой и экономикой, к счастью или, к сожалению, с политикой в значительно меньшей степени, – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В качестве перспективы – вероятен Космический мир (Cosmic world) с межпланетными перелетами и колонизацией космического пространства.