Китай, являясь страной древней развитой культуры, создавал огромное количество произведений искусства, многие образцы которого поступали на экспорт в виде предметов роскоши, попадали в инокультурную среду в качестве посольских даров и т.д.

Гарда меча с изображением мифического чудовища киртимукха. Китай или Тибет по китайскому образцу, XV в.
Собрание MET Museum, NYC, инв. №2014.533
Во многих случаях эти предметы оставались чужеземной диковинкой, не приживались, оставались в качестве курьезов при дворах монархов или влиятельных лиц.

Интерьер усадьбы графов Шереметевых в Кусково, включающий китайские вазы как часть общего замысла.
Но порой эти предметы вдохновляли творческих людей в Европе и Азии на собственное творчество "по мотивам". Так родились различные школы живописи в странах ислама - первой сильнейшее влияние китайских живописцев испытала тебризская школа миниатюры.

Тебризская миниатюра на сюжет из "Шах-намэ" Фирдоуси "Симург несет младенца Заля".
Европейский стиль шинуазри (Chinoiserie) также возник из стремления подражать китайскому искусству, и прекрасные образцы "китайских пагод" и "китайских деревень" украшают многие столицы Старого Света.

Китайская пагода в королевском ботаническом саду Кью-гарден, Лондон.
Возникли и прямые подражания - например, в Хорасане в XIV-XVI вв. прямо копировали китайский стиль живописи, а в Дагестане наладили производство фаянса с кобальтовой росписью, довольно удачно имитируя высоко ценящийся во всем мире сине-белый фарфор. Даже знаменитая гжельская сине-белая керамика имеет в основе своей китайский сине-белый фарфор, завозившийся в Россию с XVII в.!

Гжельская декоративная ваза.
Эта тема открывается специально для того, чтобы осветить культурный феномен влияния китайского искусства на искусство разных народов мира.

Гарда меча с изображением мифического чудовища киртимукха. Китай или Тибет по китайскому образцу, XV в.
Собрание MET Museum, NYC, инв. №2014.533
Во многих случаях эти предметы оставались чужеземной диковинкой, не приживались, оставались в качестве курьезов при дворах монархов или влиятельных лиц.

Интерьер усадьбы графов Шереметевых в Кусково, включающий китайские вазы как часть общего замысла.
Но порой эти предметы вдохновляли творческих людей в Европе и Азии на собственное творчество "по мотивам". Так родились различные школы живописи в странах ислама - первой сильнейшее влияние китайских живописцев испытала тебризская школа миниатюры.

Тебризская миниатюра на сюжет из "Шах-намэ" Фирдоуси "Симург несет младенца Заля".
Европейский стиль шинуазри (Chinoiserie) также возник из стремления подражать китайскому искусству, и прекрасные образцы "китайских пагод" и "китайских деревень" украшают многие столицы Старого Света.

Китайская пагода в королевском ботаническом саду Кью-гарден, Лондон.
Возникли и прямые подражания - например, в Хорасане в XIV-XVI вв. прямо копировали китайский стиль живописи, а в Дагестане наладили производство фаянса с кобальтовой росписью, довольно удачно имитируя высоко ценящийся во всем мире сине-белый фарфор. Даже знаменитая гжельская сине-белая керамика имеет в основе своей китайский сине-белый фарфор, завозившийся в Россию с XVII в.!

Гжельская декоративная ваза.
Спойлер (раскрыть)
Эта тема открывается специально для того, чтобы осветить культурный феномен влияния китайского искусства на искусство разных народов мира.