Ода Нобунага вошел в историю Японии как несгибаемый воин, талантливый стратег, умный и коварный политик. Главной целью его жизни было "объединить всю Японию под единственным мечом" - его собственным. Однако был и другой аспект жизни полководца, которому зачастую уделялось лишь незначительное внимание - отношения Ода Нобунага и его воспитанника Мори Ранмару.
О первых годах жизни Ода Нобунага известно немного. Он родился в 1534 года в семье военного правителя даймё (daimyo) провинции Овари (Owari). После смерти отца Нобунага унаследовал его титул.
С раннего детства Ода Нобунага вел жизнь воина. Он проводил дни в военных занятиях, купался в любые холода, почти не спал, был неприхотлив в еде, лишен всякой корысти, а также был общителен и милосерден; однако никогда не оставлял никакого оскорбления без наказания. О личности полководца красноречиво говорят свидетельства европейцев посещавших Японию в середине XVI века. Португальский миссионер Луиш Фройш (Luis Frois) писал о Нобунага: "Он действовал всегда скрытно... Он почти никогда не следовал советам своих подчиненных. Презирал японских императоров и князей, ни во что не ставил ни богов, ни идолов, не верил ни в какие пророчества и суеверия. И хотя сам принадлежал к буддийской секте Нитирэн, тем не менее, считал, что нет ни Бога, ни бессмертия души, ни потусторонней жизни".
Мечтой Ода Нобунага было объединить разрозненную Японию и создать сильное государство. Достичь этого, можно было лишь победив могущественных соперников. За двадцать пять лет интриг, походов и сражений даймё провинции Овари сумел реализовать свои амбиции и стать одним из самых влиятельных людей Японии. В 1582 году низложив сёгуна Нобунага становится верховным владыкой 60 провинций страны. Получив власть, он приказал выгравировать на своей личной печати "Империей правит сила".
Однако для японцев Ода Нобунага известен не только, как суровый воин и выдающийся полководец. Важное место в японской культуре занимают отношения Нобунага со своим воспитанником - Мори Ранмару (Mori Ranmaru).
Мори Ранмару, родился в провинции Мино. Его отец - Мори Йесинари был вассалом клана Ода. Нобунага впервые увидел Ранмару, когда тому исполнилось 6 лет. Красивый и способный мальчик сразу привлек внимание могущественного полководца. Так как отец и братья Ранмару погибли на войне, его мать, собираясь уйти в монастырь, просила Нобунага позаботиться о ее сыне. Так Ранмару стал воспитанником, а впоследствии и возлюбленным (o-kosho) Нобунага.
Следует отметить, что также как рыцари Западной Европы имели "даму сердца", отважные воины средневековой Японии выбирали себе юношей-воспитанников, отношения с которыми были зачастую далеко не платоническими. Причем, однополая любовь между самураями не считались чем-то из ряда вон выходящим - наоборот, ее даже считали одним из важных элементов сюдо - (shudo, яп. - путь юноши) воспитания мальчика. Гомосексуальные отношения считались полезными для мальчиков, самураи полагали, что они: "учат добродетели, честности и восприятию красоты" в то время как любовь к женщинам - "ослабляет воинский дух". Таким образом, взрослый самурай являлся воспитателем взятого под покровительство юноши и нес ответственность за должное образование своего "крестника". Этой практике следовали практически все самураи - от простого вассала до самого сегуна.
Как правило, сюдо начиналось в раннем возрасте, и заканчивалось когда воспитаннику исполнялось восемнадцать-девятнадцать лет. Сюдо являлось важной ступенью к взрослой жизни и успешной карьере.
Блестящая карьера ожидала и Мори Ранмару - в шестнадцать лет он стал адъютантом Ода Нобунага, к тридцати годам вполне мог стать одним из военачальников его армии. Однако этому не суждено было сбыться. 2 июня 1582 года, готовясь к походу в Китай, Ода Нобунага остановился на ночлег в храме Хоннодзи, что в Киото. Узнав об этом, один из его военачальников - Акэти Мицухидэ (Akechi Mitsuhide), испытывавший к Нобунага давнюю неприязнь, привел свой отряд в Киото и неожиданно атаковал резиденцию своего покровителя. В ходе штурма храма Мори Ранмару был тяжело ранен. Получив отпор, воины Акэти Мицухидэ подожгли храм. Осознав безнадежность положения, Нобунага и Ранмару покончили жизнь самоубийством - совершили сэппуку.
Трагический конец Ода Нобунага и Мори Ранмару создал романтический ореол вокруг их отношений. Имя Ранмару стало нарицательным - в Японии оно несет тот же смысл, что и имя Адонис в западной культуре.
Такеда Харунобу Синген родился в 1521 году. Синген ? это буддийское имя, взято Харинобу в 1551 году, когда он постригся в монахи. В возрасте 15 лет в 1536 году он принял боевое крещение в ходе кампании, когда его отец Нобутора атаковал некого Хирагу Генсина в районе крепости Уминокучи. Такеда Нобутора располагал 8000 воинами. Ему приходилось действовать в условиях сильного снегопада. Нобутора уже был готов отказаться от штурма, но его сын принял командование на себя, вывел войска и взял замок штурмом.
Этот случай показал, что Синген превосходит своего отца в военном отношении. Это вызвало неудовольствие у Такеды-старшего. Между отцом и сыном вспыхнула ссора, которая закончилась тем, что 7 июля 1541 года Такеда Харунобу низложил своего родителя и захватил военный контроль над Каи. Вассалы клана легко признали нового сеньора и быстро составили армию, когда соседние даймё поспешили напасть на клан, думая о том, что переход власти неизбежно ослабит его. Уже через пять дней вражеская армия глубоко вторглась в Каи, но Харунобу уже успел собрать 5000 воинов, к которым для пущей многочисленности прибавил столько же ополченцев.
Личная жизнь Такеды Сингена была не менее яркая, чем его военная карьера. У него было две главные жены и три официальные наложницы, а также около 30 любовниц. На сохранившихся портретах Синген изображен как мужчина крепкого телосложения, с решительным взглядом и пышными бакенбардами. Такеда Синген также известен своим способом управлять провинцией. Каи он управлял из Кофу, позднее переименованного в Фучу. Но его ставка в Кофу не была замком. Синген жил в усадьбе (ясики), называвшейся Цуцудзигасаки. Усадьба представляла собой на плане прямоугольник и была защищена только затопляемым рвом. Эта слабость укреплений показывала, что Синген вполне надеется на собственную армию и не нуждается в каменных стенах.
В целом Синген являет собой пример классического дай-мё периода Сенгоку. Он был умелый полководец, хороший управленец, талантливый политик и щедрый покровитель искусств. При этом он отличался беспощадностью, не колеблясь казнил врагов, жег деревни. Его кампании под Кавана-кадзимой ознаменовались эффективным использованием конницы при Микатага-Хара в 1572 году.
Из пяти сражений, проведенных при Каванакадзиме, наиболее ожесточенным и кровопролитным было четвертое, имевшее место в 1561 году. Синген надеялся захватить Кенсина врасплох, внезапно среди ночи форсировав реку Чикумагава. В действительности, Кенсин перехитрил Сингена и нанес тому неожиданный удар. В ходе боя дело дошло до поединка между двумя полководцами.
Фактически, это уже был конец старой самурайской традиции. Сражение при Каванакадзиме в долгосрочном плане не выявили победителя. В государстве зарождались новые центры объединения. Складывались новые условия.
Третье поколения новых Ходзе представлял Ходзё Удзиясу. Он считается наиболее искусным из пяти представителей клана Ходзё. Когда Уэсуги Томосада узнал о смерти Удзицуны он попытался отбить замок Эдо. В 1545 году Томосада заключил союз с Асикагой Харуудзи и выступил к замку Кавагоэ, который удерживал брат Удзиясу Ходзёе Цунанари. Гарнизон Цунанари насчитывал всего около 3000 человек, тогда как ему приходилось действовать против 85-тысячной армии. Ходзё Удзиясу выступил на помощь, имея 8000 человек. При этом он выслал вперед гонцов, которые должны были предупредить брата о том, что помощь близка. Так как армия Удзинасу также была крохотной по сравнению с войском противника, тот решил провести ночную атаку. План сработал превосходно и, несмотря на восьмикратное численное превосходство противника, Ходзё победил. Союз его противников распался, позиции Ходзё в провинции Канто резко укрепились. Ходзё Удзиясу также участвовал в осаде Одавары в 1560 году, а также в осаде замка Эдо в 1563 году. Он также вел активную политическую борьбу, заключая выгодные браки и привлекая на свою сторону различных даймё. Удзиясу поднял власть клана Одавара Ходзё на невиданную высоту. Он умер в 1570 году в результате продолжительной болезни, оставив после себя семерых сыновей.
Мори Мотонари был даймё, чьи владения лежали в районе Внутреннего моря. Он сумел выдвинуть свой клан, главным образом за счет семейства Оучи, вассалом которого он был. Уставший от войны Оучи Ёситака все больше и больше упускал из рук дела, пока в конечном итоге его не сверг собственный вассал Суэ Харуката. Мори Мотонари, в свою очередь, сумел одолеть Суэ Харукату.
Суэ Харуката укрепился на священном острове Миядзима, стоявшем среди Внутреннего моря. Воспользовавшись штормом, в 1555 году Мори высадил на острове неожиданный десант. Мори Мотонари и два его сына ? Мори Такамото и Киккава Мотохару ? обогнули морем северную оконечность острова и высадились на берег в тылу позиций Суэ. В это самое время третий сын Мори Кобаякава Такакагэ крейсировал прямо перед замком Суэ, отвлекая внимание на себя. На рассвете начался штурм сразу с двух направлений. Кобаякава Такакагэ высадился перед замком, а Мори Мотонари ударил с тыла. Мотонари сумел скоординировать оба наступления, благодаря чему добился решительной победы. В результате позиции Мори стали необычайно сильны. В 1557 году он занял Ямагучи, а вскоре профинансировал церемонию коронации императора Огимачи. Мотонари умер в 1571 году, имея в своих руках десять провинций.
Симадзу Такахисе пришлось действовать в переходный период. На протяжении столетий старинная фамилия Симадзу держалась в стороне от политической жизни Японии, занимаясь только своими частными вопросами. Это было возможно благодаря географическому положению владений клана Симадзу. Они имели три провинции ? Сацума, Осуми и Хиуга ? лежавшие на юге Кюсю. Но все коренным образом изменилось в XV веке. В 1543 году несколько португальских кораблей выбросило на остров Танегасима в пределах владений Симадзу. Португальцы продали Симдзу аркебузы. По-видимому, это были первые аркебузы на территории Японии. В течение буквально нескольких месяцев, японские мастера сумели наладить выпуск собственных аркебуз. В 1549 году Симадзу Такахиса стал первым самурайским полководцем, применившим огнестрельное оружие в войне. В том же году Симадзу принял иезуита Франциска Ксавьера, который позднее начал проповедь христианства среди японцев.
Такахиса был не менее успешен в бою. Ему помогало три отличных сына, которые должны были получить отцовское наследство, а также группа фанатично преданных вассалов. На протяжении нескольких последующих лет территория Симадзу постепенно рсширялась, обрастая все новыми и новыми крепостями. В 1554 году Такахиса сумел захватить замок Ивацуругэ. Этот замок имел только один узкий подход, вдоль которого и велся штурм. В 1555 году он занял самок Чосахира, а в 1556 году замок Мацудзака. В результате у Садзумы появилась линия укреплений к северу от Сацумы. Симадзу Такахиса, умерший от болезней в 1571 году, сумел оценить дальнюю перспективу. В своих кампаниях он ставил ограниченные цели, но результаты позволили заложить прочнейший фундамент, который выстоял в ходе конфликта между сыновьями покойного Ёсихисы и Ёсихиро.
Уэсуги Кенсин на самом деле был сыном одного из вассалов клана Уэсуги, Нагао Тамекагэ. Его первоначальное имя было Кагетора. Когда молодому Кагеторе исполнилось 15 лет, он начал службу в замке Точно. Здесь он участвовал в отражении атаки повстанцев, заслужив высокую репутацию.
В возрасте 19 лет Кагетора получил от своего отца в наследство замок Касугаяма. Теперь он был полноправным и уважаемым человеком, но по-прежнему оставался вассалом клана Уэсуги. Но дела его сеньора находились в глубоком упадке, поэтому Кагетора придумал план, который позволил бы ему в один прекрасный день придти к власти.
Клан Уэсуги долгое время враждовал с кланом Ходзё. В 1555 году Ходзё сумели нанести Уэсуги тяжелое поражение, глава клана Уэсуги, Уэсуги Наримаса, был вынужден спасаться бегством. В качестве убежища напрашивался замок Касигаяма. Когда Норимаса на коленях приполз к своему бывшему вассалу, тот согласился укрыть своего бывшего сеньора, но выдвинул очень жесткие требования. Уэсуги Ноимаса должен был усыновить его, дать ему свое имя и титул Эчиго-но-ками (правитель Эчиго), а также сделать его Канто Канрей (заместителем сегуна в провинции Канто). У Норимасы не было выбора, как согласиться. Так Нагао Кагетора превратился в Уэсуги Кагетора.
В 1552 году Кагетора обрил голову и принял фамилию Уэсуги Кенсин. Под этим именем он провел множество сражений, в первую очередь отличился в осаде крепостей и в 1552 году сёгун приказал ему начать войну с Ходзё. Сам Кагетора в тот момент находился под давлением состороны Такеды, но решился сражаться на два фронта. Большую известность в ходе кампании получили пять сражений при Каванакадзиме. Эта война против Ходзё носила более ожесточенный характер. К 1564 году Кенсин контролировал провинции Этчу и Кодзуке. С Ходзё был заключен союз, по которому Кенсин, не имевший детей, усыновлял сына Ходзё Удзиясу и делал его своим наследником. Уэсуги Кенсин также прославился тем, что в 1577 году сумел нанести поражение Оде Нобунаге. Армия Оды Нобунаги выдвинулась к замку Нанао в провинции Ното, осажденному Кенсином. Кенсин встретил армию Нбунаги на берегу реки Тедоригава. Кенсин выдвинул вперед отряд, который должен был симулировать разделение армии Кенсина на две части. Увидев это, Нобунага решился на лобовую атаку через реку. В результате произошло одно из классических ночных сражений в истории Японии.
Кенсин умер от апоплексического удара в своей уборной в 1578 году. Его смерть пришлась как нельзя кстати для Оды Нобунаги, поэтому многие предполагали, что Кенсина убил подосланный ниндзя. Истории о том, как ниндзя незаметно пробрался в уборную и умертвил свою жертву, уже давно и прочно вошли в японский фольклор.
Имагава Ёсимото вошел в историю как человек, проигравший сражение при Окехазаме в 1560 году. Но при этом часто упускают из виду его прежние дела, когда он пользовался военным успехом, а также имел значительное политическое влияние.
Ёсимото был третьим сыном Имагавы Удзичики. В 1536 году он получил наследство в результате событий в замке Ханагура. В то время основная угроза для дома Имагава исходила со стороны Оды Нобухидэ, отца знаменитого Оды Нобунаги. В 1542 году Ёсимото вторгся в провинцию Овари и встретил Нобухидэ в бою, которое вошло в историю как первое сражение при Азукидзаке. Ёсимото понес потери и был вынужден отступить. Спустя еще два месяца Ода Нобухидэ повторил свой успех, осадив замок Уэно. Замок удалось удержать, но успехи н этом ограничились. В этот момент на сцене появляется Токугава Хиродата ? будущий Токугава Иэясу. Спустя несколько месяцев Ода Нобухидэ атаковал замок Оказаи, принадлежащий Хиротаде. Хиротада обратился к Ёсимото за помощью, которая была дана под условием выдачи заложников. Таким заложником стал Токугава Иэясу. Токугава отправился в замок Сумпу, принадлежавший Имагаве. По пути он был похищен людьми Оды. В результате Хиротада потерял возможность уверенно вести кампанию, зато у Имагавы Ёсимото таких проблем не было. В 1549 году он нанес серьезное поражение Оде Нобухидэ. Вскоре после этого сражения Нобухидэ умер.
Ёсимото пользовался советами своего дяди, дзен-буддийского монаха Сессаи Чоро. Одним из талантов Ёсимото было умение убедить других выступать на его стороне. Сессаи Чоро превратился в военного советника клана. Когда умер Ода Нобухидэ, Сессаи Чоро повел армию Имагавы против Оды Нобунаги, блокировав последнего в замке Андзё. Штурм не состоялся, так как Ода согласился вернуть Токугаву Иэясу. Будущий сёгун вернулся в Сумпу. Здесь он провел остаток своего детства в атмосфере ?маленького Киото?. До тех пор, пока Сессаи Чоро управлял армией, а воины вроде Токугавы сражались, Ёсимото преуспевал. Но Сессаи Чоро умер в 1555 году. К счастью, к тому времени уже успели о себе заявить молодые самурайские полководцы, вроде Токугавы Иэясу. Свое первое сражение на стороне Ёсимото Токугава Иэясу провел в 1558 году. В ходе этой кампании он взял замок Терабэ.
На протяжении следующих десяти лет Токугава Иэясу активно участвует в военных кампаниях. К 1560 году у таких даймё, как Ходе Удзиясу и Такеда Синген, в руках сконцентрировалось достаточно военной силы, чтобы объединить Японию. Но политические и географические факторы заставляли даймё больше думать об укреплении собственных владений. Имагава Ёсимото представлял собой исключение. Его владения лежали вдоль линии Токайдо ? восточного морского пути, что значительно облегчало ему коммуникацию. Поэтому в 1560 году он приготовился к походу на Киото.
Первой целью стала провинция Овари, где управлял мелкий даймё по имени Ода Нобунага, над армией которого Имагава имел 12 кратное превосходство. Поначалу все шло по плану. Пограничные крепости Оды были взяты. Ёсимото впал в благодушие и остановился, чтобы провести традиционный смотр трофейных голов. В качестве места проведения смотра он выбрал небольшое лесистое ущелье под названием Окехазама. Молодой Ода Нобунага понял, что ему предоставлен последний шанс. Воспользовавшись грозой, он напал на лагерь Ёсимото. Прежде чем Ёсимото успел понять что происходит, его голова скатилась с плеч.
Краткое сражение при Окехазаме положило конец всем амбициям Имагавы. И в то же время оно выдвинуло Оду Нобунагу в передние шеренги самурайских полководцев. Началось время объединения Японии. Начались изменения в ходе самурайской войны, а также начала меняться роль самурайского полководца.
Акэти Мицухидэ - военачальник XVI века, активный участник войн Сэнгоку Дзидай, один из ближайших сподвижников Ода Нобунага. Участник завоевательных походов в провинцию Оми, осады замка Сакамото, битвы при Яками, битвы на горе Хиэй.
Сперва Акэти был вассалом Сайто и присоединился к Нобунага примерно в 1566 г. Акэти был известный поэт и мастер чайной церемонии. В 1569-1573 гг. он выполнял особо ответственные поручения Нобунага в качестве посредника между ним и последним сёгуном из династии Асикага - Ёсиаки.
В 1588 году Нобунага вел военную кампанию против одного из крупнейших японских феодалов того времени - Мори Тэрумото, владения которого занимали всю западную часть острова Хонсю и составляли десять провинций, или почти одну шестую часть территории страны. Командовал войсками ближайший сподвижник Нобунага - Тоётоми Хидэёси, который с армией в 20 тысяч воинов прибыл в район боевых действий: в провинцию Биттю. Оценив обстановку, Хидэёси направил Нобунага письмо, подробно обрисовав ситуацию на фронте, сообщил о соотношении сил, сложившемся не в пользу армии Нобунага, и просил прислать подкрепление для нанесения решающего удара в районе города Такамацу, где были сосредоточены главные силы Мори.
Нобунага получил письмо от Хидэёси в тот момент, когда собирался из своего замка в Адзути, бывшего главной резиденцией и опорной военной базой, отправиться в столицу - Киото. Ознакомившись с письмом, он приказал Акэти Мицухидэ немедленно собрать войско и выступить в поход на помощь Хидэёси. Сам Нобунага после посещения столицы также хотел прибыть к месту боевых действий.
В Киото Нобунага, как обычно, остановился на ночлег в храме Хоннодзи. Но если при прежних посещениях столицы его, как правило, сопровождали несколько тысяч самураев, то на этот раз телохранителей было почему-то не более ста.
Акэти Мицухидэ тем временем собрал войско в 10 000 человек, подобрал преданных лично ему людей из командного состава и двинулся в путь - только не на западный фронт, как ему было приказано, а в сторону столицы. На рассвете 1 июня 1582 года его войска вошли в столицу, окружили храм Хоннодзи и бросились на штурм.
Многократный перевес в силах предопределил исход битвы. Ода Нобунага, чтобы не попасть в плен к предателю, покончил жизнь самоубийством, сделав сэппуку, как того требовал самурайский обычай.
Мицухидэ с войском поспешил в замок Адзути. Разрушив его, он вернулся в Киото, получил аудиенцию у императора и провозгласил себя сёгуном. Узнав об этом, Хидэёси стремительно перебросил свою армию в Киото. Войска Акэти были разгромлены, а сам он убит. Все эти события совершились в течение тринадцати дней.
О мотивах этого, одного из самых известных в истории самураев, предательства есть несколько версий.
Одна из них - обида на Нобунага, который, вопреки уговорам Акэти, атаковал и убил даймё Хатано Хидэхару, после чего была казнена мать Мицухидэ, находившаяся в заложницах у этого феодала. Другой причиной смертельной обиды могло стать решение Нобунага передать провинцию Тамба и уезд Сига в провинции Оми, которыми владел Акэти, в собственность своего младшего сына - Нобутака. Взамен Акэти были обещаны две новые провинции - Идзумо и Ивами на северо-западе Хонсю, но их ещё надо было завоевывать.
К тому же сохранились упоминания о том, как Ода на одном из пиров своим веером отбивал такт на голове Акэти.
Другая версия - настоящий заговор с целью захвата власти, тщательно спланированный, точно и искусно выполненный. Однако Мицухидэ не смог заранее заручиться поддержкой противников Нобунага, а Хидэёси оказался слишком быстр и решителен, а возможно и более хитер - дал согласие на помощь в свержении Нобунага, а потом его нарушил.
Как бы то ни было, на самом деле память об этих событиях и Акэти Мицухидэ сохранилась в Японии в указанной пословице и в прозвище, которое за ним закрепилось, - Дзюсан кубо (Сёгун на тринадцать дней)
Карьера Тоётоми Хидеёси не имеет себе равных в Японии. Он родился в деревне в семье крестьянина, который служил асигару в армии Оды Нобунаги до тех пор, пока в результате пулевого ранения был вынужден покинуть службу. Хидеёси последовал по стопам отца и служил Нобунаге. Нобунага заметил молодого солдата и начал продвигать его по службе. К 1582 году Хидеёси стал одним из первых командиров в армии Нобунаги.
Кампания Хидеёси против клана Мори в 1581 году представляла собой череду успешных осад. Под стенами Такамацу Хидеёси узнал о гибели Нобунаги. Акечи Мицухиде совершил невозможное ? вывел из игры одного из влиятельнейших людей в Японии. Сам не до конца веря своему успеху, Мицухиде провозгласил себя сёгуном и приказал казнить пятерых сыновей Нобунаги. Только Хидеёси сохранил контроль над ситуацией и сумел своевременно прореагировать. Понимая, что известие о гибели Нобунаги вдохновит его противников, он начал переговоры с Мори о перемирии, не сообщая ему о случившемся. Тем временем его основные силы двинулись форсированным маршем к Киото. На стороне Хидеёси было моральное превосходство, так как он шел отомстить за гибель своего повелителя и покарать предателя Акечи Мицухиде.
Очень скоро новоиспеченный сёгун узнал, что против него выступила мощная армия. Он не ожидал того, что Хидеёси прореагирует так быстро. Поэтому Мицухиде выступил вниз но течению реки Ёдо и занял позицию с тем, чтобы преградить дорогу Хидеёси. В качестве места он выбрал холм рядом с деревней Ямазаки. Хидеёси начал атаку и рассеял солдат Мицухиде. Сёгун, правивший всего 13 дней, превратился в беженца. По-видимому, его вскоре убили разбойники.
Триумф, связанный с удачным отмщением за смерть Нобунаги, дал Хидеёси возможность заполнить возникший вакуум власти. На протяжении двух последующих лет Хидеёси сумел разбить всех соперников, в том числе троих уцелевших сыновей Нобунаги. Большинство соперников Хидеёси были из числа полководцев Нобунаги, о которых мы расскажем ниже. При Сизугатаке в 1583 году Хидеёси сумел захватить противника врасплох, совершив форсированный марш-бросок. Стремительные действия и отличная организация операций стали отличительным признаком кампаний, проведенных Хидеёси. Сакума Моримаса взял несколько крепостей, принадлежавших Хидеёси, и сидел под стенами Сизугатаке в полной уверенности, что успеет взять ее, прежде чем Хидеёси сумеет прийти на выручку осажденному гарнизону. Но уже через несколько часов солдаты Хидеёси показались на склоне ближайшего холма. Моримаса оказался захвачен врасплох.
Под Комаки в 1584 году Хидеёси встретился с полководцем в равной степени умелым и осторожным. Токугава Иэясу занял оборонительную позицию. Хидеёси тоже не спешил начинать активные действия. В результате обе армии зарылись в землю и вели перестрелку из аркебуз. В чем-то ситуация напоминала позиционную войну времен Первой Мировой войны. Сражение при Нагагутэ (описанное в разделе, посвященном Иэясу) произошло в тот момент, когда армия Иэясу покинула свои позиции с целью провести рейд по территории Хидеёси. Кампания Комаки-Нагакутэ кончилась ничьей. Оба полководца были вынуждены прекратить противостояние и заняться решением собственных проблем.
К 1585 году Хидеёси сумел разделаться с большинством своих соперников и начал расширять границы владений Нобунаги. В частности, ему удалось прибрать к рукам остров Сикоку и провинции на западе Японии. Кампания в Сикоку потребовала проведение морского десанта. Высадка прошла без проблем, вся кампания была недолгой. Чосокабэ Моточика (1539-1599), который покорил весь Сикоку за десять предшествующих лет, располагал только ополченческой армией, которая не смогла противостоять профессиональному войску Хидеёси. Ополченцам Чосокабэ приходилось обрабатывать поля, держа копья воткнутыми рядом в землю, но даже такая мера не спасла Чосокабэ. Вскоре ему пришлось признать сюзеренитет Хидеёси.
Переброска армии на Сикоку позволила Хидеёси отработать следующую крупную операцию, которую тот предпринял в 1587 году ? десант на Кюсю, который в основном контролировался кланом Симадзу. Последовала масштабная кампания. Два глубоких клина продвигались вдоль восточного и западного побережий, разбивая армии местных даймё и привлекая на свою сторону союзников. На западном побережье островные правители вроде Гото и Мацууры поспешили присягнуть на верность Хидеёси и направить свои войска к столице клана Симадзу Кагосиме. После сражения на реке Сендай войска Нобунаги отделяли от последней базы Симадзу лишь лавовый склон. По логике после этого должно было последовать наиболее массовое самоубийство в истории Японии. Но в действительности начались мирные переговоры, которые завершились тем, что один из древнейших самурайских кланов присягнул на верность сыну крестьянина. Снова Хидеёси продемонстрировал свое умение превращать побежденных противников в вассалов.
В 1588 году Хидеёси издал два указа, которые значительно повлияли на ход войны в Японии. Первым был так называемый указ об ?охоте за мечами?, по которому все оружие, находящееся у крестьян, конфисковывалось в пользу местных даймё для вооружения профессиональных армий. В действительности оружие конфисковывалось не только у крестьян, а вообще у всех, кому Хидеёси не доверял. Под конфискацию попали все: мелкие даймё, монастыри, старейшины деревень, прославившихся своим непокорством.
В 1591 году последовал эдикт о разделении. Этот эдикт юридически закрепил возникшее в результате конфискации оружия разделение японского общества на крестьян и воинов. Это разделение действовало на протяжении всего периода правления Токугава (1603-1867). Таким образом, Хидеёси, сам сделавший карьеру от крестьянина в полководцы, исключил возможность того, чтобы кто-нибудь проделал этот путь в будущем. В целом, это разделение носило разумный характер. Военное сословие в Японии уже было достаточно многочисленным, чтобы сформировать армию любой численности, а использование аркебуз и пик прежде всего требовало от солдат высокого уровня подготовки и ответственности, а не способности таким оружием обзавестись.
В 1590 году Хидеёси разбил Ходзё Одавару. За этой победой последовала долгая осада, которая не принесла победы, а закончилась перемирием. Падение дома Ходзё, правившего областью, где теперь стоит Токио, на протяжении пяти поколений, привело к тому, что большинство северных даймё покорились Хидеёси без боя. Датэ Масамунэ, о котором мы еще расскажем ниже, был одним из числа перешедших на сторону Хидеёси. В 1591 году Гамо Удзисато, служивший Хидеёси, взял замок Куноэ, завершив этим объединение Японии. Эпоха враждующих провинций закончилась. Япония снова стала единой.
Объединив Японию, Хидеёси попытался покорить Китай. Сначала он повел длительные и безрезультатные переговоры с Кореей. Хидеёси требовал, чтобы Корея признала его сюзеренитет и открыла проход японским войскам. Но Корея отказалась и стала объектом атаки. В 1592 году почти 140-тысячная японская армия высадилась на юге Кореи и двинулась на север, практически не встречая сопротивления. Хидеёси сам в Корею не поехал, поэтому все командование войсками лежало на плечах его командиров. Но вскоре у экспедиционных войск начались проблемы, в конечном итоге кампания провалилась. Это было единственное крупное поражение в карьере Хидеёси. В 1598 году Хидеёси умер, незадолго перед смертью у него обнаружились признаки сумасшествия. После его смерти экспедиционную армию отозвали из Кореи.
Несмотря на эту неудачу, даймё, даже те, чьи интересы действительно пострадали в ходе корейской кампании, сохранили о Хидеёси самые лучшие воспоминания, как о великом полководце. Они безропотно присягнули на верность его наследнику Хидеёри. Хидеёси всегда был солдатским генералом. Он сочетал в себе стратегическое видение с тактическим мышлением. Осады он вел с терпением и мастерством, а хитрых политиков искусно обводил вокруг пальца. Он вышел из низов, поэтому был любим солдатами. Большинство его командиров были такими же, как и он. Некоторые из них прежде служили в армиях даймё, разбитых Хидеёси, но затем перешедших на службу к Хидеёси, так как тот умел обращать на свою сторону побежденных противников. В отличие от Нобулаги, Хидеёси был гораздо гибче, он мог быть жестоким или великодушным, в зависимости от ситуации. Так, в один год он пощадил разгромленного правителя Сикоку, но приказал вырезать всех повстанцев, засевших в монастыре Негоро. Своих сторонников он щедро вознаграждал, поэтому они охотно шли с ним в новые походы.
В частной жизни грозный полководец писал полные нежности и доброты письма друзьям и родственникам. Он никогда не забывал поинтересоваться здоровьем адресата. Те, кто видели Хидеёси, обязательно отмечали, что он был невысок ростом и сухопар, а его лицо скорее напоминало мартышечье и не несло никаких черт благородства. Он роскошно украшал свои замки, дворцы и сады. Раздвижные двери в его домах были покрыты золотой фольгой. Хиде-ёси питал особую слабость к чайной церемонии. Он довел эту церемонию до совершенства, превратив ее в настоящее средство для самовыражения и дипломатии. Благодаря чайной церемонии Хидеёси общался с природой и своими противниками.
Сибата Кацуиэ родился в 1530 году. Он также начал свою карьеру в качестве сторонника Оды Нобунаги. Кацуиэ больше известен своим поражением от Хидеёси в 1583 году, хотя вся его карьера может послужить типичным примером.
Как и многие другие самураи того времени Кацуиэ пришлось несколько раз в жизни выбирать на какую сторону встать. Первое такое решение он принял в самом начале своей карьеры в 1553 году, когда поддержал заговор Хаяси Мичикацу, пытавшегося устранить Оду Нобунагу и поставить на его место его брата Нобуюки. Когда Киеда Нобутеру разбил армию заговорщиков, Кацуиэ присягнул Нобунаге и в дальнейшем верно ему служил. В 1570 году Нобунага доверил ему оборону замка Чокодзи в провинции Оми. Отец и сын Роккаку ? Ёсиката и Ёсисукэ ? осадили эту стратегически важную крепость. Вода в замок подавалась по деревянному акведуку, охране которого Кацуиэ уделял первостепенное значение. Но солдатам Роккаку удалось разрушить акведук, после чего осаждающие начали ждать, пока 400 человек крепостного гарнизона не умрут от жажды или не сдадутся. Кацуиэ для того, чтобы поддержать боевой дух солдат и ввести противника в заблуждение, провел вылазку. Но один из самураев Кацуиэ попал при этом в плен. От него стало известно, что в замке воды почти не осталось. Роккаку начали готовить последний штурм. В ту же ночь Сибата Кацуиэ собрал всех солдат во внутреннем дворе замка и показал им три последних кувшина с водой, которой могло хватить не больше чем на день. Затем он пяткой копья разбил все три кувшина и воскликнул: ?Лучше быстрая смерть в бою, чем медленная от жажды!?. После этого началась отчаянная атака. Солдаты, которым нечего было уже терять, дрались как звери. Роккаку дрогнули и обратились в бегство. Замок был спасен. Сибата Кацуиэ был одним из полководцев Нобунаги, успешно действовавшим против икко-икки. В 1571 году Сибата Кацуиэ участвовал в осаде крепости Нагасима. Это была мощнейший укрепленный пункт, расположенный в устье реки, разделенный протоками и болотами, между которыми стояли укрепленные храмы и деревянные замки. Болотистая почва была первой преградой на пути Кацуиэ. Лошади скоро окончательно увязли в грязи, после чего их расстреляли из аркебуз мятежники. На ближайшем сухом островке повсюду были вбиты колья, между которыми натянуты веревки, что также сдерживало темп наступления. Берега реки поросли густым тростником, в котором прятались аркебузиры и лучники икко-икки. В то же время тростник не давал никакой защиты от пуль и стрел для наступающих. Повсюду были поставлены ловушки ? врытые неглубоко в землю широкогорлые горшки, попав в который, было очень просто сломать ногу. Ночью повстанцы определили местоположение Кацуиэ и сломали плотину, обрушив на лагерь поток мутной воды. Удалось спастись лишь единицам. Сибата Кацуиэ был в числе выплывших, хотя его сильно побило о камни.
Война с икко-икки в провинции Эчидзен, напротив, представляла собой быструю победоносную кампанию. Ода Нобунага подарил только что зачищенные от мятежников территории Сибате Кацуиэ. Ода Нобунага настаивал на том, чтобы его полководцы разоружали крестьянское население, откуда повстанцы икко-икки традиционно черпали людские ресурсы. Так начался долгий процесс по разделению класса крестьян и класса самураев, который приобрел свою остроту после начала в 1587 году ?охоты за мечами?. Сибата Кацуиэ провел охоту за мечами в своей провинции Эчидзен еще в 1576 году.
Спустя четыре года Сакума Моримаса во главе армии своего дяди разбил икко-икки в Каге и взял их столицу Ояма-Гобо в Канадзаве. В том же 1580 году Исияма Хонгандзи сдался, война в Каге завершилась. Но остатки армии икко-икки ушли в горы.
Сибата Кацуиэ предпринял первое наступление на укрепленные храмы Торигоэ и Футогэ в третий лунный месяц 1581 года. Он занял оба храма, оставив там гарнизон в 300 человек. Но еще до конца месяца икко-икки сумели отбить храмы. Все оставленные солдаты были убиты. В одиннадцатый месяц 1581 года Сибата Кацуиэ и Сакума Моримаса вернулись в Кагу и нанесли повстанцам новое поражение. На 17-й день месяца головы вожаков восстания отправили в замок Азучи, где их выставили на всеобщее обозрение. Но и эти меры не сломили сопротивления мятежников. Икко-икки снова отбили оба храма во второй лунный месяц 1582 года. Заняв храмы, икко-икки спешно приступили к усилению обороны, ожидая неминуемый удар Оды Нобунаги. И этот удар последовал, храмы снова были очищены от мятежников. На этот раз терпение и без того жестокого Нобунаги окончательно истощилось. Триста пленных икко-икки было распято вдоль реки, проводились и другие публичные казни. Столетнее господство секты икко-икки в провинции Кага закончилось.
Незадолго до этого успеха Ода Нобунага погиб в результате предательства Акечи Мицухидэ. Тоётоми Хидеёси сумел быстро нейтрализовать Акечи Мицухидэ, но положение самого Хидеёси оказалось весьма шатким. Возникло несколько группировок, претендующих на власть. В том числе на севере сложился союз бывших генералов Нобунаги, который возглавил Сибата Кацуиэ. Армия союза выдвинулась на Киото из провинции Эчидзен. Но на горных перевалах еще лежал глубокий снег, поэтому армия Кацуиэ не смогла соединиться с армией Оды Нобутаки, который неблагоразумно выступил раньше времени. Хидеёси воспользовался ситуацией и атаковал ставку Нобутаки в Гифу. Нобутака капитулировал.
Тем временем снега в горах сошли и Кацуиэ получил возможность двигаться. Чтобы прикрыться от нападения с севера, Хидеёси послал несколько отрядов к северу от озера Бива, чтобы усилить имевшиеся там гарнизоны горных крепостей, контролировавших дороги. Тем временем армия Сибаты Кацуиэ продолжала движение на юг, пока не уперся в линию крепостей. Проведя разведку, Кацуиэ начал штурм самых слабых фортов. Поначалу штурм шел успешно, Кацуиэ оставалось взять только замок Сидзугатакэ. Но Кацуиэ опасался того, что растянутые порядки Сакумы Моримасы стали уязвимы для контратак противника. Он послал гонца своему племяннику, с просьбой закрепиться в занятых крепостях и приостановить продвижение. Но Сакума Моримаса пренебрег советами дяди. Сидзугатакэ должен был вот-вот пасть, поэтому племянник не мог думать ни о чем другом. Сибата Кацуиэ шесть раз посылал курьеров к племяннику, все шесть раз Сакума отказывался подчиниться.
Когда Хидеёси выяснил расположение частей противника, он стремительно выдвинулся к Сизугатакэ. Первые стычки начались на рассвете. Несколько небольших групп завязали бой вдоль горных троп и в соседних лесах. Солдаты Сакумы начали отходить. Кацуиэ, увидев бегущих, понял, что проиграл. Надеясь спасти хотя бы часть своей армии, он приказал начать общее отступление и укрылся в замке Китаносё. Хидеёси преследовал его по пятам. 3000 уцелевших солдат изготовились к обороне. Внешние линии обороны замка вскоре пали. Кицуиэ отступил в цитадель. Он решил совершить самоубийство в типичной для самурая эффектной манере. Цитадель заполнили соломой и подожгли ее. Кацуиэ совершил харакири среди языков пламени.
До наших дней от замка Китаносё сохранился лишь фрагмент стены из нескольких камней, видный на улице в Фукуи. На вершине стены установлена скульптура Сибаты Кацуиэ, человека, которого никто не смог победить до тех пор, пока его не предал собственный племянник.
Биография Сасы Наримасы походит на биографию любого другого самурая, служившего Нобунаге. Он был достаточно опытным командиром, хотя из числа своих современников выделяется, прежде всего тем, как закончил свою жизнь.
Саса Наримаса был первым из числа черных хоро Нобунаги. Вместе с Маэдой Тосииэ он командовал отрядом акребузиров при Нагасино. После успешной кампании против икко-икки в Эчидзене и Каге, Наримаса вместе с Тосииэ стали надзирателями-мецукэ при Сибате Кацуиэ. За службу Наримаса получил надел в провинции Этчу, где он и обосновался в замке Тояма, став ближайшим соседом Маэды Тосииэ. В ходе кампании Комаки/Нагакутэ оба соседа оказались по разные стороны линии фронта. До боевого столкновения между ними дело дошло у замка Суэмори, о чем рассказано в биографии Маэды Тосииэ. Тосииэ победил и добился доминирования в провинциях Кага и Ното. В 1585 году кампанию против Сасы Наримасы начал Тоётоми Хидеёси. Второй фронт против Наримасы открыл Уэсуги Кагекацу, наследник знаменитого Уэсуги Кенсина. Маэда Тосииэ наступал и разбил Сасу Наримасу еще раз, проделав стремительный бросок через заснеженные горные перевалы. Наримаса оказался заперт в своем замке Тояма, где решил сражаться до конца. Но Хидеёси в свойственной ему манере не стал доводить дело до крайности, а договорился с Наримасой, дав ему ленный надел в глухом углу Кюсю.
Намерения Хидеёси до конца не ясны. Отправив Наримасу в полуссылку, он вероятно думал, что тот растратит свою энергию на управление земель, расположенных рядом с владением беспокойных Симадзу. По другой теории Хидеёси гуманно обошелся с Наримасой для того, чтобы успокоить других сторонников Нобунаги, поощряя их к капитуляции. Наримаса, вступив во владение округом Хиго, первым делом послал жене Хидеёси Ёдогими редкую черную лилию. На женщину это произвело впечатление, и та устроила чайную церемонию в честь цветка, главная наложница Хидеёси, узнав об этом событии, выяснила, где можно купить много таких лилий, а затем пригласила Ёдогими в гости посмотреть цветы. Ёдогими пришла в бешенство и обиделась на Сасу Наримасу. Когда же у Наримасы возникли трудности в управлении своим владением, Хидеёси приказал тому совершить самоубийство. Смерть самурая описывают такими словами:
?Саса Наримаса вышел в сад и сел на камень. Он подозвал к себе своего старшего вассала и дал ему тридцать золотых слитков и сказал, что тот может забрать себе и его платье. Затем он сказал, что камень, на котором он сидит, будет камнем, на котором тот сделает последнее дело своей жизни. После чего он крестообразно распорол себе живот и вытащил кишки. ?Вот этот момент!? ? воскликнул он с удовлетворением. После этого он вытянул шею и Тодо Идзуминоками нанес ему последний удар?.