konrad karlovich
Понятие "дуга большого круга" или "great circle", она же- "ортодромия"? И как они ею пользовались в прибрежном плавании?
В прибрежном плавании такими категориями (да ещё древние мореходы...) точно не пользовались... Огромную роль в те эпохи при таком перемещении играл опыт, опыт и ещё раз опыт мореходства близ берегов (даже хорошо знакомых, а не то что "чужих"...).
Да и почему они должны были пользоваться понятиями
"дуга большого круга" или "great circle", она же- "ортодромия" ежели само это понятие появилось разве что только в Новое время? Или есть данные о существовании такого понятия в древности?
konrad karlovich
Уверены? Т.е. выехали, скажем, из Лос-Анджелеса на Японию и поехали по прямой линии, которая и есть кратчайшее расстояние? Если погоды-волны-ветер-мощности позволяют.
Уверен... Чтобы пройти из Лос-Анжелеса в Японию
геометрическая прямая не получится, в связи с наличием, как минимум, разных течений и ветров по дороге... И да, многое зависит и от погоды... Хотя, в итоге, до японского порта "доедешь"... При современных то мощностях и навигационных возможностях... Правда, рекомендую лучше на самолёте добираться... Быстрее, да и сам маршрут ближе к
прямой...
Тут вон через обыкновенную реку при переправе на лодке сносит вниз по течению, а не то что при переходе через море-океан...
konrad karlovich
Неплохо, если бы в заметке рассказали , как им пользоваться.
Кто же тебе об этом расскажет (тем более в журналистской статье...): живых свидетелей традиции использования такого "оборудования" давно уже нет (напр. у скандинавов...), только археологические находки (да к тому же, чаще всего, - предполагаемые...). Подробных описаний этого - тоже не существует, только разрозненные упоминания... Да и то - художественно-литературные... А если оные свидетели и сохранились (напр. у полинезийцев... да и то не точно...), то как они смогут европейцу "квалифицированно" объяснить метод использования оного оборудования, ежели не владеют современным специальным "штурманским" языком...
Из деревни приехал
Тут я совершенно солидарен с konrad karlovich - навигационное искусство было намного выше в XIX в.
С очевидным - сложно не согласиться...
Но речь то идёт (по крайней мере с моей стороны...) о том, что в те далёкие времена весь современный (и не очень современный - 18-19 века...) инструментарий вполне заменяли личный опыт и традиции примитивной навигации, позволявшие мореходам бороздить просторы моря-океана... И с заранее известным результатом в том числе...
Из деревни приехал
А клипер? Он грузился английским товаром где-нибудь в Бристоле, шел в Калькутту, сгружал товар, грузился опиумом и шел к Гуанчжоу, подходил к островку Линдин, где в определенной точке стоял на якоре корпус старого испанского корабля, служившего складом для опиума, и там перегружал опиум в корпус. Подходили корабли китайских дилеров, оставляли серебро, перегружали опиум, уходили в Гуанчжоу, а клипер уходил обратно в Англию.
Т.е. точечная операция, причем совершенно стандартная.
Да, конечных точек маршрута они достигали... Только вот сама дорога между ними не была прямой, как автобан... Это разве не очевидно?
Из деревни приехал
Кто бы раскрыл карты (в прямом и переносном смысле) - открыл тайну регулярности сношений между отдаленными архипелагами?
А наличие своеобразных "карт", указывающий пути не только между островами одного архипелага, но и между архипелагами, совершенно ничего не говорит о некой "регулярности" сношений между ними?
ИМХО Со случайного попадания "без возврата" такой "карты" не сделаешь, нужен опыт нескольких поколений, ходящих по указанным маршрутам...