Arkess
Самые убогие осады - в ТВВ1-2. Хуже было сделать просто невозможно. За ними с конца семенит второсёгун, в котором узкоглазики резко превращаются в ниндзя, прячут нагинату в трусы и бодро карабкаются по отвесной стенке.
Из лучших - на второе место я бы поставил Медивал 2 с его многоуровневыми осадами и сносным для того времени ИИ. Но все же ИИ второмеди не вытягивал осады, как должно, его можно было легко "сломать" теми же вылазками, истреблять в узких проходах, куда он перся, как дурак, или ловить под стенами. В последующих играх серии осадный ИИ становился еще хуже. Вообще ни одной не вспомню игры, где он бы адекватно реагировал на действия игрока, особенно в обороне. Апогеем тупизны со стороны ИИ был, думаю, второрим, где ИИ мог подыхать под воротами просто потому что, не делая никаких попыток их захватить, а всевозможные абузы на осадах, от корабликов до пик на воротах, тут достигли своего апогея. В Аттиле прекрасные поселения, их одно удовольствие рассматривать, но тупорылый ИИ полностью руинит впечатления от осад. В Троецарствии еще и стены сделали картонными, так что к заруиненному ИИ добавилась заруиненная атмосфера.
И так продолжалось вплоть до Трои. Болгаров можно во многом упрекнуть, но они совершили чудо - они сделали реально работающий ИИ, отлично поработали с данными от игроков, порезали десятки всевозможных абузов. В том числе и тех, что связаны с осадами. Но в Трое осады довольно скучные и развернуться было негде. А вот в третьем Вархаммере развернулись на полную.
Результатом наработок болгар стало то, что ИИ стал реально бросать вызов. Он научился защищать точки, оборонять стены там, где игрок видел бы смысл их оборонять, защищаться от стелсов, уходить от обстрела, менять цели стрелков, корректно реагировать на угрозы, не бросая войска в одну кучу, выходить за стены, если есть возможность догнать и наказать. Да, в логике есть дыры, но их меньше, чем в какой бы то ни было игре. Сейчас то, что есть в осадах ТВВ3 - можно назвать лучшим ИИ, который когда-либо был в серии.
Система с башенками в ТВВ3... сырая. Она вызвала много негатива на старте и в принципе сейчас я к ней привык, но она не плоха, она просто не забалансена нормально. Сама концепция нормальная, просто где-то нужно её докрутить. Так что в минусы её я уже не ставлю.
Болгары к Вахе-03 по моему не имеют никакого отношения.
К базовой игре в смысле.