Посадские бани
Общественные бани, являвшиеся непременным атрибутом исламских городов,
строились из камня и кирпича вблизи источников воды – на Булаке и в обширном овраге с
системой озер. На территории Казанского кремля ханские бани не обнаружены. Известны
посадские бани. Тагирова (Даирова) каменная баня, использованная русскими войсками
для устройства подкопа к месту взрыва стены и подземного хода к Тайничному ключу на
северном склоне кремлѐвского холма, сохранялась до ХVII в. Она располагалась на берегу
Казанки. Три каменные бани стояли на Булаке, одна баня - на Поганом озере (позднее
русское название) вблизи Елбугиных ворот, три бани на берегах озер Черноозерской
впадины. В комплексе с баней на территории, огороженной забором, находились дом
истопника, хозяйственные постройки, навесы с дровами.
Хаммам
По региональной традиции в Казани продолжали возводить общественные
кирпично-каменные бани-хаммам, широко распространенные в городах Булгарии и
Булгарского улуса Золотой Орды. Они имели зально-ячеистую структуру помещений,
перекрывавшихся сводами и куполами. В торце здания устанавливали котел с печью, от
которой горячий дым, проходя по подпольным каналам, отапливал помещения бани.
Восточный тип бани-хаммам был перенесѐн в регион с распространением ислама в
самый ранний период развития городов Биляр и Сувар в Волжско-Камской Булгарии.
Первые кирпично-каменные бани были построены рядом с мечетями в центре этих
городов под руководством мастеров из Средней Азии. Поэтому хаммам по объемно
планировочным решениям и в городах Булгарского улуса Золотой Орды, и Казанского
ханства были аналогичны среднеазиатским баням и имели зально-ячеистую структуру и
купольно-сводчатые покрытия.
Торговая сеть, дороги
Коммуникационная сеть развивалась с сохранением в ее основе традиционных для
региона сухопутных и речных путей. Большое значение для каждого государства имела
сеть водных коммуникаций бассейнов Волги и Камы, развивавшаяся с освоением
глубинных и периферийных районов. На протяжении шести столетий практически на тех
же местах функционировали переправы и пристани. С изменением гидрологических
условий они могли незначительно перемещаться в ту или иную сторону, что существенно
не влияло на дороги, связывавшие переправы с городами.
В IХ-Х и до середины ХVI в. сохранялся и интенсивно использовался караванный путь в Центраьную Азию, большие
дороги по берегам Волги, которые вели на юг сначала в Хазарию, затем в центральные
нижневолжские районы Золотой Орды, а в ханско-татарский период – в Астраханское и
Крымское ханства и Ногайскую орду. Караванный путь из Биляра в Киев перестал
функционировать в золотоордынский период. Начиная с золотоордынского периода,
получил развитие Московский тракт.
С изменением региональной иерархии городов в отдельные периоды развития в
коммуникационном каркасе региона происходила смена социальной значимости дорог
между городами и столицами соседних государств.
Караван сараи
Казанское ханство поддерживало торговые и религиозные связи с Астраханским
ханством, которое образовалось в 1456 г. в низовьях Волги со столицей Хаджи-Тархан. На
ярмарках и караван-сараях Казани всегда было много астраханских купцов. Особенно тесное взаимодействие и взаимовлияния осуществлялись между
Казанским и Крымским ханствами.
Караван-сараи – тип торгово-гостиничного комплекса появился в регионе с Х века. В
Казани наиболее известными из них были Ханский караван-сарай и ярмарочный комплекс
Таш-аяк. Детально об их архитектуре мы судить не можем ввиду отсутствия достоверных
материалов. Однако в соответствии с восточной и золотоордынской традицией они могли
представлять собой замкнутый прямоугольный или квадратный двор, по периметру
которого располагались одно- или двухэтажные жилые помещения, складские и торговые
лавки, ориентированные входами во двор и образовывавшие глухие наружные стены
комплекса. Во дворе выкапывали колодец и устанавливали навесы. Вход в комплекс мог
быть с одной или двух противоположных сторон. Караван-сараи Казани, очевидно,
возводились из срубно-деревянных конструкций. Рядом с Ханской башней Кремля в
Казани функционировал Ханский караван-сарай, на месте которого в русский период был
построен гостиный двор.
Дюрбе
В Волго-Камье широкое распространение мавзолеи получили в золотоордынский
период. Отдельно стоящие мавзолеи центрально-купольной композиции, выявленные в
городах Булгарского и других улусов Золотой Орды, были широко распространены во
всех странах мусульманского Востока. Однако геометрические формы отдельно стоящих
мавзолеев-дюрбе блокированного типа с купольно
сводчатыми покрытиями отдельных помещений усыпальниц, также распространенные на
некрополях городов Золотой Орды, свидетельствуют об аналогиях в архитектуре Хорезма
и других ханств Центральной Азии. Об этом свидетельствует и появление при мавзолеях
блокированного типа зиаратханы, специального помещения для поминальных молитв.
В регионе сложилась традиция возведения мавзолеев в комплексе с соборными
мечетями. Мавзолеи этих типов продолжали возводить в столицах татарских ханств: Казани,
Солхате-Крыму, Касимове, Астрахани, как на некрополях, так и на площадях в комплексе
с мечетями, где преимущественно стояли мавзолеи центрально-купольного типа.
Мавзолеи ханской Казани в своей основе, предположительно, восходили к центральнокупольным
усыпальницам золотоордынского времени. Основное отличие мавзолеев
Волго-Камья от усыпальниц других регионов Золотой Орды, и
Ближнего Востока в отсутствии подземных помещений склепов, перекрытых сводами и
связанных с наземными помещениями наружными или внутренними лестницами.
Традиция возведения мавзолеев существовала и в Казанском ханстве. В Казанском
кремле вблизи Ханской мечети был построен первый каменный ханский мавзолей, где в
1463 г. был погребен Махмут-хан, а в середине 1510-х гг. рядом был пристроен второй
ханский мавзолей. На самом деле, они являлись одним белокаменным зданием с габаритами 6 х 18 м.
Вероятно, вторая часть была пристроена к первоначальному объему мавзолея в указанное
время и в ней был погребен в 1518 г. Мухаммед-Эмин хан. Продольные стены Ханской
мечети и мавзолеев параллельны. Такое расположение мавзолеев свидетельствует о том,
что их внутренние помещения могли использоваться для поминальных молитв.
Архитектура ханского мавзолея Казанского кремля могла быть аналогична или близка
сохранившемуся образцу золотоордынского многокамерного мавзолея Шах-Али-Хана в
Хан-Кермане, столице Касимовского ханства. Большая камера являлась собственно усыпальницей,
освещалась четырьмя небольшими
арочными окнами и имела подземный склеп, в который можно спуститься по узкой
каменной лестнице, расположенной снаружи справа от входа в мавзолей. На западном
фасаде дверь ведет во второе помещение (зиарат-хана), предназначенное для чтения
Корана. Оно освещалось одним окном и имело земляной пол. Каждая камера
перекрывалась сомкнутым кирпичным сводом, скрытым на фасадах высоким парапетом.
Форма первоначального покрытия - не установлена. Поверх сводов насыпана земля. По
планировке и строительной технике это сооружение близко некоторым усыпальницам
Булгара и других городов золотоордынского времени.
Мавзолеи в городах Казанского ханства представляли собой одинарные, центричной
композиции, башенные здания с купольным завершением, а также двухкамерные
сооружения со сводчатым покрытием. Наряду с каменными мавзолеями, очевидно, были
распространены срубно-деревянные, квадратные или шести-, восьмигранные в плане
мавзолеи с шатровым завершением.
Кул-Шариф
Названа мечеть в честь последнего казанского сеида Кул-Шерифа.
Мечеть Кул-Шарифа являлась одновременно и медресе. Она была построена на рубеже ХV-ХVI вв.
южнее ханского двора и, по татарским преданиям, имела восемь минаретов. Поскольку остатки всех мечетей выявлены на уровне фундаментов,
то трудно судить об их внутренней планировке. Имели ли они, как в Биляре и Булгаре многоколонные залы,
утверждать затруднительно. Судя по их размерам, они имели купольную систему
перекрытий без колонн по аналогии с культовой архитектурой Османской Турции, с
которой Казанское ханство поддерживало тесные связи через Крымское ханство.
Духовные лица для Казани и Крыма:
Хатиб
Имам
Сеид
У турков тоже самое только последнее должно быть не сеид, а Шейх уль ислам, на момент даты мода им был Зенбилли Али Эфенди.