Весь сентябрь был без интернета, поэтому про юнитов пишу с опозданием.
На счёт ногаев, наверное это необязательно, но было бы исторично сделать полноценный найм ногайской конницы для Крымского ханства, благодаря им, Крым вел успешные войны, правда в 1523 году эти же ногайцы устроили месячное нашествие на этот самый Крым. А для Казанского ханства сделать их в качестве наемников, которых можно нанять только в поле. Это лишь предложение, просто во всю, ногайцев, в этот период, использовали крымчаки, а не казанцы, последним приходилось их в основном нанимать. Но и говорить что ногайцев в Казани совсем не было тоже нельзя, можно сделать по другому: найм ногайцев не только в поле, но и в городе, просто чтоб не часто, ходов за десять или около того.
Не далеко от Крыма можно сделать стек мятежных ногайцев во главе с Агишем и Мамаем и пусть стоят себе.
У казанцев в основном упоминаются юниты казанские и черемиские. Я нигде не видел упоминаний черемиских тарханов, а лишь так называемые сотники, но так как весь казанский архив сгорел в 1702 году, то делать выводы, что тарханов среди черемисов не было я не буду, мне кажется вполне могли быть. Если что, может меня кто нибудь подправит, может камрад Алексиос что нибудь на этот счёт напишет.
Также упоминаются иногда астраханские татары, но врядли они по вооружению могли чем то отличатся от казанских татар и своей тактикой скорее всего действовали также как и ногайцы.
Конница карачи бека (тяжёлая конница лучников)
Малочисленность пехоты заставляла Казанцев действовать по большей части лишь системой коротких ударов или налетов, причем главное значение имела конница, составлявшая главную силу казанского войска. Нераспалогая достаточной пехотой, ни артиллерией, казанцы имели в своем распоряжении превосходную конницу. Но в силу своей малочисленности, с 1480-х годов, казанцы вели в основном оборонительную войну, и в этой отрасли военного дела сумели выработать достаточно умелую тактику.
Карачи, так же улус беки (по татарски караучы), феодальная знать в Золотой Орде и в позднеордынских государствах, занимавшие наиболее видное политические положение. Высший титул служивых беков.
Оружейный комплекс казанских воинов входил в ту же "восточную" традицию, что и русские, однако ввиду менее мощной экономики и производственной базы ханства, скорее всего, был беднее, а полный комплект вооружения могла себе позволить меньшая часть воинов, чем в княжестве Московском.
Мирзы (средняя конница лучников)
Мирзы (от персидского амир-задэ), в Золотой Орде и позднеордынских государствах сын эмира. Мирзы принадлежали к военной прослойке господствующего класса. Как и карачи беки, могли возглавлять походы в глубь вражеской территории. Они имели свои немногочисленные отряды от 50 до 200 человек-казаков, с которыми по приказу хана выступали в поход. Конный лучник "товар дорогостоящий", требующий для своей подготовки массу времени, средств и ресурсов.
Огланы (средняя конница)
Наряду с духовенством и титулованной знатью, привилегированное положение в Казанском ханстве занимали огланы, также имевшие право участвовать в курултае. Огланы являлись военным сословием, несшим ответственную и руководящую службу по армии. По видимому огланы стояли во главе военных частей. По временам, в особенности в конце существования Казанского ханства, когда особенно чувствовалось потребность в усилении военной организации для обороны страны, огланы становились даже во главе управлением государством, таковы были крымские татары Кучак в 1546-1551 и Худайкул в 1551-1552 гг..
В качестве привилегированного сословия огланы обладали поместьями, дававшимися им в качестве жалования за службу. Военная организация Казанского ханства опиралась главным образом именно на огланов.
Казаки (лёгкая конница лучников)
Военный потенциал ханства был высок благодаря пополнению выходцами из степей, но не из земледельческого района Поволжья. "Обстрелянные" казаки и мирзы, привыкшие к войне, сплоченные вокруг хана были опорой для населения Средней Волги. Улу Мохаммад прибывший в Поволжье имел при себе 3000 воинов, 2000 из которых являлись казаками-черкесами.
Тюркское слово "казак" изначально обозначал человека без начальника, беглеца, разбойника, им мог быть человек знатный или даже правитель без своего владения. Многочисленное степное казачество стало формироваться в связи с распадом Золотой Орды, и пополнялось рядовыми воинами, знатью, ненашедшие себе места в имеющейся политической системе. На Руси 15-16 вв., казаками называли рядовых татар, хотя отмеченные в Московском княжестве 1460-х годах казаки Ивана Руно (которому доверили командовать детьми боярскими) действовали в составе судовой рати и вряд ли могли быть татарами, а проникновение в те же годы в северные русские уезды "казачьей" терминологии, говорит о вероятности существования казаков-славян.
Как и конные черемисы, они не использовали копья, так как избегали съемного боя, и использовали лук и стрелы.
Казаки отличались от массы "простых татар" и в силу своего значения в Казанском ханстве, получали временами доступ к участию в курултае вместе с огланами. В некоторых случаях термин "казаки" в Казанском ханстве различались на дворовых казаков (ички казаки) и задворных.
Ногайцы (конные лучники, лёгкая и тяжелая, или лучше средняя)
Ногаи интересовали соседей прежде всего как торговые партнёры и политическая сила, обладатели военной мощи, огромной кавалерии. Однако, данных о вооружении и организации ополчения у ногаев в чужеземных описаниях почти что нет. И основная информация черпается из случайных оговорок в грамотах, да из героических сказаний. Но едва ли будет преувеличением об эталонности, образцовости ногаев в качестве конных воинов, типично кочевых бойцов в глазах оседлых соседей. Д.Флетчер слышал в Москве, что ногаи почитаются лучшими воинами из всех татар, но ещё более дики и свирепы.
Большие походы ногайцев вовсе не являются хаотичным движением грабительских ватаг. Крупной кампании предшествовала соответствующая подготовка. Во время похода весь быт неприхотливых кочевников подчинялся военной цели. Даже ночуя в степи, ногаи втыкали в землю копья, к которым привязывали лошадей, а сами спали рядом, чтобы в случае внезапного нападения быстрее выпрыгнуть на коня. Каждый участник похода имел при себе заводную лошадь, если война случалась зимой, то ополченцы обязаны были привести с собой два-три верблюда. Отряды в основном состояли из членов одного эля. Если же мирзы на съездах решали охранять границу силами всей Орды, то некоторые из них во главе своих элей назначались в охранное войско-караул, а в случае ожидания атаки противника образовывали ещё и авангардное войско-чардаул (яртаул). Знаком участия в походах служило знамя, судя по эпосу, знамёна были жёлтого и белого цветов.
Комплекс вооружения у ногаев не отличался оригинальностью по сравнению с прочими кочевниками средневековья. У ногаев фиксируется обычный набор оружия: колчан, лук и стрелы, сабли, ногайки. Ногайские батыры пользовались широкими луками (кен ай) из кедра, стрелы содержались в колчанах (калшан, кандавыр, корамсак), луки в специальных футлярах (садак). Для каждого вида стрел, полагались свои луки. В Ногайских делах фигурируют два типа лука: крымский (писаный золотом) и Ядринский (из кости буйвола, кибить писана золотом). Клинки подразделялись на кривую саблю, острый меч (откир алдаспан), острый нож (откир пышак), кинжал и балдак (какая то разновидность клинкового оружия). В эпосах упоминаются стальные пики, шест с крюком для стаскивания всадника, топоры и булавы. Хорошее оружие ценилось высоко; за лук могли дать коня, за колчан с добротными стрелами - жеребёнка. Доспехи и оружие наравне с боевым конем у батыров считались дорогим достоянием, иногда получаемым по наследству от отца. Доспехи, разумеется, были доступны только богатым мирзам; шлемы (тувылга), разного рода кольчуги с металлическими руковами (Темир кон), и без рукавов (енсиз), наплечники (куявке), войлочные рубахи, надеваемые под кольчуги (тегелей кебенек). Описания доспехов встречаются в 17 веке; в 1628 году русские конфисковали панцирь и попорченные латы у Урмамета и Урусова, а бий Ураз Мохаммад имел панцырь, который он получил по наследству от отца (конец 16 века).
При определенных недостатках и объективной ограниченности комплекса вооружения и доспехов, ногаи в 15-16 вв., выглядели в целом достойно. Их мобильная конница, состоявшая из непревзойденный лучников и сабельных бойцов представляла собой грозную силу. С ней считались и пытались использовать ее все окрестные правители. Яркий пример - настойчивые уговоры ногаев русским правительством, принять участие в войнах с поляками и немцами. Когда казахский хан Касим захватил Сарайчик и земли ногаев, они в большом количестве перешли на службу к крымскому хану. Изредка выступали на стороне казанского хана, но во время второго правления Мохаммад-Эмина в 1502-1518 гг, они тысячами расположились на его территории и надолго задержались в Казани, а во время осады Казани в 1552 году 2000 ногаев (по другим данным 2800) прибыли на помощь казанцам.
Марийские тарханы (лёгкая конница)
В этническим отношении вооруженные силы Казанского ханства были неоднородными, но русские источники, говоря о казанских войнах, упоминают в основном казанских татар и черемисов, реже и отдельно отмечаются ногаи. Под черемисами подразумеваются марийцы, чуваши и удмурты (мордва при этом упоминается отдельно). Они выступали как конница и пехота, считались искусными стрелками, а чуваши вдобавок отличались высоким знанием судоходства. Наиболее надёжными подданными Казани были луговые черемисы (марийцы и удмурты), поскольку имели выгоды дававшие выход к международной торговле, рынок сбыта пушнины и военно-политическую защиту перед лицом русской колонизации. В свою очередь чувашская знать в середине 16 века перешла на сторону русских, тогда как чувашские крестьяне в черемиских войнах участвовали за восстановление Казанского ханства.
Они были значительнее беднее вооружены, обычно это топоры, луки и стрелы, сабли были редкостью и в основном у знати. С детства они учились стрелять из лука, черемиское ополчение имело более высокую боеспособность чем русская "посоха", - неспроста постоянно отмечается воинственность черемисов и опасность их на войне.
Изначально словом "Тархан" в тюркоязычных социумах обозначали человека освобождённого от повинностей и, нередко, обычного для остальных людей суда. Такая привилегия давалась за некие заслуги перед правящей элитой, за военные подвиги и т.д. В Казанском ханстве тарханами назывались представители военно-служивого сословия (здесь Илюшин пишет, что тарханами были люди не татарского происхождения, но при хане Мохаммад-Эмине известен крымский татарин ставший тарханом. Поэтому его слова "не татарского происхождения" я писать не буду. Эту запись в скобках в описание не вставляй) освобождавшихся за службу от повинностей. В похожем значении "Тархан" стал употребляться в Московском княжестве после завоевания Казани, но должны были нести дополнительные повинности.
В период Казанского ханства упоминаются - сотники, где имеются ввиду не начальник военного подразделения "сотня", а определенная социальная категория. Причем сотник мог быть одновременно тарханом. У чувашей были свои "окружные князья" (ем пу), "сотенные князья" (сер пу) и десятник (вун пу), входившие в состав военно-служивого сословия в качестве тарханов. Аналогичные звания были и у марийцев, сотники (шудо вуй), пятидесятники (витле вуй), десятники (лу вуй) . Это были родовые старейшины и военные предводители, опиравшиеся на свой авторитет, личные качества и традиции, а также облеченные властью со стороны татарской верхушки.
Копья после монгольского нашествия использовались редко. Вооружение марийских, чувашских, удмуртских воинов периода Казанского ханства состояло из топоров, ножей лука и стрел, защитное вооружение если и имелось, то лишь у знати и военачальников.
Чувашские тарханы, Удмуртские тарханы. Им дать такое же описание как у марийских тарханов. К сожалению отдельное описание про них я не нашел, а все потому что они всегда имели общее описание.
Марийские ополченцы, Чувашские ополченцы, Удмуртские ополченцы. (Пешая лёгкая пехота: лучники, топорщики, копейщики)
В московско-казанских войнах в последней трети 15 века принимали участие, судя по всему, в основном только представители военного сословия, насчитывавшего 4-5 000 человек. Однако в 1506 году ситуация существенно изменилась . Кардинальное отличие войны 1506 г., от предыдущих войн в том, что в ней приняли участие широкие массы населения Казанского ханства. Посланное на Казань русское войско было для своего времени многочисленным, но таких сил оказалось недостаточным, чтоб разгромить Казанцев и взять их столицу. Видимо к 1506 году в Казанском ханстве были выработаны некие механизмы мобилизации ополчения татар, марийцев, чуваш и удмуртов - как организационные, так, видимо, и идейные, а широкие массы выразили желание защищать Казань. Среди вооружения пехоты были копья и топоры. Топор - рубящее орудие ближнего боя, очень эффективен для пробития доспехов. Бедные служивые и ясачные люди могли быть вооружены обычным топором, более состоятельные - боевыми топориками.
Не знаю какое дать описание мордвы, они, что интересно, отмечались отдельно от черемисов, хотя, думаю, могли упоминаться и среди прочих черемисов. Мне неизвестно на сколько массово они могли служить Казанскому ханству. Мордва упоминается в письме крымского хана Мохаммад Гирея Сигизмунду, когда в Крым прибыло казанское посольство (в 1520), по его сообщениям казанский хан может выставить на войну черемисов и мордву, но их численность хан явно преувеличил.
Башкирская конница
Военное дело являлось одним из основных занятий башкир. Защита собственной земли и имущества, участие в походах, охота - все это вело к интенсивному развитию военной организации башкир. С раннего детства мальчика сажали на коня и обучали навыкам обращения с оружием и меткой стрельбе из лука. Ношение оружия при выезде, как и у всех жителей степи, было обязательным, независимо от целей - на охоту или на войну. В 16-18 вв., башкирского войска как обособленной структуры не существовало. Профессиональные военные - тарханы, батыры, имевшие определенный опыт военной службы и хорошо вооруженные, были малочисленны и выступали вместе с ногайцами. Тарханное звание передавалось по наследству, а батыром мог стать любой проявивший храбрость воин, и по наследству не передавалось. Большую часть воинства составляло родовое ополчение, в которое входило все мужское население, способные носить оружие. Оно возглавлялось тарханами и батырами. Башкирское войско было исключительно конным, что предполагало его мобильность. Вооружение состояло из лука и стрел, а копья массово вошли в обиход видимо во времена прибытия калмыков, сабли имели только самые состоятельные, а ножи имели все воины. Поскольку характер вооружения не предполагал индивидуального бря, они не использовали щиты, хотя были с ними знакомы.
На счёт казанских стрелков не знаю какое описание дать, скорее всего вся артиллерия была либо трофейная, либо привозная, и это при том, что артиллерию они использовали ещё в 14 веке, которую они водрузили на верблюдов. Упоминается один артиллерист немец из Савойи, который хотел перейти на службу к казанцам, но был пойман русскими. Так что если будут казанские стрелки, просто будут без описания, и все.
Надеюсь орф.ошибок не так много)
Исправил орф.ошибки.
В качестве наемников Казанского ханства можно добавить Крымских татар (после 1521 года) и астраханских татар.