"Михаил", широко известный как
"Великий Михаил", был карракой Королевского шотландского флота. Это самый большой корабль, построенный королем Шотландии Яковом IV в рамках его политики создания сильного шотландского флота.
Заказан в 1505 г. и заложен в 1507 г. на верфи в Ньюхейвене. Спущен на воду 15 октября 1511 г. Работы полностью завершены 18 февраля 1512 г.
Водоизмещение - 1000 тонн. Длина - 73,2 м (240 футов), ширина - 11 м (36 футов). Экипаж - 1400 человек (300 моряков, 120 артиллеристов, 1000 морских пехотинцев). Вооружение - 24 бортовых орудия, 3 василиска (1 на носу, 2 на корме), 30 малых орудий. Парусное оснащение - 4 мачты.
Каракка была заказана около 1505 г. и заложена в 1507 г. под руководством капитана сэра Эндрю Вуда из Ларго и главного корабельного мастера Жака Террелла, спущена на воду 12 октября 1511 г. и завершена 18 февраля 1512 г. Корабль был слишком большой, чтобы его можно было построить на какой-либо существующей шотландской верфи, поэтому его строили в новой гавани Ньюхейвена. Когда "Михаил" был спущен на воду, она стал самым большим кораблем на плаву, вдвое превосходя по водоизмещению английскую каракку "Мэри Роуз", спущенную на воду в 1509 г. и завершённую в 1510 г.
Хронист Роберт Линдси из Пицкотти писал о сооружении "Михаила", что "
все леса Файфа, кроме леса Фолкленда, помимо всего леса, вывезенного из Норвегии", пошли на его строительство. Бухгалтерские книги также свидетельствуют, что пиломатериалы дополнительно закупались в других районах Шотландии, а также во Франции и на Балтийском море. Линдси сообщает, что размеры корабля составили 240 футов (73 м) в длину и 35 футов (11 м) в ширину. Рассел (1922 г.) отмечает, что "Михаил" должен был быть построен с дубовыми бортами толщиной 10 футов (3 м). Каракка обладала водоизмещением около 1000 тонн, имела четыре мачты, несла 24 бортовых орудия (купленные у Фландрии), 1 василиск на носу и 2 - на корме, а также 30 меньших орудий (позже увеличенных до 36) и имел экипаж из 300 матросов, 120 артиллеристов и до 1000 солдат.
Английский король Генрих VIII не хотел отставать от шотландцев и приказал построить 1000-тонную каракку "Генрих милостью Божьей", спущенную на воду примерно в 1512 г. и позже известную как "Большой Гарри".
"Михаил" был назван в честь архангела Михаила и строился для поддержки нереализованного королевского проекта шотландского крестового похода против Османской империи с целью вернуть Палестину христианскому миру.
Яков IV и Маргарита Тюдор ужинали на "Михаиле" 3 августа 1512 г. В ноябре 1512 г. "Великий Михаил" и Маргарита находились у замка Блэкнесс. Яков IV поднялся на борт "Михаила" в день святого Андрея, чтобы провести встречу с французским послом, на которой был подтверждён Старый союз Шотландии и Франции.
Обязательства Старого союза с Францией требовали, чтобы Шотландия начала войну с Англией, дабы отвлечь англичан от боевых действий против Людовика XII. В августе 1513 г. шотландские силы вторжения были собраны для нападения на английские владения во Франции. Под командованием Джеймса Гамильтона, 1-го графа Аррана, главными кораблями флота были "Михаил", "Маргарет" и "Джеймс". Однако, вместо того чтобы сразу атаковать противника, Арран совершил набег на Каррикфергус в Ирландии и вернулся с добычей, прежде чем отправиться во Францию.
Содержание военного корабля такого размера было дорогостоящим, особенно для небольшой небогатой страны, как Шотландия. После того, как Яков IV и многие представители шотландской знати погибли в битве при Флоддене в сентябре 1513 г., "Михаил" был продан французскому королю Людовику XII 2 апреля 1514 г. по выгодной цене в 40 000 ливров и стал известен как "La Grande Nef d'Ecosse" ("Большой неф Шотландии"). Имеются сведения, что в марте 1514 г. "Михаил" был пришвартован в Онфлёре, поскольку был слишком велик для гавани в Дьеппе. Большинство современных историков согласны с информацией шотландского историка и гуманиста Джорджа Бьюкенена о том, что в дальнейшем французы позволили кораблю сгнить в Бресте. Норман Макдугал в 1991 г. предположил, что под своим новым французским именем каракка могла принять участие в битве в проливе Солент в 1545 г., во время нападения на Англию, приведшего к потоплению "Мэри Роуз".