Сообщество Империал: Как работал крестьянин в России - Сообщество Империал

oberon

Как работал крестьянин в России

Продолжение темы про Петра I: кто прав относительно крестьян - Мироно
Тема создана: 14 октября 2010, 20:55 · Автор: oberon
  • 4 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
 oberon
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 01 декабря 2010, 23:44

Makar (1 Дек 2010, 23:33):

Интересно. Как крепостное право может способствовать развитию......... (дальше идет скопированная где то одиозная "ленинисткая" бессмыслица, не имеющая к реальному ходу истории не малейшего отношения)

А так.


Словом -- крестьянин, более других претерпевший на своем веку, следовательно, как нам думается, более угнетенный (он пережил крепостное право), наделенный плохой землей, обремененный налогами, вопреки всем смыслам, вопреки всем таблицам умножения всех частей света, оказывается порядочнее, положительно умнее, даровитее, зажиточнее и честнее того крестьянина, который, имея доходы, покрывающие все посторонние платежи, или платя сущую безделицу и, следовательно, имея все условия для того, чтобы собственная его домашняя, личная жизнь была лучше, достаточней, вольней, чтобы забота его о мирском деле была шире, -- оказывается, что такой крестьянин ничего не выдумал, кроме кабака, живет бедно, пьяно, фальшиво, к ближнему равнодушен, равнодушен к миру, к себе, к семье!.. Мало того: вы видите, что отлично обставленная в материальном отношении деревня как бы лишена даровитых людей. Есть мироеды и мироопивалы, а умного, характерного мужика нет; взамен того имеется обилие фальшивых мужичонков, которые за рубль продадут отца родного, наобещают с три короба, а ничего не сделают, недорого возьмут соврать и надуть.
Что же означает эта непонятная тайна непонятной деревенской таблицы умножения?
После долгого и мучительного опыта мысль ваша как будто начинает докапываться до некоторых действительных оснований этой удивительной тайны. Главную нить к познанию, как мне кажется, существа деревенского житья-бытья дает вам одно, повидимому весьма незначительное обстоятельство. Разговаривая до сего времени, вы очень часто слышите в разговоре слово "барщина", но не придаете этому никакого значения, как делу прошлому. Мало-помалу, однако, оказывается, что хотя все, что заключается в многозначительном слове "барщина", и действительно дело прошлое, но что и теперь следы этого прошлого далеко не изглажены. Впоследствии вы убеждаетесь в значении барщины для понимания современной деревни, и притом в такой степени, что уже не довольствуетесь простым признанием за ней известных результатов, но невольно должны признать, что в современной деревне нет такого явления, нет в характере деревенских людей ни одной существенной черты, нет даже ни одного обычая, которые бы вполне не объяснились барщиной, а главное, только барщиной.{В настоящем очерке мы не касаемся тех хорошо живущих деревень, которые держатся не традициями барщины, а религиозной дисциплиной, то есть деревень сектантских. ...... Такой, оставленный нам барщиной в наследство, крестьянин -- во-первых, неустанный работник: в поте лица изо дня в день он бьется над работой; во-вторых, аккуратная уплата податей -- для него первая забота, перед которой меркнут все личные заботы; в-третьих, это человек, который отвык рассуждать об чем бы то ни было; он только спрашивает: "сколько требуется", "почем сойдет с души"? Раскладка всех этих душевых рублей и копеек составляет почти единственный предмет сходок: "своих", деревенских предметов для разговоров на сходках нет -- отучены. И в-четвертых, наконец, он -- неусыпный работник: работать, "биться на работе" -- вот цель жизни, нить, связующая дни и годы в целую жизнь человеческую. Он покоен, устав и измучившись на работе, потому что сделано то, что именно требовалось. Он сына женит насильно, потому что "берет работницу хорошую", а остальное -- ничего не стоит. Мало устать на работе, мало просто измаяться: тот хороший работник, кто не знает "устали" в работе, у кого она "горит огнем", кто "лют", или, еще лучше, кто "зол" на работу.
Вот во имя этого-то идеала и продолжает жить крестьянин, как жил при барщине. Там, где барщина царила вполне, там мужик в буквальном смысле остался таким же, каким был и при крепостном праве. Так же до свету выезжает он в поле, так же бьется из-за податей, так же молча, с незадумывающимся равнодушием исполняет все, что ему прочитает староста, и, исполнив, вновь продолжает маяться над работой, сам перебиваясь кое-как или припрятывая достаток. В таких деревнях у крестьян есть совершенно определенный взгляд на себя и на божий свет, и благодаря этому они знают, что делают, из-за чего бьются. Вот почему оказывается, что бедная, заваленная работой и налогами деревня, не имеющая никаких посторонних доходов, наделенная сравнительно худшей, чем у соседей, землей, и притом в малом количестве, живет лучше той деревни, где болячки барщины почему-нибудь не так живо чувствуются.


Когда мужика заставляют работать - он приучается работать. Когда мужик "свободен" - он спивается и деградирует, чему яркий пример - белопашцы.
     Makar
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 02 декабря 2010, 21:16

    Интересно а как тогда объснить тот факт, что аграрные революции (введение прогрессивных форм сельхоз производства) во всех странах произошли после отмены крепостного права. По ходу истории крепостное право отменено везде , почему если оно способствует развитию ? Потому что крепостное право это экономическая база феодализма, при капитализме оно невозможно. А капитализм в отличие от феодализма это быстрое развитие и внедрение новых технологий.
    По поводу "лененской бессмысленницы" - это частично мое, частично работа Ирины Супоницкой, доктора исторических наук. Но мы с вами видимо не сойдемся поскольку на счет влияния крепостного права есть много работ, большенство оценивают его как отрицательное, но есть и противоположное мнение. То что описанно в вашей цитате это безропотный раб, который неможет стать участником рыночных отношений и поэтому никакое развитие при нем невозможно, т.к. его все устраивает, а развитие возможно только если человек чем-то недоволен в своей жизни и готов приложить силы для изменения ситуации. С таким "идеальным" крестьянином Росия осталась бы до сей поры с сохой и трехпольем. Кстати интересно кого вы цитируете ?
       oberon
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 02 декабря 2010, 22:14

      Makar (2 Дек 2010, 21:16):

      Интересно а как тогда объснить тот факт, что аграрные революции (введение прогрессивных форм сельхоз производства) во всех странах произошли после отмены крепостного права. По ходу истории крепостное право отменено везде , почему если оно способствует развитию ?


      Потому что крепостное право является благом лишь на определенном этапе развития. Если изложить утрировано - пока крестьянин из под палки работает лучше, чем по доброй воле, крепостное право является предпочтительным для общества. А вот когда крестьянин научится нормально работать без принуждения, тогда (и только тогда!) вольный труд становится эффективней принудительного, и крепостное право (ставшее экономически нерентабельным) ликвидируется.

      Цитата

      То что описанно в вашей цитате это безропотный раб, который неможет стать участником рыночных отношений и поэтому никакое развитие при нем невозможно, т.к. его все устраивает, а развитие возможно только если человек чем-то недоволен в своей жизни и готов приложить силы для изменения ситуации.


      К сожалению вы в предложенной цитате ничего не поняли. Речь шла о освобожденных по закону 1862 года крестьянах. В этих условиях бывшие крепостные крестьяне которых помещик-кровосос заставлял пахать до упора на барщине, оказались лучше приспособлены к жизни. За время пахоты на барина у них выработалась привычка к упорному труду, и в новых условиях они могли вести эффективное хозяйство - уже на на барина, а на себя.
      Те же крестьяне, которые избежали "угнетения" ни к чему кроме пьянства и безделия оказались не способны. К сожалению таких крестьян на Руси оказалось большинство (в отличии от стран Европы, у нас крестьянами обращались с постыдной мягкостью)

      Цитата

      Кстати интересно кого вы цитируете ?


      Глеба Успенского, о чем сказано выше
         Makar
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 03 декабря 2010, 01:02

        Вот взгляд на влияние крепостного права на Россию из 19 века. Слово предоставляется Ключевскому Василию Осиповичу: - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Теперь иностранец : - Мерсье Франсуа Публикуется по изданию: И. Руа. Французы в России. Воспоминания о кампании 1812 г. и о двух годах плена в России. СПб, 1912. - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Я хотел бы обратить внимание на то что для развития любой отрасли важно не просто умение тупо работать, а в первую придпреимчивость, свобода мысли и творческий подход, а также самостоятельность - именно эти черты и изживались в крестьянине крепостным правом.
           oberon
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 03 декабря 2010, 08:10

          Makar (3 Дек 2010, 01:02):

          Вот взгляд на влияние крепостного права  на Россию из 19 века. Слово предоставляется Ключевскому Василию Осиповичу:  - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Теперь иностранец : - Мерсье Франсуа Публикуется по изданию: И. Руа. Французы в России. Воспоминания о кампании 1812 г. и о двух годах плена в России. СПб, 1912. - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          Вы что смеетесь? Пересказывать сказки российских "либералов" (таких как Ключевский) это последнее дело. Ребята рвались к власти, вот и придумали сказку про злых крепостников, которую у нас до сих пор повторяют.
          Аналогично французские байки о "империи зла" - пересказ общих мест почерпнутых из сочинений "просветителей". К реальной жизни все это не имеет никакого отношения
          Вот цитата

          Г-жа Литовская. Княгиня, возвращаясь к вашей маленькой немке, чье лицо вы сами нашли обворожительным, скажите, как вы решились срезать у нее светлые волосы, которыми я так восторгалась. Бить – это в порядке вещей; но брить волосы у девушки в пятнадцать лет – это бесчеловечно!
          Княгиня Г. Вы правы. Эта девушка так огорчилась потере волос, что соглашалась даже вторично подвергнуться только что перенесенному ею телесному наказанию, чем лишиться своей шевелюры. Удивительно, где только не гнездится кокетство.
          Г-жа Нерикова. Надо, однако, признать, что нет ничего более глупого, как осуждать самое себя на этого рода экзекуции. Чтобы освободить себя от этой неприятной обязанности, я предоставила Ивану Ивановичу (так звали ее управляющего) полную свободу действий в отношении мужской прислуги и мадам Шнейдер – в отношении женщин и девушек; и они оба выполняют эту миссию превосходно.


          Герои изьясняются как персоонажи кинофильма категорри В


          Цитата

          Я хотел бы обратить внимание на то что для развития любой отрасли важно не просто умение тупо работать, а в первую придпреимчивость, свобода мысли и творческий подход, а также самостоятельность - именно эти черты и изживались в крестьянине крепостным правом.


          Чушь собачья. Большинство крестьян в Российской Империи были свободными - и где у них "придпреимчивость"?
             Optatus
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 03 декабря 2010, 13:12

            4 сентября 1842 г. в г. Алатырь Казанской губернии помещица В.И. Соколова зверски убила свою дворовую девку А. Самойлову. В материалах этого дела среди листов дознания вшит кусок содранного помещицей скальпа с волосами убитой (так сильно она таскала ее за волосы, что аж выдрала с корнями, так что обрить - это еще не самое страшное), сам видел в архиве. Одно время также в нашем краеведческом музее была экспозиция, где демонстрировался муляж этого скальпа в волосами и девичьей косой.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            Кто полагает, что ужасов крепостничества не было и что это все либеральные сказки - тот глубоко ошибается.
               oberon
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 03 декабря 2010, 15:37

              Optatus (3 Дек 2010, 13:12):

              4 сентября 1842 г. в г. Алатырь Казанской губернии помещица В.И. Соколова зверски убила свою дворовую девку А. Самойлову. В материалах этого дела среди листов дознания вшит кусок содранного помещицей скальпа с волосами убитой (так сильно она таскала ее за волосы, что аж выдрала с корнями, так что обрить - это еще не самое страшное), сам видел в архиве.....

              Ха, так Джек Потрошитель людей и без крепостничества потрошил. У нас подобную уголовщину любили рассказывать в советских книжках, делая вид что это была некая норма жизни при "проклятом крепостничестве" (куда более многочисленные уголовные преступления крестьян наоборот выдавали за прогрессивную "классовую борьбу"). Естественно на деле эти истории из той же серии, что подвиги Чикатилло или Ганибалла Лектера
                 Optatus
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 03 декабря 2010, 16:10

                Да, это норма среди помещиков, а не исключение.
                   oberon
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 03 декабря 2010, 16:38

                  Optatus (3 Дек 2010, 16:10):

                  Да, это норма среди помещиков, а не исключение.

                  Никоим образом. Это была именно уголовщина, за которую помещиков наказывали со всей жестокостью.

                  Бессмысленно, разумеется, пытаться делать какие-либо обобщения относительно положения такой многочисленной группы людей, тем более что мы имеем тут дело примерно с 50 тысячами помещиков (таково было приблизительное число землевладельцев, использовавших крестьян на барщине). До появления научных исследований по этому вопросу мы можем исходить лишь из каких-то общих впечатлений, которые как-то не подтверждают картины всеобщих мучений и угнетения, почерпнутой в основном из литературных источников. Очевидная неправедность крепостничества не должна затуманивать истинного положения вещей. Несколько англичан, писавших о своих российских впечатлениях, нашли, что положение русского крестьянина выгодно отличалось от условий у них на родине, особенно в Ирландии; таким образом, пушкинская оценка получила независимое подтверждение.. Нижеследующие отрывки взяты из таких описаний. Первый принадлежит капитану английского флота, который предпринял в 1820 г. четырехлетнее пешее путешествие по России и Сибири, что дало ему редчайшую возможность своими глазами увидеть жизнь русской деревни: "Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландия. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами." Captain John Dundas Cochrane, Narrative of a Pedestrian Journey through Russia and Siberian Tartary (London 1824), p. 68. Второй написан английским путешественником, отправившимся в Россию специально для того, чтобы найти материал, который представил бы ее в более неприглядном свете, чем литература того времени: "В целом ... по крайней мере что касается просто пищи и жилья, русскому крестьянину не так плохо, как беднейшим средь нас. Он может быть груб и темен, подвергаться дурному обращению со стороны вышестоящих, несдержан в своих привычках и грязен телом, однако он никогда не знает нищеты, в которой прозябает ирландский крестьянин. Быть может, пища его груба, но она изобильна. Быть может, хижина его бесхитростна, но она суха и тепла. Мы склонны воображать себе, что если уж наши крестьяне нищенствуют, то мы можем по крайней мере тешить себя уверенностью, что они живут во много большем довольстве, чем крестьяне в чужих землях. Но сие есть грубейшее заблуждение. Не только в одной Ирландии, но и в тех частях Великобритании, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, мы были свидетелями убогости, по сравнению с которой условия русского мужика есть роскошь, живет ли он средь городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья. Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтет негодными для своей скотины" Robert Bremner, Excursions in the Interior of Russia (London 1839), I, pp. 154-5. Оценки этих очевидцев тем более весомы, что они никак не симпатизировали ни крепостничеству, ни какому-либо иному ущемлению, которому подвергалось тогда большинство русского крестьянства. Особенно важно избавиться от заблуждений, связанных с так называемой жестокостью помещиков по отношению к крепостным. Иностранные путешественники, побывавшие в России, почти никогда не упоминают о телесных наказаниях - в отличие от посетителей рабовладельческих плантаций Америки.*12 Пропитывающее XX век насилие и одновременное "высвобождение" сексуальных фантазий способствуют тому, что современный человек, балуя свои садистические позывы, проецирует их на прошлое; но его жажда истязать других не имеет никакого отношения к тому, что на самом деле происходило, когда такие вещи были возможны. Крепостничество было хозяйственным институтом, а не неким замкнутым мирком, созданным для удовлетворения сексуальных аппетитов. Отдельные проявления жестокости никак не опровергают нашего утверждения. Тут никак не обойтись одним одиозным примером Салтычихи, увековеченной историками помещицы-садистки, которая в свободное время пытала крепостных и замучила десятки дворовых насмерть. Она говорит нам о царской России примерно столько же, сколько Джек Потрошитель о викторианском Лондоне. Там, где имеются кое-какие статистические данные, они свидетельствуют об умеренности в применении дисциплинарных мер. Так, например, у помещика было право передавать непослушных крестьян властям для отправки в сибирскую ссылку. Между 1822 и 1833 гг. такому наказанию подверглись 1.283 крестьянина. В среднем 107 человек в год на 20 с лишним миллионов помещичьих крестьян - это не такая уж ошеломительная цифра. He следует забывать также, что русский крестьянин никак не относился к этим наказаниям с тем ужасом, с каким смотрит на них современный человек. Когда в 1860-х гг. волостные суды получили право подвергать крестьян либо штрафу, либо телесному наказанию, .обнаружили, что большинство крестьян, если дать им выбор, предпочитало порку
                     Makar
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 04 декабря 2010, 21:49

                    Ключевский рвущийся к власти это что-то новое. Ключевский Василий Осипович [16(28).1.1841, с. Вознесенское Пензенской губернии,—12(25).5.1911, Москва], русский историк. Родился в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 защитил магистерскую диссертацию "Древнерусские жития святых как исторический источник", в 1882 — докторскую диссертацию "Боярская дума Древней Руси". С 1879 доцент, с 1882 профессор русской истории Московского университета, с 1889 член-корреспондент Петербургской АН, с 1900 академик истории и древностей русских, с 1908 почётный академик по разряду изящной словесности. С 1880-х гг. был членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893—1905)

                    Не нравится Ключевский вот вам Соловьев – « Великий русский историк С. М. Соловьев видел в крепостном праве «вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом положении».

                    Или А. П. Заблоцкий-Десятовский . А.П. Заблоцкий-Десятовский (1807-1881) - государственный деятель, экономист, статистик и писатель. Его записка "О крепостном состоянии в России" (1841), написанная после поездки по внутренним губерниям России, содержит характеристику основных категорий частновладельческих крестьян –
                    «Влияние крепостного труда на составление капиталов и их обращение. Все попечения помещика о своем крестьянине ограничиваются только сохранением, его физической силы, нужной для обрабатывания земель. До обогащения крестьянина, составления у него капитала, никому нет дела. С одной стороны заставляют его работать как возможно более и по праву употребляют всю силу его в свою пользу, а с другой - вытягивают из него копейку разными ухищренными способами. Конечно, вопреки всего этого случается, что крестьянин поборет все препятствия, выплывет наверх, разживется. Но сколько же надобно счастливых обстоятельств для отстранения всех препятствий к его обогащению? Никто ему в этом не поможет; напротив, большая часть обстоятельств против него, начиная с самого крепостного права.
                    Совершенная зависимость от произвола владельца и безнадежность освободиться от этой зависимости убивают в крепостном склонность к бережливости и прочному улучшению своего быта, рождая, напротив, или скупость, или страсть к минутным наслаждениям, к пьянству, праздности и разврату. Этим легко объясняется, почему крестьяне, даже у попечительных владельцев, живут большею частию дурно, и почему заведомо богатые из них редко пускают в оборот капиталы свои, но прячут их тщательно на черный день. Да и может ли быть иначе, когда помещик может отнять нажитое кровавым трудом его крепостного?..
                    Развитие промышленности требует не только ограждения личности и собственности, но и свободы располагать своим временем, трудом и местом жительства. И потому естественно, что крепостное состояние, привязывая насильственно человека к земле, отстраняет развитие промыслов, даже между оброчными крестьянами.
                    Помещик нелегко позволяет удаляться крестьянину (и в особенности тому, который вновь начинает промысел) и менять верное малое на большее, но далекое и неверное; но и отпустивши его по паспорту, следит за каждым шагом его; давит его оброком, который есть всегда тяжесть для начинающего. Случится дурной год, доходы плохи, у крестьянина нет денег; он не заплатил оброка; помещик требует его в деревню. Крестьянин, быть может, и обернулся бы, но помещик думает, что он замотался, избаловался, и сажает его вновь на пашню, или берет его во двор...»

                    Но я рад что вы пришли к следующему заключению– «крепостное право является благом лишь на определенном этапе развития. Если изложить утрировано - пока крестьянин из под палки работает лучше, чем по доброй воле, крепостное право является предпочтительным для общества. А вот когда крестьянин научится нормально работать без принуждения, тогда (и только тогда!) вольный труд становится эффективней принудительного, и крепостное право (ставшее экономически нерентабельным) ликвидируется.»
                    Теперь хотелось бы спросить .
                    До введения крепостного права в России крестьяне не умели нормально работать на земле ?
                    Отсутствие личной свободы и личной заинтересованности в результатах своего труда создает условия для развития ?
                    Будете ли вы работать из под палки лучше чем по доброй воле, а главное будете ли вы усовершенствовать методы и орудия своего труда ?
                      • 4 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                       Похожие Темы
                      МЧемпионат и кубок России по футболу II том
                      Все о чемпионатах и кубках России по футболу
                      Автор T Thanatis
                      Обновление Вчера, 08:55
                      НСборная России
                      футбол-игра народная
                      Автор А Адель_Шиловский
                      Обновление 22 марта 2024, 11:05
                      XЛучший полководец XVIII века (кроме России)
                      Навстречу "Эмпайру"
                      Автор У Ученый Лис
                      Обновление 20 марта 2024, 11:53
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Российская Империя Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 02:47 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики