Сообщество Империал: Первые мореходы... - Сообщество Империал


Старый

Первые мореходы...

Судостроение и судоходство Каменного века...
Тема создана: 02 октября 2018, 20:48 · Автор: Старый
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 Старый
  • Imp
Imperial
Форумчанин

Дата: 27 августа 2024, 12:27

Первые мореходы, или
Судостроение и судоходство Каменного века...

Imp
Сапиенсы-протоавстралоиды научились ходить по морю на малых судах

Нам не известно, когда именно Человек преодолел водную преграду не случайным образом (т.е. смытым водяным потоком или ухватившись за плавучий мусор, сорванный или опрокинутый ветром в воду, типа тростника или ствола дерева... вероятно это происходило ещё в древнейшие времена, когда перволюди практически ещё ничем не отличались от своих дальних родственников - приматов...), а целенаправленно создав своими руками необходимое для этого плавсредство (плот, долблёнку, кожаную или берестяную лодку...). Однако, уже с эпохи Мезолита встречаются первые косвенные и прямые свидетельства по различным плавучим средствам и, особенно, их изображений на петроглифах, специально созданным человеческими руками для преодоления водных пространств...

Imp
Петроглиф с изображением рыбаков эпохи неолита (Alta, Hjemmeluft, Bergbukten-3A, Norway, ca 4000 BC).


Не смотря на многовековой период, прошедший с эпохи Каменного века, многие традиции народного судостроения сохраняются до сих пор и постоянно фиксируются современными этнографами...

Предлагаю в этой ветке поделиться материалами и обсудить столь непростую и неоднозначную тему первых "водоходцев" от Мезолита и до Неолита, т.е. до образования первых государств на планете Земля... В том числе и современные этнографические исследования на эту тему...

Внимание!
Тема предназначена для выкладки материалов по судостроению и судоходству Каменного века,
а также и для обсуждения данных по их истории и этнографиии!
     Старый
    • Imp
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 01 декабря 2022, 11:18

    Тибет - горная страна с вечно заснеженными вершинами, пустынными высокогорными плато и стремительными ледяными потоками с горных ледников... Казалось бы, ну какие там могут быть судостроительные традиции... Но и там существовали водные переправочные средства в виде плетёных из веток каркасных плотов-корзин, покрытых шкурами яков... :006:

    Переправа на плоту через Ярлунг Цангпо (тибетское название Брахмапутры в её верховьях) у деревни Чагсам.
    Немецкая экспедиция в Тибет 1938-39 гг. Фото Бруно Бегера.

    Imp Imp

    Тибетская корзина-плот Ку-Дру/Кова (Ku-Dru/Kowa). Музей естественной истории, Чикаго.

    Imp
       Старый
      • Imp
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 06 декабря 2022, 23:24

      Несколько этнографических фото по "кожаному судостроению" народов Дальнего Севера (точнее - по эскимосам Аляски и Гренландии... :008: ). Думаю, учитывая мои последние выкладки на ИМПЕРИАЛЕ, данная подборка не должна вызывать удивления... :0142: :

      01. Эскимосы Гренландии, конец XIX - начало XX веков.
      Imp
      !!!ps Обратим внимание на надувные "буйки" из мочевого пузыря морских животных, закреплённые на каяках... Привязанные на длинных кожаных ремнях к наконечнику гарпуна, они не позволяли добыче скрыться на глубине и выдавали место её нахождения... :006:

      02. Эскимосская байдара. Аляска, 1929 год.
      Imp

      03. Эскимосские каяки. Аляска, 1929 год.
      Imp

      04. Эскимосские дети в каяке. Коллекция Эдварда Куртиса (Edward S.Curtis Collection).
      Imp

      05. Эскимосские охотники с острова Св.Лаврентия (Берингов пролив) разделывают гренландского кита прямо в воде.
      Музей Истории и Искусства в Анкоридже (Anchorage Museum of History & Art)

      Imp

      06. Современный эскимос-инуит, охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке (Гренландия, 2006)
      Imp
      !!!ps Обратим внимание на хорошую плавучесть гарпуна и явно металлическую оковку на концах своеобразного двухлопастного весла... :046:
         Старый
        • Imp
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 11 марта 2023, 11:08

        Пожалуй, среди наиболее древних типов плавсредств Месопотамии особо выделяются куфы/туфы, представляющие собой по сути плетёные из камыша, лозы или луба круглые корзины, либо обтянутые для водонепроницаемости кожами, либо обмазанные природным асфальтом (битумом)... :008:

        Спойлер (раскрыть)


        !!!ps Кроме того, среди аккадских глиняных табличек, хранящихся в Британском музее, был обнаружен фрагмент "Сказания о Гильгамеше", описывающий строительство "круглого судна"... Считается, что это отрывок из древнешумерского сказания о Потопе, которое много позже вошло и в Библию... Подробнее о прочтении данной таблички и проведённом эксперименте по строительству и испытаниям "круглого ковчега" на море см.Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь... :046:
           alZarif
          • Imp
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 сентября 2023, 17:30

          Старый

          по "кожаному судостроению" народов Дальнего Севера (точнее - по эскимосам Аляски


          Канадский документальный фильм 1967 года про постройку эскимосского каяка

          Tuktu and the Big Kayak (how to build a kayak out of driftwood)

             Старый
            • Imp
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 11 сентября 2024, 04:54

            Не известно, когда именно у первобытных племён появились переправочные средства из надутых бурдюков, но уже в т.н. "этнографическое время" (т.е. когда появилась Этнография, как Наука...) различные варианты "надувных" мехов, плотов и плотиков фиксируется у многих народов, разделённых порой огромными расстояниями... Достаточно взглянуть хотя бы Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь... :008:
            Что-то похожее было зафиксировано и в Гималаях... Это т.н. "бычьи лодки (дреас)" для переправы через реки... :1115:

            Imp

            Цитата

            Практика использования надувных коровьих шкур в качестве переправочных средств имеет долгую историю и действительно использовалась в различных частях мира, включая и Индийские Гималаи. В 1903 году на стереоскопической фотографии была запечатлена надутая лодка из шкуры, или дреас, у берега реки Сутлей в Химачал-Прадеш.

            Этот способ передвижения был практичным для плавания на мелководьях и свидетельствует о изобретательности людей в использовании имеющихся ресурсов.

            Лодки из коровьей шкур, известные как "бычьи лодки", использовались ещё коренными американцами и другими культурами в аналогичных целях. Шкуры должны были быть надуты и плотно запечатаны, чтобы удержать воздух внутри и быть непромокаемыми. Это и делает их достаточно плавучими, чтобы служить самодельными лодками. Хотя эта практика сегодня и может показаться примитивной, но она была эффективным решением для транспортировки в районах, где обычные лодки были недопустимы.
               Старый
              • Imp
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 17 сентября 2024, 04:41

              Одной из разновидностей первобытных лодок были лодки, вязаные из камыша, тростника или папируса (в зависимости от региона использования...). Понятно, что реальные образцы таких лодок в виду их материала с тех времён до нас не дошли, но многие народы до сих пор продолжают использовать такую технологию... :008:
              Много о них говорилось в теме Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь (см.Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь и далее...), но такие лодки до сих пор встречаются, например, в Африке... А точнее - в современной Эфиопии... :006:

              Эфиопская папирусная лодка с озера Тана:
              Imp


              Подборка фото с озера Тана: (Раскрыть)

              !!!ps Кстати, лодки из подобного материала (камыш, тростник, папирус...) и считаются первыми плавсредствами, изобретёнными первобытным человеком для преодоления водных преград... :046:
                 Старый
                • Imp
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 24 сентября 2024, 22:18

                Отметим тот факт, что лодки из растительных материалов до сих пор используются и на берегах Аравийского полуострова... :008:

                Взято из:
                Dionisius A.Agius. Classic Ships of Islam: From Mesopotamia to the Indian Ocean (Handbook of Oriental Studies-HdO. Section 1, The Near and Middle East. Vol.92). Brill, 2008. Pp.125-126

                Shāsha, сделанное из листьев и стволов финиковых пальм, Харат-эль-Шейх и Умм-эль-Джариз, Северо-Восточный Оман, 1996 г.

                Imp

                Спойлер (раскрыть)
                   Старый
                  • Imp
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 13 октября 2024, 11:10

                  Уже в эпоху Неолита древние мореходы достигли высокого уровня судостроения, позволявшего не только двигаться вдоль берегов Осваиваемого Мира, но и преодолевать морские просторы... Об этом свидетельствуют находки долблёных каноэ на дне одного из небольших озёр Италии, буквально в окрестностях Рима:

                  Первые неолитические лодки в Средиземноморье:
                  поселение Ла Мармотта (Ангильяра-Сабация, Лацио, Италия).

                  Imp

                  Спойлер (раскрыть)
                     Старый
                    • Imp
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 16 апреля 2025, 04:39

                    Присутствие человека на Мальте раньше, чем считалось:
                    охотники-собиратели преодолели 100 км по морю за 1000 лет до земледельцев.

                    Imp

                    Спойлер (раскрыть)

                    !!!ps Не могу сказать ничего конкретного, но считается, что ещё не так давно, когда ещё существовала т.н."Гибралтарская перемычка", а уровень будущего Средиземного моря был намного ниже, чем сегодня, Мальта соединялась целым плато с Сицилией... Поэтому, вряд ли требовались какие-то особые судостроительные и навигационные знания, чтобы первобытные люди могли добираться до будущего острова...

                    Imp

                    Хотя, наличие первых плавсредств в Европе (причём, уже в виде "продвинутых" лодок-долблёнок и мореходных плотов...) отмечается археологами уже с эпохи Мезолита... Вроде имеются и находки эпохи Познего Палеолита, но дискуссия об их принадлежности именно каким-то плавсредствам до сих пор не завершилась... :046:
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Перевести Страницу
                      Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа
                      [Пока работает лишь авторизация в Google и Steam]

                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      Условия · Ответственность · Визитка · 21 апр 2025, 11:11 · Зеркала: Org, Site, Pro · Счётчики