У меня с серией ЕУ трудные отношения, мне она многие годы не нравилась и я не понимал, что в ней такого находят. Может быть, когда-нибудь, я сделаю обзор всех 4 частей и выведу общие для серии методологические ошибки, из-за которых эта серия не имеет шансов стать адекватной званию исторической стратегии. Но в данный момент речь будет про ЕУ 4. Как и с Викторией, дело сложное, слишком многое поломанное сломанное.
Игра не имеет отношения к отображению действительности - это симулякр, все ненастоящее, одним словом это псевдоисторическая стратегия, к истории внешнее отношение имеет точно как "документальные" фильмы про инопланетные цивилизации усердно маскируются под документальные фильмы.
В ЕУ 4 нет населения, есть только очки - производства, рекрутов и налогов, и у этих очков есть религия и культура. Всё. У этих ленивых ламантинов сил не хватило даже на то, чтобы как-то распределить эти самые очки, внутри провинций, на разные религии и культуры, в итоге резко католическая провка резко становится резко православной, без полутонов, а о синкретизме культур или религий, с совмещением элементов(что в эпоху ЕУ было более чем достаточно), даже мечтать не приходится.
Науки в этой игре(век пороха и великих открытий, а она более убога и аркадна чем в игре про средневековье, СК 2, что вообще за пределами добра и зла) просто нет, все технологии открываются в обмен на магию монарха и если вы думаете что это что-то вроде очков действий для дипломатической, военной или административной бюрократии-аристократии, то нет - они генерируются из ничего и не зависят от объективных факторов. Если уже говорить про науку в СК 2 то там у каждой провинции были свои технологические очки, которые расширялись от научной деятельности монарха, от работы его советников и от специальных зданий. В ЕУ 4 же наука полностью отвязана от развития провинций.
Говоря про монарха это не личность, это именно тело. Без биографии, амбиций и образования. Оно ничем не занято.
Формы правления ни на что не влияют, все так же будет тело, разве что теперь тело немного по разному выбирают.
И вот это тело абсолютно ничего не решает, все решения идут игнорируя это тело, всем управляем напрямую мы. Самое банальное - имея трейт жадный, мы все равно можем бесконтрольно тратить деньги, будь это действительно персонаж, он не мог бы себе допустить такого поведения. Уже на этом этапе можно понять что это какой-то симулятор бога. Тело просто презентует нашу волю, этакая говорящая голова.
Военное дело состоит из 3 типов отрядов. ЕУ 4 про ту эпоху где стандартизации почти нет, войско предоставляло солянку отовсюду - австрийские, венгерские, итальянские, французские, английские и другие, имели свое мнение какой должна быть пехота. Артиллерия была самых разных калибров, конница была разная со своими традициями. И люди должны быть разного качества, чем сильнее провка тем лучшего качества должны быть войска, набранные оттуда. Нечто похожее на стандартизацию было в лейт гейме, но там она была в начальном состоянии, и войск за пределами западного мира не касалась. Забавно в игре, где стандартизации гораздо больше - виктория 2 - выбор войск гораздо более богатый и разнообразный.
Морское дело просто свалка кораблей друг об друга, нет диспозиции и каких-то тактических маневров или неожиданных событий. Нет запасов ядер или провианта, нет абордажа. Если говорить за пределами битв то не нужно думать о снабжении, корабли могут много месяцев не видеть земли но вовсе не иметь потерь от истощения, нет проблем с цингой. Торговли в игре нет, потому что торговать нечем. Нельзя устроить торговую блокаду вроде той что сделал Наполеон. Нет торговых группировок со своими интересами, и торговые союзы это просто ещё одно государство, только бонусы там специфические. Движения товаров между рынками нет, соответственно и дефицита их быть не может. Нельзя добиться голода или другого экономического кризиса в игре. У кораблей только 4 класса, это детсад есть только "транспорт", "галеры", "малые корабли" и "большие корабли".
Мирные договоры жестко ограничены костылями, даже полностью уничтожив противника придется уходить с его территорий просто так. Может быть сложно за раз многое оккупировать, даже если допустить все равно нельзя разделять врага на множество государств, или создать марионеточное государство. В целом все негибкое, механика коалиций, в ходе которой пол мира собирается под одни знамена лишь бы повоевать с врагом человечества в лице игрока, абсолютно нелеп да и коалиции эти сломанные. Реальные коалиции распадались после разгромов, их участники могли друг друга предавать, могли отдельно из них выходить, здесь же ничего подобного не происходит.
Решения убогие, ивенты посредственные, нац фокусы(импортировали одну из самых спорных механик хои 4) притянуты за уши. Механика сословий... лучше бы её просто не было, чем вот так. Чтобы десятки провинций отдавать дворянам или купцам это просто нечто невозможное. Или как это ещё назвать. А куда годятся эти огромные армии и флоты из воздуха по щелку? Они же понимают что торговые корабли это не то же самое что и военные? Или как "ослабление требований" в армии выдает мгновенно огромные толпы народу за один день сродни чит коду.
Социально-политические процессы сделаны абсолютно бездарно. Например реформация. Как она происходит? В рандомных провках Европы падает несколько инопланетных монолитов, которые фонят, распространяя вокруг себя реформацию. Если реформации слишком много на территории государств, её нужно принять иначе будет кризис. Потом будет, на костылях, война между зараженными реформацией государствами и всеми остальными. Это, если что, сейчас была реформация. Важнейшее событие своего века. Или вот Просвещение, все просвещение в этой игре заключается только в том что оно как аморфная масса распространяется по карте(даже в Азии и Африке) и за принятие дается небольшой бонус к смене культуры... Это тоже важное событие своего века, уже 18. И так вообще везде в этой игре, халтура халтурой погоняет.
Сам баланс предельно казуальный. У каждого островного минора и у каждого забитого племени есть 10 тысяч людских резервов, это нужно только для мемных прохождений для стримеров, на всяких Рюкю. Само восстановление солдат очень быстрое в худшем случае если полностью людские резервы потратить на войне то менее чем за 10-12 лет они будут восстановлены на 100%. К концу игры, после прокачки, срок восстановления сокращается до 6-8 лет. А какой экономический гигант в игре? Это Россия. Потому что захватывает Среднюю Азию а в игре Средняя Азия это золотая жила. Как взаимодействуют здания на экономику, те же мануфактуры. Они просто удваивают производство. В итоге есть множество неразвитых провок, которые застраиваются заводами и там за слив дипломатии(А России флот не нужен) достигается в сумме огромное количество очков производства. В игре выше 10 очков развития начинаются неадекватные штрафы, когда нужно в 2 раза и более переплачивать. Ячейка под мануфактуры есть только одна и от 50 развития не выйдет поставить вторую мануфактуру. В итоге если если у вас много нищих провинций без развития это гораздо сильнее чем несколько мощных европейских провинций. Аналогичное происходит со всеми провинциями восточнее уральских гор. В итоге раскаченная за малые средства Россия приносит неадекватные доходы, позволяя России делать каток из огромного количества бабла и бесконечного манповера одновременно, чего ни у одной европейского страны нет.
ИИ тупой как пробка хотя есть моды которые его хорошо правят эти тюлени не могут их импортировать. А без модов ИИ ничего не может и игрок делает что хочет. Может это опять уступка глупым стримерам, я не знаю. Колонизация ужасная, огромное количество племен всеми забытых негров имеют свои государства хотя с чего бы вдруг. Почему вообще Африка доступная для иностранцев, если их всех косила малярия вплоть до конца 19 века? Там кроме негров ни у кого не было стойкости. При этом колонизация не бывает стихийная, а только по команде государства и государственными армиями. Хотя и армия Кортеса и армия Ермака это менее тысячи добровольцев, суть группировка авантюристов, они государственными войсками с точки зрения игры не являются. Да и в целом ,исторически, колонизация это преимущественно стихийное, внегосударственное явление. Колонисты это обычные переселенцы, которые не нашли себе места в Европе - преступники, еретики, беднота, авантюристы, политические оппоненты.
А как же кубик, любимая штука всех детей и казуалов? Кубик это эссенция фарса и профанации. Кубик все уравнивает в ничто. Кубик есть чистый хаос. Всегда, когда вводят кубик, это плохо. Кубик это чистое зло. Кубик это неразумность, нелогичность и контринтуитивность. Кубик это игрушка дьявола. В конечном счете это не игрок играет в игру, а кубик играет с игроком.
В целом ЕУ 4 просто раскраска карты мира в любимый цвет, в ней нет особенностей населения, культур, экономики, или классов, или войск, в игре вообще нет никаких объективных, фундаментальных понятий, абсолютно все условное и абстрактное. "Идеи государств" или "нац идеи" никуда не годятся и не имеют связи с картой мира, это все одна большая сова, натянутая на глобус, или одна большая сферическая лошадь в вакууме. Более того получаются нелепые казусы когда можно за Францию через Африку ввести государственной культурой берберскую, а государственной религией ислам, после чего конвертируя всю Францию в ислам и берберов - однако бонусы будут те же самые и будут все так же отсылать к французской культуре и в целом они никак не меняются.
Понятно что не надо делать из ЕУ 4 симулятор морского боя или что-то вроде этого, но прописные истины уровня школьного учебника истории нужно соблюдать. Не нравится пусть идут пилить фентези. Возражения не принимаются. Сплошная поверхностность и глупость, которая ничего не отображает и только вводит в заблуждение. Смысл понятен. Конечно любую игру парадокс можно и нужно критиковать, но вместе с тем в них всегда можно найти что-то хорошее, конструктивное, но только не в этой, тут все что можно сломать успешно сломали.