
Образец селадонового изделия периода Корё.
Тема нужная, но сложная, т.к. отечественная историография вопроса очень скудна и не разработана. Отдельной сложностью является иллюстрация ее аутентичными материалами - практически ничего из иконографии Корё не сохранилось.
Spoiler (expand)
Самая значимая работа - книга Ю. В. Ванина "Феодальная Корея в XIII-XIV веках", написанная в 1962 г., а также раздел о Корё в двухтомной "Истории Кореи" В. М. Тихонова и Ким Мангиля. Работы О. Курбанова и Ли Гибэка вряд ли лучше.

Корё. На севере граница проходит по линии "Длинной стены в 1000 ли".
Spoiler (expand)
Государство Корё было образовано в 918 г. в ходе ожесточенных междоусобных войн, в которых погрязло царство Силла с конца IX в. (т.н. Позднее Троецарствие, когда на территории Корейского полуострова существовали три царства - Тхэбон, Позднее Пэкче и Силла).
Ван Гон (918-943), удачливый военачальник на службе у одного из претендентов на верховную власть в Корее тех лет, бывшего монаха Кунъе (901-918), сумел низложить и убить своего сюзерена, а затем, овладев ситуацией на подконтрольных Кунъе землях, он сумел привлечь на свою сторону многих аристократов из Силла, и в ожесточенном противостоянии сокрушил Позднее Пэкче, правитель которого Кён Хвон предпочел сдаться в плен Ван Гону. В 936 г. вся территория Кореи была объединена под властью Ван Гона, еще в 918 г. провозгласившего создание царства Корё (сокращение от Когурё, что отражало политическую программу основателя).
Ситуация была непростой - значительная часть современной КНДР тогда была населена чжурчжэньскими племенами, за р. Амноккан (Ялуцзян) возникло и быстро усиливалось государство кочевников-киданей, к 927 г. сокрушивших царство Бохай, с которым Силла поддерживала традиционно мирные отношения.
Сумев поставить под контроль основную часть земельного фонда на подконтрольных территориях, Ван Гон заложил основы могущества своего государства. Для обеспечения безопасности северных рубежей он признал вассалитет от располагавшейся в северном Китае империи Поздняя Тан (923-936). При его преемниках были установлены отношения номинального вассалитета с империей Сун (960-1279). Такая политика заставляла правителей Корё ограничиться в своих притязаниях титулом ван (эквивалентен титулу царь), но позволяла не оглядываться на северные рубежи - отделенные кочевыми народами, китайские империи удовлетворялись номинальным вассалитетом Корё.
В конце X в. кидани попытались установить контакты с Корё, но еще Ван Гон взял курс на конфронтацию с киданьским государством - так, в 942 г. Ван Гон приказал сослать все киданьское посольство на один из островов у берегов Кореи, а приведенных посольством верблюдов с дарами загнал под мост Манбугё и уморил голодом, всячески демонстрируя свое отвращение к "царству зла". Однако кидани, будучи втянуты в войны с северными китайскими царствами, а затем и с империей Сун, лишь в 993 г. начали открытые военные действия против Корё.
Ван Гон (918-943), удачливый военачальник на службе у одного из претендентов на верховную власть в Корее тех лет, бывшего монаха Кунъе (901-918), сумел низложить и убить своего сюзерена, а затем, овладев ситуацией на подконтрольных Кунъе землях, он сумел привлечь на свою сторону многих аристократов из Силла, и в ожесточенном противостоянии сокрушил Позднее Пэкче, правитель которого Кён Хвон предпочел сдаться в плен Ван Гону. В 936 г. вся территория Кореи была объединена под властью Ван Гона, еще в 918 г. провозгласившего создание царства Корё (сокращение от Когурё, что отражало политическую программу основателя).
Ситуация была непростой - значительная часть современной КНДР тогда была населена чжурчжэньскими племенами, за р. Амноккан (Ялуцзян) возникло и быстро усиливалось государство кочевников-киданей, к 927 г. сокрушивших царство Бохай, с которым Силла поддерживала традиционно мирные отношения.
Сумев поставить под контроль основную часть земельного фонда на подконтрольных территориях, Ван Гон заложил основы могущества своего государства. Для обеспечения безопасности северных рубежей он признал вассалитет от располагавшейся в северном Китае империи Поздняя Тан (923-936). При его преемниках были установлены отношения номинального вассалитета с империей Сун (960-1279). Такая политика заставляла правителей Корё ограничиться в своих притязаниях титулом ван (эквивалентен титулу царь), но позволяла не оглядываться на северные рубежи - отделенные кочевыми народами, китайские империи удовлетворялись номинальным вассалитетом Корё.
В конце X в. кидани попытались установить контакты с Корё, но еще Ван Гон взял курс на конфронтацию с киданьским государством - так, в 942 г. Ван Гон приказал сослать все киданьское посольство на один из островов у берегов Кореи, а приведенных посольством верблюдов с дарами загнал под мост Манбугё и уморил голодом, всячески демонстрируя свое отвращение к "царству зла". Однако кидани, будучи втянуты в войны с северными китайскими царствами, а затем и с империей Сун, лишь в 993 г. начали открытые военные действия против Корё.

Основные торговые маршруты Корё.
Spoiler (expand)
В серии ожесточенных войн Корё отстояло свою независимость, хотя и было вынуждено признать номинальный вассалитет от Ляо в 1020 г. Для обороны от кочевников была построена т.н. "Длинная стена в 1000 ли" (Чхолли чансон). Фактическая северная граница Корё проходила намного южнее современной северной границы КНДР. Одновременно Корё поддерживало отношения с Японией и Сун, и допускала к себе иностранных купцов, среди которых были даже мусульманские торговцы (предположительно, из Аравии).

Селадоны Корё.
Spoiler (expand)
Ремесло в Корё достигло высокого уровня развития, созданные корёскими гончарами селадоны считаются вершиной развития корейской керамики. Корё продавала бумагу, селадоновую утварь, поставляла на внешний рынок лаковые изделия с перламутровой инкрустацией (наджон), ремесленные изделия (в т.ч. металлические), продукты лесного промысла (например, жэньшэнь) и продовольствие. Ввозились предметы роскоши, шелк, чай, кони, меха, различные виды рудного сырья (ртуть, медь и т.д.). Развивались и искусства, и просвещение - значительным достижением Корё было распространение буддизма в качестве общегосударственной религии. Это позволило стране приобщиться к культуре развитых буддийских государств и распространить грамотность в кругах аристократии и духовенства. В период Корё был создан полный ксилографический свод буддийских писаний - т.н. Трипитака Кореана, уничтоженная монголами.

Трипитака Кореана в храме Хэинса.

Одно из печатных клише Трипитака Кореана.
Spoiler (expand)
Все же в 1230-х гг. Трипитака Кореана была воссоздана. До наших дней сохранились не только тексты, но и деревянные клише, с которых печатались буддийские сочинения этого гигантского собрания.
В стране существовала государственная собственность на землю, что позволяло ванам распределять ее среди служилого сословия, обеспечивая функционирование государственного аппарата и вооруженных сил. Была создана сильная береговая охрана, успешно противостоявшая набегам пиратов как с юга (Япония), так и с востока (чжурчжэни).
В стране существовала государственная собственность на землю, что позволяло ванам распределять ее среди служилого сословия, обеспечивая функционирование государственного аппарата и вооруженных сил. Была создана сильная береговая охрана, успешно противостоявшая набегам пиратов как с юга (Япония), так и с востока (чжурчжэни).

Портрет полководца Юн Гвана (1040-1111), XVIII в.
Spoiler (expand)
В 1105 г. остров Тхамна (Чеджудо), ранее признававший зависимость от Корё, был включен в состав царства на правах округа, а прежние правители Тхамна из рода Ко стали губернаторами острова, хотя и подконтрольными правительству в Кэсоне (ныне на территории КНДР).

Юн Гван устанавливает пограничную стелу после победы над чжурчжэнями. Деталь корейской ширмы, XVII в.
Spoiler (expand)
Однако с XII в. стали наблюдаться признаки ослабления государства - стала нарастать концентрация земель в руках феодалов, начались выступления эксплуатируемых слоев - крестьян и ноби (неполноправное население, букв. "рабы", хотя реальное положение ноби было очень различным), феодальные мятежи (например, создание государства Тэвигук (1135-1136), подавить которое удалось только после нескольких лет ожесточенной борьбы). К тому же обострились отношения с чжурчжэнями, создавшими в 1115 г. собственное государство Цзинь. Большой войны удалось избежать, но Корё признало свой вассалитет от Цзинь.
В 1170 г. в Корё произошел скрытый переворот - ваны были фактически отстранены от власти, а реально у руля встали высшие военные сановники, оттеснившие гражданских сановников и родовую аристократию. К началу XIII в. власть узурпировал военный клан Чхве, правление которого напоминало хорошо известный историкам сёгунат Камакура (1192-1333) в Японии. Правление военных привело к ослаблению общегосударственных вооруженных сил.
С началом монгольских завоеваний внешнеполитическая ситуация для Корё ухудшилась - в Маньчжурии образовались государства Дай Ляо (киданьское) и Дун Чжэнь (чжурчжэньское). Сложные отношения между монголами, киданями и чжурчжэнями отразились на Корё, вынужденно принявшего линию сотрудничества с монголами. Первоначально контакты были вполне мирными и даже союзническими (монголы помогли Корё разгромить киданей), однако после гибели в 1225 г. монгольского посла Чжугуюя монголы изменили свое отношение к Коре и в 1231 г. приступили к его завоеванию.
В 1170 г. в Корё произошел скрытый переворот - ваны были фактически отстранены от власти, а реально у руля встали высшие военные сановники, оттеснившие гражданских сановников и родовую аристократию. К началу XIII в. власть узурпировал военный клан Чхве, правление которого напоминало хорошо известный историкам сёгунат Камакура (1192-1333) в Японии. Правление военных привело к ослаблению общегосударственных вооруженных сил.
С началом монгольских завоеваний внешнеполитическая ситуация для Корё ухудшилась - в Маньчжурии образовались государства Дай Ляо (киданьское) и Дун Чжэнь (чжурчжэньское). Сложные отношения между монголами, киданями и чжурчжэнями отразились на Корё, вынужденно принявшего линию сотрудничества с монголами. Первоначально контакты были вполне мирными и даже союзническими (монголы помогли Корё разгромить киданей), однако после гибели в 1225 г. монгольского посла Чжугуюя монголы изменили свое отношение к Коре и в 1231 г. приступили к его завоеванию.

Оборона крепости Куджу в 1231 г.
Spoiler (expand)
Раскол в верхах привел к тому, что часть корейской аристократии приветствовала приход монголов. Так, влиятельный сановник Хон Богвон перешел на их сторону еще в 1230-х годах. С 1231 по 1259 гг. монголы совершили 6 походов на Корё. Военное правительство рода Чхве перенесло столицу на остров Канхва и фактически самоустранилось от обороны страны.
С воцарением вана Вонджона (1260-1274) власть военных была свергнута, основная часть сторонников рода Чхве перебита. Но для того, чтобы гарантированно сохранить свою власть, Вонджон пошел на союз с монголами. Опираясь на монголов, он устранил препятствия для своей личной власти. Его сын Чхуннёль-ван (1274-1307) был вынужден следовать этой политике и в дальнейшем.
С воцарением вана Вонджона (1260-1274) власть военных была свергнута, основная часть сторонников рода Чхве перебита. Но для того, чтобы гарантированно сохранить свою власть, Вонджон пошел на союз с монголами. Опираясь на монголов, он устранил препятствия для своей личной власти. Его сын Чхуннёль-ван (1274-1307) был вынужден следовать этой политике и в дальнейшем.

Ссансон чхонгванбу (светло-желтый, 1258-1356) и Тоннёнбу (бежевый, 1259-1290).
Spoiler (expand)
С одной стороны, монголы старались привлечь к себе корейского вана (с Чхуннёля началась традиция воспитания наследника в Шэньяне и обязательной женитьбы его на монгольской принцессе, а также отправка корейских принцесс в Юань), с другой - в страну были введены монгольские войска. Корея лишилась двух важных областей на северных рубежах - Тоннёнбу (на западе) и Ссансон чхонгванбу (на востоке), с 1273 г. монголы фактически оккупировали Тхамна, учредили в Шэньяне ставку Сим-вана (этот титул присваивали наследнику престола Корё на время, когда он пребывал в Юань, чтобы играть на соперничестве между наследником и правящим монархом).
В 1274 и 1281 гг. Корея была вынуждена принимать участие в походах монголов на Японию, что истощило подорванную многолетней войной экономику страны. В 1290 г. монголы, удостоверившись в верности ванов Корё, вернули Тоннёнбу под управление Корё, в 1294 г. под управление Корё вернулся остров Тхамна.
Однако войска Корё были ослаблены тем, что официально ванам разрешали держать только личную гвардию, а вопросами обороны страны ведали монгольские военачальники. Для поддержания внутреннего порядка крупным феодалам также было разрешено держать охранные отряды, а производство вооружения было запрещено. Это привело к резкому ослаблению вооруженных сил страны. А поскольку в 1333 г. в Японии начались длительные междоусобицы и власть сёгунов ослабла, начались многочисленные набеги японских пиратов на Корею, которые ваны Корё уже не могли эффективно отражать. Тем не менее, Корё продолжало ориентироваться на Юань.
Лишь с воцарением Конмин-вана (1352-1374) начались попытки освободиться от монгольского засилья. В стране стали возрождать собственное производство вооружения, освоили порох, рецепт которого был занесен китайскими купцами еще в конце правления Юань (1271-1368). Но политика последних ванов Корё, где были прерваны прямые линии наследования, была крайне непоследовательной - то они пытались ограничить монгольское засилье, то обвиняли перед монголами во всем своих политических противников и устраивали массовые репрессии, чтобы потрафить сюзерену.
В конце концов все закончилось "отступлением с Вихвадо" - когда монголы были вынуждены покинуть Китай и уйти в свои степи, они рассчитывали на помощь Корё. В 1388 г. У-ван послал возвысившегося в конце XIV в. полководца Чхве Ёна и его помощника И Сонге на помощь монголам. Но И Сонге сумел распропагандировать воинов и во время переправы через Амноккан на острове Вихвадо выдвинул ультиматум командующему, вынудив его отступить в Корею. После этого он фактически прибрал власть к своим рукам, а в 1392 г. отстранил от власти последнего правителя Корё - Конъян-вана (1388-1392) и провозгласил создание нового царства - Чосон (1392-1897).
В 1274 и 1281 гг. Корея была вынуждена принимать участие в походах монголов на Японию, что истощило подорванную многолетней войной экономику страны. В 1290 г. монголы, удостоверившись в верности ванов Корё, вернули Тоннёнбу под управление Корё, в 1294 г. под управление Корё вернулся остров Тхамна.
Однако войска Корё были ослаблены тем, что официально ванам разрешали держать только личную гвардию, а вопросами обороны страны ведали монгольские военачальники. Для поддержания внутреннего порядка крупным феодалам также было разрешено держать охранные отряды, а производство вооружения было запрещено. Это привело к резкому ослаблению вооруженных сил страны. А поскольку в 1333 г. в Японии начались длительные междоусобицы и власть сёгунов ослабла, начались многочисленные набеги японских пиратов на Корею, которые ваны Корё уже не могли эффективно отражать. Тем не менее, Корё продолжало ориентироваться на Юань.
Лишь с воцарением Конмин-вана (1352-1374) начались попытки освободиться от монгольского засилья. В стране стали возрождать собственное производство вооружения, освоили порох, рецепт которого был занесен китайскими купцами еще в конце правления Юань (1271-1368). Но политика последних ванов Корё, где были прерваны прямые линии наследования, была крайне непоследовательной - то они пытались ограничить монгольское засилье, то обвиняли перед монголами во всем своих политических противников и устраивали массовые репрессии, чтобы потрафить сюзерену.
В конце концов все закончилось "отступлением с Вихвадо" - когда монголы были вынуждены покинуть Китай и уйти в свои степи, они рассчитывали на помощь Корё. В 1388 г. У-ван послал возвысившегося в конце XIV в. полководца Чхве Ёна и его помощника И Сонге на помощь монголам. Но И Сонге сумел распропагандировать воинов и во время переправы через Амноккан на острове Вихвадо выдвинул ультиматум командующему, вынудив его отступить в Корею. После этого он фактически прибрал власть к своим рукам, а в 1392 г. отстранил от власти последнего правителя Корё - Конъян-вана (1388-1392) и провозгласил создание нового царства - Чосон (1392-1897).

И Сонге (1335-1408), первый ван царства Чосон.