IV
С IV в. до н.э. наблюдается тенденция к выделению специальных кораблей для выполнения отдельных функций, не свойственных основным боевым кораблям, однако всё ещё имеющих широкий диапазон решаемых задач. Так для транспортно-посыльной и разведывательно-дозорной службы старались использовать наиболее приспособленные для этого корабли. Они составляли классы эннер и актуарий. Первые представляли собой чисто гребные суда разнообразных типов однорядных монер, отличающихся друг от друга рядом конструктивных элементов и числом вёсел. Так, например, экосоры имели двадцать вёсел, триаконтеры ? тридцать, а пентеконтеры ? пятьдесят. Они встречаются как в поэмах Гомера, так и в речах Цицерона, что может указывать на их использование в течении всего Античного периода. Актуарии же являлись лёгкими и быстроходными парусно-гребными судами с низкими бортами, чья конструкция, вероятно, появилась изначально у прибрежных пиратов, а впоследствии оказалась заимствована и государствами Эллады. Самыми известными из них стали акатии, имеющие своеобразный треугольный парус - акатий, по которому и были названы, и до двадцати вёсел. Они встречаются в произведениях Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Другими известными судами этого класса стали беспалубные келеты или эпактрокелеты (лат. келоки). Последние Фукидид описывает как лёгкие пиратские тридцативёсельные суда, способные поднять до 40 тяжеловооружённых гоплитов, которые впервые появились у пилоссцев и мессенцев ( см. Фукидид, IV, 9).
Для эпохи Эллинизма характерной стала более узкая специализация кораблей. В произведениях Полибия и Диодора мы нередко встречаем эпибатиды, специально созданные для перевозки войсковых контингентов, гиппагоги (лат. гиппагины), на которых перевозились боевые кони, продовольственные ситеги, грузовые лапидарии, сопровождающие эскадры с грузом каменных снарядов для метательных машин, и т.п. Все типы сторожевых и разведывательных кораблей входили в класс катаскопий. Их отличительными особенностями считались узкий корпус с низкими бортами, отсутствие тарана и полной палубы, смешанный парусно-гребной движитель и предшественник средневековых ?вороньих гнёзд? - кархесий. Он представлял собой плетёную корзину для сигнальщика или наблюдателя, укреплённую на вершине мачты. Сам этот класс составляли различные типы небольших судов, среди которых широкой известностью пользовались афракты, беспалубные или имеющие только носовую полупалубу, лёгкие посыльные парусники эпактриды и сторожевые фулакии. Последние в Средние века превратились в арабские фелуки и турецкие фелюги.
В эллинистические эскадры включались и другие типы судов, существующих у многих прибрежных народов Средиземноморья. Среди них большой известностью пользовались мореходные и вместительные керкуры с Кипра, нередко оборудованные даже носовым тараном, которые нашли применение в дальней разведке и для исследований берегов и островов Атлантики. Так некоторые исследователи предполагают, что своё знаменитое путешествие к острову Туле Пифей совершил именно на керкуре, как наиболее приспособленном для дальних плаваний у неизвестных берегов. В средние века керкуры стали основой для создания арабских грузовых куркур и европейских каракк.
Другим ?нестандартным? типом судов являлись широкие и лёгкие миопароны пиратов Киликийского побережья. Они оказались незаменимыми для тайной разведки среди проливов и островов Эгейского моря, и среди изрезанных бухтами берегов Малой Азии. Их корпус сплетался из гибких прутьев и обтягивался толстой необработанной кожей, которая под воздействием солёных морских волн становилась со временем всё твёрже и крепче. Подобную же конструкцию, но меньшую по размерам, имели и кораклы из Британии, которые Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.) применил во время Гражданской войны под Илердой (Испания). Они были применены для скрытой переправы диверсионно-штурмового отряда в тыл противника, чтобы отвлечь его от возводимого через реку моста, по которому должна была переправиться армия Цезаря. Кроме того, этот отряд обеспечивал и защиту построенного моста (см. Ю.Цезарь, Записки о Гражданской войне, I, 54).
С начала I в. до н.э. в римских эскадрах появились и особо быстроходные и многовёсельные лембы, способные эффективно действовать как на море, так и на реках. До этого они широко применялись пиратами Иллирии и даже входили в состав македонских эскадр Филиппа V (238-179 гг. до н.э.), союзника Ганнибала во II Пунической войне. Они действовали против эллинистических союзников Рима в Эгейском регионе и по западному побережью Балканского полуострова. Конструктивно лембы имели узкий и длинный корпус с одинаково острыми обводами носа и кормы типа бипрор, что впоследствии стало характерной чертой для римских либурнов регулярного императорского флота.
V
К рубежу эр, на основе более совершенных конструкций пиратских кораблей, преимущественно иллирийских либурнов, был создан регулярный императорский флот, не имевший себе достойных противников на протяжении последующих двухсот лет. Большая заслуга в этом принадлежала Марку Випсанию Агриппе (64-12 гг. до н.э.), выходцу из Далмации на Иллирийском побережье (см. Тацит, Анналы, I, 3). Благодаря его реформаторской деятельности по усовершенствованию кораблей и их вооружения Октавиан Август получил боеспособный флот, имеющий чёткую организационную структуру (см. Аппиан, Гражданские войны, V, 118).
В этот период окончательно сформировался класс спекулаторий, специально созданных для дозорно-сторожевой и разведывательной службы кораблей. В него вошли практически все типы специализированных судов, производящих охрану, патрулирование, наблюдение и разведку, начиная от долблёнок-моноксил и челноков-ленункулов, используемых для скрытой разведки и тайной доставки лазутчиков в тыл противника, вплоть до мореходных кораблей, предназначенных для дальней разведки и крейсерских рейдов на морских коммуникациях.
Среди них особо следует отметить парусно-гребные скафы, характерной чертой которых являлась окраска. Это были ?корабли-невидимки?, корпус, такелаж, паруса и рангоут которых покрывался так называемой ?венетской краской? под цвет морских волн. Кроме того, такой же цвет имели одежда и оружие экипажа. Всё вместе существенно облегчало им выполнение разведывательно-диверсионных задач (см. Вегеций, IV, 37).
По работам современных исследователей можно выделить два основных типа скафов, отличающихся по своей конструкции. Их условно можно назвать ?северными? и ?южными? типами, так как первые были характерны для римских эскадр, действующих у берегов Британии и Германии, а вторые входили в состав Средиземноморского императорского флота.
?Северные? скафы, созданные на основе галльских океанских судов и усовершенствованные римскими инженерами, отличались малой осадкой, позволяющей оперировать на мелководье, широко ?разваленным? корпусом, увеличивающим их грузоподъёмность, и низкими бортами, облегчающими работу двадцатью парами вёсел и ускоряющими процесс погрузки-разгрузки (см. Ю.Цезарь, Записки о Галльской войне, V, 1). Конструктивные элементы ?северных? скафов были восприняты Североевропейскими народами и получили дальнейшее развитие в конструкциях кораблей викингов ? шнеккарах и драккарах.
?Южная? разновидность скафов создавалась на основе лёгких пиратских лембов и иллирийских либурнов. Она имела длинный и узкий корпус-бипрор с остроконечными обводами, меньший размер и ?аутригер? или так называемую ?выносную греблю?. В отличии от ?северных? скафов на каждом из двадцати-тридцати её вёсел иногда работало по два гребца. Воплотившая в себе лучшие достижения античных кораблестроителей, такая конструкция послужила основой для быстроходных и манёвренных галей (или галеад), являвшихся основным разведывательно-патрульным типом кораблей ранневизантийского императорского флота. Воспринятая европейскими народами Средиземноморского региона, галея стала родоначальником самого известного класса средневековых гребных судов ? галер.
На рубеже I-II вв.н.э. появляется ещё одна разновидность спекулаторий ? речные крейсера, известные под общим названием лусории (см. Вегеций, IV, 46). Особенно себя они проявили уже в период Поздней Империи, когда действовали по речным коммуникациям Рейна, Дуная и Евфрата. Они представляли собой небольшие беспалубные гребные суда, выкрашенные в ?белый (вернее серый или шаровой)? цвет., и отличающиеся манёвренностью и быстроходностью. Являясь многопрофильными судами, широко используемыми в патрульно-сторожевой деятельности, они оказались незаменимыми и в карательно-диверсионных операциях. В данных операциях они действовали по уничтожению сторожевых постов, поселений и продовольственных баз противника. Например, будущий император Юлиан II Отступник (правил в 355-363 гг.н.э.), готовя карательный поход 357 г.н.э. против алеманов за Рейном, предварительно направил на крейсерских судах отряд из 800 воинов, в задачу которых входило уничтожение германских поселений по берегам Рейна. Благодаря таким действиям римляне без боя переправились на германский берег и вынудили часть алеманских племён пойти на заключение союзного договора, вытеснив остальных далеко за пределы приграничной области. Подобную же тактику в походах за Рейн или Дунай Юлиан применял не один раз, и всегда с неизменным успехом, порой заставляя отступать ?приречных варваров?, собравшихся для набегов на имперскую территорию, вообще без боя (Аммиан Марцеллин, XVII, 1, 4-6; 13, 17; XVIII, 2, 12 и др.).