Дата: 09 апр 2013, 00:22 · Просмотров: 11 724
Обзор для мода Stainless Steel.
Наверное, все когда-нибудь
собирали головоломки-паззлы. Представьте, нашли Вы кусочек, который, ну уж
точно, обязан подходить на нужный Вам фрагмент. Пытаетесь втиснуть его туда и
ничего не выходит! Как же так! Картинка же та, которая нужна! Но вы не привыкли
отступать. Берете канцелярский ножик и редактируете этот клочок картона
так, чтобы он влез куда нужно. Но, увы, смотрится все равно как-то криво. Да
еще и на противоположном конце паззла, такое ощущение, чего-то не хватает.
Это я все изрек к тому, что
составить единое целое из множества составляющих вовсе не так просто, как
кажется. И к моду Stainless Steel эта моя недо-притча имеет
самое непосредственное отношение, поскольку эта работа немецкого мододела с
героическим именем King Kong поглотила десятки разнообразных и полезных
мини-модов, а, заодно, и некоторое количество юнитов из других модов. При
этом мод Stainless Steel умудряется не выглядеть лоскутным одеялом.
Для любого мода, претендующего
на звание глобального, определяющим должно являться слово масштабность. Для
Stainless Steel это справедливо на все 100, причем во всех аспектах в
количестве и прорисовке юнитов, в размерах и наполненности карты, в
проработке фракций?
В моде 30 фракций, из которых неиграбельны
повстанцы, Тимуриды и Папское государство. Государств, как мы видим, полно, и
некоторые участки игрового пространства превращаются в перманантные горячие
точки. Особенно это относится к Британским островам, где помимо Англии и
Франции есть еще и Ирландия. На Пиренейском полуострове тоже скучно не будет
королевства Арагона, Леона и Кастилии,
мавры, Португалия об этом позаботятся.
В континентальной Европе вообще
сконцентрировано очень много государств, и, по моим ощущениям, Франция получила
от этого наибольшие выгоды. Действительно, у Англии связаны руки разборкой на
островах, через Пиринеи никто не лезет - там у всех свои проблемы, Священная
Римская Империя разбирается с итальянскими государствами. Посему, лягушатники в
моде развиваются очень активно.
Очень колоритны фракции,
располагающиеся восточнее. Литовское и Киевское княжества с многочисленными
уникальными войсками и, конечно, монголы. Они произвели на меня, пожалуй, самое
сильное впечатление из всех народов, с которыми мне довелось воевать в моде
Stainless Steel. Неутомимая, неуязвимая, безжалостная конница.
В моде доступны две кампании.
Они проводятся на одной карте, но начинаются в разные годы. Основная стартует в
1080 году, а кампания Позднее средневековье - в 1220. В ней ваши города не
будут сплошь деревеньками, окруженными частоколом, а население, к примеру,
Лондона, не будет составлять "полтора землекопа". Некоторое отличие существует
в наборе фракций, так, Орден Тамплиеров доступен только в основной кампании, а
в дополнительной, которая позже, на месте этой фракции появляется Иерусалимское
Королевство. Еще в поздней кампании можно сыграть за Тевтонский орден, или,
возглавив Золотую Орду, "дойти до последнего моря".
По традиции перейдем к
особенностям стратегического режима. Здесь выделяется весьма занятная система
снабжения армий. В долгих походах, чтобы прокормиться, они разоряют окружающую
местность. Разорять конкретную провинцию можно до определенного предела. Когда
с местных брать больше нечего, Ваши доблестные войны
начинают голодать. А какая война в таком состоянии? Мораль войск сильно падает.
Потому надо перемещаться в другую область. При разорении территории, ее доходы
сокращаются, что делает особенно оправданным перенос войны на вражескую
территорию.
Чрезвычайно интересна и
используемая в моде система титулов, которые раздаются за завоевание областей и
управление оными. Есть очень полезные титулы - должности при монархе, например,
коннетабль. Как правило, титулы дают прирост налоговых сборов, но иногда от них
есть и отрицательный эффект. Если персонаж владеет территорией, которая
исторически была склонна к сепаратизму, то он получает минус к лояльности.
Титулы отображаются в списках свиты (да-да, если у персонажа слишком много
таких "иждивенцев", титула ему не видать), потому их, в принципе, можно и
передать от одного человека к другому. Вот только лишенный титулов персонаж
может разозлиться и восстать против своего монарха.
ИИ на стратегической карте
оставил двойственное впечатление. Агрессивность его, конечно, на уровне, а
прикладывать к ней нужный вектор он умеет не всегда. В качестве примера приведу
такие явления, как джихады и крестовые походы. Они очень часто объявляются
против совершенно безобидных городов и государств. Да, в истории такое случалось. Но, честное слово, обидно видеть, как
мусульмане с отчаянием обреченных шлют армии на никому не нужный городок в Малой Азии, на курьерской
скорости пролетая мимо оккупированного христианами Иерусалима.
Противоестественные, как гей-парад в День ВДВ, военные союзы христианских и
мусульманских стран стали очень редким явлением. А в
оригинальном M2TW, помню, такое бывало - страшно сказать - даже на Пиренейском
полуострове.
Оказавшись на карте битв,
приготовьтесь к длительным и тяжелым сражениям. ИИ в тактическом режиме
заслуживает самых лестных слов, особенно применительно к южным и восточным
армиям. Все-таки, в Европе, армии большей частью однообразны, и там, чем больше
тяжелой пехоты и рыцарей - тем лучше. А вот восток с его разнообразным рельефом
- другое дело.
Ярким примером здесь может
являться мое столкновение с маврами в жарких испанских предгорьях. Я привел
туда французскую армию, рассчитанную на ту самую "европейскую войну". Мавры же,
грамотно используя рельеф местности, не давали мне воспользоваться превосходством
в артиллерии и тяжелом вооружении, постоянно наскакивали с флангов, в общем,
действовали с убийственной эффективностью. При попытке атаковать два холма, на
которых они закрепились, мои войска были зажаты в низине и буквально погребены
под градом стрел. Прекрасно бронированные рыцари были бессильны против стрелков
из мушкетов на быстрых верблюдах. В общем, ИИ и баланс Вас порадуют.
Баланс, правда, не без огрехов.
Например, найм в этом моде пехотинцев-пикинеров, и пеших стрелков из раннего
огнестрельного оружия является, по моему мнению, бесполезной тратой денег,
поскольку строй они держат очень плохо.
Юниты - красивая, сверкающая
витрина любого уважаемого мода. Stainless
Steel не стал исключением. Базисом
для линеек фракций стали юниты из оригинального M2TW и его дополнения Kingdoms,
которые получили улучшенные текстуры. Много новых юнитов,
особенно среди наемников. Некоторые "новички" стали мультинациональными,
как, например, мечники у европейских стран. На щитах у бойцов больше не
красуются "шедевры" неизвестных художников, выполненные в стиле "жестокий
абстракционизм". Теперь свое законное место там заняла государственная
символика. Благодарить за это стоит внедренный в Stainless Steel композитный
мод GRIF'а. Как следует в моде сделаны офицеры и полководцы.
Уделено внимание и таким
аспектам графики, как небеса, кровь, грязь и дым от артиллерии и огнестрельного
оружия. Впрочем, дым - это как раз то, что не совсем удалось. Конечно, лучше,
чем в оригинале, но есть к чему стремиться. За погоду, кровь и грязь, как
водится, отвечают специальные мини-моды.
Stainless Steel - проект настолько глобальный, что все его
новшества в рамки обзора просто невозможно уложить. Как
это часто бывает, недостатки мода неразрывно связаны с его достоинствами. В
этом моде многие нововведения реализованы через скрипты, что иногда приводит к долгим подгрузкам на стратегической карте. Кроме того, в
предыгровых меню нередки вылеты. В игре, правда, я их так и не встретил, но,
говорят, тоже бывают. Правда, фатальных среди них нет.
Этот мод действительно
позволяет погрузиться в атмосферу средневековья, где каждый народ со своими
неповторимыми особенностями, где на каждом шагу доблесть рука об руку с
предательством, где вера в Бога воодушевляет войнов на подвиги, и где блеск
золота может быть губительнее тысяч мечей.
Все это Вы найдете в Stainless Steel.