Топ сильнейших. 3 место. Византийская империя.
Забегая вперёд, скажу, что византийцы самая сильная фракция в моде среди не русских княжеств.
Да, огромные территории, неразрывное кольцо врагов и "враждебные" исторические события на старте - это про Византию в этом моде. В большинстве случаев, удобнее начинать управлять не огромной фракцией. А византийцы на старте представлены с десяток провинций включающие себя практически все Балканы. всю Малую Азию и Херсонес на Крымском полуострове. Стартует Византия уже в состоянии войны с Болгарией на западе, и с Хамданидами на востоке. А буквально на 2-3 ходу появляется историческое событие про хазарский мятеж в Херсонесе, и в войну на крымском театре действий включается против Византии Хазария.
Стартовые условия игры за Византию кажутся слишком сложными. Но на деле эта ситуация намного более простая, чем к примеру положение восточных фракций во Медивл 2 при нашествии монголов или положение Восточной Римской империи на старте в
официальном аддоне первого Рима, и уже не говоря про положение Западной Римской империи в Аттиле.
Византию не распирает убыточная экономика, она не идёт в минус на старте. Она не является выдающейся, но денежных средств на старте хватает, чтобы отбить эти первые сложности в виде трёх враждебно настроенных соседей. На старте Византия не имеет больших армий во всех провинциях, что и является причиной стабильного экономического положения. Но имеет пару мощных армий на границах, которые и являются решением проблемы вторжений врагов. Разве, что в Херсонесе крупного гарнизона нет. Но, во-первых, временно можно пожертвовать этой отдалённой провинцией, а во-вторых, несмотря на то, что Хазария в Крыму количественно имеет вроде бы перевес в ресурсах, но резерва в самом крупном крымском городе, в византийском Херсонесе достаточно, чтобы удержать натиск повстанцев и дотянуть до подмоги из Империи.
По факту при игре за Византию есть два ключевых момента, которые требуют от игрока повышенного напряжения. Это первые 10-15 ходов, во время которых игрок должен отбить первые нападения неприятеля, которые как минимум не сильнее стартовых армий Византии, а также грамотно организовать хозяйство, чтобы тот баланс экономики на старте как минимум не ухудшался. Это сделать тяжелее, чем военный подвиг, учитывая всё же большие размеры Империи.
Второй момент наступает с середины кампании, когда на авансцене политической карты мира вырисовываются два явных гегемона. Первый - это собственно Византия под управлением игрока, и второй - одна из более северных фракций под управлением ИИ. В этот момент происходит упорная борьба, чтобы один из двух равных соперников в итоге получил определяющий перевес. А учитывая специфику линейки византийской армии, в которой византийцы имеют перевес в пехоте лишь на старте, либо уже на самых поздних этапах и проседая в середине, противостоять сопернику (а в основном это одно из русских княжеств) будет достаточно сложно, но возможно.
Недостаток в пехоте в "срединный" период у Византии может дополнятся средней и тяжёлой кавалерией, которая такими спадами, как у пехоты, не подвергается.
Также Византия имеет хорошую артиллерию, а также самый сильный флот в моде. Хотя учитывая то, что море в моде представлено тремя несвязанными озерцами в виде восточной части Балтики, Чёрного моря и Каспийского, то роль флота в целом в этом моде не столь значительна.
Византия под управлением ИИ практически всегда является грозной южной державой, которая заключает союзы и их придерживается только до того времени, пока не становится граничить с вами. Но "искусственная" Византия в некоторых, отнюдь не малочисленных, случаях утрачивает своё могущество перед Хамданидами (с болгарами на западе в 99% византийцы справляются). А как уже рассказывали ранее, процветание Хамданидов приводит к летальным ошибкам и вылетам в кампании. Так что болейте за Византию в их войне с Хамданидами, если сами далеки от Ближнего Востока.
Игра за Византию является уже куда более активной и живой, и возможно чуть более трудной, чем игра за северные княжества, но достичь могущества с Византией при правильном управлении можно куда более быстрыми темпами, чем с северными княжествами.