Статья "The Navy and the Capture of Ostende, 1706" из "Naval Historical Review", vol. XX, London, 1934 (даты по Юлианскому календарю).
перевод Эдуарда Созаева
После сражения при Рамильи (Рамиллиесе) 1-3 мая 1706 г. Мальборо вскоре захватил Брюссель, Гент и Брюгге, в начале июня сдался Антверпен, но Остенде твердо оставался на стороне Бурбонов, так что герцог решил начать его осаду при поддержке флота.
В это время в боевом составе английского флота состояло около 200 кораблей с 50000 моряков и морских пехотинцев. Из этого числа более половины находились на заморской службе, в т.ч. 60 (включая самые большие корабли) - в Средиземном море под командованием Джона Лика, который совместно с голландским контингентом барона Вассенаара заставил Тесе и Тулуза снять осаду Барселоны в апреле; еще 50 были в Вест-Индии и Северной Америке или на конвойной службе. В "домашних водах" (narrow seas - в "узких морях") действовала эскадра Уиттакера вместе с многочисленными крейсерскими судами и конвоирами. Главные силы в это время готовились в портах к выходу в море под командованием адмирала Шовеля (флаг на 100-пуш. Британии), с ним были младшие флагманы - Стаффорд Фэйрборн и Томас Дилкс; английская эскадра под командованием Фэйрборна помогла голландскому генералу Оверкирку захватить Остенде.
Кроме покушения на Остенде Мальборо планировал высадку на французской территории десанта английских и голландских войск под прикрытием главных сил флота, что, по его мнению, должно было отвлечь значительные силы французов из Фландрии.
24 апреля Фэйрборн поднял флаг на 70-пушечном Игле: еще раньше он получил приказ принца Георга (Lord High Admiral) атаковать французские корабли в Рошфоре, но плохая погода и необходимость прикрывать вест-индский караван привели к тому, что он достиг реки Шаранты лишь 10 мая (кроме Игла у него еще были Кент 70, Монмут 70, Дюнкерк 64, Огаст 60, Ромни 54 и Милфорд 36). Несколько французских судов, находившихся на рейде, отошли под защиту фортов Ла-Рошели; Фэйрборн планировал атаковать их импровизированными брандерами и баркасами, но наступил мертвый штиль. Поскольку Фэйрборн имел приказ вернуться в Англию в середине мая, он повернул назад и через 5 дней был в Плимуте. 20 мая он получил приказ выйти в море для защиты "западных конвоев", но через 2 дня ему было приказано идти в Даунс сменить Уиттакера, т.к. последний эскортировал конвой в Гамбург; предполагалось, что Дюнкерксая эскадра могла угрожать Дувру. 30 мая вечером он прибыл в Даунс, где его ожидали приказы принца Георга от 28 мая - забрать все готовые в Даунсе суда и немедленно идти к Остенде, где поступить под командование герцога Мальборо и приложить все усилия для взятия этого порта. Следующим утром 31 мая Фэйрборн вышел в море с 4 кораблями 3 ранга, тремя - 4 ранга, небольшим фрегатом и 6-ю меньшими судами. Днем 2 июня он уже был на рейде Остенде, осторожно маневрируя между песчаными банками. Фэйрборн подошел к берегу настолько близко, насколько позволяла глубина и обменялся огнем с береговыми батареями, но из-за большого расстояния - без видимого эффекта, затем он отошел на глубину 7-ми морских сажен, примерно в 1 лиге от берега. В таких условиях корабли не могли нанести ущерб укреплениям, видимо, лишь огонь мортир мог достичь их. Впрочем, задачей эскадры была блокада и недопущение снабжения гарнизона Остенде морем. Французские эскадры, хоть и находились под командованием таких выдающихся моряков, как Дюгэ-Труэн и Форбэн, были все же слишком слабы, чтобы представить угрозу для Фэйрборна, даже если бы они и собрались у Остенде. Более серьезную опасность могли представить галеры из Дюнкерка, которые в случае штиля могли проскочить по мелководью в порт. Их вооружение было сильнее, чем у английских малых судов, и они имели шанс доставить припасы в Остенде. И действительно, уже на следующее утро после прибытия Фэйрборна к Остенде 6 таких галер, шедших с запада вдоль берега, попытались пройти в гавань. Фрегаты немедленно снялись с якоря и, пользуясь северо-восточным бризом, пошли в погоню, впереди шел Тритон, на который пересел Фэйрборн, за ним - Сенчьюрион, Ромни и Милфорд. Через час они уже были на расстоянии выстрела, но французы укрылись за песчаной банкой, глубина у которой была не более 3-х футов, что не позволяло приблизиться к ним; французы пошли обратно на запад, англичане гнались за ними до Ньюпорта, но мели и малые глубины заставили их с отливом вернуться к Остенде. Это событие показало необходимость лучшего размещения судов. Бригантина Дилидженс и шлюп Бонетта встали на якорь около форта Альбертус, юго-западнее города; с того дня малые суда и баркасы при поддержке 1-2 фрегатов (а иногда - нескольких линейный кораблей) наблюдали за подходами к городу и с запада, и с востока; они перехватили многие небольшие суда и лодки и лишь считанные единицы сумели проскочить в гавань. Были только 2 неудачи: 6 июня приватир из Остенде прибыл на рассвете с востока и остановился у городских батарей; он отбил атаку брига Флай, дождался прилива и вошел в бухту, прежде чем успели подойти Милфорд и Сан Прайз. 19-го три шлюпа из Дюнкерка сумели проскользнуть в гавань, несмотря на сильный огонь англичан. Состав эскадры менялся: приходили свежие суда, сменявшие тех, кто прибыл раньше. Так, 8-го пришел Нассау на смену Кенту, через неделю ушел и Нассау, чтобы привести конвой со свежим продовольствием, после чего они вновь ушел к Уиттакеру в Гарвич. 18-го Суифтшер и Тилбери сменили Дредноут. 6-го ушел на неделю в Англию Тритон, Сенчьюрион - 14-го - во Флиссинген.
Осадная армия в количестве 15000 человек начала собираться за 1-2 дня до прибытия эскадры. 4-го июня появились конные отряды и разбили лагерь, 6-го их стало больше, и они захватили форт Альбертус. Фэйрборн 2-го, сразу после прибытия написал письмо Мальборо, который ответил ему 4-го (он был от Остенде в нескольких милях) и сообщил, что осадой будет руководить Оверкирк, с которым Фэйрборн и должен иметь контакты. План был сперва захватить Ньюпорт и его шлюзы, чтобы французы не успели затопить местность. По желанию Оверкирка Фэйрборн 7-го расположил у Ньюпорта Милфорд, Сан Прайз и Бонетта, но Оверкирк столкнулся у Ньюпорта с такими трудностями, что 9-го он двинулся прямо к Остенде. Фэйрборн 11-го сошел на берег и посетил армейский лагерь; в это время корабельные шлюпки измеряли глубины для постановки бомбардирских судов, на следующий день корабли подошли ближе и были подготовлены бомбарды. Но тут спустился туман, и до 15-го все мысли об атаке пришлось оставить. 15-го мортирный Бомб Бласт с помощью шлюпа Мерлин подошел ночью к выбранной позиции, чтобы проверить дистанцию: Фэйрборн приказал ему встать, как можно ближе к берегу; третья бомба упала на городскую мэрию и еще 5 бомб - на самый город. В городе началась паника, "бюргер просил нашего генерала не бомбардировать город, но тот не обещал этого". Городские батареи "живо отвечали, но без вреда для нас". Через три дня обе бомб-кечи заняли позиции вместе со своими тендерами (с бомбами).
Французская армия маршала Вильруа была в это время в Куртре, ее отряды преуспели в затоплении здешней местности. Это было все, что он мог сделать, чтобы помешать осаде, т.к. Мальборо расположил 100 эскадронов конницы и драгун и 50 батальонов в Русселаере для прикрытия осадной армии. Между тем осада задерживалась из-за отсутствия фашин и запаздывания в подвозе осадной артиллерии и мортир, но 17-го были отрыты траншеи у контрэскарпа под сильным огнем со стороны города.
Наконец, 22-го июня, менее, чем через 6 недель после Рамильи установка батарей была закончена. Ранним утром 22-го же они открыли огонь, вскоре к ним присоединились бомбарды Саламандер и Бласт, 1-й выпустил в первый день 155 бомб, 2-й - 101. Фрегаты и малые суда с небольшой осадкой также подошли возможно ближе к городу и открыли огонь. В городе начались пожары. Ночью армейские выставили еще одну батарею ближе к городу. На следующий день бомбардировка возобновилась, затем огонь приостановили, т.к. войска подошли ближе к городу, готовясь к штурму; гарнизон запросил об условиях сдачи, что было приятным сюрпризом для Мальборо: он писал в Англию, что ожидал сдачи в конце недели. Гарнизон (французы) получил право выхода под честное слово не воевать в течение 6 месяцев; испанские части были расформированы. 25-го июня гарнизон вышел из города. Остенде оказался полезным портом при осаде Лилля в 1708 г.: через него доставлялось продовольствие осаждающей армии. 22 июля Фэйрборн спустил флаг на Игле после прибытия на Спитхед. До этого он организовал перевозку английских и голландских войск, участвовавших в осаде, в Англию для их последующей высадке на побережье Франции.
Стаффорд Фэйрборн - старший сын Палмса Фэйрборна, геройски погибшего в Танжере в 1680 г.; при Бичи-Хэде он с отличием командовал ЛК Элизабет 70, при Барфлере - Уорспайт 70, в 1702 г. при Кадисе был контр-адмиралом, в 1705 г. при Барселоне был вторым англ. флагманом с флагом на Ройал Соверен 100. В 1706 г. он был вице-адмиралом красного флага, вместе с Руком, Шовелем, Черчиллем-мл. и Митчеллом состоял в совете принца Георга; в 1708 г. после смерти принца его карьера была окончена, хотя Фэйрборн и просил его назначить командующим эскадрой в Леванте (после Лика) или в Канале, но в Канале начальником стал Бинг. Фэйрборн более не получал назначения, был уволен в отставку и умер в 1742 г.