Выскажусь в защиту Чичагова.
Мог ли он прийти непосредственно на помощь Повалишину сколь-нибудь крупными силами? Очевидно, нет. Во-первых, их разделяла банка, которую требовалось обойти. Во-вторых, при попытке принять участие в деле его корабли оказались бы в положении худшем, чем шведы -- вступали бы в бой сходу, из-под ветра, поодиночке, без ориентиров. Вряд ли они добились бы успеха. Решение построить линию и навязать ослабленному прорывом противнику бой в открытом море выглядит разумным, если обойтись без послезнания.
Еще один момент -- однозначно худшее качество русских кораблей и экипажей, если "усреднять по больнице". Вспомните, как росла численность БалтФлота, как повлияла на его подготовку эпидемия осени 1788 года. Неудивительно, что так много времени потратили на построение.
Далее. Решение пренебречь гребным флотом кажется ошибочным сейчас -- а как бы выглядело дело, если бы шведский корабельный флот не убегал, а поддержал бы своих, атаковав разделенную и расстроенную атакой линию русских? Чичагов выбрал наиболее "управляемый" вариант событий, сосредоточившись на самом опасном противнике. Не могу его винить за это.
По поводу отзыва фрегатов -- возможно, это и ошибочное решение. Возможно же, Чичагов рассчитывал на их помощь в бою с флотом противника.
Наконец, почему-то Вы упускаете из внимания предысторию. А именно, действия принца Нассау-Зигена, который сначала героически тянул кота за яйца, потратив почти три недели на переход от Кронштадта до Бьерке, затем героически вломился в Бьерке-Зунд с экипажами, вымотанными почти суточной греблей, не удосужившись предупредить коллегу о своих намерениях (результатом чего стала некоторая внезапность прорыва шведов), и в итоге оказался, естественно, неспособен преследовать гребной флот шведов.
Да, упрекать Чичагова за последующие события, т.к. Роченсальм, на мой взгляд, очень неправильно.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Да, и еще.
Опыт Ревельского сражения позволял предположить, что попытка прорыва мимо заякоренных в узости кораблей обойдется шведам сравнительно дорого, а сами эти корабли имеют все перспективы уцелеть и удержаться. Даже при кратном превосходстве противника в числе.
Что, собственно, и наблюдалось.