С введением более тяжелого снаряда, пришлось понизить его начальную скорость до 762 м/с. При этом распределение давлений в канале орудия уже не соответствует первоначальному проекту в смысле расчета продольной прочности. Отсюда получается ненормальное быстрое изнашивание орудий и потеря боевой меткости. Помимо неудачной конструкции причиной чрезмерных выгораний является обуховская пушечная сталь, не пригодная для выделки современных тяжелых орудий по механическим свойствам.
...
Для достижения мощности турбин в 42 000 л.с. пришлось также увеличить число оборотов на 10% относительно принятого во всем мире, что снизило коэффициент полезного действия энергетической установки в целом в условиях эксплуатации ее на полном ходу. Необходимость увеличения мощности турбин заднего хода повлекла за собой увеличение их размеров за счет (из-за той же заданное™ размеров турбинных отделений) уменьшения длины турбин переднего хода, что вызвало ненормально повышенный расход топлива и проектная дальность плавания в 5000 миль 13-узло-вым ходом оказалась просто недостижимой.
Но самым существенным изъяном российских дредноутов оказался недостаток их боевой защищенности.
Линейные корабли типа «Севастополь» отличались слабостью, а фактически полным отсутствием, конструктивной противоминной защиты.
Изначально назначением продольных бортовых переборок считалось повышение живучести и остойчивости в условиях артиллерийского боя. Защиту же корабля от минно-торпедных взрывов считалось достаточным осуществить «рациональным подразделением судового корпуса на главные отсеки поперечными водонепроницаемыми переборками», расстояния между которыми должны, по возможности, определяться радиусом производимых подводным взрывом разрушений. Но реальные размеры главных отсеков при разработке проекта, конечно же, были определены возможностью размещения артиллерии главного калибра и оборудования энергетической установки.
Не менее серьезные недостатки были свойственны и бронированию кораблей. То, что поставленной цели достичь не удалось, наглядно показал проведенный в августе 1913 года на Черном море отстрел встроенного в «исключенное судно № 4» (бывшей броненосец «Чесма») опытного отсека, представлявшего собой фрагмент корпуса и боевую рубку новых линкоров. В результате проведенных стрельб бронирование линейных кораблей типа «Севастополь» было признано крайне слабым.
...
Выяснилось, что 305-мм фугасные снаряды с дистанции 65 кб при курсовых углах более 60° пробивают главный пояс 225-мм брони; бронебойные снаряды пробивали этот пояс на любых дистанциях вплоть до 130 кб, то есть на пределе дальности стрельбы самих линкоров. Вышележащая 125-мм бортовая броня пробивалась фугасными снарядами уже с расстояния 83 кб, и это при том факторе, что среднестатистическая дальность видимости на Балтийском море не превышает 70 кб, — величина, которая на этом военно-морском театре, по своей сути, и определяет наибольшую дистанцию боя артиллерийских кораблей.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Во время испытаний выявилась и ошибочность последовательности распределения толщин палубной брони, когда каждая нижележащая палуба имела меньшую толщину защиты. Целью бронирования верхней палубы являлась защита ее от пробития ударяющего по касательной, из-за настильности траектории полета, фугасного снаряда. Бронирование нижележащих палуб должно было обеспечивать защиту нижних уровней уже только от осколков пробившего верхнюю палубу и разорвавшегося в межпалубном пространстве снаряда.
Но выявилось, что верхняя палуба пробивается на всех дистанциях реального боя. Взрыв происходил в момент прохождения фугасным снарядом палубных конструкций, оторванные фрагменты которой пробивали затем лежащие ниже палубы. Исходя из этого, члены комиссии рекомендовали изменить на обратную последовательность распределения толщин палубного бронирования, так, чтобы броня нижней палубы была наиболее толстой.
...
Таким образом, учитывая качественный и количественный факторы состояния линейных сил Балтийского флота, необходимо признать, что их боевые возможности свелись лишь к возможностям артиллерийской поддержки сухопутных войск — последнее наглядно подтверждается примерами использования кораблей как в годы Первой мировой войны, так и в годы Великой Отечественной.