Сообщество Империал: Пассионарность - Сообщество Империал

shu

Пассионарность

А это вообще что такое?
Тема создана: 30 июня 2008, 17:41 · Автор: shu
  • 4 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
 Jackel
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 27 октября 2013, 10:54

Аорс (27 октября 2013, 10:28):

Попросту говоря, пассионарность - это готовность человека идти на жертвы ради какой-то идеи. Гумилёв связывал это с генами, а я думаю, что пассионарность общества определяется культурой.


Нда? Тогда почему если для римлян времен ранней республики было нормой идти на всё, включая смерть, ради общественного блага и славы, то спустя несколько столетий для римлян же стало нормой скорее обратное поведение? Видно что-то в них исчезло... Имхо, культура, оно конечно, но не только она. Тем более что и она за это время сильно изменилась.
     Аорс
    • Imperial
    Imperial
    Принц Персии

    Дата: 27 октября 2013, 11:17

    Jackel
    Вот именно, что изменилась. А это изменение имело под собой социально-экономические корни: распался класс мелких землевладельцев, составлявших опору старого Рима, остались колоны и городской люмпен-пролетариат; и те, и другие относились к римскому государству в лучшем случае равнодушно.
       Tanais
      • Imperial
      Imperial
      ЛетучийГоландец

      Дата: 27 октября 2013, 11:17

      ну-уу вообще-то, вроде как, пассионарность и "гумилевщина" были освистаны, осмеяны, обросаны всевозможными отходами овощеводства и мыслепроизводства со стороны официальной, сиречь, правильной и единственно верной исторической мысли.
      Как, помнится, на этом форуме, так и вообще.
      Потому - ну какая там - "пассионарность"?
      И - вообще например - тот же русич 13 века, Калки, Коломны и Сити и русич Куликова поля - разве они отличались?
      Что - появился какой новый ген в крови? Зубов во рту стало больше?
      А и ведь отличались таки чем-то! Внутренним настроем души. Стержнем духовным.
      Дух народа, институты государства, что формируют это в человеке, тогда это была церковь, это думаю и была - "пассионарность".
         Alexix
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 27 октября 2013, 12:17

        Разрешите высказать свое , дилетантское, мнение.
        Когда я,давно уже, прочел Гумилева, то у меня лично сложилось представление о пассионарности следующее. Представление наверное очень упрощенное, и меня за него сейчас будут так сказать вдоль и поперёк. Но рискну все таки. У меня сложилось впечатление что как и все живое на нашей планете: люди, звери , растения, и т.д., так и общности людей - социум, народ, племя, государственные образования - имеют определенный исторический и биологический цикл. То есть что-то рождается, развивается, достигает зрелого стабильного уровня, затем стареет и умирает. Так происходит с живыми существами, так происходит и с различными государственными, или иными, сообществами людей. Конечно ничто никуда не исчезает. На обломках одних государств создаются другие, оставшиеся на этой территории племена и народы перемешиваются с другими, или не перемешиваются, и начинают новый цикл жизни. Наиболее активен, ниболее творчески плодотворен, наиболее гибок в принятии нового и готовности создасть что-то новое, человек именно в молодом возрате. Тоже самое можно отнести и к человеческому социому. Вот это перечисленное я и понимаю как пассионарность. Пассионарность отдельной личности или человеческого социума. Но опять повторяю это мое личностное восприятие данного понятия.
           Falstaff
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 27 октября 2013, 12:27

          Quote

          Устойчивость и стабильность этносов — этих уникальных форм человеческого общежития — просто поразительны. Некоторые из них, например, цыгане или евреи, волей судеб на тысячи лет оказались лишены исторической родины и обречены скитаться среди иноплеменников, враждебно настроенных к пришельцам. Выходцы из Индии постепенно забыли былую веру, израильтяне со временем утратили свой древний язык, но и те и другие смогли пронести сквозь века традиции, привычки, особый склад бытия, свой неповторимый внешний колорит и, главное, этнический Дух. То особое мировосприятие и осознание самого себя, что делает русского русским, грузина — грузином, француза — французом.

          Конечно, История знает процесс ассимиляции — когда более сильные поглощают слабых соседей или просто сосуществующие мирно на одной территории племена сливаются в единое целое. Но ведь при этом от этносов, как будто полностью исчезнувших, многое остается: на генном уровне передаются грядущим поколениям расовый тип, антропологические особенности внешности, уклад жизни, песни, сказания, обычаи, культурные традиции и обряды. Зачастую остается Дух племени, поселяющийся в народе с новым самоназванием (этнонимом). Поэтому, по большому счету, все жившие когда-либо на Земле этносы бессмертны, в отличие от отдельных людей. Их облик, традиции, навыки, привычки и склонности благополучно сохранились в характерах и антропологическом типе ныне существующих народов, даже если последние о подобном родстве и не догадываются.

          Quote

          Правда, уже в наше время по мановению пера историка Льва Гумилева возникла и обрела популярность теория этногенеза, то есть в переводе на русский — народовозникновения. Согласно ей этносы тоже умирают. Их век безжалостно отмерен Львом Николаевичем в двенадцать-пятнадцать столетий. После чего народ либо гибнет, становясь добычей молодых агрессоров, либо, при благоприятных условиях, превращается в «реликт» — беспомощный и слабый остаток некогда могучего племени.

          ...Даже если жизнь отдельных этносов ограничена промежутком в полтора тысячелетия, все равно, согласитесь, это немало. В то время как ныне на страницах исторических трудов и художественных произведений мы имеем дело с народами-«од-нодневками», которые возникают из Пустоты, вершат отмеренное число подвигов и громких деяний и вновь растворяются во мраке безвестности.

          Quote

          Историк Лев Гумилев пытался, например, применить эту теорию к знаменитому натиску гуннов на страны Европы. Согласно его версии, агрессия кочевников пришлась на фазу потепления, а следовательно, расширения Степи. Гунны, по мнению исследователя, в тот период жили в Поволжье и в Предуралье, на землях холодных и лесистых. Тучные кубанские и донские черноземы занимали аланы — кочевое племя, ранее именовавшееся сарматами. Степь отступала на север, поэтому не гунны на алан напали, как сообщают нам о том древние римские историки, а все было как раз наоборот, считает отечественный классик. Уж затем, разгромив сарматских агрессоров, свирепые кочевники, видимо, им в отместку и учинили вселенский переполох [62].

          Пожалуй, это один из самых ярких примеров того, как историческую фактуру пробуют загнать в готовые рамки научной теории. Упрямые факты втискиваться в прокрустово ложе ученой концепции почему-то упорно не желают.

          Лев Гумилев стал автором еще одной, тоже весьма талантливой идеи — теории этногенеза и обосновывал активность пускающегося в дальние походы этноса избытком пассионарности людей, его составляющих. Проще объяснить это так: подобно тому, как человек переживает рождение, детство, юность, зрелость и смерть, так и народы Земли проходят аналогичные стадии. В юную пору в среде народа наблюдается избыток людей деятельных, энергичных и не находящих выхода для приложения своих сил в условиях мирного времени — пассионариев. Они-то и влекут народы на войны и в завоевательные экспедиции. Потом народ «стареет», накапливает большое число инертных, трусливых и бездеятельных мужчин и женщин, этнос становится вялым (апассионарным), покоряется молодому и энергичному сопернику либо переживает второе рождение и начинает все сначала [58, 64, 65].

          Так, Киевская Русь была создана народом молодым, отсюда — дерзкие походы на греков, хазар, болгар, попытки взять штурмом Константинополь. В пору феодальной раздробленности в XIII веке она переживала старость и была потому безжалостно бита монголами, а затем, в условиях укрепляющейся Московии, обрела новую жизнь и вторую молодость, превратившись, по сути, в новый этнос [60].

          Опять же теория чудесна, жаль, что упрямые исторические факты не всегда ее готовы подтвердить. Однако и абсолютно игнорировать биологический фактор, видимо, не следует.

          Quote

          Собирая материалы к написанию этой книги, я наткнулся на статью известного ученого (фамилию не называю, дабы не обидеть). Вот два первых предложения из нее:

          «Разработанное Гумилевым учение об этносфере дает представление о серии дискретных этногенезов — процессов, проистекающих в биосфере Планеты, где реально наблюдаемые этносы являются фазами процессов, доступных наблюдению в результате отражения биосферного содержания в формах социума. Таким же представляется соотношение этногенеза и глоттогенеза в процессе всемирной истории».

          Что это, если не пример того, как научный мир отгораживается от «непосвященных» с помощью особой, сакральной (тайно-религиозной) речи? Ведь ту же самую мысль можно без особого труда изложить при помощи простого, всем понятного русского языка. Но тогда любой читатель-дилетант догадался бы, что внешне глубокие изречения уважаемого профессора по своей сути банальны, если не сказать — примитивны.

          Quote

          Впрочем, в последнее время ученые перестали ломать себе головы над подобными «мелочами». Дело в том, что с подачи великого отечественного историка Льва Гумилева у них появилась любимая «игрушка» — теория этногенеза, универсальным образом объясняющая процесс образования любых народов нашей планеты. Все чрезвычайно просто: могучие и сильные этносы, если верить, конечно, Льву Николаевичу, рождаются вследствие так называемого «пассионарного толчка».

          Одним словом, живет себе небольшой народец, никого из соседей не трогает. Затем в Космосе возникают некие излучения: то ли волны из иной галактики, то ли просто выбросы солнечной короны, но внезапно через владения этого племени проходит «линия энергетического разлома». Подобных линий Лев Гумилев, вороша историческое прошлое разных народов, обнаружил почти с десяток, с этим явлением связывал он этногенез тюрок и хунну, славян и германцев, а также множества других этносов.

          Конечно, сами по себе космические лучи или энергетические выбросы новые племена не создают, но благодаря им проистекают необратимые изменения в наследственности некоторых людей, попавших в зону разлома, начинается своего рода «мутация». Она, по словам Гумилева, «...почти никогда не затрагивает всей популяции своего ареала. Мутируют только отдельные особи... Такая мутация не затрагивает (или затрагивает незначительно) фенотип человека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение — опосредовано: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а генотип особи. Появившийся в генотипе признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую целостную общность», то есть, иными словами, он-то и создает этнос [58].

          В переводе с научного на русский данный пассаж видного историка означает, что некое воздействие из Космоса приводит к появлению в племени энергичных людей, недовольных имеющимся положением и стремящихся к чему-то большему — «пассионариев». Внешне их почти не отличишь от остальных («не затрагивает фенотип»), но на генном уровне эти сверхлюди приобретают способность подпитываться энергией извне, наверное, все из того же Космоса («повышенная... абсорбция энергии из внешней среды»). Эти переполненные внешней энергией до краев пассионарии формируют новый этнос, влекут его на великие дела, завоевывая пространства и создавая новые империи.

          Обратите внимание — какая удобная для ученых теория! Не надо разыскивать, откуда пришли, к примеру, готы. Ибо прежнее место жительства, оказывается, не имеет ровно никакого значения. Не надо задумываться над тем, за счет чего этим северным варварам удалось одолеть своих соседей. Ибо и так все понятно — у них был избыток «пассионариев». Словом, поцеловал германцев Боженька в лоб — то есть прошел через их земли энергетический разлом — взяли они в руки копья и пошли завоевывать всех подряд. А если бы линия пассионарного перенапряжения прошла чуть стороной, стало быть, не готы, а какие-нибудь оленеводы-лапландцы сели бы на свои оленьи или собачьи упряжки и поехали сокрушать Великий Рим.

          Красота! Достаточно знать всего три выражения: «энергетический разлом», «пассионарный толчок» и «этнический взрыв», чтобы легко и непринужденно объяснять любой самый неожиданный поворот событий, вершившихся когда-либо в прошлом где угодно на территории нашей планеты. Правда, древние жрецы обходились в подобных случаях всего одним словосочетанием: «Такова воля Богов!». Но с тех пор наука шагнула, как видим, далеко вперед.

          Самое замечательное в этой теории то, что измерить каким-либо образом этот самый уровень «пассионарности» нельзя. И даже современники его порой не чувствуют. «Разумеется, сам факт мутации в подавляющем количестве случаев ускользает от современников или воспринимается ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное. Только на длительном, около 150 лет, отрезке становится очевидным, когда начался исток традиции» [58].

          Представляете, как удобно для ученых? Прошло полтора столетия после событий — если готы всех врагов победили, с умным видом сообщаешь: «была мутация». Если потерпели поражение, то на нет, как говорится, и суда нет. Все равно, что делать прогноз вчерашней погоды — ошибиться невозможно. Недаром нынче историки в массе своей становятся сторонниками гумилевской теории. Какую статью о древних народах ни откроешь — везде сплошные «пассионарные толчки», этногенезы и гомогенезы.

          Жаль только, что представители других наук не всегда эту точку зрения разделяют. Несознательные медики, к примеру, одержимые «сверхкритичным» отношением к происходящему, продолжают прятать в специальные заведения тех, кто отличается «чудачеством, сумасшествием, дурным характером», то есть подлинных творцов этноса по Гумилеву. Зайдите в обычную психиатрическую лечебницу, поговорите с любым из ее обитателей и вам откроется, что, во-первых, ее пациенты, с их же слов, регулярно подпитываются энергией из Космоса, а во-вторых, вне всякого сомнения, являются «пассионариями» — Наполеонами, Цезарями или, на худой конец, Гитлерами. Понятно, что пока в России эти ценнейшие, согласно теории Льва Николаевича, кадры используются не по назначению, не видать нашей стране «этнического взрыва» и связанного с ним национального подъема.
          Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии.
             Савромат
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 27 октября 2013, 12:55

            Tanais

            ну-уу вообще-то, вроде как, пассионарность и "гумилевщина" были освистаны, осмеяны, обросаны всевозможными отходами овощеводства и мыслепроизводства со стороны официальной, сиречь, правильной и единственно верной исторической мысли.

            Если учесть невежество большинства представителей оной мышли в естественнонаучных вопросах и их полное бессилие в теоретическом плане - то это "обсмеивание" имеет ценность строго равную нулю.
            Физики, в т.ч. член-корры РАН с которыми я общался как и прежде очень высоко оценивают Гумилева. Так что смело можете засовывать оное "обсмеивание" в мусорное ведро и не обращать на него внимания вообще.
               Alexix
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 27 октября 2013, 15:10

              Игорь Коломийцев все красиво написал. Я к сожалению Тайны Великой Скифии не читал. Он там чем обосновывает возникновение и падение Ассирии и Вавилона, Империи Хань и Египетского Царства, Римской Империи и Оттоманской Порты, и т.д.? Есть-ли у него есть объяснения историческим процессам? Выложите пожалуйста, интересно узнать его мнение.
                 Falstaff
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 27 октября 2013, 15:45

                Alexix

                Игорь Коломийцев все красиво написал.
                Он не историк, вот в чём дело...
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Alexix
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 27 октября 2013, 19:23

                  Falstaff

                  Он не историк, вот в чём дело...

                  Понятно.
                  Спасибо.
                     -Pavel-
                    • Imperial
                    Imperial
                    Сноб

                    Дата: 28 октября 2013, 04:31

                    Tanais

                    Quote

                    И - вообще например - тот же русич 13 века, Калки, Коломны и Сити и русич Куликова поля - разве они отличались?

                    Несомненно. Во-первых, на 140 лет периода (примерно как россиянин 2013 и русский 1870-х, после отмены крепостного права). Во-вторых, по менталитету - первые-это жители феодально-раздробленной Руси, видящие главную угрозу в соседе из соседнего княжества и кичащиеся славой княжества своего. Вторые - 140 лет прожили под пятой монглолв, пережили Дюденеву и Неврюеву рати, сотни мелких набегов, пытаясь отстоять свой дом в одиночку. Стало понятно, что в одиночку не получится и надо объединяться.

                    Quote

                    А и ведь отличались таки чем-то! Внутренним настроем души. Стержнем духовным.
                    Дух народа, институты государства, что формируют это в человеке, тогда это была церковь, это думаю и была - "пассионарность".

                    Все вышеназванное присутсвовало как в русиче 1238, так и в русиче 1380 года. Одни кинули соседей в одно лицо отбиваться от монголов, другие вышли всем миром на Куликово поле. Я лично целиком соглашусь с Аорсом и его видением пассионарности. :046:
                      • 4 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 15 апр 2024, 21:45 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики