По аналогии с темами, посвящёнными судостроению Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени предлагаю открыть и тему, посвящённую судостроению "восточных" народов.
Само судостроение этого региона не вписывается в рамки ранее заведённых тем, т.к. и в наши дни бороздят воды Индийского и Тихого океанов "плавсредства", бороздившие эти же воды и тысячи лет назад...
Португальские мореплаватели на Востоке (это в качестве заставки к теме).
Когда европейцы наконец-то "прорвались" к Индиям, то к великому своему изумлению обнаружили огромное количество различного типа кораблей и судов местных "диких" народов, более приспособленных к местным условиям, чем европейские корабли, созданные по "передовым технологиям"... В дальнейшем оказалось, что и многие местные судостроительные традиции также превосходят европейские. В конце концов (пусть и не сразу) и Европе пришлось перенимать многие местные технологии судостроения... Именно отсюда ведут своё происхождение двойные борта и водонепроницаемые переборки (конкретно - из Китая), многокорпусные суда (от полинезийских катамаранов), "крылатые" паруса (т.е. действующие по принципу крыла) и многое другое.
Именно судостроительным традициям местных народов и посвящается данная тема.
На сегодня у нас всего лишь небольшая подборка инфографики, посвящённой истории и современной роли знаменитой китайской джонки, а также её инновационным элементам конструкции:
Да уж, ветка "обновляется" с периодичностью раз-в-год...
Поэтому немножко подсуетимся...
Считается, что арабы являются преимущественно "народами пустыни", и кроме разведения овец и верблюдов - "кораблей пустыни" больше ничем не знамениты (некоторые форумчане вообще отказывают арабам в какой-либо "цивилизованности", оправдывая жёсткую политику Израиля... )... Однако, уже в Средиземноморском регионе "продвинутым" европейцам (напр. в образе крестоносцев...) приходилось сталкиваться с арабскими кораблями, как военными, так и торговыми... Более того, многие судостроительные усовершенствования были переняты европейцами именно у арабов... Так, не смотря на то, что косые паруса принято называть "латинскими", ни для кого не секрет, что они заимствованы у арабских мореходов (в этом европейцам пришлось убедиться, как только первые их корабли проникли в зону Индийского океана, уже практически полностью освоенного арабскими мореплавателями...), а происхождение знаменитых каравелл и скоростных шебек напрямую связано с мусульманскими завоеваниями Пиренейского полуострова...
Поэтому сегодня обратимся к знаменитым арабским дау-доу-дхоу (араб. داو [da:w] — да́у; англ. dhow)... Вернее к тому, как менялся облик этих несколько экзотичных судов в работах европейских художников, приобретая всё более реальные черты... Причём сразу же отметим, что само название класса таких кораблей - это лишь обобщённый термин, обозначающий весьма многообразный класс самых различных арабских судов, курсирующих по Индийскому океану с использованием муссонов. Но именно так европейцы и называли все эти шедевры арабского судостроения, хотя сами арабы, иранцы и индусы различали их не только по месту происхождения, но и по особенностям конструкции...
Спойлер (раскрыть)
01. Арабские суда, представленные на знаменитой карте Фра Мауро, созданной в 1460 гг...
02. Иоассамитский малый доу Персидского залива в полном парусном вооружении, с гравюры конца 18 в... Иоассамиты - аравийские пираты конца 18-начала 19 вв., действующие вдоль побережья Бахрейна... Их "усмирение" закончилось только к середине 19 века... А сам корабль изображен несколько "европеизировано" (обратим внимание на пушечные порты "европейского" типа, что совсем не характерно для судов Индийского океана... "шитые" борта совсем не способствовали таким отверстиям в своём массиве )...
03. Арабское доу из английской книги, изданной в 1806 году... Судя по всему, художник в-живую не видел арабских кораблей Индийского океана и рисовал исключительно по описаниям... Об этом свидетельствует хотя бы слишком далеко выступающая корма...
04. Арабское дхоу из более поздней книги, примерно середины 19 века... Это уже вполне реалистичное изображение...
05. Ещё одно реальное изображение малого дхоу, осуществляющего каботажные рейсы вдоль Аравийских и Африканских берегов Индийского океана...
06. Набросок арабского дхоу... Явно выполнено очевидцем, вполне разбирающимся в конструктивных особенностях арабских судов... Особенностью их конструкции был сильно наклоненный форштевень, позволяющий вытаскивать судно даже на простой песчаный берег...
07. Египетские дхоу в порту Исмаилия (входит в систему Суэцкого канала)... Зарисовку сделал William Henry Gummer, прошедший Суэцким каналом в 1919 году...
08-09. Сцена из жизни экипажа английского винтового линкора London, несущего патрульную службу и перехватывающего суда арабских работорговцев у берегов Занзибара в 70-х годах 19 века; ещё представлена схема расположение рабов на одном из таких судов, зарисованная одним из очевидцев данных событий...
10. Арабское дхоу от Dennis Melling.
11. Современное художественное изображение арабского дхоу, идущего под порывами муссона...
12. Реконструкция арабского дхоу...
13. Ещё одна реконструкция арабского дхоу...
14. Арабское дхоу. Современная реконструкция...
15. Дхоу - юнит по одной из версий Medieval Ii Total War...
Сегодня постараемся хотя бы немного разобраться в весьма многочисленных типах арабских дау (именно в таком виде термин считается исследователями оригинальным, другие же, типа доу или дхоу, ни что иное, как просто ошибка при переводе на другие языки...), хотя бы в самых массовых и широко распространённых в Арабском мире...
Итак, арабское судостроение изначально развивалось в двух регионах, несколько отличных по своим традициям... Условно их можно разделить на регион Персидского залива (скажем Бахрейн или Оман) и регион Красного моря (скажем Хиджаз или Йемен), которые до сих пор спорят, кто же из них - самый изначальный...
Однако, учитывая тот факт, что ещё древние шумеры писали в своих таможенных реестрах на глиняных табличках об кораблях из страны Дильмун, которая определяется исследователями как современный Бахрейн, а вот в древнеегипетских надписях, хотя бы посвящённых походу моряков Хатшепсут в страну Пунт, в Красном море никаких "чужих" кораблей не отмечалось, можно с уверенностью сказать, что именно в регионе Персидского залива и началось арабское судостроение...
Кстати и сами шумеры, по их сказаниям, пришли в Месопотамию именно с юга - "из-за моря"...
I. Арабы с берегов Персидского залива изначально вели торговые дела по всему побережью Аравийского полуострова (обслуживая одну из ветвей знаменитой Дороги благовоний...) и осуществляли торговые операции в Индии, из которой везли не только её знаменитые пряности и драгоценные камни (чем она и была наиболее знаменита в остальной Ойкумене), но и тиковую древесину с канатами из кокосовых волокон (необходимых преимущественно для арабских судостроителей). В эпоху Халифатов, окончательно сложилось ещё одно направление арабских перевозок из данного регион - в Восточную Африку, где находили себе новую родину мусульмане, претерпевшие гонения в борьбе различных направлений Ислама (напр.в Могадишо и Занзибаре оседали сунниты, выходцы с Бахрейна и из Шираза). В любом случае для обеспечения этих торговых направлений требовались весьма вместительные корабли (особенно для постоянных связей с Индией...), на которые сейчас и взглянем:
Спойлер (раскрыть)
01. Багалла (baghlah, bagala или baggala - что переводится как ишак/мул). Иллюстрация из книги 2-й пол.XIX в. Крупное палубное двухмачтовое судно с кормовой надстройкой и транцевой кормой, грузоподъёмностью 150-500 т...
02. Ещё одна багалла из известной иллюстрированной энциклопедии Парусники. Малая энциклопедия. Минск, 1996. Такие корабли могли нести и третью мачту, при этом общей особенностью для них была транцевая корма. Причём, все корабли данного региона отличались от построенных в других местах богатой деревянной резьбой на ней.
Отметим интересный факт, каждый следующий хозяин такого корабля вносил в первоначальную резьбу новые элементы, поэтому можно было определить по ней и сам "возраст" корабля (чем резьба по дереву имеет больше элементов, тем сам корабль старше...). Учитывая, что сами корабли могли "прожить" 100-200 лет (конечно в зависимости от материалов его конструкции и методов эксплуатации...), в течении которых менялось множество их хозяев, можно представить, насколько оригинальной и тонкой по обработке могла быть подобная резьба
03. Реконструкция более поздней багаллы (судя по применению кливера и наличию бушприта), уже воспринявшей новшества европейского судостроения...
04. А такие багалла представлены в качестве юнитов в одной из компьютерных игр (увы, названия коей - не знаю... )
05. Бум (переводиться иногда как сова) - возможно предтеча классической багаллы, т.к. не имел ещё транцевой кормы, а имел заострённые кормовые обводы, при этом во всём остальном он практически не отличался от оной... Имея меньшую грузоподъёмность (от 60 т до редко достижимых для данного типа судов 200 т...), он сосуществовал с багаллами практически до наших дней (только вместо паруса на такие корабли стали ставить небольшие ДВС).
06. Джалбаут (англ.Jalbaut), строившийся на верфях Басры, отличается от своих собратьев прямыми штевнями и практически одинаковыми остроносыми обводами корпуса (что может указывать на более древнее происхождение самого типа судна, хотя наибольшее распространение он получил только в XI-XVI вв.... ), при этом имеет весьма вместительные трюмы и применяется до сих пор (но уже с ДВС) для каботажных плаваний вдоль берегов Персидского залива...
В отличии от своих "собратьев", обшивка корпуса которых собиралась сначала при помощи шпунтов и без металлического крепежа (считалось, что борта из индийского тика, сколоченные железными гвоздями, начинали быстро гнить в месте такого соединения, следствием чего было выпадение и утеря такого крепежа и развал самого корабельного корпуса... видимо отсюда и пошли "морские легенды" про некую Магнитную гору, которая и примагничивала железное крепление, губя этим и моряков на развалившемся от этого судне... ), и сшивалась кокосовыми шнурами, а затем уже к ней привязывались и "опруги" (играющие роль шпангоутов...), данное судно (по крайней мере изображённое на картинке...) собиралось уже на настоящих шпангоутах, на которые уже набивались доски обшивки, причём с помощью металлического крепления... При этом отработанные веками технологии арабского судостроения сохранялись...
II.Дорога благовоний (обогатившая не одно арабское государство ещё до Мухаммеда...) начиналась в т.н. Счастливой Аравии (совр.Йемен), откуда шла на север, вдоль аравийского побережья Красного моря, отделяясь от его берегов горными кряжами, и не требовала наличия кораблей, что и сказалось на более позднем развитии арабского судостроения данного региона... Однако, по ней шли не только караваны с благовониями, но и существовал постоянный поток золота и слоновой кости из Восточной Африки, для чего оказались необходимы и суда, ходящие через проливы Красного моря в Эфиопию (на её территориях имелись золотые прииски страны Сасу...) и далее на юг, вдоль африканских берегов, вплоть до районов Могадишо и Занзибара... И оттуда вывозились слоновая кость, золотые изделия и чёрные рабы... В дальнейшем образовалась даже своеобразная и весьма стойкая арабская торговая инфраструктура, связывающая Йемен и Хиджаз не только с Восточной Африкой, но и даже с Индией, что и было с удивлением зафиксировано первыми европейскими мореплавателями, проникшими в Индийский океан. Они даже широко пользовались не только портами и корабельными стоянками арабов от Зимбабве (Софалы) и до Цейлона (Шри-Ланки), но и услугами арабских лоцманов, наиболее известным из которых стал Ахмад ибн-Маджид, доведший корабли Васко да-Гамы до Индии... Поэтому и посмотрим, какими типами судов пользовались арабские мореплаватели Красного моря:
Спойлер (раскрыть)
07. Зарук/зарукка (zarook-zaruka) представляла собой беспалубное судно с одной-двумя наклонными мачтами (что является весьма характерной чертой любого арабского судна, только вот сам наклон мачт у них несколько различался, в данном случае он достигал 10-15о ), снабжёнными длинной составной реей рю и косым парусом с обрезанной передней шкаториной (тоже характерные черты арабского судостроения... такой парус у специалистов даже получил специальное название - дау-парус...), и грузоподъёмностью до 100 т... Любопытно отметить, что навесной руль (навешанный на высокий прямой ахтерштевень, в-общем то и не характерный для арабов...) управлялся только парой штуртросов, а не румпелем, как на других типах арабских судов...
Именно зарук и стал первым арабским типом кораблей, появившихся в Средиземном море. Чтобы изначально хоть как-то противостоять византийскому флоту на данном ТВД, через Суэцкий перешеек было перетащено волоком несколько десятков таких судов... И только позднее, когда были захвачены верфи Сидона и Александрии, свои корабли арабы стали строить на них, широко используя как местные судостроительные традиции, так и собственные, что в свою очередь повлияло и на дальнейшее развитие средневекового судостроения всего Средиземноморья...
08. Самбукка/санбук (sambukka), дальнейшее развитие зарукки, стал самым популярным типом арабских судов, имеющим сплошную палубу, переходящую в кормовую надстройку, снабжённым двумя наклонными мачтами (однодеревыми, т.е. без дополнения в виде стеньги, что тоже является характерной чертой арабских кораблей...), грузоподьёмностью до 200 т... Острые обводы корпуса и большие дау-паруса позволяли развивать скорость до 11 узлов (хотя средняя скорость арабских кораблей исчисляется не больше, чем в 4 узла...). А благодаря низкому стремительному силуэту и массовости производства, именно она стала прообразом арабских дау у европейских художников...
09. Самбук, помимо перевозки грузов, широко применялся и для перевозки через Красное море огромных толп паломников из Египта, следующих в Мекку. Особенностью украшения таких судов (как и остальных арабских судов региона) была многоцветная геометрическая роспись не только транцевой кормы, но и части планширя и фальшборта. Возможно, в отличии от арабского судостроения Персидского залива, в этом сказывался как дефицит древесины (для строительства корпуса применялись относительно короткие брусья и доски из египетской акации...), так и строгие религиозные требования к украшению кораблей...
10. На данной схеме представлен способ "переброски" дау-паруса при развороте корабля с одного галса на другой, когда передняя шкаторина так и остаётся впереди, а рея переходит на другую сторону мачты... По схеме видны отличия от "европейского" способа "разворота" латинского паруса, когда рея переходит на другую сторону мачты, а шкаторины просто меняются местами...
11. 3D-Самбукка для компьютерной игры...
12. Самбуки, разработанные для этой же игры. В отличии от представленных выше багалл (см.рис.04), они имеют меньшие размеры...
В качестве бонуса по теме предлагаю таблицы из прекрасного справочника для судомоделистов Марквардт К.Х. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Голубая серия. Л., 1991, посвящённые арабскому судостроению и несколько отредактированных мною :
Спойлер (раскрыть)
13. Схема-чертёж багаллы...
14. Схема-чертёж самбукки...
15. Схема-чертёж джехази, ещё одного типа из многочисленных типов арабских кораблей, но строившегося уже на верфях побережья Восточной Африки, где в основном и совершало местные перевозки.. Такие суда широко использовались до недавнего времени и на Лаккадивских островах, что уже недалеко от индийского Гоа...
В продолжение... Подборка сдвижных переводных картинок на тему азиатской экзотики...
Николай Вечканов. Парусный флот. Набор сдвижных картинок. Московский комбинат игрушек «Горизонт», 1991
Спойлер (раскрыть)
01. Обложка...
02. Арабское судно типа доу...
03. Арабское двухмачтовое судно...
04. Китайская джонка...
05. Бирманское судно типа проа...
06. Парусная пирога с противовесом из Океании...