Сообщество Империал: Мореплаватели Солнечного Восхода - Сообщество Империал

Велизарий2009

Мореплаватели Солнечного Восхода

Судостроение народов Индийского и Тихого океанов
Тема создана: 28 ноября 2011, 08:39 · Автор: Велизарий2009
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 Старый
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 14 ноября 2013, 18:25

По аналогии с темами, посвящёнными судостроению Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени предлагаю открыть и тему, посвящённую судостроению "восточных" народов.
Само судостроение этого региона не вписывается в рамки ранее заведённых тем, т.к. и в наши дни бороздят воды Индийского и Тихого океанов "плавсредства", бороздившие эти же воды и тысячи лет назад...

Imp
Португальские мореплаватели на Востоке (это в качестве заставки к теме).

Когда европейцы наконец-то "прорвались" к Индиям, то к великому своему изумлению обнаружили огромное количество различного типа кораблей и судов местных "диких" народов, более приспособленных к местным условиям, чем европейские корабли, созданные по "передовым технологиям"... В дальнейшем оказалось, что и многие местные судостроительные традиции также превосходят европейские. В конце концов (пусть и не сразу) и Европе пришлось перенимать многие местные технологии судостроения... Именно отсюда ведут своё происхождение двойные борта и водонепроницаемые переборки (конкретно - из Китая), многокорпусные суда (от полинезийских катамаранов), "крылатые" паруса (т.е. действующие по принципу крыла) и многое другое.

Именно судостроительным традициям местных народов и посвящается данная тема. :006:
     Старый
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 07 февраля 2017, 23:18

    Немного обновим ветку... :001:

    На сегодня у нас всего лишь небольшая подборка инфографики, посвящённой истории и современной роли знаменитой китайской джонки, а также её инновационным элементам конструкции:

    Imp Imp Imp Imp
       Старый
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 27 мая 2018, 21:57

      Да уж, ветка "обновляется" с периодичностью раз-в-год... :025:
      Поэтому немножко подсуетимся... :001:

      Считается, что арабы являются преимущественно "народами пустыни", и кроме разведения овец и верблюдов - "кораблей пустыни" больше ничем не знамениты (некоторые форумчане вообще отказывают арабам в какой-либо "цивилизованности", оправдывая жёсткую политику Израиля... :0142: )... Однако, уже в Средиземноморском регионе "продвинутым" европейцам (напр. в образе крестоносцев...) приходилось сталкиваться с арабскими кораблями, как военными, так и торговыми... Более того, многие судостроительные усовершенствования были переняты европейцами именно у арабов... Так, не смотря на то, что косые паруса принято называть "латинскими", ни для кого не секрет, что они заимствованы у арабских мореходов (в этом европейцам пришлось убедиться, как только первые их корабли проникли в зону Индийского океана, уже практически полностью освоенного арабскими мореплавателями...), а происхождение знаменитых каравелл и скоростных шебек напрямую связано с мусульманскими завоеваниями Пиренейского полуострова... :1115:

      Поэтому сегодня обратимся к знаменитым арабским дау-доу-дхоу (араб. داو‎ [da:w] — да́у; англ. dhow)... Вернее к тому, как менялся облик этих несколько экзотичных судов в работах европейских художников, приобретая всё более реальные черты... Причём сразу же отметим, что само название класса таких кораблей - это лишь обобщённый термин, обозначающий весьма многообразный класс самых различных арабских судов, курсирующих по Индийскому океану с использованием муссонов. Но именно так европейцы и называли все эти шедевры арабского судостроения, хотя сами арабы, иранцы и индусы различали их не только по месту происхождения, но и по особенностям конструкции... :008:

      Спойлер (раскрыть)


      Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp Imp

      Пока - всё... :046:
         Старый
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 08 июля 2018, 00:10

        Сегодня постараемся хотя бы немного разобраться в весьма многочисленных типах арабских дау (именно в таком виде термин считается исследователями оригинальным, другие же, типа доу или дхоу, ни что иное, как просто ошибка при переводе на другие языки...:0162:), хотя бы в самых массовых и широко распространённых в Арабском мире... :0182:

        Итак, арабское судостроение изначально развивалось в двух регионах, несколько отличных по своим традициям... Условно их можно разделить на регион Персидского залива (скажем Бахрейн или Оман) и регион Красного моря (скажем Хиджаз или Йемен), которые до сих пор спорят, кто же из них - самый изначальный... :041:

        Однако, учитывая тот факт, что ещё древние шумеры писали в своих таможенных реестрах на глиняных табличках об кораблях из страны Дильмун, которая определяется исследователями как современный Бахрейн, а вот в древнеегипетских надписях, хотя бы посвящённых походу моряков Хатшепсут в страну Пунт, в Красном море никаких "чужих" кораблей не отмечалось, можно с уверенностью сказать, что именно в регионе Персидского залива и началось арабское судостроение... :008:

        :ps: Кстати и сами шумеры, по их сказаниям, пришли в Месопотамию именно с юга - "из-за моря"... :006:



        I. Арабы с берегов Персидского залива изначально вели торговые дела по всему побережью Аравийского полуострова (обслуживая одну из ветвей знаменитой Дороги благовоний...) и осуществляли торговые операции в Индии, из которой везли не только её знаменитые пряности и драгоценные камни (чем она и была наиболее знаменита в остальной Ойкумене), но и тиковую древесину с канатами из кокосовых волокон (необходимых преимущественно для арабских судостроителей). В эпоху Халифатов, окончательно сложилось ещё одно направление арабских перевозок из данного регион - в Восточную Африку, где находили себе новую родину мусульмане, претерпевшие гонения в борьбе различных направлений Ислама (напр.в Могадишо и Занзибаре оседали сунниты, выходцы с Бахрейна и из Шираза). В любом случае для обеспечения этих торговых направлений требовались весьма вместительные корабли (особенно для постоянных связей с Индией...), на которые сейчас и взглянем:

        Спойлер (раскрыть)


        Imp Imp Imp Imp Imp Imp



        II. Дорога благовоний (обогатившая не одно арабское государство ещё до Мухаммеда...) начиналась в т.н. Счастливой Аравии (совр.Йемен), откуда шла на север, вдоль аравийского побережья Красного моря, отделяясь от его берегов горными кряжами, и не требовала наличия кораблей, что и сказалось на более позднем развитии арабского судостроения данного региона... Однако, по ней шли не только караваны с благовониями, но и существовал постоянный поток золота и слоновой кости из Восточной Африки, для чего оказались необходимы и суда, ходящие через проливы Красного моря в Эфиопию (на её территориях имелись золотые прииски страны Сасу...) и далее на юг, вдоль африканских берегов, вплоть до районов Могадишо и Занзибара... И оттуда вывозились слоновая кость, золотые изделия и чёрные рабы... В дальнейшем образовалась даже своеобразная и весьма стойкая арабская торговая инфраструктура, связывающая Йемен и Хиджаз не только с Восточной Африкой, но и даже с Индией, что и было с удивлением зафиксировано первыми европейскими мореплавателями, проникшими в Индийский океан. Они даже широко пользовались не только портами и корабельными стоянками арабов от Зимбабве (Софалы) и до Цейлона (Шри-Ланки), но и услугами арабских лоцманов, наиболее известным из которых стал Ахмад ибн-Маджид, доведший корабли Васко да-Гамы до Индии... Поэтому и посмотрим, какими типами судов пользовались арабские мореплаватели Красного моря:

        Спойлер (раскрыть)


        Imp Imp Imp Imp Imp Imp

        В качестве бонуса по теме предлагаю таблицы из прекрасного справочника для судомоделистов Марквардт К.Х. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Голубая серия. Л., 1991, посвящённые арабскому судостроению и несколько отредактированных мною :001::

        Спойлер (раскрыть)


        Imp Imp Imp

        На этом пока -всё... :046:
           Старый
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 28 апреля 2024, 23:08

          В продолжение... Подборка сдвижных переводных картинок на тему азиатской экзотики... :008:

          Николай Вечканов. Парусный флот. Набор сдвижных картинок. Московский комбинат игрушек «Горизонт», 1991

          Спойлер (раскрыть)

          Imp Imp Imp
          Imp Imp Imp
            • 2 Страниц
            • 1
            • 2
            Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
            РегистрацияВход на форум 
            Сообщество ИмпериалИсторический Арт Исторический Арт Фортификации и Военная техника Обратная Связь
            Стиль:Language: 
            «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 06 дек 2024, 10:33 · Зеркала: Org, Site, Pro · Счётчики