01.
Корабль "Орёл", 1668 г. Первый российский военный корабль специальной постройки, предназначавшийся во флагманы Каспийской эскадры (предполагалось построить ещё не менее 15 судов меньшего водоизмещения), задачей которой была охрана торговых караванов, идущих в Персию и обратно...
02.
Шнява "Мункер (фр. mon coeur — сердце моё)", 1704 г. Одна из десяти 14-пушечных шняв одноимённого типа, построенных на Олонецкой верфи по проекту Петра I. Шнява оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг...
03.
Яхта "Нева" 1831 г. Придворная яхта, построенная для Николая I на Охтинской верфи и спущенная на воду 25 августа 1831 года. В 1832–1846 ежегодно в составе отрядов находилась в плаваниях между С.-Петербургом и Кронштадтом в целях практики кадет Морского корпуса. С 1849 года яхта была переименована в "Мензула"...
04.
Первый русский парусный корабль "Фредерик", 1636 г. Строился для Шлезвиг-Гольштейнского посла для плавания оного в Персию. Предполагалось, что данная миссия откроет путь для поставок в Европу персидского шёлка. Кроме того, предполагалось построить ещё десяток подобных же транспортов для регулярных торговых плаваний по Волге и Каспию...
05.
Ботик Петра - "Дедушка русского флота". Судно, на котором ещё юный Пётр Алексеевич осваивал "парусную науку". Происхождение судна до сих пор дискуссионно и имеется не менее двух версий: построено в Голландии или Англии в 40-х гг.17 в.; построено в России вместе с кораблём "Орёл" (ИМХО эта версия мне больше нравится
)...
06.
Архангельское "новоманирное" торговое судно, тип которого строился на Соломбальских верфях... Увы, в погоне за "евростандартами" Пётр I полностью уничтожил местные поморские традиции крупного судостроения, поэтому во время начала освоения Северного морского пути в кон.XIX-нач.XX вв. пришлось заново "изобретать" приёмы судостроения, известные в своё время ещё беломорским поморам...
07.
Парусно-гребной фрегат "Апостол Пётр", 1696 г., построенный на Воронежских верфях для участия во Втором Азовском походе. Сам корабль был плоскодонным (чтобы мог пройти по речным перекатам Дона) из-за чего имел слабую мореходность...
08.
Фрегат "Пётр и Павел", 1697 г., построенный на Амстердамских верфях Голландской Ост-Индской компании по заказу русского царя. В проектных работах и в самом строительстве принял участие некий Пётр Михайлов, неожиданно оказавшийся именно тем самым заказчиком - русским царём Петром Алексеевичем...
09.
Фрегат "Штандарт", 1703 г., построенный на Олонецкой верфи и ставший первым кораблём Балтийского флота... Любопытно, что в 1999 г. в Санкт-Петербурге была создана реплика-новодел этого корабля, но с 2009 г. оно ходит где-то по европейским водам, т.к. до сих пор не может решится вопрос со внесением оного корабля в действующий Государственный Реестр, так как он не соответствует современным (sic!) российским требованиям по безопасности...
10.
Полугалера (скампавея) русского шхерного флота на Балтике, приспособленная действовать среди изрезанных шхерами финских берегов. Именно благодаря им и была достигнута первая крупная морская победа над шведами - знаменитое Гангутское сражение (27.07/07.08.1714)...
11.
Пакетбот "Св.Пётр", 1740. Построен в Охотске для знаменитой экспедиции Витуса Беринга - Второй Камчатской, и был предназначен для исследований северной части Тихого океана. Вместе с однотипным пакетботом "Св.Павел" зимовал в Авачинской губе на Камчатке, основав там поселение, названное в честь пакетботов - Петропавловским, впоследствии превратившимся в крупный дальневосточный город Петропавловск-Камчатский...
12.
Брандер лейтенанта российского флота Д.С.Ильина. Знаменитый в морской истории российского флота брандер, при помощи которого в 1770 г. был практически полностью уничтожен турецкий флот, базирующийся в Чесменской бухте...
13.
Учебный фрегат "Надежда", 1766 г. Первое российское учебное судно специальной постройки, предназначенное для морской практики будущих морских офицеров...
14.
Бомбардирский (иногда бомбический) корабль "Юпитер", 1771 г., построенный на верфях Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Главное предназначение - обстрел и уничтожение береговых укреплений и приморских крепостей противника из орудий крупного калибра (напр.мортир)...
15.
Шлюп "Восток", 1818 г. Построен на Охтинских верфях в Санкт-Петербурге. Один из двух однотипных кораблей (второй - шлюп "Мирный") Первой Антарктической кругосветной экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. В связи с сильным износом в сложных приполярных условиях быстро пришёл в негодность и был исключён из списков флота в 1828 г...
16.
Бриг "Меркурий", 1820 г. Построен на корабельных верфях в Севастополе и, в отличии от других "лёгких" кораблей Черноморского флота, имел малую осадку и даже по семь вёсел на борт. Основное предназначение - охота на контрабандистов у черноморских берегов Кавказа (перехватывал транспорты с оружием для горцев) и участие в высадке десантов на кавказские берега. Прославился же он своей схваткой с двумя турецкими линейными кораблями, из которой вышел "изрядно ощипанным, но непобеждённым"...
17.
Фрегат "Паллада", 1832 г. Построен на верфях Охтенского адмиралтейства в Санкт-Петербурге, где при его строительстве было применено много кораблестроительных новинок того времени (напр.Сеппингсовая система укрепления бортов диагональными ридерсами, скрепление корпуса железными связями, чугунные клюзы и якорные цепи, квадратные цистерны для пресной воды из лужёного металла, круглую корму...). Участник тайной миссии по перевозке в Англию груза золота с Санкт-Петербургского Монетного Двора, фрегат всё же прославился своей дипломатической миссией в Японию, описанной в заметках участником оной - секретаря посольства И.А.Гончарова...