helion
helion
А что на Востоке не с кем было торговать? Доступ к Волге и в Булгарию. А там вся Азия. Был такой Стародединский клад, найденный в Беларуси в 1926 году и украденный нациками во время войны, так в нём из 200 монет - 90% монет были из Багдада, Самарканда, Бухары. Монеты времён Игоря-Ольги. Такие клады лучше любой летописи расскажут про политику тех времён.
Для того, чтобы торговать с Востоком покорять вятичей было совсем необязательно, поскольку существовали альтернативные маршруты и они уже были под контролем (через верховья Волги). При этом по летописям не прослеживается особенных усилий руси по покорению дреговичей, по землям которых проходил еще один альтернативный вариант пути "из варяг в греки". Я уж не говорю о том, что де-факто покорить вятичей удалось лишь веку так к 12-му. Другим словом, земля вятичей в плане контроля над торговыми маршрутами была эдаким "Неуловимым Джо" (с).
helion
Судя по всему на таких условиях Хазары и сами не особо стремились договариваться, т.к. борьба велась за ключевые регионы для обеих сторон.
Это еще раз говорит о том, что после завоевания Киева начали включаться иные факторы, а у русских князей появилась иная мотивация. Еще раз - бизнес стремится избежать войн и ненужных рисков, бизнесменам всегда проще договориться (куда проще, чем политикам). Если на Севере русь все еще походила на торгово-промышленную корпорацию, то здесь уже на элиту варварского королевства. Собственно, все это еще раз говорит, что русы сами менялись и сами многому учились по ходу процесса.
Gremlin
Gremlin
Племенам, причём принадлежащим разным этносам даже в голову не придёт звать кого то ими править. Зачем им это? Их можно или силой в кучу сбить и править или править чем то уже существующим.
В том-то и дело, что самим племенам до идеи приглашения чужаков на роль правителя-арбитра нужно еще дорасти. Это свидетельство относительной зрелости общества. При этом даже если летописец и наврал про призвание, то наврал не так уж и сильно, т.к. и в дальнейшем по той же летописи прослеживается некий особый статус новгородцев по сравнению с другими подвластными руси племенами (и это еще при том, что сам летописец не был новгородцем и вряд ли имел какой-либо интерес сочинять "сказки" про новгородские "вольности").
cheremis
cheremis
Так полюдье Ольги позднее и было наложением дани не более .
"Уроки" княгини Ольги были фиксацией размеров дани, по сути, упорядочением уже существующей системы.