Lion
По моему самым именно чуть ли не самым именно позорным поражением было разгром армии Св. Римской империи Конрада II Конейской армией под Дорилеоном в ходе II КП 26.10.1147 года. Немцев убивали как баранов, а особый позор был в том, что, даже с учетом бездарного руководство армией Конрадом III, восточная военная машина, ставя под основу массовое применение конных лучников и дистанционного боя, полностью, чуть ли не на концептуальном уровне, переиграло классическую западную модель, в основу которого лежит массовое применение тяжелых всадников и ближний бой. Это было неким аналогом Шайо, которые устроили над западной военной машиной монголы меньше, чем за сто лет после этого, в 1241-ом году.
"... приведенные его проводником в Никею немцы распорядились запастись провиантом на 8 дней, рассчитывая на таком запасе достичь Икония. Когда же прошли дни и истощились запасы, решили они, что подобным же образом должен окончиться и их путь; но окруженные горами и скалами, они могли только догадываться о бесконечной длине их пути. Введенные, однако, в заблуждение их проводником (или скорее их предателем), они страдали и другой день, и следующий, и третий и углубились еще дальше в бездорожные горы. Наконец предатель, полагая, что армия здесь уже погребена заживо, бежал ночью известным ему кратчайшим путем и призвал великое множество турок на добычу. И вот на рассвете следующего дня, когда знаменосцы, как обычно, стали искать своего проводника, уже в гневе на него, и не нашли, увидели они вдруг, что турки заняли горную вершину...в этот критический момент он обратился к своим советникам, но поздно, ибо выбирать предстояло не между добром и злом, а меньшее из [двух] зол. Нужно было идти вперед или отступать. Но голод и враг и неизведанный лабиринт гор препятствовали продвижению вперед, равно как голод и боязнь бесчестья — отступлению. В этом все же была некоторая надежда на спасение, хоть и с позором. В другом — верная смерть без пользы или славы. Что же станет делать доблесть голодная?... Осуждая отступление, но соглашаясь с ним, в надежде, что время исправит несчастье, они поступили так, как могли, пожелали то, что были должны."
Одон де Дёй, "О странствиях короля Людовика"
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
А где здесь сражение?
При Шайо тоже не было сражения. Была бойня растерянной толпы, не построенной в боевые порядки: "...во втором часу дня все многочисленное татарское полчище словно в хороводе окружило весь лагерь венгров. Одни, натянув луки, стали со всех сторон пускать стрелы, другие спешили поджечь лагерь по кругу. А венгры, видя, что они отовсюду окружены вражескими отрядами, лишились рассудка и благоразумия и уже совершенно не понимали, ни как развернуть свои порядки, ни поднять всех на сражение".
Фома Сплитский "История Архиепископов Салоны и Сплита"
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Где вы в этих примерах нашли как "восточная военная машина...чуть ли не на концептуальном уровне, переиграло классическую западную модель", ума не приложу.
Что происходит с "восточной военной машиной" в случае, когда рыцарское войско готово к бою, ясно продемонстрировала битва при Арсуфе - советую ознакомиться с данным историческим эпизодом.
Там, как раз, отчетливо наблюдается "массовое применение конных лучников и дистанционного боя", которое почему-то не показало ни превосходства на "концептуальном уровне", ни просто какого-нибудь превосходства. Заодно сможете на этом примере узнать, что "западная модель" отнюдь не уступала, благодаря наличию (как для вас ни будет это странно) арбалетчиков, восточной в "дистанционном бое". А превосходила. Что однозначно подтверждает и ибн Шаддад также описал разницу между арбалетами христиан и луками мусульман, написав, что видел крестоносцев, в латах которых торчало по десять стрел, не причинив им особого вреда, в то время как арбалеты поражали и лошадей, и воинов мусульман.