Сообщество Империал: Лето 1941г. - Сообщество Империал

Олег

Лето 1941г.

Сравнение ВВС сторон
Тема создана: 11 декабря 2008, 10:17 · Автор: Олег
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 Олег
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 19 января 2009, 23:00

КОВО


Состав 4-го Воздушного фота:
360 бомбардировщиков
210 истребителей
30 разведчиков
Всего - 600 машин.

Советская авиация:

14я сад:12 И-15, 84 И-16, 78 И-153= 174 самолёта, 198 лётчиков.
15я сад: 98 МиГ-3, 34 И-16, 38 И-153, 61 И-15, 5 Ил-2 - 236 самолётов, 245 лётчиков;
16 сад: 37 СБ, 9 Пе-2, 65 И-16, 4 МиГ-3, 63 И-153, 4 И-15 - 182 самолёта, 234 лётчика;
17я сад: 64 Як-1, 86 И-153, 33 СБ, 3 Пе-2 - 217 самолётов и 405 лётчиков;
63 сад: 17 И-15бис, 81 И-153, 4 И-16 - 102 самолёта и 167 лётчика;

36я иад ПВО: 84 И-16, 28 И-153 - 112 самолётов и 113 лётчиков;
44я иад: 110 И-16, 56 И-153 - 166 самолётов и 85 лётчиков;
64 иад: 57 МиГ-3, 74 И-16, 96 И-153, 12 И-15 - 287 самолётов и 239 лётчиков;

19я бад: 60 СБ, 23 Ар-2, 10 Пе-2, 49 Як-2 - 142 самолёта и 198 лётчиков;
62 бад: 84 СБ, 15 Пе-2, 114 Су-2 - 213 самолётов и 247 лётчиков.

315 орап: 20 СБ и 66 лётчиков;
316 орап: 31 Як-2 и Як-4 и 45 лётчиков.

Итого:1882 самолёта.
При этом не учтены самолёты Р-5 и Р-10, ещё имевшиеся на вооружении.
Некомплект строевых частей составлял 13%, приходившиеся на вновь сформированные соединения.

В р-не Черткова находилась 18 дбад: 119 ДБ-3ф.
В р-не Брянска, Орла, Курска - 2 дбак.ф

В войсках ПВО на 1 июня 1941г. имелись 45 радиолокационных станций РУС-1 с дальностью обнаружения ок. 100км.
     Олег
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 20 января 2009, 20:42

    22 июня потери 4ВФ составили 5 истребителей и 30 бомбардировщиков. С учётом повреждённых - 58 самолётов ( без учёта аварий). По докладам ком ВВС ЮЗФ 22 июня основные силы нашей авиации работали против немецких танков, а налёты немецкой авиации на наши аэродромы значительных потерь нашим лётным частям не нанесли.
    С другой стороны, значительные потери были во время их повторных налётов, а также 23 и 24 июня

    Цитата

    в результате слабого руководства со стороны командиров авиационных дивизий и полков
    За эти три дня потери авиации КОВО составили 237 самолётов (уничтоженные и повреждённые).
    Насчёт повреждённых машин есть такая цифра: за три недели войны, с 22 июня по 13 июля было восстановлено 990 самолётов.
    15сад, находившаяся на самом острие львовкого выступа, 22 июня сбила 15 самолётов.
    Её 23иап выплнил 124 вылета, 28иап - 114 вылетов. Семь налётов на аэродром 23иап в м. Адамы привели к выведению из строя 13 амолётов (всего 58 МиГов и 29 И-16). Правда, за две недели в 5сад было восстановлено 34 МиГа и 8 И-16.
       Олег
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 22 января 2009, 23:39

      ЗапОВО



      11сад (Гродно)
      9сад (Белосток)
      10сад (Брест)

      12бад
      43иад
      13бад

      3дбак (52, 42 бад)

      Итак, в первом эшелоне основные силы ИА - восемь иап. Бомбардировочная авиация сзади в глубине 400-450км. 43иад - резерв, а также прикрытие промышленных и транспортных объектов восточной Белоруссии.

      22 июня немцы совершили три налёта на аэродром 13бад: сгорели две машины. При этом были сбиты четыре немецких бомбардировщика. Наши самолёты после полётов рассредотачивались, поэтому бомбы пр-ка падали как правило, на пустые места.
      По аэродромам 3дбак был совершён налёт 23 июня:ВПП и самолёты не повреждены.
      В то же время бомбардировочная авиация ЗапОВО начиная с утра 22 июня проводила бомбардировки аэродромов пр-ка в Соколув, Лукув, Бяла-Подляска, а также по группировкам пр-ка в Цехановец, Константинув, Рыгалы, оз. Сервы, Августов, Сувалки, по промышленности в Кенигсберге, Варшаве.

      Цитата

      Весной 1941 года в нашем военном округе, также как и в других приграничных округах, развернулись работы по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос. Аэродромов не хватало, и нам в Бобруйске приходилось поэтому держать два полка. Остальные располагались в Могилеве, Зябровке и около станции Быхов. Каждая из частей имела еще по одному полевому аэродрому для рассредоточения.

      Бомбардировочные полки в то время состояли из 5 эскадрилий по 12 самолетов в каждой. Это довольно внушительная ударная сила. Наши экипажи много летали, отрабатывая различные способы бомбометания. Вот тут мне и пригодился боевой опыт, накопленный во время пребывания в Китае

      Цитата

      Большое внимание уделялось отработке взлета и посадки с незнакомых грунтовых аэродромов. Здесь опять-таки пригодился опыт, полученный в Китае. Делалось это чаще всего внезапно: поднимаясь в воздух, мы не знали, что из себя представляет аэродром, на котором придется садиться. Зато экипажи приобрели богатейшую практику перебазирования по тревоге.

      Цитата

      Аэродром атаковали семь ?юнкерсов?. Два из них сбили огнем с земли из турельных установок, два поджег какой-то наш летчик-истребитель, оказавшийся в воздухе на И-153. Все четыре бомбардировщика упали недалеко от аэродрома, догорают

      Цитата

      Накануне войны на нашем аэродроме скопилось до тридцати новеньких самолетов Пе-2. Их должны были перегонять дальше, на приграничные аэродромы, но почему-то задержали. Так эти самолеты у нас и остались. Стояли они на окраине аэродрома, чтобы не мешать полетам. В сутолоке мы забыли о них и вспомнили только теперь, когда на аэродроме начали рваться вражеские бомбы. ?Как же мы не подумали рассредоточить их?? ? ругал я себя и свой штаб за опрометчивость.

      Но вот немецкие бомбардировщики ушли на запад. Солдаты, сержанты выскочили из укрытий и бросились засыпать еще дымившиеся воронки. Я подбежал к ?пешкам? (так называли в войну самолет Пе-2) и обрадовался: ни одна машина во время налета не пострадала. Немедленно собрал техников, механиков, и мы общими усилиями быстренько растащили самолеты по обочинам аэродрома.

      В первый день войны немцы три раза налетали на наш аэродром, но особого ущерба не нанесли. Сгорели лишь две машины. Бомбометание производилось с большой высоты и неточно.
      Полынин Ф.П. "Боевые маршруты".
         Shurkec
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 23 января 2009, 10:07

        Олег
        Респект за тему! Очень интересно было прочитать... Одно непонятно - судя по написанному каких-то катастрофических потерь советская авиация в первые 1-2 дня войны не понесла, хотя в советской историографии нас уверяли, что чуть-ли не вся наша авиация была уничтожена в первый день войны прямо на аэродромах...
           Олег
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 23 января 2009, 21:27

          Shurkec

          23.01.2009 - 13:37

          судя по написанному каких-то катастрофических потерь советская авиация в первые 1-2 дня войны не понесла, хотя в советской историографии нас уверяли, что чуть-ли не вся наша авиация была уничтожена в первый день войны прямо на аэродромах...
          Да честно говоря, я и сам в шоке от этого! Но выводы пока делать не спешу - ответственное это дело.
          Пока лишь ясно, что началась война - и в т.ч. и в воздухе: мы бомбим их аэродромы и войски, они - наши.
          А продолжение следует! Imp
             Олег
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 25 января 2009, 19:11

            11 САД


            127иап
            Боевая тревога в этом полку была объявлена в "предрассветный час". Командир полка подполковник А. В. Гордиенко в это время проверял посты на стоянках самолётов, т.е. в это время находился непосредственно на аэродроме. Оперативный дежурный доложил по телефону, что немцы бомбят Гродно.
            Как видим, связь немецкие диверсанты не перерезали.
            Уточнив задачу, Гордиенко приказал дежурному звену - которое как видим, есть и готово к немедленному взлёту - вылететь в р-н нападения и выяснить обстановку. В 3ч. 30мин. три самолёта вылетели на разведку.

            127иап был сформирован в августе 1940г. Несмотря на это лётчики отлично владели техникой пилотирования, водили машины в сложных метеорологических условиях днём и ночью, некоторые из них имели опыт боёв в Финляндии, на Хасане и Халхин-Голе.

            Первый воздушный бой состоялся в пятом часу утра севернее Гродно:

            Цитата

            пятерка истребителей, возглавляемая замполитом 1-й эскадрильи старшим политруком А. С. Даниловым. Севернее Гродно на высоте полутора тысяч метров летчики увидели на встречном курс три двухмоторных бомбардировщика и пошли в лобовую атаку. Два гитлеровца, не выдержав натиска, со снижением стали уходить обратно, но ведущий ?юнкерс? продолжал полет. С третьей атаки А. С. Данилов уничтожил его, а удиравшие самолеты сбили командиры звеньев С. С. Дерюгин и И. Ф. Дружков со своими напарниками летчиками С. А. Гариным и К. М. Трещевым.
            ПРОСКУРИН А.П. заместитель командира по политчасти 127 истребительного авиационного полка. "БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 127 ? ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА В РАЙОНЕ ГРОДНО".

            Говоря о том, что наши истребители догнали два Юнкерса, в самый раз указать на тот факт, что 127иап был укомплектован самолётами И-153 (?Чайка?).

            Цитата

            Проведенный бой показал, что и на ?Чайках? можно эффективно драться с немецкими самолетами. Вернувшиеся с заданий, лейтенанты Р. И. Варакин, С. Я. Жуковский, старший политрук А. А. Артемов доложили также о новых победах. Хотя в воздушном бою Р. И. Варакин получил тяжелое ранение, он сумел приземлиться на своем аэродроме
            Вот ещё описание боя:

            Цитата

            Вскоре высокое мастерство вновь показал летчик старший политрук А. С. Данилов. Возглавляемая им восьмерка истребителей рассеяла группу вражеских самолетов над Гродно, а западнее города Данилов сбил самолет, второй за утро, который упал на окраине деревни Крапивно. Возвращаясь в зону патрулирования, летчики увидели, что более 40 фашистских самолетов готовятся штурмовать аэродром Черлена, на котором базировался 1б-й скоростной бомбардировочный полк. С востока к вражеским бомбардировщикам стремительно приближались в боевом строю советские истребители ? две эскадрильи 127-го авиационного полка.
            Здесь видимо, опечатка и речь идёт про эскадрильи 122иап.

            Цитата

            Поднятые в 10 час. 10 мин. по тревоге, они сходу врезались во вражескую группу и завязали бой. В воздушном пространстве, примерно от поселка Лунно до Гродно, схватка продолжалась свыше 30 мин. С обеих сторон участвовало до 70 самолетов. У противника было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские авиаторы сбили 4 самолета, но и сами потеряли 5 истребителей
            Как видим, началась война и полк работает.

            Цитата

            Появились вражеские истребители. Бой обострился. Фашистский снаряд угодил в верхнее крыло ?Чайки?, его осколками ранило летчика. Подбитый самолет каким-то чудом держался в воздухе. Один из вражеских истребителей пристроился к Данилову сбоку так близко, что было видно лицо пилота. Комиссар эскадрильи резко бросил И-153 в сторону и винтом таранил правое крыло МЕ-110, который после удара начал стремительно падать. ?Чайка? на какое-то время потеряла управление, но на высоте 100 м истекающий кровью Данилов вывел машину в горизонтальный полет,: а затем с убранным шасси пошел на посадку. В бессознательном состоянии летчика подобрали колхозники и оказали первую помощь. В медсанбате 3-й армии его ?познакомили? с немецким майором, который успел выпрыгнуть с парашютом из тараненного самолета. Гитлеровец имел два железных креста за бои в Бельгии и Греции. На Восточном фронте это был его первый вылет, который оказался для фашиста последним. Воздушный таран А. С. Данилова ? один из первых в Великой Отечественной войне
            Паники и разгрома нет:

            Цитата

            В сложившейся обстановке командование полка стремилось обеспечить своевременную подготовку самолетов к повторным боевым вылетам, бесперебойное поступление горючего и особенно боеприпасов, потребность в которых резко возросла. Возникло много и других вопросов, которые надо было быстро решать. И они решались.

            Цитата

            До позднего вечера летчики 127-го истребительного авиационного полка сражались с фашистскими захватчиками, не жалея сил и жизни. В неравных воздушных схватках пали смертью героев лейтенанты А. В. Грибакин, И. Г. Марков, А. Д. Петькун, А. И. Пачин, М. Д. Разумцев, М. С. Филиппов и младший лейтенант Н. В. Сушкин

            Цитата

            Несмотря на тяжесть боев, летчики буквально рвались в воздух. Командир эскадрильи И. Н. Дроздов совершил пять боевых вылетов и сбил два самолета, девять раз поднимался в воздух старший политрук А. А. Артемов и уничтожил три вражеские машины. Противник в течение почти всего дня искал, но не мог обнаружить наш аэродром. Командование полка придало большое значение маскировке. Рано утром после тревоги техники и механики рассредоточили материальную часть и оборудовали стоянки самолетов на опушке большого леса. Этими работами руководил коммунист инженер-капитан В. С. Кубарев. Летчики получили приказание применять тактические приемы маскировки аэродрома. Возвращаясь с заданий, они подходили к базе на бреющем полете. После посадки самолеты сразу же укрывались. При взлете требуемая высота набиралась не сразу, а после ухода на малой высоте из района аэродрома. Только после 19 часов противник обнаружил аэродром, и вскоре около 30 бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей МЕ-109 прилетели на его штурмовку. Завязался воздушный бой. Несмотря на явное преимущество, противнику все же не удалось уничтожить ?Чайки? на земле
            Пять и Десять боевых вылетов в день - это что-то!!! Imp

            Цитата

            Успешные боевые действия 127-го истребительного авиационного полка в первый день войны явились результатом высокой боевой и политической подготовки, проводимой в предвоенные годы. Воспитанные Коммунистической партией, летчики проявили в бою высокое мастерство и смело вступили в бой с большими силами противника. Учитывая превосходство немецких истребителей в вооружении и скорости, они стремились атаковать гитлеровцев на встречных курсах
               Олег
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 26 января 2009, 23:24

              122иап

              В этом полку сирена тревоги прозвучала как и везде, в 2-2.30 ночи. Но есть различие. Вспоминает Долгушин:

              Цитата

              Под непонятный гул, доносившийся от проходившей в 17 километрах границы, летчики с немногочисленным техперсоналом торопились поставить на самолеты вооружение: как нарочно, оно было снято во всем полку по приказу командующего Белорусским военным округом Д.Г.Павлова, накануне приезжавшего на аэродром "Новый Двор" вместе с командующим ВВС округа генералом-майором И.И.Копцом.
              С какой целью Павлов и Копец прилетали именно в 122иап и приказали разоружить полк - тайна сия велика есть... Imp
              В результате лётчики стали помогать механикам ставить оружие обратно.
              Кстати говоря, из показаний Павлова следует, что в 2 часа ночи

              Цитата

              Копец и его заместитель Таюрский доложили мне, что авиация приведена в боевую готовность полностью и рассредоточена на аэродромах в соответствии с приказом наркома обороны
              Снова Долгушин - про И-16 122-го иап:

              Цитата

              Буквально все они были новыми машинами и причем у каждого летчика:
              72 самолета ? 72 летчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налет в часах у всех был большой и лётная подготовка пилотов была сильной.
              Ведь И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была: догонял он и ?Юнкерс-88? и ?Хейнкель-111?, и ?Юнкерс-87? конечно - все расстреливал. Драться конечно было сложнее с (?Мессершмиттами? ? В.Б.) 109-ми и 110-ми, но всё равно, за счет маневренности..
              (вполне можно было тягаться и с ними ? В.Б.). И если бы 23-го (июня ? В.Б.) полк не ?потерял? всю материальную часть ? мы бы дрались на этих машинах ? до самой Москвы! А вот 23-го, когда уничтожили полки?
              1-й гвардейский истребительный полк, который под Москвой получил (это почетное название ? В.Б.), Юдаков им командовал - ?дрался? на

              (таких устаревших истребителях, как ? В.Б.) И-15, И-153 и на И-16. И (летая на них ? В.Б.) и сбивали (СЛ-ты противника ? В.Б.) и штурмовали, а под Москвой ? так подняли (в воздух такой ?антиквариат? как ? В.Б.) и И-5. На И-16 и И-5 стояли ?22-е? моторы, работающие на ?касторке? (касторном масле ? В.Б.) ? так что у детишек всю касторку отняли. Вот так и дрались на них, а на И-16 с новыми моторами: ?62-ми? и ?63-ми?? ?63-й? мотор - 1150 л.с. ? машина по 500 км/ч давала скорость. Так что 22-го числа мы еще воевали и могли воевать. И только 23-го мы оказались с пустыми баками
              Пока вооружали самолёты и пробовали моторы, на аэродром был произведён налёт: 8 Ме-109 приступили к штурмовке, но машины 122го полка были уже разрулены и рассредоточены.

              Цитата

              Вскоре самолеты были готовы, и, когда  в 4.20 над аэродромом появились (немецкие истребители) Me 109 (это был уже второй налет), Сергей услышал: "Долгушин со звеном - в воздух!". Один И-16 уже горел. Летчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолета не тянул, поэтому в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, его атаковали "мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолет получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первый бой. Он оказался одним из немногих, кому удалось подняться в воздух.
              Как видно, полк был поднят за два часа ДО появления первых массеров. Поднятый по тревоге л/с успел рассредоточить самолёты, вооружить их. Результат первого немецкого налёта: 2 самолёта сгорели, 2 человека тяжело ранены, 6 человек - легко.

              В этот первый день войны задания сменяли одно другое: 
              - прикрыть мосты (автомобильный, называемый теперь "Старым" и железнодорожный через реку Неман) в Гродно, 
              - сходить на разведку к границе, 
              Почти каждый раз пришлось вести бой, и первый самолет (Юнкерс) был сбит Долгушиным 22 июня 1941 года (над вышеупомянутыми мостами).

              Различия со 127-м иап продолжаются: если там командование стремилось обеспечить своевременную под-ку самолётов к повторным боевым вылетам, то командир 122-го иап принял решение перелететь в тыл:

              Цитата

              Прилетали в Черлену, где стояли на вооружении истребители И-153 "Чайка", вооруженные пулеметами ШКАС, а у нас эскадрилья кроме пулеметов была вооружена пушками ШВАК (в результате чего пушки перезарядить там было нечем и некому, т.к. свои немногочисленные ) техники добирались с Нового Двора своим ходом и к тому времени были еще в пути. Местные техники чем могли помогали нам, но в основном летчики сами все делали - и машины заправляли пулеметы перезаряжали и  двигатели вручную сами запускали. К концу дня было сделано 6-7 вылетов
              С Нового двора Долгушин летал по его словам "почти что последним":

              Цитата

              Прилетел в Черлены, а там оказалось, что немцы взлетно-посадочную полосу разбомбили. Я прошел над КП (командным пунктом) - мне показали: "В г. Лиду". 
              Затемно прилетел в Лиду: взлетное поле перекопано - там строили бетонную полосу, в связи с чем осталась узкая полоса, на которую и днем-то сесть было особо не где, а тут еще и ночью многим летчикам впервые в жизни пришлось садиться, включая меня самого. Так вот уровень подготовки пилотов был такой, что ни один не разбился.
              Cел, встретил командира дивизии, доложил ему, а в воздухе уже наших самолетов 12 собралось - не могли сесть, пока не заделали воронки.

              На аэродроме скопилось больше ста машин: И-16 из 122-го иап и И-153 из 127 иап.
              Такая вот история с двумя полками одной дивизии...
                 Олег
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 28 января 2009, 17:58

                16бап

                46 экипажей, 24 СБ, 37 Пе-2.
                Этот полк был разгромлен в первые часы войны, без боя. В 9.50 на аэродром Черлены был совершён налёт, отчего, по докладу политотдела 11 сад,

                Цитата

                Самолёты СБ полка горят. Подробности и потери неизвестны.
                а из донесения командующего ВВС 3й армии командующему ВВС фронта, сообщается:

                Цитата

                В 4.00 22.06.41г. противник атаковал одновременно наши аэродромы. Выведен из строя целиком 16-й полк бомбардировщиков
                Правда, затем на борьбу с десантами "до 1000 человек с танками" высылается полк истребителей (?), а бомбардировочные полки 11 сад и 9 сад наносят массированные удары по немецким войскам... Imp Вот что сообщает про этот полк маршал Скрипко:

                Цитата

                Немецкие бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, численностью от 10 до 30 самолетов неоднократно подвергали налетам все шесть аэродромов 11-й смешанной авиадивизии. Над ними не прекращались упорные бои. В результате летчики 122-го и 127-го истребительных авиаполков за первый день войны в воздушных боях сбили 35 фашистских самолетов, в том числе: истребителей Ме-109 -17, двухмоторных истребителей-бомбардировщиков Ме-110-11 и бомбардировщиков Ю-88-7.{6}

                Командир эскадрильи 127-го истребительного авиаполка лейтенант С. Я. Жуковский, впоследствии генерал, в течение дня 22 июня 1941 года девять раз поднимался на перехват фашистских самолетов и провел столько же напряженных воздушных боев. Делясь воспоминаниями о первом дне войны, он рассказывал, что порой и дух перевести некогда было. Рубашка на нем была мокрая ? хоть выжимай, сквозь комбинезон проступал соленый пот. Комэск лейтенант С. Я. Жуковский в течение 22 июня сбил 4 самолета врага{7}.

                От командира эскадрильи не отставал в боевой работе и его заместитель по политической части старший политрук А. А. Артемов. Он тоже совершил 9 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 3 фашистских самолета.

                Заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук А. С. Данилов вступил в бой с 9 самолетами [69] Ме-110, сбил два из них. Расстреляв все патроны, дерзко и решительно он пошел на таран...
                Непосредственно про 16 бап:

                Цитата

                Когда к аэродрому, где и базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк, приблизились фашистские самолеты, командир эскадрильи капитан Л. С. Протасов немедленно взлетел на своем бомбардировщике и неожиданно для гитлеровцев врезался в головное звено истребителей Ме-110. Воспользовавшись замешательством, разбив их строй, капитан Протасов пулеметным огнем сбил один "мессер". А расстреляв все патроны, героический экипаж таранил своей машиной второй самолет гитлеровца и погиб.

                Защищая товарищей по оружию, заместитель командира 122-го истребительного авиаполка капитан В.М. Уханев один атаковал шестерку Ме-110, приближавшихся к аэродрому 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка. На истребителе, вооруженном двумя легкими скорострельными пулеметами ШКАС, внезапной атакой он сбил вражеский Ме-110 и расстроил группу фашистских самолетов, сбросивших бомбы неприцельно.
                Конечно, командуя 3м дбак и находясь в р-не Смоленска, Скрипко не был свидетелем этих боёв, но и сбрасывать со счёта его воспоминания не следует.
                Д. Б. Хазанов сообщает, что аэродром 16 бап немцы бомбили безнаказанно, потери: 9 человек погибли в воздухе, на земле - 6, и ранено 15 человек. Интересную информацию даёт Богданов Н.Г. ("В небе ? гвардейский Гатчинский"):

                Цитата

                В один из последних дней июня одна группа самолетов полка нанесла мощный бомбовый удар по танковым частям фашистских войск в районе Гродно. Одновременно вторая группа, в которую входил и мой экипаж, бомбила аэродром в Гродно, захваченный немцами вместе с нашей техникой. Было тяжело бомбить стоящие вокруг летного поля свои самолеты, особенно СБ (скоростные двухмоторные бомбардировщики конструкции А. А. Архангельского, использовавшиеся в Аэрофлоте под наименованием ПС-40). Они дороги нам, так как на них мы летали до войны на почтовых трассах. Это были очень легкие, маневренные и надежные машины
                Такая вот грустная история...

                Итог: 127 иап понёс 22 июня самые большие потери - 7 лётчиков, порядка 10-15 самолётов. Около 5-6 самолётов потерял 122 иап. Самолёты 16 бап, как надо понимать, были брошены и при отступлении достались немцам.
                   Олег
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 09 февраля 2009, 12:05

                  9 САД


                  По результатам довоенных инспекционных проверок - одна из лучших дивизий, получившая среди всех дивизий ВВС новейших самолётов МиГ: 37 МиГ-1 и 196 (по другим дан?ным - 200) МиГ-3.
                  Командир - геннерал-майор Черных, Герой Советского Союза, ветеран испанской войны.
                  Четыре истребительных полка 9сад почти полностью укомплектованы мигами, при этом самолёты "старых типов", т.е. известные и освоенные лётчиками, из полков ещё не убрали. Аэродромы 9сад: 4 основных - Белосток, Бельск (40км от границы), Заблудово, Рось (170км от границы), - и 21 оперативный.
                  Восстановить реальную картину событий почти невозможно: 9сад просто исчезла... Её архивы не сохранились, её командир был арестован 8 июля и расстрелян 16 октября 1941г.
                  124-й ИАП
                  МиГ-3 - 70 , И-16 - 29.
                  Около 4.00 утра в районе города Замбрув успеха добился заместитель командира полка к-н Круглов. В том же бою Дмитрий Кокорев в 4 часа 15 минут утра таранил вражеский самолет, который он опознал как Do 215, после чего благополучно посадил поврежденный МиГ-3 (в действительности, Коко?рев сбил у Замбрува Bf110 зав. ? 3767 из II/SKG 210). Возможно, это был первый таран в ВОВ. У Кокорева отказали пулемёты.
                  126-го ИАП
                  Аэродром Долубово в 18 км от границы, истребители МиГ-3 и И-16.
                  В 8.15 утра пятью километрами севернее аэродрома на высоте 800 м появились 23 Ju-88. В бой вступила девятка МиГов под командованием замкомэска 4-й эскадрильи л-та Г.Алаева. Два "юнкерса" тут же были сбиты, остальные вышли из боя. Победы одержали Г.Алаев и В.Ушаков, который подбил, помимо того, еще один бомбардировщик. Наши пилоты потерь не имели. Через несколько минут курсом на аэродром вышла группа из 10 Bf-109 и 9 Bf-110 (по иным данным 9 и 10 соответственно). "Сто десятые" начали штурмовку, а Bf-109 связали боем прикрывавшие аэродром МиГи. Немецкие потери составили два "сто девятых", один из которых тараном уничтожил мл. л-т Панфилов (его вторая победа за день), другой Bf-109 у самой земли сбил Г.Алаев, но при этом сам погиб, столкнувшись с землей. Панфилов сумел покинуть горящую машину и спасся на парашюте. Не вернулся из вылета и В.Ушаков. Еще одним пилотом 126-го полка, одержавшим победу, стал А.Журавлев - он сбил Ju-88. Всего же в то утро 126-й полк одержал более 6 побед.
                  129иап
                  Базировался в 12км от границы у Тарново. И-153 и МиГ-3.
                  Отмечены три (по другим данным ? четыре) победы, одержанные за 22 июня (примерно такую же результативность про?демонстрировали три другие истребительные части 9-й авиадивизии).
                  Военком 129-го иап В.П.Рулин:

                  Цитата

                  Мы были свидетелями почти ежедневных нарушений воздушных границ гитлеровскими само?летами. При перехвате нашими истребителями они не выполняли установленные команды и сигналы, вели себя нагло? [4].

                  Все это говорило о приближении важных собы?тий. Комдив и командующий ВВС округа неоднократно прилетали в полк, обсуждали в штабах даль?нейшие действия, беседовали с летчиками. Они под?тверждали то, что наблюдали сами генералы при об?лете границы: по дорогам Польши интенсивно двигались танки, автомашины, другая военная тех?ника, поднимая облака пыли
                  Тут в самый раз сделать паузу и обратить внимание на тот факт, что наши генералы лично летали над территорией Польши, наблюдая её очевидно, без риска быть сбитыми немцами.

                  Цитата

                  Подготовка врага не являлась большим секретом для тех, кто служил в за?падных приграничных округах... Но чтобы война началась так скоро и столь веро?ломно ? никто не ожидал.
                  Тем не менее, появление ранним утром вражеских самолетов не застало врасплох 129-й иап. С рассве?том одна эскадрилья (12 МиГ-3 и 18 И-153) была поднята в воздух, а в 4.05 в ходе боя с дюжиной Bf 109 старший политрук А.М.Соколов, пилотировавший МиГ, одержал первую победу. Так же удачно удалось отбить налет на аэродром Тарново группы из 18 Не 111 ? немцам не удалось прицельно сбросить бомбы. Но противник продолжал настойчиво атако?вать, используя мелкие осколочные авиабомбы. Небольшие группы ?юнкерсов? и ?мессершмиттов? с 4.30 до 10.00 уничтожили на земле 27 МиГ-3, 11 ?Ча?ек?, 8 учебных машин и сделали летное поле непри?годным для взлета и посадки.

                  В отсутствие связи с вышестоящими инстанциями командир полка капитан Ю.М.Беркаль, незадолго до вторжения вступивший в должность, принял решение перевести исправную авиатехнику в Кватеры, затем в Заблудово и Добженевку. Всего за 22 и 23 июня 129-й иап совершил 125 самолето-вылетов (более половины из них ? на МиГах), связанных с прикрытием грани?цы, своих аэродромов и перебазированием.
                  Всего 22 июня 129иап сбил 6 самолётов пр-ка и потерял два своих. При этом было израсходовано 15000 патронов калибра 12,7мм и 36000 патронов калибра 7,62мм - без рекламаций.
                  Выводы:
                  1. наладить работу синхронизатора на МиГ-3 - при желании - можно.
                  2. боекомплект мига 300 патронов к УБС и 750 к двум ШКАСам, следовательно полк провёл не менее 50 боевых вылетов.
                  3. Уровень потерь в свою очеередь говорит о высокой лётной под-ке лётчиков полка, а также о степени освоенности новых машин. А также о качестве Мига.

                  В документах 129-го иап по состоянию на ут?ро 22 июня числились 50 МиГ-3, а в материалах вы?шестоящих инстанций приведены данные о передаче полку 61 машины данного типа. Аналогичные разно?чтения иногда встречались в отношении других час?тей, которые вели бои на других фронтах. Это можно объяснить тем, что ?на местах? учитывались не от?правленные в полки новые самолеты, а реально со?бранные и облетанные.

                  41иап
                  К вечеру 23 июня в этом полку уцелело девять МиГ-3, но на следующий день погибли и они. По устному распоряжению ко?мандующего ВВС генерала П.Ф.Жигарева вечером 27 июня в часть прислали 12 новеньких МиГов. По?скольку управление 9-й сад к тому времени расфор?мировали, то 41-й иап продолжил борьбу с врагом в составе 43-й иад. При обороне Могилева от воздуш?ных налетов особенно отличились старшие лейте?нанты П.И.Забелин, Д.Г.Коробченко, А.А.Липилин, П.АТихомиров и И.Д.Чулков, сражавшиеся на но?вых истребителях.

                  Относительно успешные итоги боевого примене?ния МиГ-3 в первые дни войны отметили многие со?ветские военачальники. Так, 30 июня представители Ставки Главного командования маршалы К.Е.Воро?шилов и Б.М.Шапошников телеграфировали в Совет Народных комиссаров СССР:

                  Цитата

                  Нужна и в возможно большем количестве бомбардировочная, штурмовая и истребительная авиация, которая, к слову сказать, не хуже, а лучше немецкой... МиГов только 11 и они целый день в работе, они являются грозным оружием для немцев. Сегодня, 29 июня, два наших МиГа при встрече сразу сбили трех ?мессершмиттов?
                  Как известно, командующего Западным фронтом генерала Д.Г.Павлова арестовали и судили, обвинив в разгроме объединения. На допросе 7 июля он сооб?щил о рассредоточении авиации и приведении ее в полную боевую готовность в ночь на 22 июня, ссыла?ясь на доклады командующего ВВС округа и его за?местителя. По словам Павлова, основная причина огромных потерь в самолетах состояла в том, что немцы нанесли первый удар затемно, а у нас не хва?тало летчиков, готовых действовать в таких условиях. Из документов же вырисовывается немного иная картина: в некоторых частях все же успели начать подготовку ночников (так, в 126-м иап успели подго?товить четыре экипажа к ночным боям на МиГ-3), но и в люфтваффе насчитывалось не столь много экипажей, готовых воевать ночью. Абсолютное боль?шинство потерь авиация Западного фронта понесла в светлое время суток.
                     Олег
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 14 февраля 2009, 14:43

                    13 бап
                    Также входил в состав 9сад:51 СБ/Ар-2 и 8 Пе-2.
                    Этот полк одним из первых в ВВС РККА освоил бомбометание с пикирования.

                    Цитата

                    Всего за два месяца приехавшие изучили новый для них самолет ? пикирующий бомбардировщик Ар-2 и были введены в боевой состав
                    П. И. Цупко.
                    13 бап базировался в авиагородке Россь под Белостоком. С марта 1941 года в Росси начали строить ВПШ ? взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием, и авиаполк был переброшен в лагерь на полевой аэродром близ села Борисовщизна, там приведен в повышенную боевую готовность:

                    Цитата

                    с рассвета до темпа эскадрильи замаскированных самолетов с подвешенными бомбами и вооружением, с экипажами стояли наготове. Это было очень утомительно. Дежурства отрывали от плановой учебно-боевой подготовки, так необходимой нам, молодым, но иного выхода не было.

                    В полку было пять эскадрилий по двенадцать экипажей в каждой. Дежурили обычно три из них, остальные учились, летали. Через сутки эскадрильи сменялись.

                    Цитата

                    К весне 1941 года мы владели таким методом бомбометания достаточно уверенно.
                    Наличие в полку восьми машин Пе-2 объясняется тем, что командование планировало переобучение лётчиков. Работали напряжённо:

                    Цитата

                    ...На воскресенье 22 июня в 13-м авиаполку объявили выходной. Все обрадовались: три месяца не отдыхали!
                    Однако буквально накануне войны по приказу свыше полк проводил 200-часовые регламентные работы, т.е. фактически был небоеготов.
                    Командование авиаполка, многие летчики и техники уехали к семьям в Россь, а оставшиеся в лагере с наступлением темноты отправились на площадку импровизированного клуба смотреть новый звуковой художественный фильм ?Музыкальная история?. Весь авиагарнизон остался на попечении внутренней службы, которую возглавил дежурный по лагерному сбору младший лейтенант Усенко.
                    Зенитных средств прикрытия аэродром не имел: накануне зенитная батарея была снята с позиции и уехала на учения... тем не менее потери полка составили двое убитыми, шестеро ранеными, сгорели два самолета - СБ и У-2.
                    Несмотря на проводившиеся регламентные работы, полк быстро собрался после бомбёжки и был готов к вылету. Связь со штабом 9сад и с соседями отсутствовала: провода переркезаны, на радиозапросы ответов не было.
                    Что произошло дальше, непонятно. Цупко сообщает следующее: экипаж Усенко был выпущен на разведку, после чего совершил посадку на аэродром в Белостоке. При этом оказалось, что Белосток не только занят немцами, но сюда уже перебазировались

                    Цитата

                    шесть трехмоторных транспортных самолетов Ю-52, еще дальше ? до десятка Ме-110.
                    Это 22 июня, ориентировочно около полудня... Немецкая пехота, как известно, заняла Белосток только на пятый день войны...

                    Сам Цупко в это время был в Москве - на переучивании инструкторов, как говорилсь выше, на Пе-2. О событиях 22 июня он рассказывает со слов Усенко.

                    Цитата

                    В начале июля в Москве неожиданно появились почти все летчики нашею авиаполка
                    Усенко:

                    Цитата

                    Где наши самолеты? Та нэма их бильш! Нимци [11] разбомбили на аэродроме в Борисовщизне. Как сюда добрались? Где ехали на автомашинах, а где топали на своих двоих. Сначала пошли в Бобруйск, сказали, там нас ждут самолеты. Но немцы опередили, захватили Бобруйск раньше, чем мы туда добрели. Пришлось поворачивать на Могилев, потом на Смоленск. Там сели на попутный товарняк до Москвы...
                    Результат боёв 9сад в первый день войны можно подытожить следующим образом: истребительные полки потеряли не более 10 самолётов. 13бап - один СБ.

                    Официально потери 9сад в первый день войны составили 347 самолётов. Приходиться согласиться с тем, что все они потеряны на земле.
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 18:18 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики