9 САД
По результатам довоенных инспекционных проверок - одна из лучших дивизий, получившая среди всех дивизий ВВС новейших самолётов МиГ: 37 МиГ-1 и 196 (по другим дан?ным - 200) МиГ-3.
Командир - геннерал-майор Черных, Герой Советского Союза, ветеран испанской войны.
Четыре истребительных полка 9сад почти полностью укомплектованы мигами, при этом самолёты "старых типов", т.е. известные и освоенные лётчиками, из полков ещё не убрали. Аэродромы 9сад: 4 основных - Белосток, Бельск (40км от границы), Заблудово, Рось (170км от границы), - и 21 оперативный.
Восстановить реальную картину событий почти невозможно: 9сад просто исчезла... Её архивы не сохранились, её командир был арестован 8 июля и расстрелян 16 октября 1941г.
124-й ИАП
МиГ-3 - 70 , И-16 - 29.
Около 4.00 утра в районе города Замбрув успеха добился заместитель командира полка к-н Круглов. В том же бою Дмитрий Кокорев в 4 часа 15 минут утра таранил вражеский самолет, который он опознал как Do 215, после чего благополучно посадил поврежденный МиГ-3 (в действительности, Коко?рев сбил у Замбрува Bf110 зав. ? 3767 из II/SKG 210). Возможно, это был первый таран в ВОВ. У Кокорева отказали пулемёты.
126-го ИАП
Аэродром Долубово в 18 км от границы, истребители МиГ-3 и И-16.
В 8.15 утра пятью километрами севернее аэродрома на высоте 800 м появились 23 Ju-88. В бой вступила девятка МиГов под командованием замкомэска 4-й эскадрильи л-та Г.Алаева. Два "юнкерса" тут же были сбиты, остальные вышли из боя. Победы одержали Г.Алаев и В.Ушаков, который подбил, помимо того, еще один бомбардировщик. Наши пилоты потерь не имели. Через несколько минут курсом на аэродром вышла группа из 10 Bf-109 и 9 Bf-110 (по иным данным 9 и 10 соответственно). "Сто десятые" начали штурмовку, а Bf-109 связали боем прикрывавшие аэродром МиГи. Немецкие потери составили два "сто девятых", один из которых тараном уничтожил мл. л-т Панфилов (его вторая победа за день), другой Bf-109 у самой земли сбил Г.Алаев, но при этом сам погиб, столкнувшись с землей. Панфилов сумел покинуть горящую машину и спасся на парашюте. Не вернулся из вылета и В.Ушаков. Еще одним пилотом 126-го полка, одержавшим победу, стал А.Журавлев - он сбил Ju-88. Всего же в то утро 126-й полк одержал более 6 побед.
129иап
Базировался в 12км от границы у Тарново. И-153 и МиГ-3.
Отмечены три (по другим данным ? четыре) победы, одержанные за 22 июня (примерно такую же результативность про?демонстрировали три другие истребительные части 9-й авиадивизии).
Военком 129-го иап В.П.Рулин:
Цитата
Мы были свидетелями почти ежедневных нарушений воздушных границ гитлеровскими само?летами. При перехвате нашими истребителями они не выполняли установленные команды и сигналы, вели себя нагло? [4].
Все это говорило о приближении важных собы?тий. Комдив и командующий ВВС округа неоднократно прилетали в полк, обсуждали в штабах даль?нейшие действия, беседовали с летчиками. Они под?тверждали то, что наблюдали сами генералы при об?лете границы: по дорогам Польши интенсивно двигались танки, автомашины, другая военная тех?ника, поднимая облака пыли
Тут в самый раз сделать паузу и обратить внимание на тот факт, что наши генералы лично летали над территорией Польши, наблюдая её очевидно, без риска быть сбитыми немцами.
Цитата
Подготовка врага не являлась большим секретом для тех, кто служил в за?падных приграничных округах... Но чтобы война началась так скоро и столь веро?ломно ? никто не ожидал.
Тем не менее,
появление ранним утром вражеских самолетов не застало врасплох 129-й иап. С рассве?том одна эскадрилья (12 МиГ-3 и 18 И-153) была поднята в воздух, а в 4.05 в ходе боя с дюжиной Bf 109 старший политрук А.М.Соколов, пилотировавший МиГ, одержал первую победу. Так же удачно удалось отбить налет на аэродром Тарново группы из 18 Не 111 ? немцам не удалось прицельно сбросить бомбы. Но противник продолжал настойчиво атако?вать, используя мелкие осколочные авиабомбы. Небольшие группы ?юнкерсов? и ?мессершмиттов? с 4.30 до 10.00 уничтожили на земле 27 МиГ-3, 11 ?Ча?ек?,
8 учебных машин и сделали летное поле непри?годным для взлета и посадки.
В отсутствие связи с вышестоящими инстанциями командир полка капитан Ю.М.Беркаль, незадолго до вторжения вступивший в должность, принял решение перевести исправную авиатехнику в Кватеры, затем в Заблудово и Добженевку. Всего за 22 и 23 июня 129-й иап совершил 125 самолето-вылетов (более половины из них ? на МиГах), связанных с прикрытием грани?цы, своих аэродромов и перебазированием.
Всего 22 июня 129иап сбил 6 самолётов пр-ка и потерял два своих. При этом было израсходовано 15000 патронов калибра 12,7мм и 36000 патронов калибра 7,62мм -
без рекламаций.
Выводы:
1. наладить работу синхронизатора на МиГ-3 - при желании - можно.
2. боекомплект мига 300 патронов к УБС и 750 к двум ШКАСам, следовательно полк провёл не менее 50 боевых вылетов.
3. Уровень потерь в свою очеередь говорит о высокой лётной под-ке лётчиков полка, а также о степени освоенности новых машин. А также о качестве Мига.
В документах 129-го иап по состоянию на ут?ро 22 июня числились 50 МиГ-3, а в материалах вы?шестоящих инстанций приведены данные о передаче полку 61 машины данного типа. Аналогичные разно?чтения иногда встречались в отношении других час?тей, которые вели бои на других фронтах. Это можно объяснить тем, что ?на местах? учитывались не от?правленные в полки новые самолеты, а реально
со?бранные и облетанные.
41иап
К вечеру 23 июня в этом полку уцелело девять МиГ-3, но на следующий день погибли и они. По устному распоряжению ко?мандующего ВВС генерала П.Ф.Жигарева вечером 27 июня в часть прислали 12 новеньких МиГов. По?скольку управление 9-й сад к тому времени расфор?мировали, то 41-й иап продолжил борьбу с врагом в составе 43-й иад. При обороне Могилева от воздуш?ных налетов особенно отличились старшие лейте?нанты П.И.Забелин, Д.Г.Коробченко, А.А.Липилин, П.АТихомиров и И.Д.Чулков, сражавшиеся на но?вых истребителях.
Относительно успешные итоги боевого примене?ния МиГ-3 в первые дни войны отметили многие со?ветские военачальники. Так, 30 июня представители Ставки Главного командования маршалы К.Е.Воро?шилов и Б.М.Шапошников телеграфировали в Совет Народных комиссаров СССР:
Цитата
Нужна и в возможно большем количестве бомбардировочная, штурмовая и истребительная авиация, которая, к слову сказать, не хуже, а лучше немецкой... МиГов только 11 и они целый день в работе, они являются грозным оружием для немцев. Сегодня, 29 июня, два наших МиГа при встрече сразу сбили трех ?мессершмиттов?
Как известно, командующего Западным фронтом генерала Д.Г.Павлова арестовали и судили, обвинив в разгроме объединения. На допросе 7 июля он сооб?щил о рассредоточении авиации и приведении ее в полную боевую готовность в ночь на 22 июня, ссыла?ясь на доклады командующего ВВС округа и его за?местителя. По словам Павлова, основная причина огромных потерь в самолетах состояла в том, что немцы нанесли первый удар затемно, а у нас не хва?тало летчиков, готовых действовать в таких условиях. Из документов же вырисовывается немного иная картина: в некоторых частях все же успели начать подготовку ночников (так, в 126-м иап успели подго?товить четыре экипажа к ночным боям на МиГ-3), но и в люфтваффе насчитывалось не столь много экипажей, готовых воевать ночью. Абсолютное боль?шинство потерь авиация Западного фронта понесла в светлое время суток.