Сообщество Империал: Лето 1941г. - Сообщество Империал

Олег

Лето 1941г.

Сравнение ВВС сторон
Тема создана: 11 декабря 2008, 10:17 · Автор: Олег
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 Олег
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 11 декабря 2008, 10:17

На западной границе к 22 июня 1941г. СССР разместил 136 авиационных полков, в составе которых было около 7200 лётных экипажей, в т.ч. около 3550 лётчиков-истребителей. В приграничных округах было 6750 самолётов, из них 5900 исправных (на 1 июня 1941г.). С учётом 4х корпусов ДБА и авиации ВМФ - около 9000 самолётов.

Немецкая авиация к этому времени для нападения на СССР подготовила 64 группы в составе 2350 боевых самолётов, из них боеготовых 75-80%, и 2106 экипажей.

Однако эти цифры реально занижены. Дело в том, что в течение лета 1941г. группировка люфтваффе провоевала почти в неизменном составе - и для этого были причины: Северная Африка, Норвегия, Атлантика, налёты союзников.

В то же время СССР наращивал свои авиационные силы за счёт внутренних округов. В июне из ВВС Московского округа на Западный и Юго-Западный фронты были отправлены две смешанные авиадивизии. Из Забайкалья и Д.Востока - одна истребительная и одна смешанная авиадивизии. Четыре авиадивизии - это 12 полков и 700 экипажей, для люфтваффе - ещё один Воздушный флот. А когда начались налёты на Москву, в действие вступил 6 авиакорпус ПВО:

Quote

6-й истребительный авиационный корпус ПВО, защищавший московское небо, фактически представлял собой воздушную армию, а только что образованные секторы приравнивались к авиакорпусам. В наш, западный, например, иногда входило от восьми до одиннадцати авиаполков.
Стефановский П. М. "Триста неизвестных".
     Олег
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 12 декабря 2008, 18:18

    Бомбардировщики.
    Люфтваффе: 520 Ju-88, 300 He-111, 130 Do-17.
    Всего 950 машин.
    СССР: 1300 ДБ-3ф, 1750 СБ, 195 Су-2, 50 Як-2/4.
    Всего 3295 самолётов.
    Данные по СССР - с учётом ВМФ и ДБА (но без учёта устаревших ТБ-3).

    Пикировщики.
    300 Ju-87 плюс 100 истребителей-бомбардиовщиков Ме-110.
    СССР: 205 Пе-2 и 140 Ар-2.

    Истребители.
    500 Ме-109F (исправных 410-440), 420 Ме-109Е. Плюс 90 двухмоторных Ме-110.
    Всего тысяча машин.

    СССР.
    В пяти западных округах, т.е. без авиации флота, авиации 6го корпуса ПВО - 903 МиГ-3:
    163 - ЛенВО;
    139 - ПртбВО;
    237 - ЗапВО;
    185 - КОВО;
    179 - ОдВО.
    102 Як-1:
    20 - в 158м ИАП ЛенВО;
    20 в 123м ИАП ЗапВО;
    56 в 20м ИАП и 6 в 91 ИАП КОВО.
    Таким образом одних только новейших самолётов в приграничных округах было столько, сколько в люфтваффе на востоке истребителей было всего.
    Однако основным истребителем в ВВС РККА оставался И-16.
    С учётом авиации ВМФ на западном ТВД имелось 2000 этих машин.
    К этому числу следует добавить 1500 И-153. Между прочим эти машины были новейшими, если судить по дате выпуска. Imp
       Олег
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 15 декабря 2008, 13:31

      Что касается И-16, то они составляли серьёзную конкуренцию немецким машинам.
      Проводя параллель с кампанией 1940г. и битвой за Англией, необходимо учесть, что французы на "Моранах" и "Хоуках" нанесли немалый урон Люфтваффе, а ведь эти машины французов были не лучше нашего И-16 и так же как и он, уступали мессеру в скорости.
      У англичан к началу воздушной битвы за Англию основной истребитель - "Харрикейн".
      В то же время наши новейшие Миг-3 и Як-1 не уступали "Спитфайрам" первой серии и уж во всяком случае превосходили французские "Девуатины" D-520. Вот только с поправкой на кол-во: этих лучших у французов к 10 мая было аж 36 штук! Штучек...
      Спитфайров к началу битвы за Англию имелось порядка трёх сотен - треть от новейших машин СССР в западных округах...
         Олег
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 16 декабря 2008, 12:38

        ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР "О ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛАХ КРАСНОЙ АРМИИ"

        ? 2265-977СС

        5 ноября 1940 г.:

        Quote

        ... Программой подготовки летно-технического состава предусмотреть доведение к концу 1941 года до 60.000 летчиков в строю, с соответствующим количеством, по установленному соотношению видов авиации, ? летнабов, воздушных стрелков, технического состава и младших авиаспециалистов, обеспечивающих 60.000 экипажей и обслуживание 32.433 самолетов наземным техническим составом....
        А ведь это странно - иметь лётных экипажей вдвое больше, чем самолётов! По идее должно быть наоборот, ведь самолёт есть расходный материал, а лётчик будучи сбитым имеет шанс остаться в живых и пересесть на новую машину.
        С другой стороны, такое большое количество под-ки лётчиков должно говорить о низком качестве их обучения, об отсутствии у них боевого опыта. Но это не так. В локальных конфликтах в небе Китая, Испании, Халхин-Гола и Финляндии воздушные бои носили отнюдь не опереточный характер. В Финляндии правда, пр-к не мог оказать в небе существенного сопротивления, однако 84 000 совершённых в ходе Зимней войны боевых вылета сравнимы с Курской битвой и высадкой союзников в Нормандии.
        С другой стороны Люфтваффе также за два года войны успела накопить боевой опыт, однако за него пришлось расплачиваться дорогой ценой. С 1 сентября 1939г. по 22 июня 1941г. потери люфтваффе составили 18533 человека, в т.ч. 13505 убитыми и пропавшими без вести. Состав лётчиков фактически обновился и потери немцев в начале ВОВ, а также аварии говорят о слабой обученности молодого пополнения.
        Между прочим, ситуация в этом вопросе мало изменилась в ходе войны. Так, из доклада командующего ВВС ЮЗФ 2 июня 1942г. видно:

        Quote

        противник бросает в бой слабо подготовленный лётный состав. Из числа сбитых и взятых в плен немецких лётчиков имеются недоучки, совершившие после окончания школ всего лишь по 1-2 боевых вылета. Из показаний пленных установленно, что прослойка этой недоученной части лётных кадров в частях фашистких ВВС, действующих против нашего фронта, очень высокая (до 50%).
        Правда, наши лётчики перед войной проходили процесс переобучивания на новые машины. Однако например МиГ-3 в массовом порядке стал поступать в войска во второй половине января 1941г. Покрышкин:

        Quote

        Переучивание ? процесс скоротечный, но сложный. Летчикам надо перенести свои навыки, приобретенные в полетах, с одной машины на другую. Перенести лишь то, что необходимо, и одновременно обогатить себя чем-то новым.

        Quote

        С переучиванием мы торопились. Чувствовалось, что на западных границах назревают грозные события. Немецкие разведчики все чаще и чаще вторгались в наше воздушное пространство. В начале июня командование дивизии выдвинуло к самой границе первое переучившееся звено.

        Quote

        МИГ-3 легко пикировал, набирая скорость свыше пятисот километров, делая после этого горку в шестьсот-семьсот метров. (И-16 мог дать горку значительно меньшую.) Такая большая вертикаль ? это высота, а высота ? это запас скорости. Мне полюбилась эта машина, качества и рисунок которой как бы подтверждали ее назначение: атака!

        Поднимаясь на таком истребителе в воздух, летчик чувствовал себя сильным, уверенным. Отрабатывая фигуры высшего пилотажа, я думал о новых приемах воздушного боя, о том неожиданном для противника маневре, который ставит тебя в выгодное по отношению к нему положение. Ведь только это может принести победу в поединке. Когда в руках есть скоростная, хорошо вооруженная машина, мысль проникает в более сложные детали пилотирования, маневра, боя, ищет чего-то нового в нашем искусстве.
        И судя по тому, что МиГи встали на боевое дежурство на границе, переучивание на новые самолёты завершилось до нападения немцев:

        Quote

        Наша эскадрилья уже несла в Бельцах боевое дежурство. Миронов, Фигичев, все мои товарищи находились в постоянной боевой готовности, не вылезая из кабин МИГов
           Олег
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 19 декабря 2008, 12:05

          12-томник Истории ВМВ сообщает, что

          Quote

          Воздушным налетам подверглись 26 аэродромов Западного, 23 ? Киевского, 11 ? Прибалтийского особых округов и 6 аэродромов Одесского военного округа ...в первый день войны вся Советская Армия потеряла около 1200 самолетов
          Всего как видим, бомбардиорлвке подверглись 66 аэродромов. Много это или мало? Встречаются правда, цифры о бомбардировке лишь 31 аэродрома. но не вдаваясь в спор, откроем "1941 год ? уроки и выводы" и узнаем, что на 1 января 1941г. в западных военных округах в наличии имелось 477 аэродромов, плюс 135 - в достройке и ещё 143 строились. Сколько из них было построено к 22 июня, не знаю....

          Quote

          Ряд аэродромов, и прежде всего для ИА, находились в непосредственной близости от госграницы, в пределах досягаемости огня артиллерии противника. Например, аэродром Долубово (126 иап 9 сад) находился в 10 км, Чунев (28 иап 15 сад) ? в 15 км, Черновцы (149 иап 64 иад) ? в 20 км от границы. Почти на всех этих аэродромах базировалось по 80-100 и более самолетов новых и старых типов, в том числе на аэродромах: Долубово ? 73 (50 МиГ-3 и 23 И-16); Чунев ? 83 (63 МиГ-3 и 20 И-16); Черновцы ? 131 (67 И-16 и И-153, 64 МиГ-3); Бельцы ? 116 (54 И-153 и И-16, 62 МиГ-3). Таким образом, только на указанных аэродромах под прицельным огнем артиллерии находилось 403 истребителя.

          Quote

          В общей сложности группировка советских ВВС у западной границы СССР включала 130 авиаполков и 48 авиационных дивизий из 79 (60%)
          Источник тот же.
          Итак, мы имеем 48 авиадивизий РККА (60%), сосредоточенных на западной границе. Их этих 48 дивизий перечислены те. которые имели аэродромы в непосредственной близости от границы:
          9сад;
          15 сад;
          64 иад.
          3 из 48.
             Олег
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 27 декабря 2008, 17:37

            Ряд приказов требовал от ВВС РККА сокращения сроков приведения авиации в готовность ?1. Есть смысл упомянуть приказ ?0200 (декабрь 1940г.), согласно которому лётчики с выслугой менее 4х лет обязаны были жить на казарменном положении, непосредственно в расположении части.
            Приказ ?0042 от 19 июня 1941г. требовал воспретить линейно и скученно располагать самолёты, маскировать аэродромы, склады, боевые и транспортные машины.
            Приказ ?0043 (20 июня) на ту же тему: маскировка и рассредоточение самолётов.
            В Прибалтийском ОВО приказ ? 0052 ( 15 июня 1941г.) требовал рассредоточить и замаскировать самолёты, установить срок готовности 40 мин.
            Директива Военного совета ПрибОВО ?00224 от 15 июня определяла порядок дйствий в случае перелёта границы крупным авиационным соединением пр-ка, требовала в этой обстановке вскрытия красных пакетов.
            Приказ ? 00229 от 18 июня 1941г. требовал от ПВО ПрибОВО к исходу 19 июня 1941г. привести в полную боевую готовность всю противовоздушную оборону округа, организовать круглосуточное дежурство на постах ВНОС, обеспечив их непрерывной связью;
            изготовить всю зенитную артиллерию и прожектора, организовав круглосуточное дежурство на батареях;
            нач связи округа привести в полную готовность все ср-ва связи на территории округа.

            В свете этих приказов трудно предположить, что ВВС РККА к ведению б/д в ближайшее время не готовились.
               Олег
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 04 января 2009, 20:05

              При этом необходимо учесть, что сроки приведения в полную готовность для ИА составляли 25-30 мин, для бомбардировщиков - до 1ч 30 мин, а для дежурных подраздлений ПВО - 5-10 мин, а части в целом - 2-4 часа. Приказ о приведении частей в боевую готовность например 10 САД получила 20 июня...В 9 САД авиация была в боевой готовности с подвешенными бомбами и вооружением, с экипажами наготове. 21 июня самолёты 9 САД были рассредоточены и замаскированы.
              Впрочем, авиация в тылу, в районе Смоленска и Бобруйска, также находилась в состоянии боевой готовности, учебные вылеты совершались ежедневно, но с одновременным увеличением числа дежурных сил.

              Боевая тревога в приграничных округах была объявлена между 2мя и 3мя часами 22 июня, т.е. до немецкого нападения, следоватеьно, тезис о неготовности советской авиации перед немецким нападением необходимо снять, как ошибочный.
                 Олег
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 09 января 2009, 21:44

                Итак, война началась.
                ВВС Ленинградского ВО в первые дни активных б/д не вела. И хотя в этом округе ВВС были сильнее, чем в ПрибОВО, первые три дня борьба велась лишь с одиночными машинами и небольшими группами самолётов пр-ка, пытавшегося прощупать воздушные подступы к Ленинграду.

                Quote

                Но, отдавая должное нашим пилотам, мы понимали, что неуспех противника в значительной мере обусловлен малой активностью его авиации, главные ударные силы которой здесь еще не вступили в дело.
                Новиков А.А. "В небе Ленинграда (Записки командующего авиацией)".
                Активная фаза борьбы началась для ВВС ЛенВО в другом направлении - против Финляндии, причём помимо бомбёжек осуществлялось и сбрасывание листовок (202 БАП).

                Quote

                Для ударов по вражеским аэродромам в Финляндии было выделено 540 самолетов. В операции участвовали ВВС всех общевойсковых армий Северного фронта{36}? 14, 7-й и 23-й, морских флотов и фронтовая авиагруппа.

                Впервые в истории наших ВВС к одновременным действиям привлекалось такое количество боевой техники, причем на всем фронте ? от Выборга до Мурманска. В какие-то сутки предстояло увязать массу больших и малых вопросов, скоординировать действия сухопутной и морской авиации, частей и соединений по месту и времени, определить методику бомбоштурмовых ударов, их последовательность, выбрать маршруты и первоочередные цели. Операция была рассчитана на шесть суток.

                Первый удар по вражеским аэродромам был нанесен 25 июня в 4 часа утра. Поскольку к операции привлекались значительные силы истребительной авиации 23-й армии, что заметно ослабляло воздушный заслон на Карельском перешейке, то для защиты Ленинграда мы оставили весь 7-й истребительный авиакорпус ПВО и 39-ю истребительную авиадивизию. [51]

                Quote

                Эта первая в истории советской авиации многодневная операция убедила нас, что массированные удары по глубинным аэродромам ? надежное средство борьбы с вражеской авиацией
                В это время совсем с другого направления в сторону Ленинграда двигались немецкие танки, но как сообщает Новиков:

                Quote

                Все тогда были твердо уверены, что войскам округа придется действовать лишь на советско-финской границе ? от Баренцева моря до Финского залива. Никто в те дни даже не предполагал, что события очень скоро обернутся совсем иначе, чем мы планировали перед войной, и мы будем вынуждены спешным порядком рокировать основную массу своих войск на юг от Ленинграда.

                Согласно предвоенным планам, главные силы округа были сосредоточены на севере от Ленинграда, преимущественно на Карельском перешейке. Именно отсюда мы ожидали наибольшей [52] опасности городу. Угроза Ленинграду с юго-запада, т. е. со стороны Восточной Пруссии, в расчет почти не принималась, и в плане нашей обороны возможность прорыва противника на этом направлении, по существу, не учитывалась
                С этой точки зрения действия действия ВВС ЛенВО понятны.
                   Олег
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 13 января 2009, 18:43

                  Первое донесение штаба СЗФ отправлено наркому обороны в 6ч. 10 мин. В нём сообщалось о том, что в 4 часа немцы начали б/д и подвергли бомбардировке наши аэродромы.

                  Quote

                  ...Наши военно-воздушные силы в воздухе. До получения Вашего приказа границу не перелетать, я получил через генерала Сафронова Ваш приказ самовольно границу не перелетать. Принял меры, чтобы бомбить противника, не перелетая границы...
                  А вот другая инфа:

                  Quote

                  22 июня 1941г. в 4ч 50 мин. 25 самолётов СБ из состава 9-го БАП ВВС Сев.-Зап. фр. вылетели на бомбёжку немецкого аэродрома под Тильзитом.
                  По сути получается, что одни командиры авиаполков выполняли указания, имеющиеся во вскрытых ими красных пакетах, другие видимо, осмысливали смысл Директивы ?1. О чём собственно, говорится в ней? Какая фраза ключевая? Эта

                  Quote

                  не поддаваться на провокации
                  или эта

                  Quote

                  встретить возможный удар
                  Как встретить, где встретить? Начался налёт люфтваффе, что это - провокация? Война?
                  Фактически руклводство РККА предложило подчинённым угадать ребус. Ошибка - расстрел. Только этим и можно объяснить разнобой в действиях авиации.
                  За кадром данной темы уже будет выражено недоумение: почему не был отдан просто короткий и ясный приказ: ввести в действие план прикрытия?.. Imp

                  Пока была отдана Директива ?2

                  Quote

                  Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить группировки его наземных войск. Удары авиацией наносить на глубину германской территории до 100-150 км. Разбомбить Кенигсберг и Мемель
                  и доведена до войск, первые несколько часов войны прошли в воздухе практически впустую.
                  46 БАП 97 САД, 45 экипажей, 61 СБ и Ар-2) 21 июня перебазировался на полевой аэродром. Самолёты замаскировали. Полк подняли по тревоге в 4ч. 30 мин. Около 5ч. получено задание: бомбить немцев, форсирующих Неман в районе Тильзита. Когда две первые девятки отбомбились и настала очередь третьей, внезапно поступил приказ - вернуться. В нарушение инструкции сели с бомбами.
                  Кстати, со связью как видно, проблем нет.
                  Затем на аэродром этого полка последовал налёт девятки Хейнкелей-111 (сначала пролетел разведчик).
                  Потери от бомбёжки были значительные, в т.ч. - один погибший.

                  После получения Директивы ?2 командир 40 БАП ( 54 СБ, 48 экипажей) получил приказ вскрыть красный пакет, после чего полк стал совершать налёты на Кенигсберг, Тоураген, Мемель.
                  Результат: налёт проведен успешно, бомбы сброшены точно на цель, потерь нет.
                  Бомбардировки продолжались весь день.
                  В первый и второй день войны ВВС СЗФ наносили удары по аэродромам и войскам противника в районах Мемель, Тильзит, Гумбиниен. По указанным объектам действовали бомбардировщиками группами в 6-18 самолётов под прикрытием И-153 и И-16.
                  Немцы также наносили удары: в 4,55 5 самолётов бомбардировали аэродром в Паневежисе - это тот самый 9 БАП, с которого около 5ч. вылетеол 25 СБ бомбить нмецкий аэродром под Тильзитом.
                  Второй немецкий удар: в 9,25 бомбардирован аэродером в Шяуляе.
                  Кроме того, немцы бомбили города Каунас, Шяуляй ( до полка авиации), небольшими группами (от 5 до 12 самолётов) - Алитус, Кальвария, Виндава, Юрбург.
                  Вывод, изложенный в оперсводке ?3:

                  Quote

                  Противник ещё не вводил в действие значительных военно-воздушных сил, ограничиваясь действием отдельных групп и одиночных самолётов
                  Потери ВВС СЗФ в первый день войны оцениваются в 56 уничтоженных самолётов и 32 повреждённых.
                  При этом необходимо отметить, что наши аэродромы были далеко не единственной целью люфтваффе. Кроме них они бомбили наши города, узлы связи, склады.
                     Олег
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 16 января 2009, 19:44

                    В полосе ПрибОВО у немцев была эскадра JG-54 и одна группа из JG-53 - всего 4 группы. Сводка штаба СЭФ за 22 июня сообщает о 19 сбитых самолётов немцев и 8 самолётах, сбитых ЗА. Это результат работы 8 истребительных полков (384лётчика), из чего следует оценить интенсивность воздушных боёв как низкую. Кстати, люфтваффе отчиталось о своих 5 бомбардировщиках и 4 истребителях - сбитых или повреждённых.
                    При этом в донесении командующего СЗФ содержится просьба усилить фронт авиацией, т.к. пр-к захватил господство в воздухе...
                    Учитывая численность авиации СЗФ в 1100-1200 машин, следует оценить её потери 22 июня менее чем в 10%.
                    Результаты немецких налётов в первый день войны можно оценить следующим образом:
                    31бап:несмотря на бомбардировки, самолёты удалось сохранить почти полностью.
                    21иап: бомбёжка была, но не сильная. Самолёты рассредоточены, лётчики в кабинах, ждут команды.
                    23 июня
                    Налёт на Ригу. Лётчики 21иап сбили 3 Юнкерса, но небольшая группа прорвалась к городу и отбомбилась, однако существенного ущерба нанести не удалось.
                    24 июня
                    Новый налёт на Ригу: подожжены две цистерны с горючим, в борьбе с пожаром погибли два красноармейца. Всё.
                    148иап (33 лётчика, 69 И-153). 22 июня подвергался бомбардировкам на аэродроме в Либаве. Сожжено несколько самолётов, несмотря на это лётчики полка провели в этот день по шесть и более воздушных боёв.

                    31иап. В первый день войны подвергся бомбёжке, правда это произошло после 12ч. дня. На аэродром было сброшено пять бомб, причём наши истребители взлетать на перехват не стали. Почему - не знаю. После этого три пары Ме-109 безнаказанно обстреливали аэродром, на котором в это время находились 54 МиГа, 28 И-16. Правда, вылеты полк всё-таки совершал - парами, на прикрытие своего аэродрома - кажется, здесь и надо искать причину того, почему сух. войска не видели свои самолёты в небе.
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • Последняя »
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 18:09 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики