Сообщество Империал: Древнеславянские верования - Сообщество Империал

Гармония

Древнеславянские верования

Или в гостях у сказки
Тема создана: 13 декабря 2008, 18:03 · Автор: Гармония
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 Гармония
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 13 декабря 2008, 18:03

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей ? то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.
Такая вера получила название язычество, т.е. ?народная вера? (?народ? - это одно из значений древнеславянского слова ?язык?).
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, религия северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от религии славян киевских и дунайских. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославиче языческий пантеон ? собрание основных языческих богов ? также нельзя назвать общеславянским: в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.
Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. О высших славянских богах исследователи узнают, как правило, из христианских поучений против язычества; о ?низшей? мифологии (поверьях о различных духах) ? из фольклора (сказок, обрядов); много сведений получают благодаря археологическим раскопкам мест языческих молений и найденным кладам женских и мужских украшений с языческой символикой. Кроме того, верно осмыслить полученный материал помогают сопоставления с древней религией соседних народов, а также с эпическими сказаниями (например, русскими былинами), непосредственно с религией не связанными, но сохранившими отголоски мифов.
Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. Митрополит Макарий с укором писал в XVII в. О язычниках: ?Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря ? всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили?.

Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. В христианских поучениях против язычества XII ? XIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы: ?Начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне. Даже и до славян дошло, эти же славяне начали трапезу ставить Роду и Рожаницам прежде Перуна, бога их?. Другой христианский книжник наставляет: ?Всем бо есть творец Бог, а не Род?. Этим противопоставлением летописец невольно дает понять, какое значительное место отводилось Роду в пантеоне древнеславянских божеств.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили. Что он едет на облаке. Мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах ? прародительницах). Род ? повелитель земли и всего живого, он ? языческий бог ? творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень ?род? означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как ?народ? и ?родина?, кроме того ? красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую ?родия?. Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. ?Стрибог? означает? бог ? отец?, его внуками считались ветры. ?Сварог? переводится как ?небесный?, в мифах о нем говорится как о боге, пославшем людям клещи, благодаря чему они научились обрабатывать железо. Сварог связан и с огнем, который называли ?сварожичем?.
Спутницами Рода были Рожаницы ? безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит еще к древним Оленихам, однако Рожаницы ? не столько подательницы плодородия (это забота Рода), сколько хранительницы жизни. По наиболее древнему представлению Рожаницы мыслились в виде двух небесных богинь, подательниц дождя, но дольше всего держалась вера в них как в защитниц молодых матерей и маленьких детей. С принятием на Руси христианства культ Рожаниц постепенно слился с культом Богородицы, надолго пережив культ Рода.
В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные пиры во время осеннего праздника урожая и на зимнее солнцестояние. Приношения богам состояли из хлеба, меда, творога, пирогов. Языческая сущность этих веселых пиров на протяжении столетий вызывала критику со стороны христианской церкви, но, несмотря на это, многие русские князья, например Андрей Боголюбский, не отказывались от древних обычаев.
     Manticora
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 15 декабря 2008, 16:03

    Велес (сын Рода, брат Хорса) Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев..
    Ему подчинялись все низшие духи. Велес женился на Азовушке (духе азовского моря (дочери Сварога и Матери Сва) Волшебной обителью Велеса и Азовушке стал остров Буян.
    В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка. Он был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские луши поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу ? обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов. Так же велес является стражем и хранителем реки Смородины, Ра-реки и Черного камня.
    Имя Велеса, по мнению многих исследователей происходит от слова ?волохатый? ? мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он являлся. (Так же, возможно что слово ?волхв? происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу ?волохатые? шубы для подражания своему божеству)
    Велесу приносили в жертву быков, овец. Он воплощал силу золота. Отсюда понятен смысл клятвы Святослава: ?если они предадут Перуна ? пусть пожелтеют как золото? Перун и Велес не просто соседствовали в клятвах, но и противостояли друг другу: первый был богом дружины, а второй богом всей остальной (невоенной) Руси. В то время как изображение Перуна находилось в верхней, княжеской части Киева, изваяние Велеса стояло внизу, на Подоле, у торговых пристаней. Некоторые свойства и приметы языческого Велеса позднее сказались у христианского Власия.
    Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огнь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко. Поэтому другое имя Велеса Смок, Цмол, Есть основания думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Велес стал ?ответственным? за земное плодородие и богатство. Он от части утратил свое чудовищное обличие, сделался более походим на человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле ?Волосу на бородку?
    Велес обладал волшебными предметами, а именно у Велеса были волшебные гусли, и когда он начинал на них играть то все вокруг забыли обо всем. А чудесной игре на волшебных гуслях Велес учился у самой Живы.
    Святилища Велеса устраивались обычно в низинах и оврагах или рощах.
    Велесов день - Комоедицы, 24 марта. В этот день медведь просыпается и из берлоги выходит. Начинается новый год.
    Комоедицами заканчивается двухнедельное празднество новогоднее, с 9 марта отсчет... Хоронят зиму с ее метелями да морозным страхом, катятся огненные колеса с горы... В этот день зажигают новый огонь во всех домах, чистый огонь новой жизни...
       Гармония
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 18 декабря 2008, 22:11

      БОГИ ? ВОИНЫ

      Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственный боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древность, а, следовательно, широкую известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего воинственного облика.
      Ярило ? бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, - был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой ? в другой. Корень его имени ? ?яр? - встречается в словах, связанных с идеей плодородия и расцвета жизни: яровая пшеница; ярочка ? молодая овца; но тот же корень означает гнев, пыл: яростный, ярый ? сердитый или пылкий; яркий огонь. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, дабы сделать урожай более обильным.
      В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесен с культом Георгия Победоносца, поскольку имя святого воителя означает ?земледелец?. Не последнюю роль сыграло и созвучие Ярило ? Юрий (одна из форм имени Георгий). Лучше всего сближение языческого и христианского культов можно видеть на примере Ярослава Мудрого, чье крестное имя было Георгий; он ввел осенний Юрьев день ? праздник окончания сельскохозяйственного года, отмечавшийся только на Руси.
      Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к III тыс. до н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием. Подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом ? воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. ? времени военных походов киевлян ? его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще не известен.
      Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем ? похитителем скота. Вод, иногда светил и жены громовержца. Оба героя мифа связаны с камнем: либо бой происходит на горе, либо Змей ? каменный, либо Перун поражает его каменным оружием (слово ?молния? по происхождению родственно слову ?молот? и означает ?каменный топор?; так же и небосвод древним людям представлялся каменным, а тучи ? сталкивающимися небесными горами.
      Ход этого боя неоднократно повторен в русских былинах о сражениях с различными чудовищами ? Змеем Горынычем, Тугарином Змеевичем, Соловьем-разбойником. Последние двое предстают как люди, но сохраняют и некоторые черты крылатых чудовищ ? это волшебный конь Тугарина и именование разбойника Соловьем (его чудовищный свист позволяет говорить о нем как о владыке ветра, что напоминает Змея ? владыку воздуха). Бой с каждым из них проходит в два этапа. На первом этапе герой ранит чудище: Добрыня Никитич метнул в него шапку с землей, Илья Муромец ? стрелу, Алеша Попович поразил его заклинанием ? позвал тучу, чтобы намочить крылья коня Тугарина; на втором этапе чудовище убивают.
      Перун ? змееборец. Обладатель молнии ? молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Так, в русских сказках Змеиху часто побеждают кузнецы, ухватив ее клещами за язык. Кузнечное ремесло осознавалось как волшебство (слова ?кудесник?, ?чудеса? и ?ковать? родственны по происхождению). Имя легендарного основателя города Киева ? Кий ? означает ?молот?.
      Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян ? они побеждают хазар, воюют на равных с Византией. Подчиняют себе многие славянские племена. Перуну приносят человеческие жертвы у подножия священных дубов. Молодой Владимир Святославич провозглашает Перуна верховным богом Руси и отправляет своего дядю Добрыню в Новгород, дабы ввести новый культ и там. Торговым новгородским людям бог-воин был чужд, они сопротивлялись киевлянам, но их возмущение было подавлено, идол Ящера изрублен, и на его месте поставлен идол Перуна.
      Перуна называли ?княжьим богом?, поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян ? земледельцев, и это равнодушие народа к богу, объявленному верховным, неоднократно наводило ученых на мысль, что Перун ? неславянское божество, заимствованное у варягов. Однако имя бога ? исконно славянского происхождения; скандинавские сказания о громовержцах мало похожи на мифы о Перуне.
         russell
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 18 декабря 2008, 22:28

        Гармония

        Не силен в славянских верованиях, но слышал, что Перун произошел от Перкунаса - воинственного литовского бога.
        Баба Яга - субстрат фино-угорской культурной среду. Ее вроде нет у других слав. племен, кроме русских. Вообще, считаю, что она - наиболее мрачный и гнетущий образ. Другое дело, что позднейшие сказки придали ей несколько комичный образ.
        Но изначально, представьте ужас древнего человека перед чащобой в ночи, где стоит неведомая изба, несущая в себе все мыслимые для него угрозы. И немыслимые в том числе.
        Надо не забыть, что леса средней полосы и сейчас(марийские) и тогда тем более были окраиной тайги. А тайга - это не Европейские леса.
        Напомню еще ужас скандинава паред лесом Мюрквид - через него проходит путь к смерти.
           Гармония
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 18 декабря 2008, 23:04

          russell

          18.12.2008 - 22:28

          Баба Яга - субстрат фино-угорской культурной среду. Ее вроде нет у других слав. племен, кроме русских. Вообще, считаю, что она - наиболее мрачный и гнетущий образ. Другое дело, что позднейшие сказки придали ей несколько комичный образ.
          Но изначально, представьте ужас древнего человека перед чащобой в ночи, где стоит неведомая изба, несущая в себе все мыслимые для него угрозы. И немыслимые в том числе.


          Ну почему же. Есть прототипы Баба Яги в польских (Ендза), чешских (Ежибаба) поверьях.
          Она действительно я вляется мрачным персонажем. В русских сказках яга-баба охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, одновременно она мать и ?хозяйка? зверей.
          Ее избушка ?на курьих ножках? изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее ? со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название ?курьи ножки? скорее всего произошло от ?курных?, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили ?избу смерти? - небольшой сруб с прахом покойника внутри.
          Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом ? она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху ? ?русским духом пахнет? (запах живых неприятен мертвым).
          Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант ? быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем.
             Ulpia Trajana
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 18 декабря 2008, 23:13

            18.12.2008 - 22:28

            Но изначально, представьте ужас древнего человека перед чащобой в ночи,

            ну..я бы не советовала так торопиццо.. с ужасом..
            тайга и чащоба - это для нас, цивилизованных жителей мегаполисов третьего тысячелетия (ну, плюс-минус пара веков, взависимости от того, кому в каком городе повезло жить Imp , но речь не об этом) ужас.
            а для древнего человека ,выросшего в этом, впитавшего мир леса, чащи, тайги с молоком матери - это не ужас, а привычный дом родной.
            приведу пример: мы спокойно расхаживаем по городским улицам, и нам в голову не приходит чего-то бояццо. а вот затолкайте того самого лесного древнего человека в москву сегодняшнего дня...
            включайте фантазию - поставьте себя на его место....вы все видите впервые. и не просто.... а вапще все вокруг принципиально незнакомое и чужое. вот он где - ужас... Imp
               Гармония
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 18 декабря 2008, 23:23

              Ulpia Trajana

              18.12.2008 - 23:13

              а для древнего человека ,выросшего в этом, впитавшего мир леса, чащи, тайги с молоком матери - это не ужас, а привычный дом родной.


              Возможно оно и так. Но здесь говорится именно про ночь. Ночью изменяется восприятие. А уж в лесу, полном непонятных звуков, шорохов, завывания и т.п действительно страшно. И даже сейчас в мегаполисах ночью ходишь настороженно.
              А вообще не отвлекаемся от темы. Imp
                 russell
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 18 декабря 2008, 23:40

                Ulpia Trajana

                Quote

                ну..я бы не советовала так торопиццо.. с ужасом..


                Все же я настаиваю на этом. Дело в том, что европейские леса отличались от таежной чащобы. В Европе в древности был один схожий - Герцинский лес. Он простирался северо восточней Альп на десятки дней пути. Герцинский лес - прототип Мюрквида у скандинавов. Мюрквид у них всегда полон мрака и затаенного ужаса. Гуннар и Хегни порывают с миром, вступая в Мюрквид на пути к державе гуннов, где их ждет смерть.

                Гармония

                Quote

                Ну почему же. Есть прототипы Баба Яги в польских (Ендза), чешских (Ежибаба) поверьях.


                Интересно. А нельзя поподробней? Я то всегда думал, что это наше ноу-хау - Баба Яга Imp
                А не могли они ее от нас позаимствовать?
                   Manticora
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 19 декабря 2008, 11:22

                  Баба-яга. Славянская мифология.
                  Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
                  По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
                  Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
                  Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется ?костяная нога?.
                  Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
                  В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
                  Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
                  Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
                  Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: ?Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит?. Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
                  Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
                     Lestarh
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 21 декабря 2008, 17:57

                    Quote

                    а для древнего человека ,выросшего в этом, впитавшего мир леса, чащи, тайги с молоком матери - это не ужас, а привычный дом родной.

                    Тут есть одна деталь. Славянин в основном земледелец. Он несомненно знаком с лесом куда лучше нас, но все же это не таежный охотник в этом лесу живущий. Так что лес для него в немалой степени тоже чужд и враждебен. Ну и можно добавить что славяне расселялись с юга на север, от широколиственных лесов Карпат и Украины к тайге Севера. Кстати формально Москва и все что севернее это уже тайга Imp Среднерусские березняки это издержки регулярной вырубки, естественная формация для российского нечерноземья - ельник, а для черноземья - дубрава. Когда я, человок выросший в Подмосковье и к лесам вроде как привычный, впервые в жизни уже во взрослом возрасте увидел лес из реально больших дубов, я понял Толкиена и его взгляд на деревья... действительно очень впечатляет. Опять же Максимов в "Нечистой, неведомой и крестной силе" привел фольклорный образ - " Стоят леса темные от земли до неба".
                    Конечно не ужас, но впечатление подобные леса оставляют очень сильное. Опять же позволю себе немного личных воспоминаний, в детстве как-то с родителями чуть не заблудились в незнакомом лесу в Тверской, тогда еще Калининской области. Свежий медвежий след рядом с тропой тогда очень запомнился Imp

                    Ну а теперь о грустном. В отличие от скандинавов и валлийцев с ирландцами, славяне не оставили мифологического эпоса Imp Поэтому все построения по славянской мифологии по определению крайне гипотетичны и не отчетливы. Тем более что в эпоху романтизма и увлечения фольклорной традицией в XIX веке очень многое было поэтически домыслено и дофантазировано, а теперь эти фантазии на тему очень часто принимаются всерьез, тем более что реальных фактов мало а мифов хочется...
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 14:25 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики