Сообщество Империал: Китай в XX веке - Сообщество Империал

Dezperado

Китай в XX веке

История Китая в XX веке
Тема создана: 24 июля 2015, 13:35 · Автор: Dezperado
  • 15 Страниц
  • Первая
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 июля 2015, 13:35

К сожелению, до сих пор на нашем форуме не было темы, посвященной истории одной из самых значимых стран мировой истории. Я, думаю, пора исправить это упущение.
Вынужден отметить, что до сих пор у многих существует убеждение, что Китай до сих пор строит социализм и коммунизм, что это последнее великое государство, оставшееся верным идеалам марксизма-ленинизма.
Увы, это не так. В 80-е гг 20 века в идеологической истории Китая произошел знаковый перелом, после чего было официально заявлено, что Китай проводит в жизнь идеи Дэн Сяопина и строит "социализм с китайской спецификой".
На практике это значит, что строится общество "сяокан" и "датун".
Прежде всего, термин сяокан или "общество среднего достатка" -- это конфуцианская утопия. Первый раз термин встречается в конфуцианском каноне "Шицзин" ("Книга песен") ( VIII-VI вв до н.э.), раздел "Великие оды"(“民亦劳止,汔可小康). Затем о похожем обществе писал конфуцианский философ Мэн-цзы в своем трактате "Мэн-цзы"(IV-III вв до н.э.), но полностью мы находим описание этой социальной утопии в конфуцианском каноне "Ли-цзи" ("Записки о ритуале") (IV-II вв до н.э.), гл. "Лиюнь"
Спойлер (раскрыть)

小康 (xiăokāng) — сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
Здесь же мы находим и описание другой конфуцианской социальной утопии Датун или "Великое единение".
Спойлер (раскрыть)

大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён мифических императоров Яо и Шуня.
Эти положения довольно интенсивно развивались всю историю Китая.
Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокан и закрепилось в сознании современных китайцев.
Характерно, что в новейшее время идея датун фигурировала как конечная цель для партии Гоминдан, которая была злейшим врагом КПК. В 1953г Чан Кайши, лидер Гоминдана, указал на невозможность немедленного перехода к обществу всеобщего благоденствия в духе «великой гармонии» {датун), на необходи­мость длительного переходного периода. И аргументирует этот свой тезис опять-таки обращением к классическим книгам.
Чан Кайши напомнил, что в обществе, которое хочет по­строить в конце концов Гоминьдан, «…целью производства явля­ется удовлетворение потребностей населения; в обществе великой гармонии труд служит всему обществу, а не является трудом ра­ди заработной платы. Поэтому экономическая система общества великой гармонии основывается на сотрудничестве, а ее цель — служить народу. Это и есть экономическая система общества всеобщего благоденствия». Иной характер имеют экономические отношения на предшествующем предшествующем историческом этапе, который сейчас и переживает Китай, отметил Чан Кайши, — на этапе стабилизации, или «малого спокойствия» {сяокан): «В этом обще­стве товары производятся ради прибыли, а люди трудятся ради получения заработной платы. Предприниматели стремятся к по­вышению прибыли, трудящиеся стремятся к повышению зара­ботной платы. Это и есть "свободное общество"». Чан Кайши был вынужден признать, что своих социальных целей Гоминь­дан может достичь, только пройдя через неизбежный этап рыноч­ного, буржуазного развития. «При сопоставлении двух этапов развития общества — сяокан и датун — выясняется, что стро­ительство общества народного благоденствия идет по ступеням лестницы — от малого спокойствия к великой гармонии. Дело нашей революции и национальной реконструкции должно про­двигаться вперед по ступеням этой лестницы, чтобы достичь общества свободы и спокойствия, общества великой гармонии». После чего Гоминдан приступил к построению свободной рыночной экономики.
К этим же идеям обратился и Дэн Сяопин ( то есть к идеям Чан Кайши) на оче­редном XIII съезде КПК (сентябрь 1987 г.). На съезде была на­мечена программа дальнейшего проведения экономических ре­форм и поставлена задача к началу следующего тысячелетия удво­ить душевой показатель ВНП с тем, чтобы примерно к 2050 г. Китай мог достигнуть уровня среднеразвитых стран и осуществить таким образом в основном задачу модернизации страны (сяокан).
При формировании этой стратегической задачи Дэн Сяопин обращается к конфуцианскому понятию сяокан, использованно­му уже в 50-е гг. Чан Кайши при выдвижении профаммы мо­дернизации Тайваня. На уровне обыденного сознания словосоче­тание сяокан шуйпин, употребленное Дэн Сяопином, может быть переведено как «уровень среднезажиточной жизни». Однако для китайца, знакомого с конфуцианской традицией, понятие сяокан оказывается наполненным гораздо более значимым содержанием, связанным с концепцией Конфуция об идеальном государст­венном устройстве. Можно, вероятно, сказать, что поня­тие сяокан взято Дэн Сяопином в качестве символа построения социализма с китайской спецификой (рыночного социализма). Этот процесс был прерван тяньаньмэнской трагедией, но уже в 1992 г., полагая, что полити­ческие и экономические последствия тяньаньмэньской трагедии преодолены, Дэн Сяопин во время поездки по южным райо­нам страны высказался за возобновление и активизацию эко­номических реформ. Этот призыв был воспринят руководством КПК, которое на XIV съезде партии осенью 1992 г. официально провозгласило курс на строительство «социалистической рыноч­ной экономики». Это было принципиально важным решением, ибо наконец-то была определена социально-экономическая цель реформ.
Эти идеи были развиты на XV съезде КПК, состоявшемся в середине сентября 1997 г. — через полгода после смерти Дэн Сяопина и через два месяца после официального возвращения Гонконга под суверенитет КНР, что широко и торжественно отмечалось в стране. Как и в ходе предыдущих высших фору­мов правящей коммунистической партии, этому съезду предстоя­ло сформировать новый состав высших органов партии, а также принять решения, касающиеся будущего политических и эко­номических реформ.
Значительная часть доклада съезду была посвящена оценке Дэн Сяопина, который был поставлен в один ряд с такими деятелями китайской истории XX в., как Сунь Ятсен и Мао Цзэдун. Наряду с марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэ-дуна» теория построения «социализма с китайской спецификой» ( т.е. сяокан и датун), выдвинутая Дэн Сяопином, получила статус «руководящей идео­логии партии». Соответствующее положение было внесено в ка­честве добавления и в программу КПК, в которой было за­писано, что существо «теории Дэн Сяопина» состоит в выдви­нутом им положении о «необходимости раскрепощения сознания и производительных сил».
Стремясь разъяс­нить логические противоречия, возникающие в результате оче­видного разрыва между продекларированными в программных партийных документах конечными целями и практической сто­роной государственной политики, Цзян Цзэминь подробно ос­тановился на концепции «начальной стадии построения соци­ализма», выдвинутой на рубеже 80-х гг. В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений». Очевидно, что, выдвинув это положение, руководство КПК стремилось развя­зать себе руки для продолжения проведения истинно прагмати­ческой линии, сформулированной как «развитие — наш прио­ритет».
Хотелось бы напомнить, что одно поколение -- это 30 лет, десять поколений -- 300 лет, несколько десятков поколений -- около тысячи лет. Вот на какую отдаленную перспективу перенесло руководство КПК построение социализма в стране.
А пока страна вернулась к конфуцианским идеям и строит обычную бюрократическую империю.
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 апреля 2020, 00:17

    Shamilboroda (17 сентября 2019, 13:20):

    Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов. Серия 1. Пекин | Фильм Алексея Денисова. Студия Град (2019)

    Живой Китай 70 лет назад. Уникальные кадры цветной архивной кинохроники впервые демонстрируются зрителю.


    Старый Китай пал, полностью проиграв цивилизационное соперничество с "Западом", Японией и Россией. Потом пришли коммунисты - чтобы добить его, тот Старый Китай, его остатки. И...подняли страну из руин, научив людей гордится своей родиной. Древняя страна восстала из разрухи - аки Феникс из пепла... Про начало пути нового Китая - эта картина.

    Фильм целиком.



       Из деревни приехал
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 11 сентября 2020, 10:21

      "История Китая" Г. Ефимова. Издана в 1948 г.
         Из деревни приехал
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 27 октября 2020, 10:51

        Ось яка куня, малята! Ось як бобро перемагаэ осло! :facepalm:

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        Чем дальше в лес - тем больше мониторов! :002:
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 18 ноября 2020, 20:51

          Сейчас об этом уже мало кто помнит, но когда-то Китай имел все шансы повторить судьбу Германии и Кореи, разделенных на коммунистическую и капиталистическую зоны влияния. По крайней мере именно такой вариант Мао Цзэдун предлагал Чан Кайши в 1945 г. Давайте договоримся по хорошему, говорил Мао, и поделим страну на две части: север коммунистам, юг - Гоминьдану. Коммунистам согласно этому плану должны были достаться провинции Хэбей (грубо говоря, Пекин с округой), Шаньдун, Шаньси и Чахар. Иными словами, Мао Цзэдун был готов удовлетвориться сравнительно небольшими территориями в нижнем течении реки Хуанхэ - все остальное должно было остаться за Гоминьданом.
          Переговоры тогда ни к чему не привели. Да и с чего было Чан Кайши соглашаться? Большая часть территорий, которые согласно этому плану, должны были достаться коммунистам, тогда еще принадлежали Гоминьдану. Армия у Гоминьдана была больше, вооружена она была лучше, так что конфликт, как представлялось, логичнее было решать силовыми методами.
          Но уже к 1949 г. ситуация изменилась кардинально. Коммунисты одержали в гражданской войне полную победу и теперь уже Чан Кайши пришлось эвакуироваться с остатками своей разбитой армии на Тайвань, чтобы сохранить в независимости от коммунистов хоть что-то.
          Diana Lary. China’s Civil War: A Social History, 1939-1945. P. 55
             Jackel
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 09 марта 2022, 17:57

            Китайская зенитная артиллерия в Японо-китайской войне

            Imperial

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Из деревни приехал
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 09 марта 2022, 19:03

              До этого они успели получить 1'QF, в просторечии именуемые Pom-Pom.

              Вот один такой автомат на плавбатарее "Дунъи" после ее захвата в Лахасусу 12.10.1929:
              Imperial

              Однако данный образец, я думаю, больше показывает то, что каким-то образом проникало в Китай, нежели систематические поставки. В 1929 г. не оказалось никаких серьезных средств ПВО - то, что было, было в каких-то единичных экземплярах и даже не было ни одного случая поражения средствами ПВО (не случайным винтовочным огнем) наших самолетов.

              Все потери наших ВВС в 1929 г. - это или пулевые пробоины рубашки охлаждения двигателя, или летные происшествия (например, один самолет МР-1 дал козла при посадке на воду, а попытка ребят с нашего монитора его спасти привела к навалу бронекорпуса корабля на хрупкую конструкцию, а другой получил пулю винтовочного калибра в двигатель и вынужденно сел у Цинделийского лимана на Амуре, после чего был сожжен экипажем).

              Естественно, что после Хабаровского протокола Чан Кайши задумался о последствиях и начал что-то приобретать (благо, с Германией были отношения "особого рода" аж до 1938 г.).
                 Jackel
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 26 апреля 2022, 14:16

                Небольшая фотоподборка по "немецким дивизиям" НРА и китайской армии начала войны -

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Эридан
                  • Imperial
                  Imperial
                  Менталист

                  Дата: 04 мая 2022, 14:53

                  Jackel

                  Небольшая фотоподборка по "немецким дивизиям" НРА и китайской армии начала войны -

                  Чего только нет, сборная солянка со всего мира.
                  И Ф1 (вроде), и Stielhandgranate, и винтовки Арисака...
                     bitterhowl
                    • Imperial
                    Imperial
                    El Compilator

                    Дата: 07 июля 2022, 08:46

                       Jackel
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 10 октября 2022, 00:07

                      "Китай в огне", советский мультфильм 1925-го года.

                         Jackel
                        • Imperial
                        Imperial
                        Форумчанин

                        Дата: 10 января 2023, 18:37

                        Сергей Патянин. Канонерки для Янцзы

                        Более 80 лет длилось присутствие Западных держав во внутренних областях Китая, сосредоточенное вдоль великих рек. Специально для этой цели строились боевые корабли – канонерки для Янцзы, ставшие воплощением империалистической «политики канонерок».

                          • 15 Страниц
                          • Первая
                          • 11
                          • 12
                          • 13
                          • 14
                          • 15
                           Похожие Темы
                          АВлияние китайского искусства на искусство других стран мира
                          Хорасанская миниатюра, дагестанский фаянс, шинуазри и многое другое.
                          Автор И Из деревни при...
                          Обновление Сегодня, 00:22
                          ДДревний Китай
                          Обсудим зарю истории нашего великого и опасного соседа
                          Автор И Из деревни при...
                          Обновление 09 ноября 2022, 18:32
                          АМоделируем китайскую армию
                          Периоды Мин-Цин (1368-1912), варьируем, комбинируем, обсуждаем...
                          Автор И Из деревни при...
                          Обновление 03 октября 2022, 23:47
                          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                          РегистрацияВход на форум 
                          2023 «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · Сотрудничество · 29 янв 2023, 16:00 · Счётчики