Сообщество Империал: Китай в XX веке - Сообщество Империал

Dezperado

Китай в XX веке

История Китая в XX веке
Тема создана: 24 июля 2015, 13:35 · Автор: Dezperado
 1 
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 июля 2015, 13:35

К сожелению, до сих пор на нашем форуме не было темы, посвященной истории одной из самых значимых стран мировой истории. Я, думаю, пора исправить это упущение.
Вынужден отметить, что до сих пор у многих существует убеждение, что Китай до сих пор строит социализм и коммунизм, что это последнее великое государство, оставшееся верным идеалам марксизма-ленинизма.
Увы, это не так. В 80-е гг 20 века в идеологической истории Китая произошел знаковый перелом, после чего было официально заявлено, что Китай проводит в жизнь идеи Дэн Сяопина и строит "социализм с китайской спецификой".
На практике это значит, что строится общество "сяокан" и "датун".
Прежде всего, термин сяокан или "общество среднего достатка" -- это конфуцианская утопия. Первый раз термин встречается в конфуцианском каноне "Шицзин" ("Книга песен") ( VIII-VI вв до н.э.), раздел "Великие оды"(“民亦劳止,汔可小康). Затем о похожем обществе писал конфуцианский философ Мэн-цзы в своем трактате "Мэн-цзы"(IV-III вв до н.э.), но полностью мы находим описание этой социальной утопии в конфуцианском каноне "Ли-цзи" ("Записки о ритуале") (IV-II вв до н.э.), гл. "Лиюнь"
Spoiler (expand)

小康 (xiăokāng) — сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
Здесь же мы находим и описание другой конфуцианской социальной утопии Датун или "Великое единение".
Spoiler (expand)

大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён мифических императоров Яо и Шуня.
Эти положения довольно интенсивно развивались всю историю Китая.
Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокан и закрепилось в сознании современных китайцев.
Характерно, что в новейшее время идея датун фигурировала как конечная цель для партии Гоминдан, которая была злейшим врагом КПК. В 1953г Чан Кайши, лидер Гоминдана, указал на невозможность немедленного перехода к обществу всеобщего благоденствия в духе «великой гармонии» {датун), на необходи­мость длительного переходного периода. И аргументирует этот свой тезис опять-таки обращением к классическим книгам.
Чан Кайши напомнил, что в обществе, которое хочет по­строить в конце концов Гоминьдан, «…целью производства явля­ется удовлетворение потребностей населения; в обществе великой гармонии труд служит всему обществу, а не является трудом ра­ди заработной платы. Поэтому экономическая система общества великой гармонии основывается на сотрудничестве, а ее цель — служить народу. Это и есть экономическая система общества всеобщего благоденствия». Иной характер имеют экономические отношения на предшествующем предшествующем историческом этапе, который сейчас и переживает Китай, отметил Чан Кайши, — на этапе стабилизации, или «малого спокойствия» {сяокан): «В этом обще­стве товары производятся ради прибыли, а люди трудятся ради получения заработной платы. Предприниматели стремятся к по­вышению прибыли, трудящиеся стремятся к повышению зара­ботной платы. Это и есть "свободное общество"». Чан Кайши был вынужден признать, что своих социальных целей Гоминь­дан может достичь, только пройдя через неизбежный этап рыноч­ного, буржуазного развития. «При сопоставлении двух этапов развития общества — сяокан и датун — выясняется, что стро­ительство общества народного благоденствия идет по ступеням лестницы — от малого спокойствия к великой гармонии. Дело нашей революции и национальной реконструкции должно про­двигаться вперед по ступеням этой лестницы, чтобы достичь общества свободы и спокойствия, общества великой гармонии». После чего Гоминдан приступил к построению свободной рыночной экономики.
К этим же идеям обратился и Дэн Сяопин ( то есть к идеям Чан Кайши) на оче­редном XIII съезде КПК (сентябрь 1987 г.). На съезде была на­мечена программа дальнейшего проведения экономических ре­форм и поставлена задача к началу следующего тысячелетия удво­ить душевой показатель ВНП с тем, чтобы примерно к 2050 г. Китай мог достигнуть уровня среднеразвитых стран и осуществить таким образом в основном задачу модернизации страны (сяокан).
При формировании этой стратегической задачи Дэн Сяопин обращается к конфуцианскому понятию сяокан, использованно­му уже в 50-е гг. Чан Кайши при выдвижении профаммы мо­дернизации Тайваня. На уровне обыденного сознания словосоче­тание сяокан шуйпин, употребленное Дэн Сяопином, может быть переведено как «уровень среднезажиточной жизни». Однако для китайца, знакомого с конфуцианской традицией, понятие сяокан оказывается наполненным гораздо более значимым содержанием, связанным с концепцией Конфуция об идеальном государст­венном устройстве. Можно, вероятно, сказать, что поня­тие сяокан взято Дэн Сяопином в качестве символа построения социализма с китайской спецификой (рыночного социализма). Этот процесс был прерван тяньаньмэнской трагедией, но уже в 1992 г., полагая, что полити­ческие и экономические последствия тяньаньмэньской трагедии преодолены, Дэн Сяопин во время поездки по южным райо­нам страны высказался за возобновление и активизацию эко­номических реформ. Этот призыв был воспринят руководством КПК, которое на XIV съезде партии осенью 1992 г. официально провозгласило курс на строительство «социалистической рыноч­ной экономики». Это было принципиально важным решением, ибо наконец-то была определена социально-экономическая цель реформ.
Эти идеи были развиты на XV съезде КПК, состоявшемся в середине сентября 1997 г. — через полгода после смерти Дэн Сяопина и через два месяца после официального возвращения Гонконга под суверенитет КНР, что широко и торжественно отмечалось в стране. Как и в ходе предыдущих высших фору­мов правящей коммунистической партии, этому съезду предстоя­ло сформировать новый состав высших органов партии, а также принять решения, касающиеся будущего политических и эко­номических реформ.
Значительная часть доклада съезду была посвящена оценке Дэн Сяопина, который был поставлен в один ряд с такими деятелями китайской истории XX в., как Сунь Ятсен и Мао Цзэдун. Наряду с марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэ-дуна» теория построения «социализма с китайской спецификой» ( т.е. сяокан и датун), выдвинутая Дэн Сяопином, получила статус «руководящей идео­логии партии». Соответствующее положение было внесено в ка­честве добавления и в программу КПК, в которой было за­писано, что существо «теории Дэн Сяопина» состоит в выдви­нутом им положении о «необходимости раскрепощения сознания и производительных сил».
Стремясь разъяс­нить логические противоречия, возникающие в результате оче­видного разрыва между продекларированными в программных партийных документах конечными целями и практической сто­роной государственной политики, Цзян Цзэминь подробно ос­тановился на концепции «начальной стадии построения соци­ализма», выдвинутой на рубеже 80-х гг. В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений». Очевидно, что, выдвинув это положение, руководство КПК стремилось развя­зать себе руки для продолжения проведения истинно прагмати­ческой линии, сформулированной как «развитие — наш прио­ритет».
Хотелось бы напомнить, что одно поколение -- это 30 лет, десять поколений -- 300 лет, несколько десятков поколений -- около тысячи лет. Вот на какую отдаленную перспективу перенесло руководство КПК построение социализма в стране.
А пока страна вернулась к конфуцианским идеям и строит обычную бюрократическую империю.
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 апреля 2020, 00:17

    Shamilboroda (17 сентября 2019, 13:20):

    Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов. Серия 1. Пекин | Фильм Алексея Денисова. Студия Град (2019)

    Живой Китай 70 лет назад. Уникальные кадры цветной архивной кинохроники впервые демонстрируются зрителю.


    Старый Китай пал, полностью проиграв цивилизационное соперничество с "Западом", Японией и Россией. Потом пришли коммунисты - чтобы добить его, тот Старый Китай, его остатки. И...подняли страну из руин, научив людей гордится своей родиной. Древняя страна восстала из разрухи - аки Феникс из пепла... Про начало пути нового Китая - эта картина.

    Фильм целиком.



       Jackel
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 04 января 2017, 14:51

      Анатолий Дёмин, "Авиация Великого соседа", в 3-х томах.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Объёмнейший капитальный труд известного авиационного историка, ныне к сожалению уже покойного - А. Дёмина, посвящённый зарождению, созданию, развитию и применению китайской авиации, как военной, так и гражданской (но в основном конечно военной), с древнейших времен - и до наших дней. Про древнейшие времена - не фигура речи, начинается книга с древних, легендарных и полулегендарных попыток летания в Поднебесной, первые из которых относятся еще к "донашей" эре. Очень подробно рассмотрены все вопросы, связанные с созданием китайской авиации - как иностранного происхождения, так и местного, проблемы материально-технического и организационного обеспечения, история создания учебных заведений лётного и наземного состава в разных провинциях и при разных правительствах. Много внимания уделено участию китайских ВВС во второй японо-китайской войне, Гражданской и Корейской войнах, а также конфликтах с Тайванем и ранних междоусобных войнах, последовавших после Синхайской революции. И что в этом особенно ценно - много рассказывается о собственно китайских ВВС, в частности - воевавших до\параллельно с советской добровольческой группой и позже - "летающими тиграми", т.е. сфера, традиционно и в нашей, и в западной историографии слабо описанная - в отличие от советских пилотов и людей Шеннолта. То же самое можно сказать и про Корею - про китайских пилотов, воевавших там, у нас мало пишут. Данные книги эти пробелы полностью закрывают. Весьма подробно описано и создание национальной авиационной промышленности Китая, а также самолеты, в нем построенные - а их уже к 1950-м накопилось не так уж и мало. Третью часть я пока к сожалению не достал, она посвящена китайской авиации 1980-2000-х годов и для нашего форума объективно менее интересна. В общем, всем, всерьёз увлекающимся историей авиации и Китая - от себя порекомендовал бы раскошелится и купить бумажный вариант, и читать удобнее, и в руках держать приятно - солидные тома, отличная полиграфия, масса интересных иллюстраций, что еще нужно?)

      Да, и к тому же автор работал не только с русско- и англоязычными источниками, но и привлек к работе массу китайских источников и китайских же историков, что тоже немаловажно.
         Jackel
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 21 декабря 2017, 22:19

        Сто лет китайской военной униформы.

        Хотя где республиканский или милитаристский солдат мог взять в 26-м трёху образца 30-го - не очень понятно. Должен быть маузер или арисака. Да и у более поздних тоже.
           Age of Kings
          • Imperial
          Imperial
          Советник

          Дата: 03 января 2018, 17:12

          Такой вопрос - есть ли какая-нибудь литература по событиям 1915 года в Китае (когда Юань Шикай попытался реставрировать монархию)?
             Jackel
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 27 февраля 2018, 16:33

            Маоистская пропаганда и Китайско-индийская война 1962г.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 20 марта 2018, 11:04



              - - - Сообщение автоматически склеено - - -



              - - - Сообщение автоматически склеено - - -



              - - - Сообщение автоматически склеено - - -



              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 25 марта 2018, 16:15

                   Архитектор
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 25 марта 2018, 17:22

                  Jackel (21 декабря 2017, 22:19):

                  Сто лет китайской военной униформы.

                  А для чего у китайцев были такие увесистые мечи? Для чисто хозяйственного или парадного применения или же были случаи их использования в бою?
                     Jackel
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 25 марта 2018, 18:58

                    Архитектор (25 марта 2018, 17:22):

                    Jackel (21 декабря 2017, 22:19):

                    Сто лет китайской военной униформы.

                    А для чего у китайцев были такие увесистые мечи? Для чисто хозяйственного или парадного применения или же были случаи их использования в бою?

                    Только не мечи, да дао - большие тесаки
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                       Архитектор
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 27 марта 2018, 14:18

                      Jackel

                      Quote

                      И хотя против пулемётов и винтовок в чистом поле дадао был практически бессилен, но применяли его при устроении засад, когда выяснилось один недостаток японского оружия – винтовки Arisaka оказались слишком длинными для низкорослых японцев, что мешало их перезаряжать и использовать для защиты в ближнем бою.

                      Недостаток то довольно старый. Кажется ещё в Русско-Японскую, японцы впервые столнулись с такой проблемой. Удивительно что за столько лет ничего и не предприняли. Впрочем рукопашный бой к тому моменту отошёл на третий план, поэтому наверное посчитали, что невыгодны. Но всё равно странно, что японцы допустили такие ошибки. Вроде же делали винтовку под себя, а не покупали у других стран, должны были учесть местные нюансы. То ли опыта не хватило то ли знаний.

                      А дадао конечно штука эпичная. Выглядит внушительно. Думаю толпа атакующих китайцев вооружённая ими, могла бы вызвать у противника некоторую панику. Жаль не оставили как чисто парадный элемент. По крайней мере я такого не видел. Мне кажется смотрелось бы колоритно и оригинально.
                         Jackel
                        • Imperial
                        Imperial
                        Форумчанин

                        Дата: 24 сентября 2018, 12:09

                        "...В госпитале мне пришлось проваляться не две недели, как обещал китайский профессор, а почти месяц: раны заживали медленно. В палату к нам повадились неожиданные «доброжелатели» из местных русских эмигрантов. Но мы упорно «не понимали» их и отнюдь не баловали признательностью за столь «трогательное» внимание и сочувствие этих «графинь», «княгинь» и прочих «титулованных» особ, как они себя называли. Особенно настойчива была одна из барышень, подолгу сидевшая у моей койки. Как-то она подкараулила меня в госпитальном парке — я уже начинал совершать самостоятельные вылазки туда, тренируя совсем разучившиеся ходить ноги.
                        — Неужто вы так запуганы ГПУ, что боитесь даже рот раскрыть? — чуть не с отчаянием сказала она. — Да, я дворянка, мой отец и братья били вас, но мы настоящие патриоты России…
                        — Что вам, наконец, надо, «патриотам»? — не выдержал я. — А кто кого бил и побил, давайте не будем об этом — чтобы не расстраивать ваше благородие.
                        — Вы русский? — спросила девушка. — Ведь это все здесь знают.
                        — Тогда зачем спрашиваете? Но я не русский. Пермяк. Еще что?
                        — Пермяк — это из каких-нибудь туземцев? Однако…
                        Я так посмотрел на эту благородную «незнакомку», что та отшатнулась.
                        — Простите великодушно, я не хотела вас обидеть! У нас, видите ли, как бы это сказать…
                        — У вас не знали и даже не слышали про такую народность, господа «патриоты России»?
                        «Комиссара бы сюда, Рытова», — подумал я, совершенно забыв о том, что нарушаю его наказ не ввязываться в подобные разговоры.
                        Преследовал же меня этот «комплекс», вот и сорвался. Что было, то было: с пионерского детства мечтал стать летчиком, и как-то узнали о том мои домашние и соседи по деревне Верх-Юсьва тогдашнего Соликамского уезда. Подняли на смех: вон чего захотел… Тогда и услышал я это унизительное «куда уж нам», вбитое людям моей народности веками бесправия и невежества. А вбивали вот такие «патриоты России», вышвырнутые из собственной страны бурей революции, так говорил наш комиссар Андрей Герасимович Рытов, предостерегая от встреч о назойливыми «соотечественниками»..."(с) Д. А. Кудымов.

                        "В небе Китая. 1937-1940". (про Кудымова - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)
                           Похожие Темы
                          ДДревний Китай
                          Обсудим зарю истории нашего великого и опасного соседа
                          Автор L Laszlo
                          Обновление 02 апреля 2024, 11:22
                          ИРусско-китайские конфликты и столкновения
                          С 17-го века по 20-й
                          Автор V Valerius
                          Обновление 04 марта 2024, 14:48
                          АВлияние китайского искусства на искусство других стран мира
                          Хорасанская миниатюра, дагестанский фаянс, шинуазри и многое другое.
                          Автор И Из деревни при...
                          Обновление 27 февраля 2024, 17:30
                          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                          РегистрацияВход на форум 
                          «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 18:36 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики