Дневник разработчиков Hearts of Iron IV — Турция
Добро пожаловать, приветствую и мархабад — мы вернулись с еженедельным выпуском, посвящённым Турции! Дневник будет длинным, поэтому устраивайтесь поудобнее с тарелкой кюфты и стаканчиком ракы, и приступайте к чтению!
Сразу скажу очевидное — формально Турция не участвовала во Второй Мировой войне до 1945 года и никогда не принимала участия в сражениях, но у этой страны была сомнительная возможность радикально изменить ход войны, в любой момент присоединившись к ней. Турцию обхаживали представители всех альянсов, но она сумела удержать и воспользоваться своими возможностями, чтобы сохранить нейтралитет, при этом пользуясь расположением и Союзников, и Коминтерна, и Оси. Другой причиной подумать о переделке Турции было то, что... многим нравится играть за неё. Турция до сих пор остаётся самым популярным из непеределанных миноров в Hearts of Iron IV! Поэтому важно, чтобы при игре за Турцию вы чувствовали, что у вас есть козырь в рукаве, но проиграв, вы потеряете всё.
Туркам не понаслышке были знакомы войны, победа или поражение в которых значили всё или ничего. Когда рухнула Османская империя, Антанта навязала турецкому народу один из самых страшных договоров в истории, урезав государство Османа до обрубка в Анатолии. Подобное положение вещей пришлось не по нраву многим, и в дело вступил союз революционеров, самым видным из которых был легендарный Мустафа Кемаль Ататюрк (мы ещё поговорим о нём подробнее!). Турецкие революционеры прогнали войска Антанты, отбили наступление греков (о которых мы говорили две недели назад) и свергли Османский султанат, дав место молодой Турецкой республике. Разумеется, Турции, как бывшему члену Центральных держав, не удалось просто так соскочить с крючка, но по сравнению с бывшими братьями по оружию она отделалась сравнительно легко!
К стартовой дате Hearts of Iron IV Турецкой республике исполнилось всего 12 лет! Народно-республиканская партия Ататюрка (НРП) не теряла времени и полностью перекроила турецкое общество с целью модернизировать и вестернизровать (в определённой мере) всю страну. Мустафа Кемаль Ататюрк, мессия и отец-основатель страны, придерживался идеи либерально-демократического турецкого государства, но не все кемалисты следовали его примеру. Кемализм был уникальной идеологией Мустафы Кемаля Ататюрка и шаблоном, по которому предполагалось перестроить всё Турецкое государство. Но хотя взгляды самого Ататюрка были непоколебимы, кемализм был весьма гибкой идеологией и включал в себя элементы социализма, западного либерализма и итальянского фашизма, и все эти элементы могли быть усилены или убраны по мановению руки Ататюрка. Некоторые считали (и до сих пор считают), что именно гибкость кемализма позволила Турции избежать ужасов Великой депрессии.
Турция останется однопартийной страной под управлением НРП до мая 1950 года. Всё это это время кемалисты под управлением Исмета Инёню успешно выигрывали выборы, предоставив большинство мест консерваторам, пока заговор офицеров-кемалистов не положил конец их власти. При жизни Ататюрка были попытки провести многопартийные выборы, но все эти оппозиционные партии в итоге подпадали под влияние исламистских консерваторов, партии запрещали, а выборы отменяли. Я люблю историю, но я не просто так занимался изысканиями — вся новейшая история Турции играет свою роль в изменении страны. Но не будем больше терять времени, перейдём к делу.
По сравнению со многими балканскими странами, положение Турции выглядит на удивление стабильным, но это положение довольно хрупко. Кемалистская система управления казалась безупречной, пока ей руководил Мустафа Кемаль Ататюрк, но после смерти Отца турков ситуация становится всё более неопределённой. Давайте посмотрим, что делает положение Турции столь неустойчивым, и почему у турецкого правительства есть хорошие причины не бросаться на войну сломя голову…
Недавно рухнувшая Османская империя оставила турецкому народу небольшой подарок в виде неподъёмного долга. Управление Оттоманского государственного долга было реформировано в Совет оттоманского долга, организацию под управлением победителей из Антанты. Но Турция — не Греция, и у Союзников не было особого резона затравить Турцию до степени полного отчуждения, да и в целом положение Турции было не столь плачевным. Совет долга, обладающий практически единоличным контролем турецкой экономики, является стартовым промышленным концерном Турции и её неубираемым национальным духом. Насколько всё плохо? Не катастрофично, но вам наверняка захочется переделать всю эту структуру в турецкую и избавиться от неё!
Хотя элита турецкой армии чувствовала себя прекрасно, остальная армия пребывала в плачевном состоянии после крайне жестокой и суровой Войны за независимость. С учётом управляемой из центра экономики Турции приходилось очень осторожно определять, на что направить ресурсы во время сложного процесса создания нации. Под мантру Ататюрка «Мир дома — мир во всем мире» вооружённые силы и конкретно армия оказались в загоне по сравнению с остальным миром. Но не стоит сбрасывать со счетов Вооружённые силы Турции, потому что, как показали 1920-е годы, во время кризиса турецкие войска способны на многое.
Средоточием всего лучшего в Вооружённых силах Турции являются целеустремлённые, опытные и верные офицеры. Ну... почти всегда верные... Хотя это зависит от того, насколько вы преданы идеям и принципам кемализма! Не предавайте идеалов Мустафы Кемаля Ататюрка, и вас ждут неплохие бонусы, но если отступиться от них, то можно получить... довольно неприятные эффекты…
К слову о неприятных эффектах, давайте посмотрим на уникальное внутреннее положение Турции. Вердикт: всё довольно плохо. Повстанцы-курды на востоке, упёртые традиционалисты в центральных землях и кемалисты на западе и севере. Турция не разделена идеологически, как Болгария или Греция. Её разделение в большей степени основано на этнической принадлежности и религии. Более того, разделение обусловлено не партийными разногласиями, а географией. Так что давайте посмотрим на собственную турецкую систему фракций.
Но сначала отвлечёмся и взглянем на изменённые регионы и провинции Турции! Границы и категории регионов стали ближе к реальному положению дел, а те неприятные огромные регионы теперь разделены на мелкие. Стамбул теперь также считается отдельным регионом, поэтому любой завоеватель, желающий пересмотреть статус проливов, может сделать это без необходимости захватывать Эдирне! Более того, провинции Турции стали ближе к реальности: если кратко, то центр Турции больше не является одной огромной пустыней!
Стоит отметить, что отношения между разработчиком и игроком всегда основаны на компромиссе. Знаю, что не всем это понравится, но у всех владельцев DLC национальные земли курдов не будут считаться национальными землями Турции на старте игры. Вот и поговорим об этом, а заодно посмотрим, какую роль играют курды в системе фракций.
Не думаю, что будет преувеличением сказать, что вопрос курдского государства на землях Турции является противоречивым. Дело в том, что он всегда был противоречивым. Между основанием Турецкой республики и началом Hearts of Iron IV произошло несколько восстаний курдов, а ещё одно случилось прямо в игровой период. Я не стал жёстко прописывать это событие в скрипте игры, а вместо этого сделал его динамичным, и новая механика сопротивления из La Résistance оказалась отличным подспорьем.
Модификаторы курдских регионов гарантированно превратят управление курдскими землями в непрестанное перетягивание каната между национальным правительством и жителями регионов. Модификаторы могут увеличиваться, становиться хуже, а можно их снизить настолько, что они перестанут быть проблемой. Многие из альтернативно-исторических путей поощряют снижение сопротивления и рост покорности с целью национализировать эти регионы. Но, я надеюсь, мне не нужно объяснять причины, по которым исторический путь делает упор на умиротворение этих регионов, а не их национализацию.
Помните, я говорил о компромиссе? Вот вам ещё пример. Да, Турция получила множество перерисованных и пересмотренных регионов, но во многих из них есть... проблемы... с управлением. Одним из самых противоречивых элементов кемализма была его твёрдая и непреклонная приверженность секуляризму и отделению религии от государства. Забавно, но далеко не все турки с восторгом воспринимали идею отделить ислам от государства и сделать его личным делом каждого.
Модификаторы традиционалистов, как и курдов, могут меняться, становиться хуже или лучше. Если ваше правительство не является кемалистским, то они могут стать НАМНОГО лучше! Но не обязательно опираться именно на эти области, ведь если мы взглянем на регионы кемалистов...
Да, вот тут всё здорово. У кемалистов немного модификаторов, и их довольно дорого распространять, но зато модификаторы кемалистов присутствуют в наиболее урбанизированных и индустриализированных регионах страны. Так мы добились желаемого эффекта, и игрок, который может строить в любых частях страны, будет (как и историческое правительство) отдавать предпочтение этим богатым регионам в силу бонусов и доступности. Кроме того, регионы кемалистов дают больше военнообязанного населения в качестве компенсации за потерю ненациональных курдских провинций.
На старте игры не все регионы выбрали сторону, и игрок вполне может оказаться втянут в гонку со временем в попытке применить как можно больше своих региональных модификаторов, пока ИИ будет применять свои.
Но довольно слов об этих вспомогательных новшествах, перейдём к самому главному: древу фокусов! Знаю, знаю, я долго тянул, но теперь-то мы здесь!
Турция в 1936 году находилась в уникальной ситуации, и я хотел, чтобы игрок чувствовал, что играет важную роль в процессе создания турецкой нации. Тут представлены все пути: два пути неприсоединения, два фашистских, два демократических и коммунистический путь. Давайте разбираться!
Древо разделено таким образом, чтобы создавалось ощущение взаимосвязанности, и это благодаря уникальной политической ситуации в Турции. Все пути нового политического древа, кроме одного, связаны не с наколдовыванием фашисткой партии из воздуха или волшебной коммунистической революцией, а с переопределением кемалистской идеологии и её значения для государства. Слева вы можете видеть либеральный и демократический пути, связаные с небольшим промышленным древом, которое по большей части встроено во вкладку решений. В центре исторические фокусы Турции, и да, в игру добавлено государство Хатай! Справа представлены разнообразные авторитарные формы правления, и среди них вы найдёте исторический путь, начинающийся с фокуса «Мир в доме».
Всё начинается с конвенции Монтрё, которая запускает цепочку событий, в которой Британия, Турция и Советский Союз начинают споры о Босфоре и доступе к нему. Постарайтесь ловко выкрутиться из сложившейся обстановки, но не недооценивайте жажду большевиков заполучить ваши турецкие проливы — это может привести к войне…
Переживите первый кризис и сможете объединиться с Джелялем Баяром и его либерально-демократически настроенным родом, интегрировав Ишбанк и его политических спонсоров в своё правительство, либо сохранить однопартийную систему, продолжив государственную экономическую политику этатизма, спонсируемую будущим историческим президентом Исметом Инёню. Этатизм — сильнейший дар, что может помочь быстро индустриализировать самые запустелые области Турции, но если вы попытаетесь прыгать между централизованной экономикой и направленной на войну, можете потерять больше, чем в итоге получите.
Здесь у нас двое самых вероятных преемников наследия кемалистов после кончины Отца турок: Исмет Инёню и Февзи Чакмак. Путь неприсоединившихся левых Исмета Инёню доступен через «Peace at Home» (Мир вдоме), где вы пытаетесь угодить всем и сразу, так и не угождая полностью какой-либо из сторон. Путь неприсоединившихся правых Февзи Чакмака доступен через «Reinvigorate Turkish Nationalism» (Снова пробудить турецкий национализм) и потакание традиционалистам, в то же время не совсем отрекаясь от идеологии кемализма. Февзи Чакмак также может исполнить роль подобного Франсиско Франко фашистского диктатора при помощи «Fatherland First» (Отчизна прежде всего)!
Далее у нас идут радикальные кандидаты из кемалистов: Реджеп Пекер и Шевкет Сюрейя Айдемир. Пути фашистов и коммунистов не о том, чтобы полностью склонить Турцию в сторону одной из идеологий, но скорее об изменении кемализма в угоду их более радикальных сторон. Поэтому оба пути вольны вмешаться с гражданскую войну в Испании и сосредоточиться на подавлении мятежных традиционалистов, в то же время повысив статус курдов до полного равенства во всех областях Турции.
На другом конце дерева у нас демократический путь Джеляля Баяра, который выступает против кемалистов, и Аднана Мендереса, поддерживающего консерваторов. Как только вы выпустите на волю поток свободы и честных выборов, остановить его будет уже нельзя.
Итак, выборы проходят, и либо кемалисты получат демократический мандат для управления страной, либо их лишит власти Мендерес и его демократическая партия. В случае последнего получится, что вы быстренько пробежались по турецкой истории и результат не будет сильно отличаться от исторического. Кому-то, должно быть, порядком надоели старые призраки, вновь и вновь преследующие государство, когда вы потворствуете им взглядам и низвергаете их врагов…
Итак, вы создали государство по своему вкусу, самое время перестать заниматься только внутренними делами и обратить взгляд на остальной мир... [GIF с пылающей Троей]
А в мире-то... беда! По всей видимости, вся эта концепция кемализма про «мир во всём мире» не особо работает и пора брать дело в свои руки. Или же... почему просто не насладиться любовью ваших поклонников в Берлине, Лондоне, Риме и Москве? Ветка зарубежной политики позволяет вам пройти по историческому пути и не ввязываться в конфликты вплоть до 1945 года (что и будет делать исторический ИИ), либо поскорее присоединиться к желаемому альянсу и окунуться в действие с головой!
Некоторые услуги, которые вы можете получить от любезных спонсоров, будут крайне полезны и помогут Турции подготовиться к мировой войне. Путь каждой фракции предложит Турции способ расширяться: либо мирно, либо более традиционным способом.
Присоединитесь к Союзникам и, возможно, они согласятся поддержать ваши замашки на статус гегемона Ближнего Востока (знаю, совсем не характерно для Турции). Присоединитесь к Оси и сейте хаос на Ближнем Востоке, поддержав переворот Золотого квадрата в Ираке, или готовьте свои войска к долгому зимнему маршу на Москву через горы Кавказа. Примкните к Коминтерну и замените свой ложный турецкий социализм на преданный Сталину турецкий большевизм, приведя к власти изгоя из Турецкой коммунистической партии! А возможно, вам не нравятся привычные альянсы и хочется выбрать более независимый путь. Это тоже возможно — заключите Средиземноморский пакт с Италией или пригласите Республиканскую Испанию в Антибольшевистский договор.
Или вообще забудьте о великих державах и следуйте по совершенно независимому пути. Под властью кемалистов игрок сможет продолжать давнюю политику по стабилизации и освобождению Балкан. Превратите Балканский пакт в полноценную Балканскую Антанту и займите место защитника Балкан, готового бороться с любыми угрозами, и неважно, придут они с севера, востока, юга или запада. Но, возможно, вы не хотите играть роль добряка... возможно, вам хочется немного хаоса…
...и у нас есть то, что вам нужно. Конечно же, как можно переделывать Турцию и не добавить путь османского возрождения. Да, провалите кемалистов на выборах и будьте уверены, что они воспользуются связями в армии, чтобы свергнуть вас. И вот тут самое время заключить сделку с дьяволом.
Методично искореняйте кемалистов в городах и готовьте ослабленную страну к возвращению султана. Славного султана, который восстановит империю, завоюет мир, заставит западных империалистов пасть на колени и целовать его скипетр…
...но вообще-то он был довольно мягким человеком. Но ничего страшного, ведь его двор полон жаждущих мести бывших изгоев, которые вернулись в Османский султанат и яростно надеются на шанс пересмотреть унизительный конец Великой войны, после которой были уничтожены их престиж и национальная принадлежность.
Если Центральные державы существуют, вы можете возродить старый-добрый союз! Если самого альянса нет, но есть Австро-Венгрия, то вы всё равно сможете восстановить Центральные державы. Если вы одни, то ничего страшного, просто реализуйте претензии Австро-Венгрии вместо неё самой и ввергните южные Балканы в хаос от их имени. После укрепления султаната появится возможность вернуть свою империю и титул халифа. Но захват земель на Ближнем Востоке — довольно пыльная работёнка! Там очень жарко и много песка. Хотя есть хорошие новости.
Знакомьтесь: верблюжья кавалерия! Более надёжная и эффективная в плане ресурсов, чем обычная кавалерия, но более медленная, хуже обучается и требует больше снаряжения. Кроме того, кавалерия хороша на многих типах местности, тогда как верблюды просто великолепны на нескольких типах местности и не слишком хороши на остальных. Но благодаря большему подавлению, чем у кавалерии, при необходимости из них можно делать отличные гарнизонные войска.
И на этом у нас всё...
А, нет, подождите, не всё! Hearts of Iron IV может быть непредсказуемой — никогда не знаешь, куда всё свернёт! Мир после ВМВ может прийтись вам не по вкусу, поэтому следование по любой ветви до конечного фокуса «Reconfigure Turkish Foreign Policy» (Изменить турецкую внешнюю политику) позволяет вам стать проблемной страной, отстаивающей свои интересы вопреки желанию великих держав. Но помните, что резкое изменение внешней политики Турции не всегда найдёт понимание у лидеров крупных альянсов, так что, если будете слишком шуметь, вас вполне могут поставить на место.
Разумеется, если вы собираетесь играть роль проблемной страны, то почему бы не пойти до конца и не стать государством-изгоем?
Вот теперь точно всё! Напоследок хотелось бы отдельно поблагодарить наших бета-тестеров за их непростую работу с тестированием набора, Indyclone77 за помощь со многими изображениями (в том числе и двойными портретами из этого дневника!) и withche.07 за отличные предложения по Турции на форуме! До встречи, увидимся на первом стриме!
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь