Сообщество Империал: Казанские и Черемисские войны - Сообщество Империал

cheremis

Казанские и Черемисские войны

XVI век в Поволжье
Тема создана: 03 декабря 2007, 23:34 · Автор: cheremis
  • 35 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Последняя »
 4 
 Из деревни приехал
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 17 февраля 2022, 12:25

«Волга, Волга, мать родная! Волга, русская река!»
Imperial


Начало великого Русского государства, огромной империи, объединившей две части света, приходится на «Казанское взятие» - грандиозный по европейским меркам XVI века военный поход царских ратей на Волгу, где в те времена сходились Европа и Азия.

Необходимость кардинального решения «Казанского вопроса»

Спойлер (раскрыть)


Восстановление независимости Казанского ханства

Imperial
Змей Зилант - символ Казанского ханства. Миниатюра из "Царского титулярника", 1672 г.


Спойлер (раскрыть)


Борьба «Русской» и «Крымской» партий в Казани. Походы великого князя Василия III

Imperial
Василий III. Деталь иконы "Св. Василий и великий князь Василий", вторая половина XVI в. Собрание ГИМ.


Спойлер (раскрыть)


Начало большой войны с Казанью (1536-1551)

Спойлер (раскрыть)


Imperial
Х. Вайгель "Иван Грозный". Прижизненный, но умозрительный портрет великого русского монарха.


Спойлер (раскрыть)


Imperial
Строительство Свияжской крепости. Клеймо иконы "Сергий Радонежский с житием", XVII в. Ярославль.


Спойлер (раскрыть)


Осада и взятие Казани войсками Ивана Грозного, 23 августа – 2 октября 1552 г.

Imperial
Г. И. Угрюмов "Взятие Казани Иваном Грозным", 1799 г. Собрание Государственного Русского музея


Спойлер (раскрыть)


Imperial
Схема боевых действий в ходе осады Казани в 1552 г. Источник: Википедия.


Спойлер (раскрыть)


Imperial
Взятие Казани. Миниатюра летописного "Лицевого свода", 1560-е гг.


Спойлер (раскрыть)


Окончательное покорение региона

Спойлер (раскрыть)


Imperial
Взятие Астрахани. Миниатюра летописного "Лицевого свода", 1560-е гг.


Спойлер (раскрыть)


Imperial
Казанский кремль


Спойлер (раскрыть)


Imperial
Памятник зодчим Казанского кремля (народн. "Минин и Татарский") - символ новых межнациональных взаимоотношений в Поволжье.
     Из деревни приехал
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 17 февраля 2022, 12:48

    Imperial
    Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»
    Аллегорическое шествие русских воинов из покорённой Казани в Небесный Иерусалим (Москву).
    1550-1560-е гг. Собрание Третьяковской галереи, Москва.


    Некоторые источники по теме.



    [-Сообщение склеено-]

    Imperial
    мой рисунок =)

    Спойлер (раскрыть)


    Спойлер (раскрыть)


    Бахтин А. Г. "XV-XVI века в истории Марийского края".

    [-Сообщение склеено-]

    Moderatorial

    В теме освежена шапка для приведения в соответствие с заявленной темой, оригинальное заглавное сообщение 2013 года сохранено с указанием авторства сообщения под спойлером.
       Ratsha
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 14 января 2016, 11:45

      cheremis

      cheremis

      ну гибель пяти воевод при вылазке отмечают два летописца сразу . Софийская и Постниковская летописи .

      Да тут дело в том, что ни автор Софийской второй летописи (С2Л), ни автор Постниковского летописца (ПЛ) сами в походе не участвовали, участников не расспрашивали, а "копипастили" из третьего источника. При этом в С2Л серьезно сокращен рассказ по сравнению с ПЛ. Для этого достаточно сравнить обе версии. Версия Софийской второй летописи:

      Quote

      Лета 7038 априля отпустил князь великий воевод своих под Казань князя Ивана Федоровича Белского да князя Михаила Васильевича Горбатого Кисла, да князя Михайла Ивановича Кубенского и иных воевод в судовой, а наряду было в судех добре много. А в конной Полем отпустил воевод своих князя Михаила Лвовича Глинского и иных воевод на Казанского царя Сафакирея. И поможе бог великого князя воеводам, многих людей побиша и острог взяли, да и города мало не взяли. Город стоял часы с три без людей, люди все из города выбежали, а ворота городовые все отворены стояли. И не взяли города потому, что воеводы меж себя Белской с Глинским спор учинили о местех: которому ехати в город наперед. И по грехом в те поры туча пришла грозна, и дождь был необычен велик, и который был наряд, пищали полуторные и семипядные, и сороковые, и затинные, привезен на телегах на обозных к городу, а из них было стреляти по городу, и посошные и стрелцы те пищали в тот дождь пометали. И Казанци, вышед из города, поимали тот весь наряд. И великого князя воеводы судовые и конные стояли под Казанью долго и много зла Казанцем учинили, и поидоша к Москве. А великого князя воевод тогды под Казанью убили: князя Федора Васильевича Лопату, да князя Ивана Осифовича Дорогобужского, да Григория Ондреевича Сабурова, да Федора Замятнина Сабурова, да Ивана Кляпикова.

      Версия Постниковского летописца:

      Quote

      Лета 7038 априля отпустил князь великий воевод своих князя Ивана Федоровича Бельского да князя Михаила Васильевича Горбатого и иных своих воевод в судовой на казан¬ского царя Сафа-Кирея. А наряду было в судех добре много. А в конной полем отпустил воевод своих князя Михаила Лвовича Глинского да Василья Ондреевичя Шереметева и иных воевод своих. И поможе бог великого князя воеводам, многих людей казанских побишя июля в 10 день и острог на Булаке взяли, и многих татар и черемису побили, да и города мало не взяли. Город стоял часы с три без людей, люди все из города выбежали, а ворота городовые все отворены стояли. И не взяли города потому, что воеводы Глинской з Вельским меж себя спор учинили о местех: которому ехати в город наперед. И по грехом в те поры тучя пришла грозна, и дожщь был необычен велик. И которой был наряд, пищяли полуторные и семипядные, и сороковые, и затинные, привезен на телегах на обозных к городу, а из ыных было стреляти по городу, и посошные и стрельци те пищали в тот дожщь пометали. И того же дни вылезчи из города казанци, в город обоз и весь наряд взяли. А тогды же убили вое(во)ду князя Федора Васильевича Лопату да князя Ивана Иосифовича Дорогобушского Порашу, да Игнатья Жулебина, да Григория Ондреевичя Сабурова, да Федора Замятнина Сабурова, да Ивана Кляпикова. Великого князя воеводы судовые и конные стояли под городом 20 ден, били из пушек. А отступили от города июля в 30 день. А Волгу перевезлися июля в 31 день. А от Волги пошли на украинные муромские и на темниковские на успение пречистые.

      Обращаю внимание на то, что в Постниковском летописце говорится уже о 6 погибших воеводах - добавился Игнатий Жулебин. С другой стороны в нем ничего не сказано об участии в походе князя Михаила Кубенского. И если в Постниковском летописце список убитых воевод дан сразу после описания вылазки, то в Софийской летописи он приведен уже после слов "и поидоша к Москве", что дает возможность понимать это как перечень потерь за весь поход. На основании этой информации отдать предпочтения ни той ни другой версии я не могу, так как был еще и третий источник, первоисточник и той и другой версий. А как было в этом третьем источнике сказать пока трудно.
      Поэтому я и "зацепился" за сообщения Казанского летописца, хотя он и считается большим "сказочником" и путаником (допустим, он называет погибшего князя Дорогобужского Иосифом, а на самом деле его звали Иваном). Зато автор "Казанской истории" имел свои источники и возможно даже в тот момент находился очень близко к месту событий.
         cheremis
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 15 января 2016, 19:46

        Немного не по теме , но напомнило мне обращения черемисских феодалов к ногайскому мурзе и крымскому хану в своё время (старая традиция) , обещали 60000 войско под ружьё выставить . Судя по письму это так называемые чий мари (серебряные марийцы) они и сейчас гордятся чистотой рода и веры .


        Письмо турецкому султану… от черемис

        Сразу на ум приходит картина прекрасного русского художника Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Развалившись на бочках, разудалые хлопцы диктуют письмо, покатываясь со смеха. А хитроватый писарь, подправляя наиболее едкие выражения, все заносит на бумагу.
        Было ли на самом деле письмо запорожцев к султану турецкому мы не знаем. Но мы точно знаем, что наши далекие предки написали письмо султану. И оно дошло! Да! Дошло! И было это 18 марта 1891 года. В год создания бессмертного полотна Ильи Репина. Но писали его не подвыпившие запорожцы, а серьезные марийские карты общества «Кугу сорта» Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии. Даже после перехода многих иноверцев в христианство, наши предки оставались язычниками. Марийцы- единственный народ, долго сопротивлявшийся захвату их земель российской империей. Они дольше всех воевали за сохранение своей традиционной культуры, веры предков. Из текста письма видно, что до прошения турецкому султану марийцы обращались два раза к русскому царю Александру III в 1887 и 1888 г. (РГИА, ф. 797). В прошении говорится и о выставке памятников истории марийцев. Один из руководителей - крестьянин д. Яштороды Кадамской волости Иван Иванов- был удостоен медали «За трудолюбие», а обществу вручили похвальный лист за доставленную коллекцию предметов марийцев. Основной целью марийцев на выставке было желание показать безвредность их религии.
        «Прошение живущих в Вятской губернии России язычников, именуемых черемисами, Его падишахскому величеству.
        Пребывающему в Высокой Порте Его величеству османскому падишаху
        Прошение
        ….Мы придерживаемся древней черемисской языческой веры и обычаев, подобно нашим предкам. Мы относимся к самому чистому из черемисских племен, оставшемуся на сегодня очень малочисленным….
        Мы же заверяем написанное нами прошение нижеследующими подписями:
        … (перечисление всех нижеподписавшихся в количестве 17 человек из разных селений: Андрей Алексеев Якманов, Григорий Захаров, Дмитрий Филиппов, вместо Ивана Павлова [подписался] его сын Иван Иванов)
        Дата перевода – 9 нисан 1307 годаVI.
        Переводчик – покорнейший Ахмед Нэрми. Селение Упши, 18 марта 1891 года.
        В приложении к прошению находятся тамги, обозначающие подпись и поставленные по просьбе неграмотных язычников, исповедующих веру белых черемис.
        Письмо султану, как уже говорилось выше, дошло до адресата. Подлинник письма хранится в Османском архиве при Кабинете Министров Республики Турция в фонде «Разные бумаги дворца «Йылдыз». Дворец «Йылдыз» -официальная резиденция султана Абдул-Хамида II (1876-1909). Копия данного письма в рамках сотрудничества между архивными службами были переданы архивистами Турции Республике Татарстан. И хранится в музее Татарстана.
           Атлант Фарнезе
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 16 января 2016, 14:08

          Cheremis

          Оффтоп (контент вне темы)
             cheremis
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 января 2016, 15:53

            Ну в Марий Эл этим никого не удивить =) у нас в каждой деревне наверно по жрецу (в марийской конечно) .

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            интересный момент - историк Бахтин считает , что марийцам повезло , в том что они оказались в Московско-Казанском пограничье . Иначе бы их просто постигла судьба мери , муромы и мещёры . А так постоянная война вынудила держаться подальше от соседей .
               Сицилиец
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 16 января 2016, 17:45

              А с вятскими какие отношения были?
                 cheremis
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 16 января 2016, 18:01

                Вятские тоже как черемисы - получали какую-то видимость автономии за счёт пограничного состояния . Отношения же разные были - начиная от того что вместе с черемисами ходили в набеги , и заканчивая тем что черемисские стрелы вместе с иконами на вятке носили в крестных ходах - показывая победу христианства над язычеством .
                Вот ещё о связях - черемисский князь Кельдибек который в союзе с вятчанами , булгарами и татарами противодействовал давлению галических князей совершал нападения на Двинскую землю , а в 1417 году пытался захватить Устюг . в 1428-29 годах принимал участие в вторжении Алибека (Либея) . Галич взять не удалось но была разграблена Кострома , чуть позже Плёсо , Лух , Юрьевец , Кинешма .
                   Сицилиец
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 16 января 2016, 18:04

                  Учавствовали черемисы в сражении у Раздерихинского оврага?
                     cheremis
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 16 января 2016, 18:12

                    я не в курсе - но загуглив битву увидел - что 1418 год , совпадает с активностью Кельдибека как-раз , годом ранее пытавшегося взять Устюг . Видимо была месть устюжан (но это только догадка).
                    А "раздерихой" местные жители называют событие, случившееся между устюжанами и вятчанами – жесточайшую сечу, унесшую около 4000 жизней. Эта битва дошла до нас в преданиях. Историки же считают, что жесточайшая битва произошла в 1418 году и была первой попыткой силой оружия присоединить Вятскую землю к великому княжеству Московскому. А Великий Устюг был основной опорой Москвы в ее борьбе за объединение русских земель на севере.Но с тех пор вятские подарили языку известную пословицу "своя своих не познаша и побоище", а их потомков прозвали "слепородами".
                       Сицилиец
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 16 января 2016, 18:33

                      Т.е 2 варианта:
                      1-устюжане мстили вятским за набег и разбой, вятские устроили засаду и то ли силы не рассчитали то ли проспали выступление устюжан и удачная засада превратилась в сражение ночью.
                      2-вятские послали за помощью устюжанам и те откликнулись, не смотря на терки с вятскими. В темноте друг друга не узнали и с профессионализмом и весельем (дело то привычное) они всю ночь в овраге резали друг друга. А по утру только опомнились (ерунда какая то). Но предположим, что устюжане прибыли на помощь против третьей силы.Эта третья сила не могла быть черемисами? Кстати черемисы пытались Вятку сжечь? Были попытки?
                         cheremis
                        • Imperial
                        Imperial
                        Форумчанин

                        Дата: 16 января 2016, 19:18

                        В 1542 г. нападение татар и черемис на Вятку , Устюг и Дымково . разгром татар вятчанами под Котельничем , попытка мирных переговоров . Попытки были но думаю в основном с казанцами . Там в Кировской области ещё было Малмыжское княжество черемисского князя Болтуша . Довольно обширное кстати . Худяков даже выдвигал гипотезу что он был тысячником в иерархии Казани и принимал участие в потоплении флотилии Палецкого в 1524 году . Аналогичный князь горной черемисы Акпарс тоже владел обширными территориями (его владения сравнивают с мелкими удельными князьями Руси) .

                        - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                        Как видим из этого текста - Вятка как и черемисы пользовались автономией (получая определённую свободу в пограничном своём состоянии и даже воюя за неё с Москвой) .

                        Василий Васильевич, желая положить предел хищничеству Вятчан, решился покорить эту беспокойную республику, хотя и подвластную несколько Татарам. Он, в 1458 году, воспользовавшись враждою приволжских татар с крымскими, отправил войско под начальством князя Семеона Ряполовского против Вятчан. Жители Вятской земли заперлись в городах; Ряполовский беспрепятственно довел свое войско до Хлынова и осадил его. Осада длилась долго, Вятчане успели подкупить воеводу Григория Перхушова, который посоветовал Ряполовскому снять осаду и отступить. Таким образом поход был неудачен. Кипчатский хан Сади Ахмет, узнавши, что Велпкий Князь Василий Васильевич посылал воевать Вятскую республику, подвластную татарам, в 1459 году собрал войско и отправил его против Великаго Князя; но оно было разбито сыном Василия Васильевича, Иоанном, на берегах Оки. Едва лишь были разбиты Кипчатские татары, как в том же году Великий Князь вторично отправил войска под начальством Князей: Ивана Юрьевича, Ивана Ивановича и Дмитрия Ряполовскаго, для покоревия Вятской республики. Города: Орлов и Котельнич после недолгого сопротивления сдались войскам Великаго Князя. Жители Хлынова заперлись и долго отбивались, но видя, что, со взятием Орлова и Котельнича, им не удержаться, отворили ворота и признали власть Великокняжескую. Шестаков и Слободской сдались добровольно и вся Вятская республика покорилась власти Василия Васильевича. Но, несмотря на это, Вятская страна оставалась некоторое время почти независимою, потому что она то признавала власть Великаго Князя, то восставала против него и разоряла земли Великокняжеские, то подчинялась власти Татар. Так в 1469 году Ибрагим, Казанский Царь, отправил сильное войско в Вятскую страну, и жители ея будучи не в состоянии сопротивляться, объявили себя подданными Ибрагима. Когда войска Иоанна III хотели смирить Царя Казанскаго, то воеводе Сабурову, посланному в Хлынов для сбора людей ратных, отвечали, что они не будут помогать Великому Князю в войне с Ибрагимом, ни сему с Великим Князем. Одним словом, пока Царство Казанское было сильным, Вятская страна составляла почти владение независимое. В 1498 году Иоанн III, Великий, послал с войском воеводу Юрия Шестака-Кутузова смирить Вятчан, как мятежников, но подкупленный воевода возвратился, ничего не сделав. Собрав новое войско в числе 60,000, Иоанн отправил его под начальством воевод Князя Даниила Шени и Григория Морозова против Хлынова. Жители, видя невозможность сопротивляться, выдали главных своих бунтовщиков Аникиева, Лазарева и Богодаишинова. Вся Вятская страна навсегда покорилась власти Государя Московского. Главные же виновники возмущений были казнены.

                        - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                        Сицилиец

                        Эта третья сила не могла быть черемисами?
                        гугленье меня вывело на то что это были вотяки (удмурты) . Черемисы больше с Котельничем дело имели .
                          • 35 Страниц
                          • 1
                          • 2
                          • 3
                          • 4
                          • 5
                          • 6
                          • Последняя »
                           Похожие Темы
                          И"Бургундские Войны" - обсуждение мода
                          "Бургундские Войны" - обсуждение мода
                          Автор S SamaelBC
                          Обновление 22 апреля 2024, 23:42
                          ЭЗвёздные Войны - экранизации (общая тема)
                          Давным - Давно...
                          Автор в вертер
                          Обновление 19 апреля 2024, 23:58
                          КПропаганда и информационные войны.
                          Как подача информации влияет на сознание человека и мировые процессы.
                          Автор С Старый
                          Обновление 17 апреля 2024, 19:22
                          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                          РегистрацияВход на форум 
                          «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 08:17 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики