Сообщество Империал: Римляне в Средней Азии и на Дальнем Востоке - Сообщество Империал

Dezperado

Римляне в Средней Азии и на Дальнем Востоке

Римляне в Средней Азии и на Дальнем Востоке
Тема создана: 31 января 2016, 13:30 · Автор: Dezperado
  • 9 Страниц
  • Первая
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 31 января 2016, 13:30

О римлянах на Ближнем Востоке известно достаточно хорошо, чего не скажешь о проникновении римлян в страны Средней Азии и Дальнего Востока. Эта тема до сих пор остается дискуссионной из-за фрагментарности свидетельств, которые доступны современной науке. Однако постепенно накапливается определенный материал, который и хотелось бы обсудить в данной теме.
Для начала, классическая работа Г. Дабса, посвященная возможному столкновению римлян и китайцев в Средней Азии.



Гомер Г. Дебс

Военное соприкосновение между римлянами и китайцами в античное время
Вестник древней истории. №2, 1946, стр. 45-50
(Homer H. Dubs. 'An Ancient Military Contact Between Romans and Chinese.' American Journal of Philology 42 (1941), pp. 322-30.)

Спойлер (раскрыть)


- - - Сообщение автоматически склеено - - -

Одна из статей на данную тему привлекла мое внимание, хотелось бы ее обсудить. Итак:
Новокшенов Д.Е. Римская эмиграция в Центральной Азии

Цитата


Как заявлено в подзаголовке, "Впервые в науке об античности, рассмотрев известное о римской эмиграции времени гражданских войн в Риме, автор находит ответы на вопросы, поставленные сто лет назад: тохарского вопроса, вопроса о происхождении кушан и Кушанского царства, вопроса о происхождении эпоса о Гэсэр-хане и вопроса о причинах преображения буддизма в Центральной Азии".
Автор с самого начала поражает читателя смелым заявлением, что, Маргиана, оказывается, "коренная парфянская земля", а не Парфия, как думают ученые попроще. Дальше следует такой вал откровений, что он требует буквально построчного комментария.
Сторожевая служба (custodia, custos) представляла собой строительство, охрану и оборону на степных границах опорных пунктов стандартных римских военных лагерей7. С учетом того, что граничила Парфия в это время с союзными, фактически вассальными племенами кочевников-саков (юэчжи китайских источников), служба не была особенно обременительной.
7 Археологи отмечают появившиеся римские мотивы подобных построек этого времени: Дебс Г.Г. Указ. соч. С. 49: приведен
отрывок из частного письма В.В. Тарна: «Я не могу припомнить, чтобы где-нибудь можно было встретить, в литературе или археологии, греческий город с частоколом вокруг стен». См. также: Харрис Д. Римские легионеры в Китае (к постановке вопроса) // Военное дело населения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993, C. 229; Толстов С. Древний Хорезм. МГУ, 1948. Табл. 34. Представленная реконструкция поселения Топрак Кала показывает нам обычный римский военный лагерь. См.: Топрак-Кала. Дворец / Под ред. Ю.А. Рапопорт, Е.Е. Нерознак. М., 1984.

Автор почему-то смешивает между собой саков и юэчжей, мало того, он почему-то уверен, что юэчжи были фактически вассалами Парфии. Да с чего бы? Между прочим саки и тохары-юэчжи в 130-120 гг до н.э. нанесли ряд поражений парфянской армии, что привело к гибели двух парфянских царей.
Теперь, что касается римских мотивов. Тарн в своем письме ответил на вопрос Дабса, разъяснив, что ему не известен греческий город, обнесенный частоколом. Все. Дальше Дабс додумал сам. Мало того, речь шла об городке, построенном хуннским Чжичжи-шаньюем в Средней Азии, скорее всего на реке Талас. Однако, Дабс не знал того, что Иволгинское городище хунну в Забайкалье тоже было обнесено валами и частоколом, так что никаких римлян тут искать и не надо. Хунну все сделали сами.
Что же касается городища Топрак-кала, нет такой ученой как Е.Е. Нерознак, а есть Е. Е. Неразик. Сам план дворца:
Imp
Замечу, что сами Ю.А. Рапопорт, и Е. Е. Неразик никакое римское влияние не отмечают. На первый взгляд план городища действительно похож на римский лагерь. Однако сделан он из глиняных кирпичей. Ставка командующего в римском лагере находилась в центре лагеря, а в Топрак-кала дворец выстроен в северо-западном углу и т.д. Кроме того, дворец находится на территории Хорезма, которую контролировали племена канков, создавших протогосударство Кангха (Кангюй/Канцюй) и который парфяне не контролировали. И, самое главное, дворец построен во II-III вв н.э., то есть лет так через 200 после битвы при Каррах.
Интересно, что хозяйственные документы, повествующие нам о важности учета производства и продажи вина в Маргиане того времени, написаны на языке Иисуса, арамейском, с использованием парфянской лексики. Предположу, что мужчины, плененные в Палестине, использовались парфянами чаще в хозяйственных, чем военных целях10
Документы из Нисы написаны на парфянском языке с большим количеством включений из имперского армейского, языка канцелярии Ахеменидов, в то время как Иисус Христос, предположительно, говорил на западноарамейском. Наряд ли кто-то из римских пленных мог писать на парфянском языке, таких данных нет.
Однако самую важную роль в укоренении римской эмиграции в Центральной Азии сыграли кочевники саки-юэчжи, с которыми постоянно приходилось контактировать стражникам восточных границ Парфии. Судьба юэчжи после разгрома их хуннами и бегства на Запад исследована тщательно в последние годы. Особенно в этой связи хочется отметить труды Любови Акимовны Боровковой12. Юэчжи, у которых, как и у парфян, было многоженство (Iust. XLI, 2, 1–10), явно имели недостаток мужчин, истребленных в проигранной войне. Преобладание женщин в союзном племени по соседству должно было способствовать миролюбию анахоретствующих пограничных стражей, а доступность вина – сближению римлян с юэчжи, созданию семей и рождению потомства.
Тут автора, что называется, понесло, что не удивительно, если использовать юмористические работы Боровковой. Цитата по Юстину дана не верно, и говорится там не о юэчжах, а о парфянах. Что касается недостатка мужчин у юэчжей, то это просто пестня. Юэчжи были разбиты хунну в 200-е гг до н.э., и позднее Лаошань-шаньюем в 170-е гг. Однако, не смотря на это, в 160-е гг они сначала разбили саков ( которых автор упорно называет юэчжами),а потом и усуней, после чего все три народа начали миграцию в Среднюю Азию. В 129г до н.э. юэчжи уже разбили Греко-Бактрию и захватили Согдиану и Бактрию до Аму-Дарьи, а левобережную Бактрию сделали вассальным владением (это видел Чжан Цянь, который был в Бактрии в это время). И все это несмотря на "недостаток мужчин". Между прочим, от разгрома юэчжей и до битвы при Каррах прошло больше 120 лет, что как бэ намекает на фантазии автора.
Меж тем, именно с момента появления римлян по соседству значительная часть юэчжи в течение жизни одного поколения становится земледельцами, живущими вокруг тогда же построенных городов (римских лагерей). Эта поразительная метаморфоза кочевников давно вызывает удивление у исследователей.
Скорее смех вызывают юэчжи, живущие по соседству от римских лагерей. Опровергать тут как бэ нечего, так как и доказательств нет.
Дальше автор смело берется за решение тохарской проблемы.
Происхождение тохар не определено со времени А. Херрманна18. Но что мы знаем о них сейчас определенно? Во-первых, установлена несомненная связь тохар с юэчжи19. Во-вторых, несомненна решающая роль тохар в создании позже Кушанского царства20. В третьих, язык тохар был индоевропейским, оба известных по весьма поздним памятникам его варианта (А и В) наиболее близко родственны итало-кельтским, а также анатолийским языкам21 . В-четвертых, совершенно необычен для данной местности внешний облик тохар. Это были блондины с белой кожей и голубыми глазами22. По сей день у местных уйгуров сильна доля европеоидности23. Однако до сих пор тохарский вопрос не решен24.
Что тут скажешь? Автор совершенно по-дилетантски путает исторических тохаров античных авторов (которых мы и будем дальше называть тохарами) и тохаров историографии и лингвистики 19-20 века. В конце 19- начале 20 века в Восточном Туркестане в районе Кучи и Карашара были найдены документы на двух неизвестных языках, которых совершенно голословно назвали тохарскими языками А и Б. А меж тем, сами носители этих языков так себя не называли, они называли себя кучанцами.
С чего это автор решил, что юэчжи были "блондины с белой кожей и голубыми глазами"? Он дает ссылку: См.: Скульптура и живопись древнего Пяджикента / Отв. ред.: А.М. Беленицкий и Б.Б. Пиотровский. М., 1959; Скульптура и живопись древнего Пяджикента / Отв. ред.: А.Ю. Якубовский и М.М. Дьяконов. М., 1959; Пугаченкова Г.А. 1) Скульптура Халчаяна. М.,1971. 2) Искусство Гандхары. М., 1982.
Посмотрим первую работу, Скульптура и живопись древнего Пянджикента, вот портреты из Пянджикента, блондины пошли:

Ну и прочие блондины того же рода. Кстати, замечу, что и древние римляне были далеко не блондинами.
Представляется сомнительным искать прародителей тохар в воображаемых прародителях праиндоевропейского языка. Особенно в ситуации, когда достоверно можно указать на появление в местах будущего обитания тохар десятков тысяч римских пленных. Предлагаю свою реконструкцию происходивших тогда событий. В конце 36 года до н. э. Антоний терпит поражение, добавив противнику множество пленных из своего разгромленного войска28...Фраат именно при помощи саков вынуждает Тиридата бежать в Рим. Именно саки-эчжи, тохары, помогли Фраату отвоевать к 26 г. до н.э. престол. Не отблагодарить своих спасителей он не мог. Полагаю, что благодарность Фраата состояла в предоставлении спасителям самостоятельности в действиях на Востоке31...Подавляющее большинство оказавшихся на чужбине
римлян, постаревшие и обремененные семьями легионеры Красса, бойцы Антония, беглецы из Александрии, предпочли остаться на новой Родине, порвав с Римом. Зачем им
было возвращаться? Что ждало в Риме их, постаревших и проигравших в гражданской войне? На новой же Родине, да еще после помощи Фраату в войне за престол они были
предоставлены самим себе, жили в довольстве, обзавелись новой родней, детьми, а в перспективе маячило создание на не завоеванных никем просторах Востока своей державы, державы стражников, Кушанского царства. И оно было создано, после того как в 30 г. до н.э. в Западную Индию прибыл очередной поток римских эмигрантов из Александрии, поток, обладавший значительными материальными ценностями35. Богатство последнего потока эмиграции, соединенное со знанием действительности Центральной Азии тохарами, т.е. римлянами, породнившимися с юэчжи, сделало создание Кушанского царства вопросом времени.


Тут интересен Исход римлян из Александрии. Ссылка автора: В 30 до н.э., когда войска Октавиана подходили к Александрии, Клеопатра отправила Птолемея-Цезариона с большим богатством на юг страны, откуда он должен был отплыть в Индию. Экспедиция готовилась грандиозная. См.: Петров А.М. Несколько страниц в
защиту Клеопатры (исторический источник и литературная несправедливость) // Восток-Запад-Россия. Сб. статей. М., 2002. С. 383–390.
Но воспитатель фараона Родон уговорил его вернуться, уверив 17-летнего Цезариона, что Октавиан позволит ему править Египтом.
Цезарион не добрался до Индии, путь до которой из Египта морем занимал месяц. См.: Широкова Т.А. Египет и Кушанское царство. М.,
1991. С. 19–38. Но ведь Цезарион по плану Клеопатры отправлялся в Индию не один, а в сопровождении множества римлян и греков,
которым не приходилось надеяться на милость Августа. См. также: Blue Lucy. Boats, Routes and Sailing Conditions of Indo-Roman Tade //
Migration, trade and peoples. Europian Associations of South Asian Archaeologists Proceedings of the Eighteenth Congress. L., 2005, Parts 1–3 /
Ed. Michael Willis, British Academy, L., 2009. P. 3–14; Хвостов М. История восточной торговли греко-римского Египта (332 г. до Р. Х. – 284 г.
по Р. Х. // Изследования по истории обмена в эпоху эллинистических монархий и Римской империи. Казань, 1907.

Из ссылки автора следует, что Исход готовился в Индию, а не в Среднюю Азию, и что Исход не состоялся. Что же касается тохаров, как смеси из римлян и юэчжей, то это, конечно, сильно, но еще в 120-егг до н.э. тохары по Юстину разбили парфянского царя Артабана I, да так, что тот аж умер. Кроме того, автор вообще ничего не знает о работах Бейли по данному вопросу, что достойно сожаления. Я уж не говорю о том, что по Диону Кассию большая часть римских пленных вернулась на родину.
Откуда взялось само название Тохары? Полагаю логичным, с учетом вышеизложенного, выводить самоназвание тохар из латинского togati – обычного самоназвания свободнорожденных италиков40. Ротацизм интервокального t зафиксирован в архаичных индо-иранских языках41.
Что соотносится с замечательными работами великого русского поэта Тредьяковского, который научно доказал, что название народа этруски происходит из русского слова "хитрушки".


Кстати, полное описание боя при Таласе в переводе Таскина:
Спойлер (раскрыть)
     Dezperado
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 02 февраля 2016, 14:52

    cheremis
    Да я уже посмотрел, см. предыдущий пост. Нет этого строя ни у "Сунь-цзы", ни у "У-цзы", ни у "Сунь Бинь бинфа".

    Цитата

    то есть рыбья чешуя для китайского офицера мы уже выяснили - архаичное построение описанное в древнем трактате (с опорой на крепость пехоты , это есть и у японцев собственно) . сделаю простой вывод , что интерпретатор банально не был знаком с трактатом У-зцы и банальности рыбьей чешуи для китайского офицера или же ради сенсации умолчал о нём (собственно он своего добился - раз спустя столько лет ломаются копья) .

    Ничего вы не выяснили. Не было никакого описания в архаическом трактате ( с чего бы эти трактаты были архаическими, кстати? Сунь Бинь, вообще-то говоря только недавно открыли, знали ли его широко в эпоху Хань? И что, в эпоху Хань было что-то новее, Сыма бинфа? Да он того же времени оформления, что и предыдущие), вот и все. Это потом японский товарищ что-то придумал и назвал.

    Цитата

    но там (в тексте о Таласской битве) и не говорится что лучников не было

    Вы все ставите с ног на голову. В Ханьшу не говорится, что они были среди пехотинцев, и когда их стали обстреливать, они отступили, а не ответили. Вот найдете лучников среди пехотинцев в тексте Ханьшу, будем о них говорить.
       Valerius
      • Imperial
      Imperial
      Охотник

      Дата: 02 февраля 2016, 15:21

      Dezperado
      Собственно в самом сражении судя по описанию эти вояки в построении "рыбьей чешуей" не воевали а лишь упражнялись с оружием а потом отступили, тут как по мне и одно из главных подтверждений того что это не Римляне, Римляне бы не удивляли Китайцев на растоянии а уже в бою показали маневры с построениями и перестроениями.
      И кстати как указал выше cheremis
      построение "Чешуей" в понятии Китайцев не использование щитов на манер Римской черепахи а нечто другое, связанное с расположением войск... может нужно опираться именно на эту "чешую" с колесницами и пр. может в этой самой древнекитайской чешуе и пехоте отводилась определенная роль с определенным расположением воинов отряда.

      Где-то видел упоминание о том что Китайцы назвали "рыбьей чешуей" построение воинов отряда навроде расклада шашек, т.е задний воин стоит не в затылок а чуть сбоку-как бы сзади но и в то же время оказывался лицом к лицу с врагом.

      Насчет щитов оказывается построение с большими щитами у Китайцев "чешуя дракона" а не рыбы:)
         Dezperado
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 02 февраля 2016, 15:43

        valerius
        Вы таки не поняли, что cheremis привел данные из японского трактата 15-17 вв? А не из древнекитайского? Про колесницы и рыбью чешую -- это все фантазии.
           cheremis
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 02 февраля 2016, 16:17

          по моему это про тестудо и рыбью чешую - фантазии фантастичские . А кто-то размышляет над ними ...

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Dezperado

          valerius
          Про колесницы и рыбью чешую -- это все фантазии.
          Да вроде не фантазии - вот в этой работе говорится про колесницы и рыбью чешую . Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             rokkero
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 02 февраля 2016, 19:53

            Rup.

            Хочешь сказать, в 38 г. до н.э. китайцы или их оппоненты колесницы использовали?
            Да вроде использовали временами, хотя не всегда и их роль постоянно снижалась. В описи арсеналов военного округа Дунхай (13 г. до н.э.) перечислена куча оружия, в том числе 7174 колесниц. Только вот часть из них, если не все, наверняка была боевыми повозками вроде гуситских, а оставшиеся - командирскими, сигнальными и т.п. Читал я, против хунну использовались такие боевые повозки с арбалетчиками всередине.

            KAST

            Помню как-то читал, про деревню Лицянь и живущих там зеленоглазых и голубоглазых китайцев, которые типо потомки легионеров. Вроде и исследования их ДНК были, хотя чем это всё кончилось не знаю :038:.

            Dezperado

            Не деревня, а древний уезд, и нет там голубоглазых китайцев, обычные китайские морды
            Лисюань - есть еще одна версия, в статье «Hellenes and Romans in Ancient China 240BC-1398AD, Lucas Christopoulos, Sino-Platonic Papers №230, August, 2012». Будто бы во втором ст. до н.э. Хотан был завоеван греко-бактрами. Оттуда:

            Цитата

            Кладбище Сампула использовалось от 217 BC по 283 AD, и анализ ДНК показывает, что захороненные люди происходили из Восточного Средиземноморья или Кавказского региона.
            Мой недоперевод: (Раскрыть)


            Dezperado

            Такой пехоты в это время не было ни у персов, ни у народов СА. Она была только у греков и у римлян.

            Rup.

            А может под "рыбьей чешуёй" надо понимать строй греков.

            Imp
            :038:
               Tryggvi
              • Imperial
              Imperial
              Bokareis

              Дата: 03 февраля 2016, 13:11

              Dezperado

              Да с чего бы это древнее явление? Вокруг на тысячи километров только языки сатэм, и вдруг один язык кентум ( кучанские А и Б -- это один язык, но на разных стадиях развития). Новокшенов слышал, что латинский тоже кентум, вот и приплел его, как язык-прародитель для тохарского. Чушь, конечно, полная. Кстати, по-кучански lacks это "рыба", в немецком же Lachs -- "лосось", в то время как на латыни "рыба" -- pisces.

              Я не уверен, что стоит это столь подробно обсуждать, ибо тут это полный оффтоп, но ясность всё-таки внесу.
              Оффтоп (контент вне темы)
                 Dezperado
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 03 февраля 2016, 14:29

                cheremis

                Цитата

                Да вроде не фантазии - вот в этой работе говорится про колесницы и рыбью чешую . Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                Для начала я должен вам сказать спасибо за то, что вы обратили внимание на этот вопрос. Чтобы его решить, пришлось прибегнуть к словарю "Ханьюй дацидянь", и в 13 томе я нашел ответ. Вот что пишет И.Б. Пинк:
                В китайских документах упоминаются такие боевые порядки, как «рыбья чешуя» и «журавль и гусь». При «рыбьей чешуе» колесницы были построены в линию впереди по фронту, в то время как пехота находилась сзади.
                В каких документах? Самое раннее упоминание о строе "юйли" мы находим в комментарии "Цзочжуань" к "Чуньцю" и относится оно к 707г до н.э. Но в "Цзочжуани" говорится о строе 鱼丽阵 юйличжэнь. Что такое 鱼丽? Это не "рыбья чешуя", рыбья чешуя это 鱼鳞, т.е. юйлинь. 鱼丽 очень трудно перевести дословно, в китайских словарях его просто толкуют, а не переводят, это примерно "рыбье множество", или поэтически "косяк рыб, блестящих на солнце". В "Цзочжуани" говорится о том, что один князь создал построение "юйли", впереди поставил "бэй", позади поставил "у". И все. "Цзочжуань" был составлен в 4-3 вв до н.э., потом потерян и найден в первых годах н.э. Следующее упоминание об этом строе относится только к эпохе Цзин (3-4 вв н.э.), когда комментатор Ду Юй написал о том, что в трактате "Сыма фа" говорится о том, что "бэй" это 25 колесниц, а "у" это 5 пехотинцев. Поэтому, по мнению Ду Юя колесницы были впереди, а пехотинцы позади, и они прикрывали колесницы. И еще раз, сведений, что это применялось в бою нет. И, наконец, в трактате "Дунчжоу лего чжи" после эпохи Тан появляется объяснение этого строя: каждую колесницу прикрывали 5 "у", то есть всего 25 человек. Пробило на понимание через 15 веков после применения этого строя. И вот в таком вот виде все это попало к японскому товарищу, который просто взял и заменил колесницы конницей, получив еще один абсолютно искусственный строй. Так что вывод однозначен: данный строй -- это просто изгибы ума китайских книжников, причем, поздние изгибы ума, в эпоху Западной Хань он никому не был известен. Однако, выражение юйли применялось в поэтической речи, например, Чжан Хэн ( Хань) в одной из поэм пишет: "Дикие гуси как рыбий косяк".
                Вот его современная реконструкция:
                Imp
                Так что колесницы плюс пехотинцы, это не "рыбья чешуя", не похоже, кстати, а "рыбий косяк".
                А вот теперь перейдем к юйлинь 鱼鳞, т е. к "рыбьей чешуе". Как обозначение военного строя его впервые упоминает танский император Тай-цзун в своем трактате "Дифань", причем, не объясняя, что это такое, и, скорее всего, как синоним юйли. Юйлинь в эпоху Хань применялось для обозначения чего-то, что так же плотно следует одно за другим, как рыбья чешуя. Например, в "Ханьшу", "Лю Сян чжуань" говорится о родственниках императора, которые "как рыбья чешуя слева и справа". Танский комментатор Янь Шигу поясняет это так: "Сказано об окружении императора, которое плотно стоит рядами словно рыбья чешуя". Именно в этом смысле его и мог употребить Чэн Тан. Только в этом, без всяких колесниц.
                rokkero

                Цитата

                Да вроде использовали временами, хотя не всегда и их роль постоянно снижалась

                Колесницы даже до эпохи Троецарствия дожили, другое дело, что их использовали внутри Китая против пехоты, а вот попытки использовать их против кочевников полностью провалились. И их не использовали в строю "рыбья чешуя" или "рыбий косяк".

                Цитата

                Кладбище Сампула использовалось от 217 BC по 283 AD, и анализ ДНК показывает, что захороненные люди происходили из Восточного Средиземноморья или Кавказского региона.

                Сведения об уезде Лицянь:
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Замечания по статье «Hellenes and Romans in Ancient China 240BC-1398AD, Lucas Christopoulos, Sino-Platonic Papers №230, August, 2012».

                Цитата

                Возможно, греко-бактрийские цари Диодот и Евтидем, которые правили Бактрией, Согдианой, Ферганой и Северной Индией во времена империи Цинь, посылали войска через (почему не в? – sending troops trough) Tarim Basin.

                Ну это старая гипотеза. Нет даже надежных сведений, что Греко-Бактрия владела Ферганой, что уж тут говорить о Хотане.

                Цитата

                Запись в «Новых анналах династии Тан» рассказывает легенду, что, когда император Хань У-ди открыл Шелковый путь в Ютиан (Хотан) в I ст. до н.э., ханьцы встретили местных жителей, которые занимались странными танцами и песнями. Они также умели хорошо работать с тканями и шелками, и называли свое царство “Qusadanna” (瞿薩旦那)(искаженное «Хотана»?). Они рассказали, что пытались заполучить шелковичных червей в прошлом, но страны на восток от них не желали передавать их им. Поэтому царь Кусаданны заключил военный и брачный договор с царем на востоке, взамен чего новая принцесса должна была привезти с собой немного шелковичных червей и зерен тутового дерева. После этого, жители Кусаданны смогли самостоятельно производить шелк. Шелковое полотнище, найденное в Хотане, изображает греко-скифского или индо-греческого царя, и если мы свяжем его с этой историей, датировав ее приблизительно столетием до Хань Ву-ди, можно предположить, что Хотан некоторое время находился под властью эллинистических или эллинизированных правителей.

                На восток от Хотана лежит Китай, Карл! Изображение из Греко-Бактрии было найдено даже в Ноин-Улинских хуннских курганах, это называется импорт. В могилах китайского царства Чу 4 в до н.э., тогда это был юг Китая, были найдены египетские бусы. Хотан --Юйтянь и Аурел Стэйн.
                Xuan Zang -- Сюань Цзан, буддийский путешественник в Индию из Китая.

                Цитата

                (как показывают документы Нийи, археологические находки и монеты на китайском и кхарошти).

                Документы из Нии, это ЕМНИП самое раннее 3-5 в н.э. Монеты чуть раньше.
                На выложенной вами обложке представлен вариант штурма главного города Давани (Фергана) Эрши китайцами в 102 г до н.э.
                Tryggvi
                Оффтоп (контент вне темы)
                   cheremis
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 03 февраля 2016, 14:52

                  Dezperado

                  cheremis

                  Цитата

                  именно это я и имел в виду когда говорил , мне для этого и трактатов читать не надо было - просто голову включить

                  Цитата

                  Да вроде не фантазии - вот в этой работе говорится про колесницы и рыбью чешую . Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                  #*
                  Вот как-будто я не знаю что к тем временам колесницы вышли из употребления ... Это я написал к тому что в трактате они могли и быть но со временем всё менялось а трактаты оставались . (по которым даже сёгуны учились позже) .
                     Dezperado
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 03 февраля 2016, 15:28

                    cheremis
                    Предлагаю вам перестать флудить в теме. Если же вы считаете, что следов присутствия римлян в Средней Азии, а также в Китае нет, то потрудитесь опровергнуть пребывание римлян в Маргиане, латинские надписи в Узбекистане, клады римских монет в Китае, существование Южного морского Шелкового пути, а также посольства к китайскому двору из Римской империи. Причем, интересуют именно сведения.
                       Tryggvi
                      • Imperial
                      Imperial
                      Bokareis

                      Дата: 03 февраля 2016, 15:39

                      Dezperado
                      Оффтоп (контент вне темы)
                        • 9 Страниц
                        • Первая
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                        • 6
                        • 7
                        • 8
                        • 9
                         Похожие Темы
                        АВооружение народов Центральной и Средней Азии в Новое Время
                        От Туркмении до Монголии, с параллелями у сопредельных стран, народов и культур
                        Автор O O4kapuk
                        Обновление 02 марта 2024, 18:01
                        АКолониальные войны на Дальнем Востоке в XIX веке
                        Как Вьетнам, Китай, Корея и Япония встретили первый натиск Запада
                        Автор И Из деревни при...
                        Обновление 07 ноября 2023, 21:32
                        ФВампиры средней полосы
                        Сериал. Россия. Жанр: детектив, комедия, фэнтези
                        Автор в вертер
                        Обновление 02 декабря 2022, 21:52
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Рим Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 19:32 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики