JOHNY
когда показали фильмец миру, то историки таки всполощились и даже грозились или подали ли иск на Гибсона за клевету! мол де какими он представил индейцев майя - создателей таких пирамид - такими однобокими - мол только одни жертвоприношения...
Старейшины и жрецы майя, представляющие индейские общины, написали в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан жалобу на Мела Гибсона и его новый фильм «Апокалипсис». По заявлению активистов, в картине очень много ошибок – например, в описании быта и переводе диалогов с языка майя. Но больше всего старейшин возмутило то, что Гибсон показал представителей цивилизации майя кровожадными, полудикими, которые думали исключительно о церемониях жертвоприношения. В доказательство того, что режиссер не прав, старейшины предоставили в комиссию выдержки трудов историков, в которых говорится, что человеческие жертвоприношения в империи майя носили всего лишь эпизодический характер.
По словам координатора Комиссии по правам человека штата Юкатан Бальтасара Ксооль Мая, в документе, представленном старейшинами и жрецами, доказывается со ссылками на труды историков и археологов, что человеческие жертвоприношения в империи майя, в отличие от более раннего государства тольтеков, носили эпизодический характер и совершались лишь в дни больших триумфов или во время серьезных природных катаклизмов — засух, землетрясений, ураганов.
Также вожди недовольны тем, что Гибсон показал испанских конкистадоров как спасителей народа майя от жестоких властей империи. Обиженные индейцы утверждают обратное, они настаивают на том, что «именно эти «носители порядка» огнем и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов».
Не меньше жрецов возмутил внешний вид гибсоновских «майя». Они настаивают на том, что в картине показаны племена, обитавшие не на американском континенте, а в Африке. «Режиссеру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щек для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой», – пишут старейшины. В итоге индейцы назвали Гибсона дилетантом, а его фильм примитивным и потребовали не пропускать его в широкий прокат.
4 января 2007 года на Мела Гибсона подал в суд мексиканский кинорежиссер Хуан Мора Кэтлетт. Он обвиняет голливудского кинематографиста в том, что тот позаимствовал идеи своей картины «Апокалипсис» /Apocalypto/ (2006) из фильма Кэтлетта 1991 года «Возвращение в Ацтлан» /Retorno A Aztlan/, также посвященного гибели цивилизации майя. В доказательство мексиканец приводит свидетельства того, что помощники Гибсона просматривали «Возвращение» как раз в то время, как шли работы над «Апокалипсисом» и некоторые сцены были перенесены в новую картину практически без изменений.