Сообщество Империал: Правовая система Древнего Китая - Сообщество Империал

Чиполлино

Правовая система Древнего Китая

На основе идей конфуцианства и легизма
Тема создана: 12 декабря 2015, 21:50 · Автор: Чиполлино
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 Чиполлино
  • Imperial
Imperial
Итальянский лук

Дата: 12 декабря 2015, 21:50

Imp


В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньскоиньском1 и раннечжоусском2 Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану. Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большое значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.

В VI веке до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства - идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т.е. добродетели и морали.

Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении "меры" во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе "веления Небес" - это совокупность групп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Главной идеей такого объединения является идея "сяо" - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.

Читать дальше (Раскрыть)

Источники права (Раскрыть)

Уголовное право (Раскрыть)

Наказания (Раскрыть)

Брак и семья (Раскрыть)

Регулирование имущественных отношений (Раскрыть)

Судебный процесс (Раскрыть)

1 Государство Шан-Инь - государственное образование, существовавшее с 1600 года до н.э. по 1027 год до н.э. в землях к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину. Государство Шан предшествовало государству Чжоу.
2 Государство Чжоу – государственное образование, существовавшее с 1045 года до н.э. по 221 до н.э. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратила править Китаем после победы династии Цинь.
3 Легисты - юристы, законоведы, занимавшие должности советников при правителях.
4 Период сражающихся царств - период китайской истории от V века до н.э. до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 году до н.э.
5 Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (воюющих царств), сформировавшаяся в IV–III вв. до н.э., известная также как «Школа законников».
     Dezperado
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 27 сентября 2016, 11:45

    Последний Эллин

    Хотя стоит упомянуть, что землевладельцы могли также совершать и сделки с землёй (купля-продажа, например), что по сути и является распоряжением (определением юридической судьбы вещи) разве что с поправкой на то, что распоряжались они не столько землёй, сколько своим правом владения (т.е. распоряжались правом на вещь). И тогда встаёт вопрос, а что это было за право? какая правовая конструкция оформляла правоотношения?

    Все эти сделки надежно фиксируются только с эпох Цинь и Хань. При этом, продавец был обязан получить согласие членов своей общины ли и старейшин саньлао или фулао на сделку. После чего он должен был выставить угощение и устроить пир (немаленькие расходы). Таким образом, даже владея землей, он владел ею не в полной мере, а ограниченно, я бы сказал, условно.
    А в эпоху Чжоу (до Чжаньго) аристократ даже продать свою землю не мог. И продать тех, кто на ней работал -- тоже.

    Последний Эллин

    Уважаемые мною Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А. не единственные правоведы в этой стране, и их труд, единственный на который я ссылаюсь, не является специализированным по истории права древнего Китая, отсюда и упрощения, которые также вызваны моим вольным пересказом и правопониманием (скорее даже только моим правопониманием).

    Да все нормально, у нас вообще по этой теме хороших работ практически нет. Тем более, что 70 лет пытались натягивать на Китай марксистские одежды. Благодаря чему, например, эпохи Чуньцю, Чжаньго и Цинь-Хань были рабовладельческими, еще Го Можо придумал, кстати.

    Аорс

    Вы бы ещё дзягувэнь предложили

    Цзягувэнь.

    Последний Эллин

    Если уж рационально смотреть на вопрос, то есть император, а есть "фа", которое это император создаёт. Вы же не думаете, что "фа" появляется просто так с небес. Сложность доктрины легизма я нисколько не умаляю, даже напротив. Легизм, в первую очередь, философское учение. Но это философское учение выработало правовую доктрину (а она решает несколько иные в отличии от философии проблемы), которая с позиции философских догматов рассматривало правовые категории.

    Первые писаные законы в Китае появились еще в 6 в до н.э. еще до всякого легизма. Кстати, истоки легизма-- все в том же конфуцианстве. Кроме легизма существовала еще и школа Гуаньцзы, эти как раз занимались гос менеджментом. Легизм это было такое достаточно утопическое течение. Стоит упомянуть о том, что в эпоху Цинь Шихуана легизм соединился с доктриной Цзоу Яня из академии Цзися (Ланье, царство Ци), который разработал учение усин (5 стихий, вода, дерево и т.д). Поэтому Цинь Шихуан решил, что династия Цинь правит под покровительством стихии Воды, год начинался зимой, гос цвет был черным: черные флаги, черные одежды, черные лошади для императора, в правлении преобладали наказания. Это все надо учитывать, вот вам и рационализм.
    Советую посмотреть работы Рубина: Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая: четыре силуэта (Трагедия и человеческая личность, Конфуций и раннее конфуцианство. Государственная машина для всеобщей пользы`, Мо-цзы и моизм. Теория и практика тоталитарного государства, Шан ян и легизм. Природа против цивилизации).

    Последний Эллин

    Разница лишь в нормативном регулировании данного вопроса, которое уже зависит от различных причин ( от природных вплоть до политических).

    Как это делалось в Китае, собственность и все-все, замечательный рассказ Пу Сунлина (17в) в переводе академика Алексеева:
    Спойлер (раскрыть)
       Последний Римлянин
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 27 сентября 2016, 12:48

      Dezperado

      Все эти сделки надежно фиксируются только с эпох Цинь и Хань. При этом, продавец был обязан получить согласие членов своей общины ли и старейшин саньлао или фулао на сделку. После чего он должен был выставить угощение и устроить пир (немаленькие расходы). Таким образом, даже владея землей, он владел ею не в полной мере, а ограниченно, я бы сказал, условно.
      А в эпоху Чжоу (до Чжаньго) аристократ даже продать свою землю не мог. И продать тех, кто на ней работал -- тоже.


      Смотрите, тут всё-таки надо разграничивать понятия "владения" и "распоряжения". С юридической точки зрения владение представляет собой фактическое обладание вещью, оно естественно было. А купля-продажа да и вообще любая сделка - это суть распоряжение, и пример распоряжения, собственно говоря, Вы и приводите. А вот уже правомочие распоряжения, как мы в этом убедились, и было ограниченным. То есть землевладельцу по факту было трудно, пользуясь правовой терминологией, "определять юридическую судьбу" вещи, так как (подводя итоги нашему диалогу):

      а) не имел права собственности как такового;
      б) существовали нормативные (не путать с нормативно-правовыми!) ограничения по распоряжению правомочием владения.

      Вообще, сохранились ли какие-нибудь договоры с того времени? Было бы интересно на них взглянуть и оценить с правовой точки зрения (юридическая техника, содержание правоотношений сторон и т.д.).

      Dezperado

      Да все нормально, у нас вообще по этой теме хороших работ практически нет. Тем более, что 70 лет пытались натягивать на Китай марксистские одежды. Благодаря чему, например, эпохи Чуньцю, Чжаньго и Цинь-Хань были рабовладельческими, еще Го Можо придумал, кстати.


      Тогда не могли бы Вы подсказать труды по этой тематике (желательно, юридической направленности)? Я пытался найти, но что-то соответствующих научных работ не нашёл. Только общеисторические или историко-экономические. Но всё-таки историки права несколько иначе смотрят на вещи, нежели историки-экономисты, например. Тогда встаёт ещё вопрос, какие первоисточники лучше всего изучить? Может есть какие-нибудь нормативно-правовые акты (навскидку только Книгу законов царства Вэй вспомнил)? Или например, те же договоры? Извините, если завалил вопросами :)

      Dezperado

      Первые писаные законы в Китае появились еще в 6 в до н.э. еще до всякого легизма.


      Они везде были ещё со древних времён. Другое дело, какая правовая сила была у закона да и вообще правопонимание в целом. У конфуцианцев был один подход, у легистов - другой. Лишь в эпоху Хань оба этих течения достигли компромисса.

      Dezperado

      Поэтому Цинь Шихуан решил, что династия Цинь правит под покровительством стихии Воды, год начинался зимой, гос цвет был черным: черные флаги, черные одежды, черные лошади для императора, в правлении преобладали наказания. Это все надо учитывать, вот вам и рационализм.


      Опять же, я нисколько не умаляю сложности легизма. Это философское учение, в конце концов. Но оно выработало правовую доктрину, главная задача которой формирование правовых норм, основываясь на этой философии. Доктрина руководствовалась обоснованием того, почему "фа" должен превалировать, и на основе этого формировались нормы права. Естественно, это обоснование будет связано с мистикой, так как это вообще характерно для права древних народов (к слову, это имеет место и в некоторых современных правовых системах).

      Понимаете, мне кажется, что мы говорим об одном и том же, но Вы смотрите на легизм, как философию, а я, как на источник права.
         Последний Римлянин
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 27 сентября 2016, 13:25

        UPDT.

        Dezperado

        ри этом, продавец был обязан получить согласие членов своей общины ли и старейшин саньлао или фулао на сделку. После чего он должен был выставить угощение и устроить пир (немаленькие расходы).


        Я вот задумался на эту тему. Похожая система была у древних германцев. Пир по сути представлял собой не столько обременение для лица, сколько один из способов "зарегистрировать" договор. Люди, которые присутствовали на пиру становились свидетелями сделки (как например, свидетели в договоре манципации, правда без пира :D ) и, по сути, удостоверяли сделку посредством такого обряда. Поэтому это не ограничение, а скорее способ обезопасить сделку.

        Насчёт согласия членов общин, было ли оно формальным или произвольным? Нечто похоже было в римском праве наследования, когда необходимо было на народном собрании объявить о своём намерении передать имущество в наследство, а римский народ выступал формально, как одобряющий субъект. Знаю, что это разные правовые системы и разные отрасли права (вещное и наследственное), но я рискну провести аналогию.
           Dezperado
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 29 сентября 2016, 14:19

          Последний Эллин

          Вообще, сохранились ли какие-нибудь договоры с того времени? Было бы интересно на них взглянуть и оценить с правовой точки зрения (юридическая техника, содержание правоотношений сторон и т.д.).

          У нас этими вопросами занимался Л.С. Переломов. Договоры сохранились, но в основном это эпохи Цинь и Хань. Посмотрите: Переломов Л.С.Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.); Пероломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая, М. 1981г.

          Последний Эллин

          Тогда не могли бы Вы подсказать труды по этой тематике (желательно, юридической направленности)? Я пытался найти, но что-то соответствующих научных работ не нашёл. Только общеисторические или историко-экономические. Но всё-таки историки права несколько иначе смотрят на вещи, нежели историки-экономисты, например. Тогда встаёт ещё вопрос, какие первоисточники лучше всего изучить? Может есть какие-нибудь нормативно-правовые акты (навскидку только Книгу законов царства Вэй вспомнил)? Или например, те же договоры? Извините, если завалил вопросами
          Единственная нормальная работа на это тему, что мне известна, это энциклопедия Духовная культура Китая, Т. 4, Историческая мысль, Политическая и правовая культура, М. 2009.
          Эти вопросы рассмотрены достаточно подробно. Например:

          Imp

          О собственности:

          Imp

          И о китайской " частной собственности", из книги "Империя Цинь". Замечательно, общинника выгоняли работать на его "частном участке" как колхозника.

          Imp
             Чиполлино
            • Imperial
            Imperial
            Итальянский лук

            Дата: 25 марта 2017, 16:08

            Уголовное право Древнего Китая: попытка реконструкции по историческому источнику "Ши Цзи"
            Автор: А.К. Мазуркевич*, "Российский юридический журнал" № 6 за 2013 год

            «Ши цзи» («Исторические записки») — сборник, составленный историком династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) Сыма Цянем (135—86 гг. до н. э.). Современное название «Ши цзи» получили уже после смерти Сыма Цяня, сам историк называл свой труд «Тайшигун шу» — «Книга придворного историографа»1. Сыма Цянь в полной мере использовал свое положение: работал с архивами Чжоухоу, читал «указы о заслугах». Также он получал сведения, путешествуя по стране и знакомясь с легендами и преданиями разных регионов Китая. Для составления жизнеописаний Сыма Цянь общался с современниками описываемых им деятелей, близко их знавшими. Некоторые сведения автор труда получил в процессе служебной деятельности2.

            В китайской историографии принято считать, что «Ши цзи» увидели свет в период правления императора Сюань-ди (73—49 гг. до н. э.), когда внук Сыма Цяня обнаружил рукопись своего деда3.

            «Ши цзи» включают пять разделов: «Основные записи»; «Хронологические таблицы»; «Трактаты»; «Истории наследственных домов»; «Жизнеописания»4.

            «Основные записи» («Бэнь цзи») — первая по расположению и основная по замыслу часть «Исторических записок». «Бэнь цзи» обозначили исторический фон, раскрытию содержания которого должны были послужить последующие разделы «Исторических записок»5.

            «Хронологические таблицы»: Сыма Цянь был первым китайским историком, приложившим к историческому труду хронологические таблицы: этот раздел не лишен ошибок и противоречий, но в наше время он незаменим при составлении хронологических таблиц по древней истории Китая6.

            «Трактаты» («Шу») посвящены различным отраслям общественной жизни, культуры, науки: экономической истории и теории (обмен, деньги, налоговая политика) («Трактат о балансе торговли»), ирригации («Трактат о реках и каналах»), астрономии («Трактат о небесных светилах»), календарю («Трактат о календаре»), музыке («Трактат о музыке»), религии («Трактат о жертвоприношениях») и т.д.7

            «Истории наследственных домов» («Ши цзя») — биографический раздел «Исторических записок», посвящен истории царств эпохи Чжоу, включает биографии крупнейших представителей наследственной знати8.

            «Жизнеописания» («Ле чжуань») содержит жизнеописания знаменитых философов, ученых, поэтов, полководцев, дипломатов, государственных деятелей, чиновников и т.д.9

            Рассмотрим отражение в «Ши цзи» сведений об уголовном праве.
            Читать далее (Раскрыть)

            Примечания (Раскрыть)
              • 2 Страниц
              • 1
              • 2
               Похожие Темы
              ФВластители морей Древнего Мира
              Корабли, флоты, порты и сражения...
              Автор С Старый
              Обновление 09 апреля 2024, 04:47
              АГосударства Древнего Востока
              Египет, Ассирия, Парфия, Индия и др.
              Автор Ш ШиП
              Обновление 22 марта 2024, 22:45
              ФФортификации Древнего мира
              Крепости от возникновения цивилизаций до падения Западной Римской имп
              Автор С Старый
              Обновление 14 марта 2024, 11:28
              Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
              РегистрацияВход на форум 
              Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Право Древнего Мира Обратная Связь
              Стиль:Language: 
              «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 18 апр 2024, 21:37 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики