Сообщество Империал: Правовое положение женщин на Руси - Сообщество Империал

Чиполлино

Правовое положение женщин на Руси

Источники, в семейном праве, в уголовном праве и т.д.
Тема создана: 16 декабря 2016, 21:48 · Автор: Чиполлино
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 Чиполлино
  • Imperial
Imperial
Итальянский лук

Дата: 16 декабря 2016, 21:48

Источники, регулирующие правовое положение женщины на Руси в IX-XV вв.
Ярмонова Елена Николаевна, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Армавир, Краснодарский край

Правовое регулирование положения женщин в Древней Руси в период с IX по XIV вв, осуществлялось нормативными актами светского происхождения, смешанной юрисдикции, каноническими актами, а также источниками, которые лишь условно можно отнести к нормативным в которых требования к человеку были лишены строгой обязательности, но в то же время являлись желательным образцом, идеалом, например, обычаями.

В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян формировались обычаи, то есть устойчивые правила поведения. Постепенно часть обычаев стала обеспечиваться обязательным принуждением к исполнению родоплеменными органами и общинами и приобрела качества обычного права. Часть норм обычного права закреплялась в государственном письменном законодательстве, обнаруживая большую живучесть, часть видоизменялась или законодательно запрещалась. Некоторые элементы обычного права в сфере регулирования правового положения женщин сохранились в крестьянской среде до XIX в.

Правовое положение женщины в Древней Руси с IX по XV вв. помимо правовых обычаев регулировалось как светскими нормативными актами, так и нормами церковного права. Светские памятники позволяют с большей определенностью говорить о социально-экономических аспектах проблемы права, а церковные яснее характеризуют нормы морали, нравственности, специфику отношений к женщине со стороны общества, семьи, государства и церкви.
Читать далее (Reveal)
     Чиполлино
    • Imperial
    Imperial
    Итальянский лук

    Дата: 18 декабря 2016, 22:16

    Женщина Древней Руси как субъект преступления и объект преступного посягательства
    Е.Н. Ярмонова, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Армавир, Краснодарский край

    Затруднительно составить полную картину о женщине как субъекте преступления и уголовного процесса в языческую эпоху. Это объясняется в первую очередь отсутствием достаточных сведений об этом периоде. Учитывая, что до нас не дошли никакие сведения о различии наказаний за какие-либо уголовные преступления для мужчины и женщины и что в самых ранних законодательных актах мы не встречаем таких примеров, можно утверждать, что особой формы ответственности или особых наказаний для женщин в языческий период не существовало. При совершении преступлений в семье женщина, видимо, несла ответственность перед мужем или перед главой семьи, если муж был лицом подвластным в большой семье. Нельзя сомневаться, что женщина с момента формирования языческой семьи путем заключения брака в виде умычки, покупки жены несла ответственность за прелюбодеяние, так как рассматривалась как имущество своего мужа, по отношению к которому он обладал полной властью. При наличии многоженства и наложничества, говорить об ответственности за прелюбодеяние со стороны мужа не возможно. Хотя, видимо, какие-то ограничения половой свободы мужа существовали и в этот период, иначе странным является утверждение летописца, что Рогнеда, простившая мужу убийство отца и братьев, «не могла простить измены в любви: ибо великий князь уже предпочитал ей других жен и выслал несчастную из дворца своего». Рогнеда, будучи рожденной в язычестве, не могла защищать христианское единобрачие. Следовательно, право на месть в качестве ответственности за прелюбодеяние мужа возникало не при связи с другими женщинами и последующими женитьбами мужа, а при отсутствии внимания и возможно имущественного обеспечения кого-либо из жен.
    Читать далее (Reveal)
       Чиполлино
      • Imperial
      Imperial
      Итальянский лук

      Дата: 23 декабря 2016, 18:40

      Положение женщины в браке на Руси
      Е.Н. Ярмонова, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Армавир, Краснодарский край

      Правовое положение женщины в семье и обществе в целом относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными и в связи с этим не менялось практически и положение женщины, однако со временем женщины стали допускаться к наследованию, правда варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию) и это тоже не давало возможности развиться правоспособности женщин в этой в наследственной сфере в полном объеме. Это же сдерживало и развитие имущественных, а как следствие и личных неимущественных прав в семье. Отношения в семье основывались на власти отца и мужа, лишь в поздний феодальный период женщина приобретает некоторые права в отношении мужа и детей. Эти основные тенденции в области семейного права в полной мере влияли на положение женщины.

      Большое влияние на положение женщины в семье имеет постепенный переход от больших семей к малым семьям, который происходит постепенно и не заканчивается полностью в рассматриваемый мною период. Это связано с тем что переход от нераздельной семьи к малым семьям приводил к полному изменению семейных устоев «Наиболее существенным явлением неразделенной семьи надо признать общее владение имуществом и общее хозяйство» Отмирание пережитков семейных отношений уже в XII - XIII вв. привело к постепенному расширению социальных, личных и имущественно-наследственных прав женщин различных классов.
      Читать далее (Reveal)
         Чиполлино
        • Imperial
        Imperial
        Итальянский лук

        Дата: 26 декабря 2016, 22:41

        Основания для расторжения брака на Руси
        Е.Н. Ярмонова, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Армавир, Краснодарский край

        Развод в период существования языческой семьи производился свободно. Расторжение брака было возможно по обоюдному согласию. Языческий обряд требовал от супругов отправиться к ручью и встать на противоположных берегах. Взявши за концы тонкую ветку, тянуть ее до той поры, пока она не разорвется. Чибиряев С.А. указывал: «У воды совершался языческий брак, у воды он и прекращался». Развод осуществлялся по общему согласию следующим образом: «муж и жена шли к проточной воде и становились каждый на противоположном берегу речки или ручья и взявшись за концы толстую холсту, тянули ее до тех пор, пока не разрывали, после того расходились куда им угодно и делались свободными.» Есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина. В то же время часть авторов указывали на нерасторжимость брака в языческом браке. В.В. Момотов в своей монографии пишет: «Языческие представления говорили о том, что брак вечен и он не заканчивается земной жизнью, на это указывает сожжение вдов у руссов при смерти мужа, очень подробно описанное арабскими историками.» К.А. Неволин анализируя данные приведенные арабскими писателями, доказывает, что история введения Христианства показывает нам, что независимо от этого у Славян и, конечно, у Руссов существовала неограниченная свобода развода. Сергеевич В.И. пишет, что в языческий период мы встречаемся еще с правом мужа отпустить свою жену, которое он объяснял самой властью мужа над женой. Жена, по его мнению, не могла оставить мужа без его согласия, В тоже время А. Загоровский, анализируя права на развод в языческом обществе, вполне допускает возможность жены покинуть мужа. В более поздний период прекращение брака стало оформляться особыми письменными договорами - отпускными со стороны мужа жене. Брачный союз прекращается смертью одного из супругов. Идеал христианского брака - абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе». На практике, как свидетельствуют многие исследователи, развод супругов в Древней Руси допускался. Христианский брак нерасторжим при жизни супругов, за исключением случаев прелюбодеяния. Правовая идея святости брачных уз сформировалась под воздействием христианской этики, нормы которой подробно изложены в Библии, Священных книгах Ветхого и Нового завета: «Бытие», гл. 2, ст. 21-25, «Евангелие от Матфея», гл. 19, ст. 1-12, «Евангелие от Марка», гл. 10, ст. 1-12 и др., христианские идеи формировали контуры правовых форм брака. Христианское учение о нерасторжимости брака при жизни супругов противоречило римской правовой практике, допускавшей как развод по обоюдному согласию, так и развод по требованию одного из супругов, основанному на законном основании. Осуждая свободный развод, Древняя Церковь всячески стремилась отвратить от него своих членов и не принимала в клир второбрачных.
        Читать далее (Reveal)
           Чиполлино
          • Imperial
          Imperial
          Итальянский лук

          Дата: 29 декабря 2016, 12:46

          Правовое положение древнерусских женщин в хозяйственной, политической и культурной сферах жизни
          Е.Н. Ярмонова, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Армавир, Краснодарский край

          Оценить различные права и обязанности древнерусских женщин в комплексе можно через такое понятие как правовое положение, так как в нем отражаются различные стороны юридической жизни того или иного субъекта права. В нашей работе правовое положение древнерусской женщины рассматривается как «юридически закрепленное положение личности в обществе». Н.И, Матузов в своей работе дает таким образом понятие правового статуса, но при этом указывает, что это понятия равнозначные. В научной литературе были высказаны и другие мнения, например Витрук, Кучинский различают правовой статус и правовое положение субъекта, рассматривая правовое положение как более общее понятие. Такой взгляд на данный вопрос не противоречит основной концепции нашей работы.

          Одним из важнейших аспектов при анализе правового положения женщины на Руси с IX - XV вв. является вопрос о возможности женщины выступать в качестве собственницы имущества, а также субъекта гражданско-правовых сделок. Это проблема является очень важной не только потому, что в рамках моего исследования показывает эволюцию имущественной правоспособности на Руси в рассматриваемый период, но и, в первую очередь, потому, что не ознакомившись с нормативно-правовыми актами, которые лежали у истоков закрепления основных положений древнерусского семейного и наследственного права, а также нормативными актами, которые предусматривают ответственность за имущественные преступления в семейно-бытовой сфере, невозможно проследить основные тенденции развития неравноправного положения женщины в семейной и имущественной сфере на дальнейших этапах развития Российского общества.
          Читать далее (Reveal)
             Отче
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 10 января 2017, 09:08

            И какие выводы можно сделать по теме? Стоит расширить права женщин или урезать? :038:
               rutalex
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 10 января 2017, 20:25

              Отче (10 января 2017, 09:08):

              И какие выводы можно сделать по теме? Стоит расширить права женщин или урезать?

              В древнерусском обществе? Поздно метаться, думаю :017:
                 Отче
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 11 января 2017, 01:57

                rutalex (10 января 2017, 20:25):

                Отче (10 января 2017, 09:08):

                И какие выводы можно сделать по теме? Стоит расширить права женщин или урезать?

                В древнерусском обществе? Поздно метаться, думаю :017:


                Мне показалось, что автор неспроста осветил эту тему. Хочет поспорить, сравнить с современным правом и т.д. Если нет, и это просто информация к размышлению, то извиняюсь и удаляюсь. :046:
                   GrishaViking
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 11 января 2017, 02:03

                  По природным соображениям женщин
                  Отведено определённое место в жизни общества да женщине не свободны но на них лежит большая ответственность в семье и по существу что в языческое Руси или христианской Руси о феминизме речь не может быть это лишь атеизм способен уравнять женщин и мужчин
                     Отче
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 11 января 2017, 02:07

                    GrishaViking не могли бы вы точнее сформулировать вашу мысль.
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      КСильные Женщины / ТП портят фильмы
                      Сильные Женщины / ТП портят фильмы
                      Автор b bitterhowl
                      Обновление 03 декабря 2023, 05:56
                      ГОбновленный реплейсер Соратников от BB - женщины (LE)
                      Высокополигональный реплейсер внешности женщин-Соратников.
                      Автор Т Тёмный Мститель
                      Обновление 25 января 2023, 18:37
                      ГОбновленный реплейсер NPC из Темного Братства от BB - женщины (LE)
                      Высокополигональный реплейсер внешности женских NPC из Темного Братства
                      Автор C Celman Ctraik
                      Обновление 01 декабря 2022, 17:52
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Право Средневековья Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 мар 2024, 06:33 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики