Ещё раз о экономике.
Может возникнуть сомнение, что ниже написанное возможно в ХоИ3 реализовать, поэтому говорю сразу: пока что всё это реализуется нормально. Думаю, всё получится, ничего невозможного тут нет. Но никаких гарантий, мало ли что.
В оригинальной ХоИ3 экономика была крайне деревянной и вообще никакой, спрос на товары народного потребления почему-то зависел не от численности населения (людских ресурсов), а от объёма промышленного потенциала. И на производстве товаров народного потребления, то есть на перемещении соответствующего ползунка в окне производства вся гражданская экономика заканчивалась. В ХоИ4 экономическая модель ещё более убогая.
Я счёл нужным сделать экономику более реалистичной и подробной, учитывая, какое место имела эта самая экономика в холодной войне.
Как уже говорил ранее, ВПК и гражданский сектор экономики разъединены (в оригинале это было одним целым, когда не было разделения заводов на гражданские и военные, а были просто заводы, которые производили всё сразу).
Промышленный потенциал больше не отражает всю промышленную мощь всей страны, ПП теперь называется даже по-другому.
Теперь это "мощь ВПК", то есть совокупность военных заводов (государственных и частных, если последние выполняют государственный заказ), военные заводы производят только военную продукцию (припасы, перевооружение, производство подразделений и так далее), производство товаров народного потребления теперь осуществляют только гражданские заводы, которые производят только товары народного потребления. Количество военных заводов (государственных и частных) будет зависеть от объёма финансирования армии, то есть от объёма гос.заказа. Если финансирование будет низким и если не будет экспорта военной продукции в другие страны, то военные заводы будут закрываться. Основная разница между частными и государственными заводами в том, что государственные заводы дают всю свою прибыль в бюджет, а частные дают лишь часть прибыли в виде налога, уровень которого можно менять, но частные заводы имеют бонус к конкурентоспособности произведённых товаров. При рыночной экономике государственных заводов не будет, будут только частные, при смешенной будут и те, и другие, при плане будут только государтсвенные, а при плане с элементами рынка все заводы также будут государственными, но они будут иметь бонус к конкурентоспособности и давать меньше дохода в казну. Количество частных заводов будет во многом зависеть от налогов. Чем больше налоги, тем больше дохода в бюджет, но тем скорее заводы разорятся и тем реже будут появляться новые. Вы может поддерживать строительство заводов вложениями.
Спрос на товары народного потребления будет зависеть от численности населения и уровня доходов этого населения - чем выше уровень доходов и чем больше население, тем больше спрос. Выглядит это так: раз в 2-3 месяца будет появляться событие "Произведённые ТНП" (объём производства зависит от количества заводов и технологического уровня заводского оборудования), которое увеличит коэффициент "Количество ТНП", а следом будет событие "Продажа ТНП внутри страны" (объём продаж будет зависеть от численности населения, опять же, и от уровня доходов населения), которое будет уменьшать коэффициент "количество ТНП". Если в итоге количество произведённой продукции окажется больше, чем купленной, то это значит, что товары в профиците,а это значит, что дефицита ТНП нет, и излишки могут продаваться в другие страны. Если будет дефицит, то будет расти недовольство. Если объём производства вашей продукции будет ниже спроса, то дефицита может и не быть, если этот вакуум заполнят товары из других стран.
Теперь остановимся на уровне доходов населения. Я до конца ещё не придумал, от чего должен зависеть этот показатель, кроме затрат на социалку (если есть идеи, предлагайте). Если у вас, например, первый уровень доходов, то есть если население нищее, то спрос на ТНП будет небольшим. Но если вы как-то поднимите этот уровень, например, до 3-го, то не только спрос будет больше, но и население будет вам благодарно за это поднятие, что повысит поддержку правящей партии и уменьшит недовольство, и если ВСКОРЕ (!) уровень доходов опять упадёт до единицы, то население не будет значительно недовольно, однако, если более высокий уровень доходов продержится продолжительное время, то население уже привыкнет к такому уровню доходов, а это значит, что если уровень доходов упадёт, то
население уже озлобится, будет значительно расти недовольство.
Будет такой показатель как "конкурентоспособность" товаров народного потребления. Он будет зависеть от уровня технологий, например, электроники, от экономической системы (частные заводы будут иметь бонус к конкурентоспособности продукции) и от торговой политики страны, где эта продукция продаётся. Например, если вы продаёте свои товары внутри своей страны, если у вас высокий технологический уровень, если у вас протекционистская торговая политика (которая также повышает конкурентоспособность ваших товаров на вашем же рынке), то вы не оставите конкурентам из других стран шанса - люди будут покупать только ваши товары, а это значит, что ваши заводы, производящие эту продукцию, будут богаче,а это значит, что прибыль страны от этих заводов будет больше, что хорошо для бюджета страны.
Если произведённых товаров будет больше, чем проданных, например, из-за низкой конкурентоспособности или просто из-за слишком большого объёма производства, то начнётся перепроизводство, из-за чего будет сначала сокращение производства, а потом заводы будут разоряться и закрываться (частные, государственные можно спасти дотациями), а это значит, что доходов в бюджет от них больше не будет.
Свой рынок можно вовсе закрыть для иностранщины, тогда на этом рынке будут только ваши товары. Дипломатическими действиями или решениями ООН можно наклыдваться эмбарго, ограничивая экспорт или импорт.
На этом эта часть дневника о конкурентоспособности не заканчивается. Дело в том, что население, если оно покупало более качественную, конкурентоспособную продукцию, привыкает к высокому качеству товаров, а это значит, что если этих качественных товаров не будет больше, то будет расти недовольство - не так сильно, как при дефиците, но всё равно ощутимо.
Приведу пример: вы какая-нибудь Испания, вы производите свою прямо скажем низкокачественную продукцию и продаёте её населению, всё нормально. Но вдруг на вашем рынке появляются французы, которые продают более конкурентоспособную продукцию, население начинает вместо испанских товаров покупать французские, всё нормально. И вы, чтобы защитить своих производителей, вводите эмбарго Франции, французы свои товары больше не продают. Люди, вкусив однажды более качественные французские товары, вынуждены вновь покупать ваши низкокачественные. Из-за этого будет расти недовольство, покуда население не привыкнет вновь к вашим товарам или покуда ваши товары не станут ничем не хуже французских или покуда французы не вернутся на ваш рынок. Вот и всё.
Вроде бы, всё пока что.
Чтобы ваша экономика процветала, нужно вводить низкие налоги (если у вас есть частные заводы), иследовать технологии, которые повышают конкурентоспособность и делать так при помощи политики и дипломатии, чтобы ваши рынки сбыта были открыты для вас и, желательно, особенно если вы уступаете в конкурентоспособности, чтобы они были закрыты для конкурентов (это ещё один повод включить страны в вашу сферу влияния). Например, Польша ваша марианетка, ваше влияние на Польшу высокое, вы можете заставить её закрыть свой рынок для американцев и, если у Польши протекционизм, не распространять эту протекционисткую политику на нашу страну. Так вы завоюете рынок Польши, ваши доходы увеличатся, но вы можете убить промышленность Польши, если полностью освоите её рынок, если ваша конкурентоспособность выше. Можно будет ограничивать свой экспорт с целью не убить промышленность той страны, куда ваше добро экспортируется, если, например, наша продукция гораздо более конкурентоспособная.
Теперь о торговле ресурсами (нефтью, энергией и так далее).
Тут всё проще. Тут можно рассказать только о ценах, по которым будут продаваться эти ресурсы. Они будут зависеть от соотношения спроса и предложения, то есть чем выше спрос и чем ниже предложение, то есть чем меньше государства будут готовы продать, тем выше цена, и наоборот - чем ниже спрос и чем больше предложение, тем цена ниже.