К своему удивлению, видел очень мало инфы о морских битвах в Средние века. При том, что у многих держав были огромные флоты и Средиземное море кишело галерами.
"На Средиземном море средством передвижения, как и в древности, оставались весла, а двигательной силой - мускульная сила человека, но в способе употребления весел была большая разница. В Средние века встречались только низкобортные суда с одним лишь рядом весел, т. е. древнюю триаконтеру (30-ти весельное судно) и пентеконтеру (50-весельное судно), которые употреблялись в качестве боевых линейных кораблей только в древнейшие времена, до Поликрата. Такие 30-50-весельные суда, галеры, насколько можно судить, в Средние века играли роль основных сил флота".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Некоторые пишут, что отсутствие инфы объясняется общей неразвитостью военно-морского дела в ту эпоху. Средневековый флот технически отличался от античного только пушками вместо катапульт; но вместе с тем в Античности тактическое искусство флотоводцев было куда выше - да и война на море велась гораздо активнее. В Средние века же морские операции предпринимали в основном пираты (хотя пираты были крутые - викинги или братья Барбароссы собирали огромные эскадры, если не флоты).
Мой особый интерес вызывает битва при Лепанто (1571), положившая конец господству турок в Средиземном море, воспетая Сервантесом и Честертоном - самое кровопролитное в истории сражение галерных флотов!
Г.К.Честертон написал в честь этой битвы красивую балладу, которая переведена на русский А.Сергеевым. Я от этой баллады торчу с детства
Поскольку текст перевода в Сети почти не встречается, тоже помещу его здесь:
А это - английский оригинал баллады:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
"На Средиземном море средством передвижения, как и в древности, оставались весла, а двигательной силой - мускульная сила человека, но в способе употребления весел была большая разница. В Средние века встречались только низкобортные суда с одним лишь рядом весел, т. е. древнюю триаконтеру (30-ти весельное судно) и пентеконтеру (50-весельное судно), которые употреблялись в качестве боевых линейных кораблей только в древнейшие времена, до Поликрата. Такие 30-50-весельные суда, галеры, насколько можно судить, в Средние века играли роль основных сил флота".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Некоторые пишут, что отсутствие инфы объясняется общей неразвитостью военно-морского дела в ту эпоху. Средневековый флот технически отличался от античного только пушками вместо катапульт; но вместе с тем в Античности тактическое искусство флотоводцев было куда выше - да и война на море велась гораздо активнее. В Средние века же морские операции предпринимали в основном пираты (хотя пираты были крутые - викинги или братья Барбароссы собирали огромные эскадры, если не флоты).
Мой особый интерес вызывает битва при Лепанто (1571), положившая конец господству турок в Средиземном море, воспетая Сервантесом и Честертоном - самое кровопролитное в истории сражение галерных флотов!
Цитата
Силы обьединенной Священной Лиги представляли собой самый сильный и многочисленный флот, который когда-либо видела Европа. Всего собрался флот численностью около 300 различных судов, из них 108 венецианских галер, 81 испанская галера, 32 галеры, выставленные за счет папы и других итальянских государств, кроме того, в состав флота входили 6 огромных венецианских галеасов. Общая численность судовых экипажей составляла ок. 84 тыс. человек, из них примерно 20 тыс. солдат из абордажных команд. Кроме абордажных команд, в состав флота входили команды из 12 тыс. итальянцев, 5 тыс. испанцев, 3 тыс. немцев и 3 тыс. добровольцев из других стран и регионов, среди которых находился 24-летний испанец Мигель Сервантес, будущий автор ?Дон Кихота?.
Турецкий флот насчитывал примерно равное количество судов, около 210 галер и 66 галеотов. Общая численность команд и абордажных отрядов могла достигать 88 тыс. человек. Во главе турецкого флота стоял Али-паша Муэдзинзаде.
Всего в том бою с обеих сторон участвовало около 550 кораблей.
Поражение турецкого флота было полным, историки расходятся лишь в оценке потерь. Наиболее часто называются следующие цифры: турки потеряли 224 корабля, в том числе 117 было захвачено союзниками. На турецких кораблях было захвачено и освобождено 12 тыс. невольников. Не менее 10 тыс. гребцов-невольников погибли вместе с утонувшими кораблями. Погибли до 15 тыс. турецких солдат и матросов. Потери союзников были гораздо меньше.
Битва при Лепанто стала последним в истории крупным сражением галерных флотов. В этом сражении был дважды ранен Мигель де Сервантес Сааведра. Простреленная в этом бою левая рука осталась частично парализована на всю жизнь. Возвращаясь домой морем, будущий автор ?Дон Кихота? был схвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. Его выкупили миссионеры только через 5 лет.
Турецкий флот насчитывал примерно равное количество судов, около 210 галер и 66 галеотов. Общая численность команд и абордажных отрядов могла достигать 88 тыс. человек. Во главе турецкого флота стоял Али-паша Муэдзинзаде.
Всего в том бою с обеих сторон участвовало около 550 кораблей.
Поражение турецкого флота было полным, историки расходятся лишь в оценке потерь. Наиболее часто называются следующие цифры: турки потеряли 224 корабля, в том числе 117 было захвачено союзниками. На турецких кораблях было захвачено и освобождено 12 тыс. невольников. Не менее 10 тыс. гребцов-невольников погибли вместе с утонувшими кораблями. Погибли до 15 тыс. турецких солдат и матросов. Потери союзников были гораздо меньше.
Битва при Лепанто стала последним в истории крупным сражением галерных флотов. В этом сражении был дважды ранен Мигель де Сервантес Сааведра. Простреленная в этом бою левая рука осталась частично парализована на всю жизнь. Возвращаясь домой морем, будущий автор ?Дон Кихота? был схвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. Его выкупили миссионеры только через 5 лет.
Г.К.Честертон написал в честь этой битвы красивую балладу, которая переведена на русский А.Сергеевым. Я от этой баллады торчу с детства
Поскольку текст перевода в Сети почти не встречается, тоже помещу его здесь:
Спойлер (раскрыть)
А это - английский оригинал баллады:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь