ЛЕГЕНДЫ О КОРОЛЕ НИАЛЛЕ ДЕВЯТЬ ЗАЛОЖНИКОВ (НОЙГИАЛЛАХ)
Спойлер (раскрыть)
Как и следовало ожидать, о Ниалле Девяти Заложников рассказывался один из вариантов мифа о Рождении Героя. Он был младшим из братьев, сыном Эохайда Мугмедона (король Тары) и наложницы Кайренн. Мать родила его у колодца, в котором она каждый день набирала воду, и вынуждена была оставить его там из страха перед королевой Монгфинд. Однако ребенка спас и воспитал поэт Торна. Когда в свое время Торна представил его ко двору короля Тары, Ниалл освободил свою мать от тяжелой работы и нарядил в пурпур. Эохайд решил испытать своих сыновей, чтобы узнать, насколько они способны сменить его на престоле. По совету своего друида Ситхенна он послал их в кузницу, которую затем подожгли. Старший сын Брион спас от огня колесницу, которая стояла в кузнице, Фиахра — чан с вином, Айлиль — все оружие, Фергус — вязанку хвороста, в котором была палочка тиса (символизировавшая его бесплодие); а вот Ниалл вынес на спине наковальню, клещи, мехи, молотки и все остальные кузнечные орудия.
Более интересная легенда о Ниалле Девяти Заложников дошла до нас во всех подробностях в ульстерских анналах. Ниалл и его братья отправились на охоту и заблудились в лесу. Они сготовили дичь, но у них не было воды. Фергуса послали на ее поиски, и он нашел колодец, который охраняла безобразная старуха. Он в ужасе отшатнулся, когда за воду она потребовала поцелуй, и вернулся к братьям. Они по очереди отправляются к колодцу, но каждый из них возвращается столь же поспешно, как и Фергус. Впрочем, Фиахра наспех целует старуху, и потому его роду (в лице Нат И и Айлиля Молта) суждено будет лишь недолгое пребывание на престоле в Таре. Однако когда к колодцу подходит Ниалл, он отважно заявляет, что согласен возлечь с омерзительной старухой; после этого она превращается в прекрасную девушку и открывает Ниаллу, что перед ним стоит сама Власть над Ирландией. Ниалл приносит братьям воды, но не позволяет им пить, пока они не пообещают отдать ему старшинство над собой.
Хотя сам Ниалл обязан своим прозвищем успехам в Ирландии, средневековые ирландские ученые хотят уверить нас в том, что он получил по заложнику от каждой из пяти провинций Ирландии и четырех заложников от Британии или, иначе, пятерых от Ирландии, одного от Альбы (Шотландии), одного от саксов, одного от бриттов и одного от франков, «ибо Ниалл ходил в Лету и в Италию искать королевство». Несмотря на выдающееся положение, которое он занимал в ирландской традиции, мы знаем о его правлении очень мало конкретных сведений. Несомненно, дело обстоит таким образом потому, что его главные достижения приписывались вымышленным трем братьям Коллам и были отнесены на столетие раньше. Анналы конца V и начала VI века согласуются с другими источниками информации и демонстрируют, что основная деятельность его сыновей и потомков в центральных областях страны была подчинена задаче захватить равнину Миде у лагенов (древнеирландское племя - основатели королевства Лейнстер), а сага о смерти Ниалла приписывает его убийство лейнстерскому князю Эоху, сыну Энды Кеннселаха.
Более интересная легенда о Ниалле Девяти Заложников дошла до нас во всех подробностях в ульстерских анналах. Ниалл и его братья отправились на охоту и заблудились в лесу. Они сготовили дичь, но у них не было воды. Фергуса послали на ее поиски, и он нашел колодец, который охраняла безобразная старуха. Он в ужасе отшатнулся, когда за воду она потребовала поцелуй, и вернулся к братьям. Они по очереди отправляются к колодцу, но каждый из них возвращается столь же поспешно, как и Фергус. Впрочем, Фиахра наспех целует старуху, и потому его роду (в лице Нат И и Айлиля Молта) суждено будет лишь недолгое пребывание на престоле в Таре. Однако когда к колодцу подходит Ниалл, он отважно заявляет, что согласен возлечь с омерзительной старухой; после этого она превращается в прекрасную девушку и открывает Ниаллу, что перед ним стоит сама Власть над Ирландией. Ниалл приносит братьям воды, но не позволяет им пить, пока они не пообещают отдать ему старшинство над собой.
Хотя сам Ниалл обязан своим прозвищем успехам в Ирландии, средневековые ирландские ученые хотят уверить нас в том, что он получил по заложнику от каждой из пяти провинций Ирландии и четырех заложников от Британии или, иначе, пятерых от Ирландии, одного от Альбы (Шотландии), одного от саксов, одного от бриттов и одного от франков, «ибо Ниалл ходил в Лету и в Италию искать королевство». Несмотря на выдающееся положение, которое он занимал в ирландской традиции, мы знаем о его правлении очень мало конкретных сведений. Несомненно, дело обстоит таким образом потому, что его главные достижения приписывались вымышленным трем братьям Коллам и были отнесены на столетие раньше. Анналы конца V и начала VI века согласуются с другими источниками информации и демонстрируют, что основная деятельность его сыновей и потомков в центральных областях страны была подчинена задаче захватить равнину Миде у лагенов (древнеирландское племя - основатели королевства Лейнстер), а сага о смерти Ниалла приписывает его убийство лейнстерскому князю Эоху, сыну Энды Кеннселаха.
ЭКСПАНСИЯ ДИНАСТОВ УИ НЕЙЛЛ В СРЕДНЮЮ И СЕВЕРНУЮ ИРЛАНДИЮ
Спойлер (раскрыть)
Географическое распределение королевств Уи Нейллов и их экспансия в ходе VI и последующих веков дают нам все основания считать, что исходным пунктом их завоеваний была база в Коннахте. Такой базой едва ли мог быть какой-либо другой пункт, кроме Круахана, традиционной столицы пятины Коннахта. Круахан представляет собой не крепость, возведенную на холме, подобно Таре, Айлеху и Аленну, а скопление больших круглых замков, расположенных по военной моде того времени в виде большого лагеря на возвышенности, господствующей над широкими просторами равнины Маг Ай в графстве Роскоммон. Мы не располагаем достоверными свидетельствами о завоевании Северо-Западного Ульстера Коналлом, Эоганом и Эндой, однако стоит обратить внимание на то обстоятельство, что Донегол был колонизирован Уи Нейллами полностью, так как нам ничего неизвестно о существовании в этой области королевств-данников: хотя Кенел Конайлл распался на несколько септов (суб-кланов), каждый из которых составлял отдельное небольшое королевство, все местные правители были потомками Ниалла. Наоборот, Южные Уи Нейллы создали в срединных областях страны целую сеть своих династических королевств, а вклинивавшиеся между ними туземные племена пользовались определенным местным самоуправлением, выступая в роли данников. Таким образом, завоевание севера было, вероятно, первым значительным достижением сыновей Ниалла и очевидно велось из северного Слайго: Коналл был известен под именем Коналл Гулбан (от Бенн Гулбан, горы Бенбалбен). Именно в этой области мы находим королевство Кайрпре, которое раскинулось через графство Лейтрим и срединные области до баронства Карбери в графстве Килдар. Королевство Мане образовывало параллельную полосу на западе, в то время как Фиаху отвоевал у лагенов западный Уэстмит и часть Оффали. К западу от реки Шеннон братья Ниалла образовали собственные королевства, распределение которых сходным образом указывает на радиальную экспансию из Круахана. На протяжении нескольких столетий наибольшим весом обладали Уи Фиахрах. Из их северной ветви, Северных Уи Фиахрах (Ui Fiachrach in Tuaisceirt), выделились два наиболее могущественных рода: Уи Фиахрах Муаде из устья реки Мой и Фир Хера из баронства Карра в графстве Мэйо. На южной границе Коннахта с Мунстером жили Уи Фиахрах Айдне, владения которых в XII веке представлял диоцез Килмакдуа; в более ранний период они владели значительно более обширной территорией, так как в VI и VII веках из их рода вышло несколько королей Коннахта, самым известным из которых был Гуайре Айдне, образец княжеской щедрости. Короли Коннахта выходили из всех септов Уи Фиахрах, пока в VIII веке не усилились Уи Бриуйн, удерживавшие срединную равнину Маг Ай, раскинувшуюся вокруг самого Круахана, и не монополизировали королевскую власть над Коннахтом. Вскоре Уи Бриуйн распались на несколько династических королевств, охвативших весь Коннахт, и одно из них, Уи Бриуйн Брефне, стало расширять свои владения к востоку от реки Шеннон, продвигаясь в труднодоступную и по большей части пустынную местность Лейтрима и Кавана. Королевство Брефне не упоминается в анналах до конца VIII века, однако ему будет суждено быстро набрать силу, а его правящей династии Уа Руайрк — сыграть важную роль в истории XI и XII веков. Во многих отношениях восточную и западную экспансию Уи Бриуйн можно сопоставить с ходом ранних завоеваний коннахтов и Уи Нейллов.
Таким образом из доисторической группы племен коннахтов появилась новая династия — Уи Нейллы. Они организовали свои захваты на севере и в срединных областях страны на территориальной и династической основе. Уи Нейлы отошли от чистого трибализма и сделали верховную власть в Таре символом универсального сюзеренитета, который положил конец древнему разделению на провинции. По иронии судьбы, именно потомкам отодвинутых на второй план королей Коннахта суждено будет в XII веке ближе всего подойти к осуществлению мечты о трансформации верховной королевской власти в подлинную всеирландскую монархию.
Таким образом из доисторической группы племен коннахтов появилась новая династия — Уи Нейллы. Они организовали свои захваты на севере и в срединных областях страны на территориальной и династической основе. Уи Нейлы отошли от чистого трибализма и сделали верховную власть в Таре символом универсального сюзеренитета, который положил конец древнему разделению на провинции. По иронии судьбы, именно потомкам отодвинутых на второй план королей Коннахта суждено будет в XII веке ближе всего подойти к осуществлению мечты о трансформации верховной королевской власти в подлинную всеирландскую монархию.
РАСКОЛ В ЛИНИИ ЮЖНЫХ УИ НЕЙЛЛОВ
Спойлер (раскрыть)
Двумя великими династиями Южных Уи Нейллов в срединных областях Ирландии были Сил Аэдо Слане («Семя Аэда из Слане»), короли Бреги на востоке, и Кланн Холмайн Мар («Дети Колмана Старшего») в Миде, центр власти которых находился в сердце современного графства Уэстмит. Первая из упомянутых династий играла более выдающуюся роль в VII веке, однако после смерти в 728 году Кинаэда, сына Иргалаха, все верховные короли из рода Южных Уи Нейллов выходят из Кланн Холмайн, за исключением краткого периода между 944 и 956 годом, когда король Ноута Конгалах Кногба вернул верховную королевскую власть роду из Бреги. Владения Южных Уи Нейллов составляли высшие королевства Миде и Брега вместе с древними землями Тетбы в графстве Лонгфорд, разделенными между династиями Кайрпре и Мане. Королевство Уи Нейллов из рода Кенел Фиахах подпало под верховную юрисдикцию Миде, а королевства Ардгала и Лоэгайре считались частью Бреги. Сил Аэдо Слане владели областью Тары, но их правители жили в Райт Айртир (Ористаун), Лох Габоре (Лагор) и с начала IX века в Кногбе (Ноут). Кланн Холмайн выдвигал притязания на звание «королей Уснеха» (rig Uisnig), поскольку священный омбилический холм находился на их территории, а в X и XI веках их короли из династии Уа Маэлсехлайнн проживали в Дун-на-Скиате близ озера Лох-Эннелл или на острове Кроиниш на самом озере.
Примечательно, что Сил Аэдо Слане и Кланн Холмайн вели свои родословные не напрямую от Ниалла Девяти Заложников, а от его правнука Диармайта, сына Керрбела. Анналы датируют правление Диармайта в качестве верховного короля приблизительно с 544 по 565 год. Второстепенные короли Кенел Ардгайл из династии Уи Нейллов считали зачинателем своего рода дядю Диармайта, но никогда не становились верховными королями. Наряду с Колманом Старшим (Соlman Mar) и Аэдом Слане у Диармайта был третий сын — Колман Младший (Соlтап Веcc), потомки которого, называвшиеся Кайлле Фолламайн, правили областью, соответствующей баронствам Фор между Миде и Брегой. Происхождение самого Диармайта довольно туманно и вызывает некоторые подозрения. Несмотря на его патроним (переданный Адомнаном в латинизированной форме как filius Cerbulis), генеалогическая традиция уверяет, что его отец звался Фергус по прозвищу «криворотый» (Сеrrbel). Его дед Коналл, сын Ниалла, носил прозвище Кремтайнне (возможно, отражавшее его воспитание у Уи Хремтайнн из Айргиаллы), с помощью которого его отличали от его брата Коналла Гулбана, родоначальника Кенел Конайлл (династия королей Айлеха). Обычай давать одинаковые имена своим сыновьям сохранялся у плодовитой ирландской знати вплоть до XVI века.
Примечательно, что Сил Аэдо Слане и Кланн Холмайн вели свои родословные не напрямую от Ниалла Девяти Заложников, а от его правнука Диармайта, сына Керрбела. Анналы датируют правление Диармайта в качестве верховного короля приблизительно с 544 по 565 год. Второстепенные короли Кенел Ардгайл из династии Уи Нейллов считали зачинателем своего рода дядю Диармайта, но никогда не становились верховными королями. Наряду с Колманом Старшим (Соlman Mar) и Аэдом Слане у Диармайта был третий сын — Колман Младший (Соlтап Веcc), потомки которого, называвшиеся Кайлле Фолламайн, правили областью, соответствующей баронствам Фор между Миде и Брегой. Происхождение самого Диармайта довольно туманно и вызывает некоторые подозрения. Несмотря на его патроним (переданный Адомнаном в латинизированной форме как filius Cerbulis), генеалогическая традиция уверяет, что его отец звался Фергус по прозвищу «криворотый» (Сеrrbel). Его дед Коналл, сын Ниалла, носил прозвище Кремтайнне (возможно, отражавшее его воспитание у Уи Хремтайнн из Айргиаллы), с помощью которого его отличали от его брата Коналла Гулбана, родоначальника Кенел Конайлл (династия королей Айлеха). Обычай давать одинаковые имена своим сыновьям сохранялся у плодовитой ирландской знати вплоть до XVI века.
КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ В СТРУКТУРЕ ИРЛАНДСКОГО ОБЩЕСТВА V-X ВЕКОВ
Спойлер (раскрыть)
Основной территориальной и административной единицей в Ирландии был туат (tuath), это слово означает "племя, народ", а также употребляется для обозначения занимаемой племенем территории. Каждый туат управлялся королем (ri), первоначально священной фигурой, происходящей от того или иного божественного предка и мистически облеченной верховной властью посредством древних инаугурационных обрядов. Королевская инаугурация представляла собой символическое бракосочетание с Властью, обряд плодородия, обозначаемый техническим термином banais rigi, "королевская свадьба". Власть представлялась в образе богини, на которой должен был жениться король для обеспечения благосостояния своего королевства. В ранние времена король был связан различными табу. Королем не мог быть избран человек, имевший физические недостатки. Король также был связан магической силой Правды (fir flatha); и если он был виновен в несправедливости, его народ могли постичь многочисленные несчастья, точно так же, как грехи Прометея пали на Фивы. О знаменитом короле Кормаке говорится, что когда он воспитывался в Таре, король Лугайд Мак Кон вынес приговор против человека, овцы которого паслись в угодьях королевы. За это Лугайд решил взять овец себе. И тут же та сторона дома, где он сидел, обрушилась. "Нет,- сказал Кормак,- постричь этих овец будет достаточным возмещением за то, что они паслись на этой траве, ибо и то, и другое вырастет вновь". Дом остался как был и больше не рушился. "Это справедливый приговор,- сказали все,- и вынес его сын настоящего короля". Еще год после этого Лугайд оставался королем Тары, и на земле не росла трава, на деревьях листья, а на полях зерно. Тогда мужи Ирландии лишили его королевского сана, так как он был неправедным королем; и королем стал Кормак.
Король был правителем своего народа в мирное время и военным вождем во время войны. Он председательствовал на ежегодном собрании (oenach), проходившем на священном кладбище, но не стоял выше закона. У него был особый судья (brithem rig), в обязанность которому вменялось разрешать случаи, в которых были затронуты королевские права. Этот судья мог также выступать в спорах между разными кланами одного туата, но прибегать к его помощи не было обязательно: стороны могли свободно выбрать любого другого квалифицированного судью. Король (ri) туата был связан узами личной верности с верховным королем (ruiri), который в свою очередь был сходным образом связан с "королем верховных королей" (ri ruirech), королем провинции, высшим королем, известным Законам. Представление о короле Ирландии, верность которому должны были хранить короли провинций, появляется гораздо позже, возможно не ранее Х века. Низший король выдавал своему господину заложников и в знак его доверия получал от него награды. Он был обязан выполнять определенные службы, в особенности выплачивать дань и выставлять людей в случае войны, а сюзерен был предположительно обязан помогать ему в его раздорах.
Однако связь между ними носила характер исключительно личной верности: теоретически, по крайней мере, верховный король не обладал властью над территорией и народом своего подчиненного. Мы располагаем, в Книге Прав XI века, подробным списком разных видов дани, выплачиваемых королями, и наград, получаемых ими, но они, вероятно, представляют собой лишь вымысел, попытку любителя древностей восстановить традиционные, частично давно забытые обычаи. Поздние источники упоминают дань съестными припасами, которая иногда заменялась унциями золота или серебра. Форма награды неопределенна.
Король был правителем своего народа в мирное время и военным вождем во время войны. Он председательствовал на ежегодном собрании (oenach), проходившем на священном кладбище, но не стоял выше закона. У него был особый судья (brithem rig), в обязанность которому вменялось разрешать случаи, в которых были затронуты королевские права. Этот судья мог также выступать в спорах между разными кланами одного туата, но прибегать к его помощи не было обязательно: стороны могли свободно выбрать любого другого квалифицированного судью. Король (ri) туата был связан узами личной верности с верховным королем (ruiri), который в свою очередь был сходным образом связан с "королем верховных королей" (ri ruirech), королем провинции, высшим королем, известным Законам. Представление о короле Ирландии, верность которому должны были хранить короли провинций, появляется гораздо позже, возможно не ранее Х века. Низший король выдавал своему господину заложников и в знак его доверия получал от него награды. Он был обязан выполнять определенные службы, в особенности выплачивать дань и выставлять людей в случае войны, а сюзерен был предположительно обязан помогать ему в его раздорах.
Однако связь между ними носила характер исключительно личной верности: теоретически, по крайней мере, верховный король не обладал властью над территорией и народом своего подчиненного. Мы располагаем, в Книге Прав XI века, подробным списком разных видов дани, выплачиваемых королями, и наград, получаемых ими, но они, вероятно, представляют собой лишь вымысел, попытку любителя древностей восстановить традиционные, частично давно забытые обычаи. Поздние источники упоминают дань съестными припасами, которая иногда заменялась унциями золота или серебра. Форма награды неопределенна.
ПРОТОФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИРЛАНДИИ В V-XII ВЕКАХ
Спойлер (раскрыть)
После короля шли знатные люди (flaithi), представлявшие собой военную аристократию и бывшие покровителями "людей искусства" (oes dana), поэтов, историков, правоведов, врачевателей и ремесленников. Третьим сословием было grad fene, рядовые свободные люди, возделывавшие землю и платившие королю налоги пищей. Свободный человек обычно был сelе, клиентом кого-либо из знати, который, в обмен на фиксированные поставки провизии и определенное количество бесплатного труда, давал ему скот, который он пас на его земле, и гарантировал ему определенную защиту от насилия могучих соседей. Клиентела представляется основой преуспевания и социального положения знатного человека. Юридические трактаты различают два вида зависимости, по условиям договора, "свободную" зависимость и зависимость "крепостную". Отношения между патроном и клиентом состояли в выделении господином фьефа (rath) в виде скота в обмен на фиксированные выплаты, натурой или услугами, со стороны клиента. Плата рассчитывалась как ежегодная выплата в течение семи лет, равная одной трети стоимости фьефа. При "крепостной" зависимости, которая упоминается чаще всего, клиент получал в дополнение к rath оплату, равную цене чести патрона, и тем самым последний приобретал в отношении клиента дополнительные права - например, он получал право на треть виры, если клиент был убит. Однако "крепостной", как и "свободный", оставался свободным человеком. Отношения были договорными и могли быть расторгнуты любой из сторон при определенных условиях.
Большая часть трактата о "крепостной" зависимости посвящена деталям фьефа и выплат. Ежегодную выплату за шесть коров составляют один теленок стоимостью в три мешка пшеницы, засоленная свинья, три мешка солода, полмешка пшеницы и пригоршня тростниковых свечей. За 24 коровы выплата составляет откормленную корову, засоленную свинью, восемь мешков солода, мешок пшеницы и три пригоршни тростниковых свечей. Важное значение, придаваемое отношениям зависимости в ирландских правовых трактатах, напоминает нам то, что говорили о галлах Полибий и Цезарь. Нет сомнений, что это был древний кельтский институт; однако он не упоминается в валлийских законах.
Существовали рабы (mug m., cumal f.), вероятно по большей части военнопленные; впрочем, по всей видимости, они составляли малую часть населения.
Слово aire означает "свободный человек" и включает в себя как flaith (знать), так и aithech (простолюдин).
Большая часть трактата о "крепостной" зависимости посвящена деталям фьефа и выплат. Ежегодную выплату за шесть коров составляют один теленок стоимостью в три мешка пшеницы, засоленная свинья, три мешка солода, полмешка пшеницы и пригоршня тростниковых свечей. За 24 коровы выплата составляет откормленную корову, засоленную свинью, восемь мешков солода, мешок пшеницы и три пригоршни тростниковых свечей. Важное значение, придаваемое отношениям зависимости в ирландских правовых трактатах, напоминает нам то, что говорили о галлах Полибий и Цезарь. Нет сомнений, что это был древний кельтский институт; однако он не упоминается в валлийских законах.
Существовали рабы (mug m., cumal f.), вероятно по большей части военнопленные; впрочем, по всей видимости, они составляли малую часть населения.
Слово aire означает "свободный человек" и включает в себя как flaith (знать), так и aithech (простолюдин).
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЛЕМЕННОГО СТРОЯ В ИРЛАНДИИ
Спойлер (раскрыть)
В ирландском обществе торговля представляла собой бартер, обмен товарами и, вероятно, личными услугами, что не очень отличается от той практики, которая до сих пор существует среди ирландских фермеров. Самые благоприятные условия для такой торговли предоставляло ежегодное собрание (oenach), но отдельные частные сделки могли заключаться когда угодно. Единицей стоимости был set, полстоимости молочной коровы, и на ней основывались все коммерческие дела, а также различные расценки, устанавливаемые законами в качестве штрафов, цены чести или компенсаций.
Так как не существовало городов, а общество носило исключительно сельский характер, и так как не существовало общественных, институтов, следивших за исполнением законов, а деньги были практически неизвестны, обязанности государства были незначительны и просты. Главным источником богатства был скот, так как отсутствовала частная собственность на землю, принадлежавшую всему роду (derbfine). Когда между членами туата возникали споры, то потерпевшая сторона имела различные возможности для разрешения конфликта, но дело велось частным образом. В обычном случае спорщики договаривались предстать перед судьей, обязанностью которого было разрешить спор, и за эту службу он брал определенную плату. Правовые трактаты предписывали процедуры, необходимые для наложения ареста на имущество обвиняемого: предупреждение, которое следовало сделать; предоставление свидетелей и так далее; существовала и разработанная система поручительства, дававшая потерпевшей стороне возможность обеспечить выполнение договора, если другая сторона не выполняла свои обязательства. Даже убийство рассматривалось как частное правонарушение.
Так как существовало три разряда королей, было и три вида собраний (oenach). На собрании, созываемом верховным королем, верность которому должны были хранить правители нескольких туатов, могли присутствовать представители этих небольших королевств. Таковым, например, был Oenach Raigne для племен Оссори. Важнейшим из всех было провинциальное собрание, проводимое вблизи главной крепости, на котором присутствовали все племена провинции; оно продолжалось несколько дней, и существовала разработанная программа публичных дел и развлечений. Такими собраниями были Oenach Tailten в большом королевстве Уи Нейллов, Oenach Emna в королевстве Ульстер, Oenach Carman в королевстве Лейнстер, Oenach Teite (Nenagh) в Мунстере (Кашель) и Oenach Cruachan в Коннахте.
Так как не существовало городов, а общество носило исключительно сельский характер, и так как не существовало общественных, институтов, следивших за исполнением законов, а деньги были практически неизвестны, обязанности государства были незначительны и просты. Главным источником богатства был скот, так как отсутствовала частная собственность на землю, принадлежавшую всему роду (derbfine). Когда между членами туата возникали споры, то потерпевшая сторона имела различные возможности для разрешения конфликта, но дело велось частным образом. В обычном случае спорщики договаривались предстать перед судьей, обязанностью которого было разрешить спор, и за эту службу он брал определенную плату. Правовые трактаты предписывали процедуры, необходимые для наложения ареста на имущество обвиняемого: предупреждение, которое следовало сделать; предоставление свидетелей и так далее; существовала и разработанная система поручительства, дававшая потерпевшей стороне возможность обеспечить выполнение договора, если другая сторона не выполняла свои обязательства. Даже убийство рассматривалось как частное правонарушение.
Так как существовало три разряда королей, было и три вида собраний (oenach). На собрании, созываемом верховным королем, верность которому должны были хранить правители нескольких туатов, могли присутствовать представители этих небольших королевств. Таковым, например, был Oenach Raigne для племен Оссори. Важнейшим из всех было провинциальное собрание, проводимое вблизи главной крепости, на котором присутствовали все племена провинции; оно продолжалось несколько дней, и существовала разработанная программа публичных дел и развлечений. Такими собраниями были Oenach Tailten в большом королевстве Уи Нейллов, Oenach Emna в королевстве Ульстер, Oenach Carman в королевстве Лейнстер, Oenach Teite (Nenagh) в Мунстере (Кашель) и Oenach Cruachan в Коннахте.
УПРОЧЕНИЕ КОРОЛЕЙ МИДЕ В КАЧЕСТВЕ НАСЛЕДНИКОВ ДРЕВНИХ КОРОЛЕЙ ТАРЫ
Спойлер (раскрыть)
Кайрпре (внук Ниалла) играет выдающуюся роль в анналах на рубеже V и VI веков благодаря своей борьбе с лагенами в центре Ирландии. Его внук Туатал Маэлгарб сохранил свое место в списках королей и также упоминается под прозвищем Ойнгарб («единственно грубый») в «Видении Конна». После убийства Туатала в 544 году долговременную гегемонию над Южными Уи Нейллами захватили Диармайт, сын Керрбела, и его потомки. Монахи из Клонмакнойса, пользовавшиеся покровительством Кланн Холмайн, создали сагу, изображавшую Туатала в довольно мрачном свете: Диармайт был объявлен вне закона и скрывался от верховного короля в болотах на реке Шеннон, когда он встретил св. Киарана и помог ему вбить в землю столбы, которые должны были стать основанием великого монастыря. Это событие запечатлел его потомок Фланн Синна на одной панели Креста Писаний, воздвигнутого в 901 году. Вероятно, что основанное Кайрпре королевство в срединной части Ирландии возникло в ходе экспансии, исходившей из отдаленной области первоначальных владений в Северо-Восточном Коннахте и Лонгфорде. В более позднее время королевство Кайрпре Мора с центром в Гранарде делило графство Тетбу с другим королевством, королевством Мане из рода Уи Нейллов на юге. Однако имеются указания на то, что королевство Мане первоначально простиралось за реку Инни (южную границу Тетбы) вниз по восточным берегам озера Лох-Ри и реки Шеннон в графство Оффали. По содержащейся в анналах традиции, потомок Мане, Аэд, сын Бреннана, король Тетбы (ум. в 589 г.), пожаловал Дурроу в Оффали Колуму Килле (знаменитый ирландский святой Колумба). К XI веку, когда большая часть Тетбы была захвачена Сонмайкне Рейн, сателлитами О'Рурков из Брефне, название Тетба, как и правящая династия Кенел Мане, переместилось в эту южную область на границе Уэстмита и Оффали. Начиная с раннего времени многие короли Тетбы и Мане погребались в Клонмакнойсе.
Через реку Шеннон от Миде лежали владения коннахтских Уи Мане. В раннюю эпоху они продвинулись далеко на север в Роскоммон и потому граничили с созвучным королевством Кенел Мане. В Клонмакнойсе хоронили королей и этой династии, и вполне возможно, что первоначально существовало лишь одно королевство Мане, охватывавшее оба берега среднего течения реки Шеннон. Таким образом, восточная часть королевства, вероятно, простиралась к югу от Тетбы и включала в себя земли таких зависимых племен, как Куиркне, Брегмуйне, Калрайге и Делбна Бетра. Сам Клонмакнойс находился на территории Делбна Бетра, а другая ветвь того же народа, Делбна Нуадат, размещалась к северу от Клонмакнойса между реками Сак и Шеннон и подчинялась коннахтским Уи Мане.
К VIII веку возникло классическое политическое устройство династии Уи Нейллов. Северных и Южных Уи Нейллов можно рассматривать как довольно сплоченные политические единицы, представители которых попеременно носили номинальное звание верховного короля Тары, символически связывавшее воедино эту династию (которая никогда не проявляла своего единства вполне отчетливо, кроме тех случаев, когда угроза исходила со стороны их потомственных врагов, уладов или лагенов). Король Кенел Эогайн, если он не являлся верховным королем Тары, правил Севером и титуловался королем могучей крепости Айлех. Он распространял свою власть на зависимое королевство Кенел Конайлл, а также на менее значительные королевства Уи Нейллов на севере и взимал дань с подчиненных племенных королевств. Сходным образом в срединных областях Ирландии король Миде являлся правителем Южных Уи Нейллов «от Шеннона до моря», хотя Брега сохраняла положение, несколько отличное от других подвластных областей. Её династы Сил Аэдо Слане все еще обладали достаточным могуществом и располагали верховной властью над всеми племенами Бреги и, по-видимому, также над королевствами Уи Нейллов из рода Ардгала и Лоэгайре: таким образом, в политической иерархии они занимали промежуточное положение.
Через реку Шеннон от Миде лежали владения коннахтских Уи Мане. В раннюю эпоху они продвинулись далеко на север в Роскоммон и потому граничили с созвучным королевством Кенел Мане. В Клонмакнойсе хоронили королей и этой династии, и вполне возможно, что первоначально существовало лишь одно королевство Мане, охватывавшее оба берега среднего течения реки Шеннон. Таким образом, восточная часть королевства, вероятно, простиралась к югу от Тетбы и включала в себя земли таких зависимых племен, как Куиркне, Брегмуйне, Калрайге и Делбна Бетра. Сам Клонмакнойс находился на территории Делбна Бетра, а другая ветвь того же народа, Делбна Нуадат, размещалась к северу от Клонмакнойса между реками Сак и Шеннон и подчинялась коннахтским Уи Мане.
К VIII веку возникло классическое политическое устройство династии Уи Нейллов. Северных и Южных Уи Нейллов можно рассматривать как довольно сплоченные политические единицы, представители которых попеременно носили номинальное звание верховного короля Тары, символически связывавшее воедино эту династию (которая никогда не проявляла своего единства вполне отчетливо, кроме тех случаев, когда угроза исходила со стороны их потомственных врагов, уладов или лагенов). Король Кенел Эогайн, если он не являлся верховным королем Тары, правил Севером и титуловался королем могучей крепости Айлех. Он распространял свою власть на зависимое королевство Кенел Конайлл, а также на менее значительные королевства Уи Нейллов на севере и взимал дань с подчиненных племенных королевств. Сходным образом в срединных областях Ирландии король Миде являлся правителем Южных Уи Нейллов «от Шеннона до моря», хотя Брега сохраняла положение, несколько отличное от других подвластных областей. Её династы Сил Аэдо Слане все еще обладали достаточным могуществом и располагали верховной властью над всеми племенами Бреги и, по-видимому, также над королевствами Уи Нейллов из рода Ардгала и Лоэгайре: таким образом, в политической иерархии они занимали промежуточное положение.
ИРЛАНДИЯ НАКАНУНЕ ВТОРЖЕНИЙ ВИКИНГОВ В IX ВЕКЕ
Спойлер (раскрыть)
Над туатом стояло большее провинциальное королевство, управляемое ri ruirech или coicedach. В доисторические времена существовало пять таких провинций: Улад, Лаген, Муму, Коннахт и Миде, в общих чертах соответствующих современным провинциям Ольстеру, Лейнстеру, Мунстеру и Коннахту, но графства Мит и Уэстмит составляли отдельное центральное королевство со столицей в святилище Тары. Это разделение на пять королевств дало нам слово coiced "пятина" для обозначения "провинции". Впрочем, пятичастная система уже ушла в прошлое, когда в V веке начался собственно исторический период. К этому времени на севере находилось три королевства: Айлех, Айргиалла и Улад; на юго-востоке могущественным королевством было Осрайге (англ. Оссори), иногда подпадавшее под верховную власть Кашеля (Мунстера), иногда Лейнстера, но всегда сохранявшее определенную независимость. Позднее, в VIII веке, центральное королевство Миде распалось, и образовалось отдельное королевство Брега, располагавшееся на территориях современных графств Мит, Южного Лаута и Северного Дублина. Династия Бреги, по всей видимости, закончила свое существование к XI веку, и Брега вновь присоединилась к Миде.
Таково политическое положение в Ирландии в конце VIII века, выявляющееся из древних юридических трактатов. Однако начиная с IX века некоторыми могущественными королями предпринимались попытки утвердить свое положение в качестве господина всей страны. При этом главную роль играла практика выдачи заложников королями других провинций.
На заре эпохи викингов самый яростный удар был нанесен по Ирландии. В начале IX века он привел к концу "века святых", так как викинги первым делом предприняли широкомасштабное разрушение островных святилищ, особенно Инисмюррей у берегов Слайго, Скеллиг Михаел у побережья Керри и островов в устье Уэксфордской гавани, а также прибрежных монашеских поселений и мысов, таких как знаменитый монастырь св. Комгалла в Бангоре, графство Даун. Сразу же за этими внезапными и опустошительными грабительскими набегами в том же столетии последовали походы во внутренние области Ирландии, где были основаны базы для совершения дальнейших набегов внутри страны. В этот ранний период ударную силу викинговских нападений составляли норвежцы: дверью в Ирландию был Лимерик, а Шэннон - главным водным путем на север и восток. Флотилии базировались на озерах Лох-Ней и Лох-Ри. Именно с этих баз совершались нападения, в ходе которых был осквернен крупный религиозный центр Арма и были сожжены западные монастыри Клонмакнойс, Клонферт и Терриглас. Именно с запада были произведены первые значительные набеги на Лейнстер, и представляется, что именно Гебридское королевство (Suthreyjar, "южные острова", позднее Sodor), в ирландских источниках - королевство Льюис, было непосредственной базой для этого удара, нанесенного по сердцу Ирландии с запада в первой половине IX века. Во второй половине Х века, когда викинги Лимерика образовали государство, полностью независимое от Дублина, и сосредоточили усилия на формировании колоний в Мунстере, их непосредственная связь с Внешними Гебридами демонстрируется, по крайней мере в ирландской традиции, указанием на некоего Моранна, сына "морского короля острова Льюис", о котором говорится, что он был убит в Лимерике в бою против ирландцев. Между тем повторяемость имен Манус (др.-норв. Магнус) и Сомарлид (др.-норв. Сумарлиди) в обоих королевских родах предполагает тесную связь, может быть, смешанные браки, а возможно, даже совместное правление. В течение всего IX и Х века продолжалась широкомасштабная норвежская колонизация, распространяясь по восточному и южному побережью Ирландии. Дублин был укреплен в 841 г., а в Уиклоу, Уэксфорде, Уотерфорде и Корке были основаны норвежские порты. В Х веке у каждого из них был свой независимый король, готовый к заключению сепаратных союзов, либо в форме брака, либо для совместных грабительских походов; причем было совершенно безразлично, с кем вступать в подобный союз - со своим ли народом или с ирландскими вождями. Ни у ирландцев, ни у норвежцев не существовало центрального правительства; однако около середины IX века движение сопротивления привело к ряду ирландских побед, и норвежское господство рухнуло.
Одновременно на восток, вероятно из Англии, прибыл большой датский флот, захвативший Дублин, в то время как его предводитель победил норвежцев в крупном сражении, последовавшем за высадкой датчан на берегу Карлингфордского залива. На протяжении третьей фазы викингской оккупации, последовавшей за этим, центр господства викингов находился на востоке, а нападения совершались со стороны Ирландского моря. У датчан, очевидно, был превосходный флот, однако в 853 г. Анналы Ульстера фиксируют прибытие Амлайма (норв. Олаф), сына короля Лохланна (возможно, Олафа Белого), восстановившего норвежскую власть над Дублином. В 871 г. те же анналы вновь сообщают, что Олаф и Имар (норв. Ивар) вернулись в Дублин из "Альбы". Эти два предводителя норвежцев сделали Дублин главным центром викингов в Ирландии и базой их флота, совершавшего постоянные нападения на берега окружающих стран. Прибытие Олафа из Лохланна почти сразу же после победы датчан в 854 г. является одним из множества признаков того, что норвежские поселения в Ирландии были частью целенаправленной политики экспансии и колонизации из Юго-Западной Норвегии.
Таково политическое положение в Ирландии в конце VIII века, выявляющееся из древних юридических трактатов. Однако начиная с IX века некоторыми могущественными королями предпринимались попытки утвердить свое положение в качестве господина всей страны. При этом главную роль играла практика выдачи заложников королями других провинций.
На заре эпохи викингов самый яростный удар был нанесен по Ирландии. В начале IX века он привел к концу "века святых", так как викинги первым делом предприняли широкомасштабное разрушение островных святилищ, особенно Инисмюррей у берегов Слайго, Скеллиг Михаел у побережья Керри и островов в устье Уэксфордской гавани, а также прибрежных монашеских поселений и мысов, таких как знаменитый монастырь св. Комгалла в Бангоре, графство Даун. Сразу же за этими внезапными и опустошительными грабительскими набегами в том же столетии последовали походы во внутренние области Ирландии, где были основаны базы для совершения дальнейших набегов внутри страны. В этот ранний период ударную силу викинговских нападений составляли норвежцы: дверью в Ирландию был Лимерик, а Шэннон - главным водным путем на север и восток. Флотилии базировались на озерах Лох-Ней и Лох-Ри. Именно с этих баз совершались нападения, в ходе которых был осквернен крупный религиозный центр Арма и были сожжены западные монастыри Клонмакнойс, Клонферт и Терриглас. Именно с запада были произведены первые значительные набеги на Лейнстер, и представляется, что именно Гебридское королевство (Suthreyjar, "южные острова", позднее Sodor), в ирландских источниках - королевство Льюис, было непосредственной базой для этого удара, нанесенного по сердцу Ирландии с запада в первой половине IX века. Во второй половине Х века, когда викинги Лимерика образовали государство, полностью независимое от Дублина, и сосредоточили усилия на формировании колоний в Мунстере, их непосредственная связь с Внешними Гебридами демонстрируется, по крайней мере в ирландской традиции, указанием на некоего Моранна, сына "морского короля острова Льюис", о котором говорится, что он был убит в Лимерике в бою против ирландцев. Между тем повторяемость имен Манус (др.-норв. Магнус) и Сомарлид (др.-норв. Сумарлиди) в обоих королевских родах предполагает тесную связь, может быть, смешанные браки, а возможно, даже совместное правление. В течение всего IX и Х века продолжалась широкомасштабная норвежская колонизация, распространяясь по восточному и южному побережью Ирландии. Дублин был укреплен в 841 г., а в Уиклоу, Уэксфорде, Уотерфорде и Корке были основаны норвежские порты. В Х веке у каждого из них был свой независимый король, готовый к заключению сепаратных союзов, либо в форме брака, либо для совместных грабительских походов; причем было совершенно безразлично, с кем вступать в подобный союз - со своим ли народом или с ирландскими вождями. Ни у ирландцев, ни у норвежцев не существовало центрального правительства; однако около середины IX века движение сопротивления привело к ряду ирландских побед, и норвежское господство рухнуло.
Одновременно на восток, вероятно из Англии, прибыл большой датский флот, захвативший Дублин, в то время как его предводитель победил норвежцев в крупном сражении, последовавшем за высадкой датчан на берегу Карлингфордского залива. На протяжении третьей фазы викингской оккупации, последовавшей за этим, центр господства викингов находился на востоке, а нападения совершались со стороны Ирландского моря. У датчан, очевидно, был превосходный флот, однако в 853 г. Анналы Ульстера фиксируют прибытие Амлайма (норв. Олаф), сына короля Лохланна (возможно, Олафа Белого), восстановившего норвежскую власть над Дублином. В 871 г. те же анналы вновь сообщают, что Олаф и Имар (норв. Ивар) вернулись в Дублин из "Альбы". Эти два предводителя норвежцев сделали Дублин главным центром викингов в Ирландии и базой их флота, совершавшего постоянные нападения на берега окружающих стран. Прибытие Олафа из Лохланна почти сразу же после победы датчан в 854 г. является одним из множества признаков того, что норвежские поселения в Ирландии были частью целенаправленной политики экспансии и колонизации из Юго-Западной Норвегии.
КОНСОЛИДАЦИЯ ИРЛАНДСКИХ ПЛЕМЕННЫХ КОРОЛЕВСТВ ПЕРЕД ЛИЦОМ НОРМАННСКОЙ УГРОЗЫ
Спойлер (раскрыть)
В конце 830-х годов в Ирландию нагрянула большая флотилия норвежских викингов под командованием конунга Тургейса. Он прошел огнем и мечом половину острова, основал крепости на берегах Ирландии и её внутренних озер. Хроники сообщают о планах Тургейса насадить язычество на занятых его войском территориях, в частности пишут о захвате Клонмакнойса и пророчествованиях его жены на алтаре этого монастыря. Тем не менее эта угроза не сподвигла отдельные ирландские королевства к сплочению, некоторые владетели даже поспешили заключить союзы с норвежцами, как например король Кербалл из Осрайге. Согласно легенде Тургейс погиб в 845 году, став жертвой коварства будущего верховного короля Ирландии Маэльсехнаилла (король Миде, отец Фланна Синны). Якобы королевская дочь отправила послание Тургейсу с предложением самому конунгу и его свите "культурно отдохнуть в компании её подружек" на живописном берегу озера Лох-Овель. Когда вождь норвежцев явился с немногочисленными спутниками по приглашению, "подружки принцессы" обернулись крепкими рослыми ребятишками из королевской дружины Маэльсехнаилла, которые всех викингов перетопили в озере. 848 отмечен как "год четырех побед над иноземцами" - короли Миде, Айлеха, Мунстера и Коннахта выиграли по крупному сражению у совсем павших духом норвежцев. В честь данного события из Ирландии было направлено посольство в Рим с подношениями Святому Престолу. С ослаблением норманнской угрозы король Маэльсехнаилл взялся за укрепление своего статуса Верховного короля - взимал дань и заложников, ходил походами на непокорные племена и королевства, периодически побивал викингов из Дублина. Его авторитет на севере и в центре Ирландии был непоколебим, но вот короли Мунстера с юга составили ему мощную оппозицию. Совсем незадолго до смерти предыдущего верховного короля Ниалла Калле в 847 году мунстерский король Федлимид активно пытался утвердить свое господство на острове, разоряя все нелояльные ему туаты, королевства и даже монастыри, совершенно игнорируя тот факт, что викинги строят свои лонгфорты прямо в его владениях. После смерти Федлимида Мунстер впал в череду усобиц, в которых приняли участие и норманны и соседние ирландские властители. Тем не менее Маэльсехнаиллу понадобились годы планомерного наступления на южное королевство, чтобы его вожди наконец признали сюзеренитет Верховного короля. Сын и наследник Маэльсехнаилла король Фланн Синна продолжал политику отца - сражался с викингами и утверждал свой авторитет как Верховного короля, что вкупе с другими внешними факторами привело в начале Х века к исходу норвежских колонистов из Дублина в графства Северо-Западной Англии. Когда казалось, что Фланну подчинились все короли в Ирландии, нашелся серьезный соперник среди дальних родственников из клана Уи Нейллов - король Айлеха Ниалл Глундуб. Тяжелое противостояние с северным противником привело к гибели многих наследников Фланна, а после его смерти голову вновь подняли норвежцы. В Ирландию прибыл крупный флот норманнов под предводительством морских конунгов Рагналла и Сигтрюгга - королевство дублинских викингов было восстановлено, Ниалл Глундуб вместе с собранной им коалицией ирландских королей погиб в большом сражении с захватчиками. Сын Фланна Синны король Доннхад Донн (919-44) получил трон Миде и титул Верховного короля, используя последствия катастрофы под Дублином и убив родного брата Аэда - он примирился с королями Айлеха и почти 25 лет вел непрерывные войны с викингами. В результате столь сильного давления на лонгфорты их норвежские короли признали зависимость от местных династов. После 950 года набеги викингов на Ирландию практически прекратились. XI век ознаменовался качественно новой стадией борьбы королей за верховенство - викинги после битвы при Клонтарфе (1014 год) потеряли значение как самостоятельная политическая сила, накопленный норвежскими поселенцами экономический потенциал (в виде обширных торговых связей со многими портами в Англии, Скандинавии и на континенте) был обращен королями Мунстера и Лейнстера против традиционных соперников - Уи Нейллов.