Интерьер знаменитого шведского корабля "Ваза (Vasa
Причины катастрофы согласно "универсальной энциклопедии".
Spoiler (expand)
В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Ваза» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с «Вазой» предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.
Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился «Ваза». Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен «Ваза», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.
Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным и никто не был осуждён за катастрофу.
Интересно, что их величество задавал параметры
и утверждал проект, ни бельмеса не смысля в судостроении. Еще более интересно, что шведский СК не стал устанавливать виновных.
Ещё один вариант с подробной разборкой конструкции парусного линейного корабля 18 века в 3D, но, увы, на английском языке (вроде та же "Виктория" адмирала Нельсона... ):
Уже перевели на русский:
Как устроен линейный корабль Адмирала Нельсона "Виктория"? Что такое пуп-дек?