Археологи из Международной ассоциации средиземноморских и восточных исследований (International Association for Mediterranean and Oriental Studies) в Италии, совместно с факультетом подводной археологии в Тегеране (Underwater Archaeology Faculty in Tehran) подробно описали результаты раскопок деревянного затонувшего корабля у южного побережья Каспийского моря в Мазендеране (Иран). Анализ образцов древесины и растительных остатков, датированных радиоуглеродным методом, показал, что судно, скорее всего, датируется концом XVIII или началом XIX века. Корабль, предположительно, - трехмачтовый.
В течение двух сезонов раскопок обнаружили структурные элементы корпуса, мачты и остатки груза, что дало исследователям важные подсказки относительно его возможного происхождения, состава груза и методов строительства.
Строительство временного барьера из мешков с песком против волновой эрозии позволило провести тщательные раскопки на месте. Были задокументированы стратиграфические слои, выявившие 43 осадочных слоя, которые документировали его захоронение на протяжении столетий. Образцы затопленной древесины прошли тонкослойную и сканирующую электронную микроскопию для идентификации видов. Радиоуглеродное датирование было проведено на трех образцах древесины и семенах гречихи из корзины, найденной в самом нижнем отсеке корабля, чтобы смоделировать вероятные сроки строительства, ремонта и крушения корабля. Ботанические останки были обработаны путем просеивания воды и исследованы под микроскопом для определения видов.
Анализы показали, что структурные элементы содержали древесину сосны обыкновенной и ели/лиственницы, что указывает на возможное происхождение из региона бассейна Волги или Кавказа. Также был обнаружен инструмент из древесины тополя.
Радиоуглеродное датирование образцов сосновой древесины корпуса установило, что первоначальное строительство началось не ранее конца 18 века, что позволяет предположить, что корабль был построен между 1762 и 1808 годами с дополнительными ремонтами, предположительно из более молодых бревен ели/лиственницы. Семена гречихи датируются в широком диапазоне, простирающемся до начала 20 века, что в общем то и соответствует последнему периоду использования корабля.
![Imp]()
а). Обзор открытой поверхности затонувшего корабля после удаления песка, показывающий его оставшуюся структуру.
б-г). Схематические планы и продольный разрез остатков корпуса
(рисунки С.Сортиджи и М.Аяси, Организация культурного наследия Мазандарана).
Археоботанический анализ выявил шесть семейств растений в грузе судна, причем гречиха (Fagopyrum esculentum) составила большую часть восстановленных остатков. Было установлено, что хорошо сохранившиеся треугольные семянки, найденные в трех плетеных корзинах, происходят из регионов возделывания вблизи бассейна реки Волги или Кавказа. Также были выявлены сопутствующие сорняки, включая марь белую (Chenopodium album) и ярутку полевую (Thlaspi arvense), что отражает сельскохозяйственную практику в регионе.
В сочетании с датами образцов древесины исследователи пришли к выводу, что судно вероятнее всего входило в состав русских армейских транспортов Каспийской флотилии времён русско-персидской войны 1804-1813 гг. Преобладание же гречихи в его грузе подтверждает исторические свидетельства ее использования в качестве основного продукта питания для моряков и солдат.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Оригинал статьи:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь