Сообщество Империал: Судостроение аборигенов Нового Света вчера и сегодня - Сообщество Империал

ГлебМинский

Судостроение аборигенов Нового Света вчера и сегодня

Народы "доколумбовой" Америки на реках и озёрах, в морях и океанах...
Тема создана: 10 января 2020, 19:17 · Автор: ГлебМинский
  • 6 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
 1 
 Старый
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 31 января 2020, 11:10

На сегодня не так уж и много известно о судостроении аборигенов Нового Света. Действительно, когда Колумб наконец то добрался до берегов своей "Индии", он отметил наличие у островитян, встреченных им, только долблёных челнов (хотя порой и весьма крупных размеров)... В дальнейшем конкистадоры обнаружили не только весьма крупные централизованные государства ацтеков и инков, но и довольно развитое судостроение, отличное от европейского (так, например, мореходные бальсовые плоты имели порой грузоподъёмность, превышающую грузоподъёмность испанских каракк и каравелл того времени...).

И впоследствии, исследователей Американского континента и этнографов не переставало удивлять разнообразие плавсредств, используемое аборигенами. При этом, различные климатические пояса диктовали и различный подход к т.н. "малому судостроению": тут можно было встретить и кожаные каяки и умиаки алеутов и эскимосов, индейские каноэ с бортами из той же кожи или бересты, ацтекские и майянские чимы (chimalacalli) с "защищёнными" бортами, пироги обитателей Антильских островов, джунглей Амазонки и скал Огненной Земли, "древнеегипетские" тростниковые лодки с озера Титикака, мореходные инкские плоты из бальсы и бразильские жангады...

Imp


Увы, европейские культрегеры, занявшиеся истреблением местного населения (даже Мать Католическая Церковь долго не могла решить вопрос: имеют ли "краснокожие дикари" душу, т.е. являются ли они "людьми", а не "животными"...), вместе с оным уничтожили не только его необычно высокую культуру, но и местные традиции судостроения... Только в глухих местах стало возможным встретить местные разновидности "малого судостроения", но и оно в наше время сдаёт позиции перед натиском Промышленной Цивилизации (сейчас можно встретить не только лодки, сделанные по европейским традициям, но и использование различных современных двигателей на традиционных местных пирогах...). Поэтому сегодня можно встретить (на радость богатым туристам...) даже вот такое "чудо" (оз.Титикака):

Imp


Предлагаю в данной теме обмениваться информацией по традиционному судостроению Нового Света (и всего того, что может быть связано с ним в культуре аборигенов, в том числе и современной...), естественно с обсуждением фактов и домыслов, встречающихся в современных исследованиях и СМИ...
     Старый
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 марта 2020, 19:49

    И снова пара туземных плавсредств, до сих пор используемых в Карибском бассейне:

    01. Индейцы карибского племени калапало в пирОге (испанский вариант от местного - piraua) из коры. Бразилия.

    Imp

    Невозможно избавиться от впечатления, что данная пирОга изготовлялась не из остова, сплетёного из гибких веток и обтянутого полосами коры, как берёзовые каноэ каких-нибудь алгонкинов (напр.читай "Песнь о Гайавате"... :0142: ), а просто из целого пласта коры, срезанного целиком и слегка "зашитого" с торцов... И это действительно так... Разве что, для придания формы, использовались гибкие распорки из веток... Между прочим, судя по фотографии, она спокойно "держит" пару вполне "солидных" по весу мужиков... :013:

    Кстати, исследователи Доколумбовой Америки считают, что карибские племена, пришедшие на острова Карибского бассейна, начинали свой путь именно с рек, расположенных на территории современной Бразилии... Таким образом можно смело считать, что на снимке запечатлен изначальный вариант пирОги, вероятно существующий уже не одно тысячелетие, с которого и начиналось развитие местных разновидностей таких плавсредств... :008:

    02. Удивительный тип долблёных пирОг, используемых до сих пор на Антильских островах:

    Imp

    В данном случае представлены пирОги из Пуэрто-Рико... Именно на таких судах первые карибы-каннибалы и осваивали свой архипелаг, создавая вполне мореходные образцы из цельного дерева... И именно на таких судёнышках они встречали Христофора Колумба и испанских конкистадоров у берегов своих островов... И до сих пор такие пирОги служат верой и правдой местному населению... :046:
       Старый
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 01 декабря 2020, 21:12

      В верховьях Амазонки, на территории Перу, до сих пор племена маюна и кичва (Maijuna Kichwa) используют старые способы изготовления лодок-долблёнок, прекрасно показавших себя при прохождении по притокам и ручьям, впадающим в Амазонку... Особенно они хороши при преодолении проток, перегораживаемых деревьями, низко нависающими над водой...

      При этом сама форма таких лодок, а также форма вёсел, используемых для движения, сохраняются с давних "доколумбовых" времён:

      Imp

      Imp

      При изготовлении лодок широко используется огонь (для выжигания внутренних объёмов...), что зафиксировано ещё первыми конкистадорами (иллюстрация из рукописи 1590 г.):

      Imp

      Для увеличения же грузоподъёмности производится ещё и т.н. распаривание, позволяющее увеличить развал бортов...:

      Imp

      Imp

      Цитата

      При распаривании корпус лодки сначала выдерживают долго в воде, а потом, когда дерево "размягчится", устанавливают его на тлеющие угли и при помощи специальных приспособлений начинают "разваливать" борта, закрепляя внутри корпуса всё более длинные ветки-расскосины, тем самым не давая бортам снова сойтись внутрь... По мере высыхания корпуса древесина твердеет и сохраняет приданную её форму...


      !!!ps Некоторые исследователи считают, что к технологии распаривания местные индейцы вынуждены были перейти по мере вырубки более крупных деревьев...

      На фото представлена внутренняя конструкция готового корпуса лодки:

      Imp


      Но и в эти дикие места пришла цивилизация, и теперь много лодок-долблёнок местные индейцы умудряются снабдить даже моторами:

      Imp

      :046:
         Старый
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 31 января 2021, 20:24

        Уанчако (исп. Huanchaco) – маленький рыбацкий городок и знаменитый туристский пляж на тихоокеанском побережье северо-западной части Перу, расположенный в 14 км от Трухильо (исп. Trujillo), административного центра одноименной провинции и региона Ла-Либертад (исп. Region La Libertad).

        Главной хозяйственной отраслью в этом районе на протяжении нескольких веков является рыболовство. Поэтому значительной местной достопримечательностью и любимым развлечением для туристов являются лодки «Caballito de totora», что в переводе с испанского означает «Тростниковая лошадка»...

        Imp

        Надо понимать, что сaballito - это испанская "добавка" к местному названию камыша totora, широко распространённого не только вдоль побережья Перу, но и на озере Титикака...

        Imp

        Множество таких причудливого вида «лошадок» стройной чередой стоят вдоль набережной на всем протяжении песчаной косы пляжа Уанчако. Древним мастерством изготовления этих уникальных камышовых лодок с загнутыми вверх носами прекрасно владеют местные умельцы...

        Imp

        До сих пор местные рыболовы используют лодки из камыша в тех же целях, что и их далекие предки: расставляют в море сети, затем собирают улов...

        Imp

        Местные лодки делают из камыша totora, растущего в окрестных болотах. При этом сама лодка может активно эксплуатироваться около 3-х месяцев, потом ее заменяют на новую...

        Imp

        Однако, современная цивилизация и тут привнесла свои усовершенствования: для повышения непотопляемости и упрощения изготовления данного плавсредства, современные умельцы внутрь своих "лошадок" заплетают куски пенопласта...

        Imp

        !!!ps Обратим внимание на "предмет" в руках рыбака - так выглядят своеобразные "вёсла", используемые местными...

        Сейчас за небольшую плату туристы могут даже покататься вдоль берега на легких камышовых суденышках...

        Imp

        Так что эти лодки теперь уже являются визитной карточкой Уанчако и всей провинции Трухильо. :046:
           Старый
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 02 февраля 2021, 20:38

          Немного из истории местного "камышового" судостроения:

          Caballito de totora - это лодка с тысячелетней историей, которая использовалась с доинкских времен рыбаками с северного побережья Перу. По оценкам исследователей, её использование датируется по крайней мере 100 г.до н.э., что подтверждают и многочисленные археологические находки, относящиеся к древним культура Салинар (Salinar), Галлиназо (Gallinazo), Мочика (Mochica) и Чиму (Chimú)...

          Ниже представляю наиболее показательные находки такого типа доинкской керамики:


          01. На керамике Моче(100-700 гг.) сохранились наиболее древние изображения рыбаков, которые несутся по волнам, оседлав камышовую лодку-тоторо, как резвого скакуна. :victory-style:
          Музей в Трухилье (Перу).

          Imp


          02. Керамическая группа, изображающая рыбаков на камышовых тоторо. I—VIII вв. Культура Мочика.
          Imp


          03. Керамика более позднего времени, относящаяся к культуре Чиму (1100–1400 гг.), также демонстрирует "наездников на камышовых лодках". Музей Америки (Мадрид).
          Imp


          04. Сосуд этой же культуры в форме человека, верхом на камышовой лодке. Dumbarton Oaks Research Library and Collection.
          Imp


          05. А это уже инкский сосуд в виде человека, распростертого на такой же тоторо. Сам керамический сосуд был изначально полированным до серебристо-белого оттенка.
          Imp


          !!!ps Любопытно отметить, что наиболее ангажированные уфологи в данных изображениях стараются увидеть исключительно "инопланетян", восседающих на неких реактивных мотоциклах... :facepalm:

          !!!ps !!!ps Caballito de totora сделаны из того же камыша-тоторо (лат. Schoenoplectus californicus subsp. Tatora...), что и широко используемые народом уру камышовые суда озера Титикака, считающиеся частью национального культурного наследия Перу с 2016 года. Отметим, что болота в окрестностях Уанчако, расположенные примерно в 14 км (ок.8,7 миль) к северо-западу от исторического центра города Трухильо, где и добывалось древними и современными рыбаками сырьё для строительства своих тоторо, также объявлены правительством Перу экологическим заповедником. :046:
             Старый
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 04 февраля 2021, 20:04

            Рассказ о камышовом судостроении на берегах Перу будет не полон без упоминания ещё одной темы - темы происхождения сёрфинга... :006:

            Imp


            Опираясь на находки древней керамики с изображениями рыбаков, сидящих верхом на своих тоторо, перуанцы оспаривают бытующее мнение о первоначальном зарождении сёрфинга на Гавайях... И центром "рождения" сёрфинга называют именно Уанчако... :0142:

            Местные рыбаки с древности уже профессионально использовали океанские волны для возвращения на берег с уловом... "Оседлав" такую волну, перуанцы стремительно неслись к прибрежному пляжу, одновременно красуясь своей удалью и демонстрируя бесстрашие перед "духами, населяющими глубины океана"... Не исключено, что подобное "катание на волне" могло входить и в комплекс инициации юношей при переходе в следующую категорию "полноправных мужчин"... :008:

            И сегодня пляжи Уанчако, известные своими практически идеальными условиями для занятий сёрфингом, пользуются высокой популярностью у спортсменов со всего мира... Поэтому, в 2012 г. Уанчако и был утвержден во всемирной организации коалиции «Save The Waves Coalition» в качестве мирового центра серфинга. И теперь на этих пляжах проводятся как внутренние, так и международные соревнования... :victory-style:

            Imp


            Здесь же недалеко встречается и легендарная волна Чикама – самая длинная волна в мире (длиною до 4 километров... :006: ), на которой может прокатиться любой.

            Imp


            Imp


            Сам Чикама, давший название волне, – это маленький городок, который бы все проезжали мимо, если бы не серфинг. Сюда приходят самые длинные левые волны в мире. Сезон – с июня по сентябрь. Но и в другие времена года иногда везет. Раз в два месяца прогноз обещает волны высотой в два метра. И тогда со всех сторон серферы съезжаются в Чикаму... Даже из столицы Перу - Лимы, а это почти целая ночь в автобусе... :025:

            Imp


            Imp


            Imp


            !!!ps Вообще то "катание на волнах" широко встречается на островах Тихого океана среди полинезийцев... Хотя впервые в своём "классическом" виде такие "соревнования" были зафиксированы участниками экспедиций Джеймса Кука именно на Гавайских островах в 1777 году... :083:

            !!!ps !!!ps Любопытно отметить, что по современным данным заселение Океании проходило с запада на восток, поэтому наличие той же традиции "оседлавших волну" и на побережье Перу, может свидетельствовать в пользу версии об ещё одном пути заселения людьми Нового Света, на этот раз и со стороны островов Тихого океана... :046:
               Старый
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 06 февраля 2021, 21:15

              На тихоокеанских берегах Америки камышовое судостроение встретилось исследователям ещё в одном месте - на берегах Калифорнии... :008:

              Предлагаю взглянуть на материал об этом из современного музейного каталога:
              Индейцы Калифорнии. Каталог Кунсткамеры. Издание МАЭ РАН, Санкт-Петербург, 2018. С.320-321.

              Imp

              Imp

              Увы, по индейской цивилизации Калифорнии "паровым катком" прошлась Промышленная Цивилизация и теперь на этих берегах не встретишь не только камышовых лодок, но и самих индейцев, строивших их... Осталось от них совсем немного, и сохранилось разве что только в музеях... :025:

              !!!ps Ярославец, фото интересное, но вот к теме Судостроение аборигенов Нового Света вчера и сегодня никакого отношения не имеет... Поэтому пост переместил пока в тему Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, т.к. соответствующей темы по новозеландским маори (или, более общую, по народам Тихого океана...) что-то не нашёл... :046:
                 Старый
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 27 апреля 2021, 14:55

                В период с 1988 по 1992 г. широко известный писатель и исследователь Тур Хейердал руководил археологическими раскопками комплекса пирамид «Ла Райа» в окрестностях Тукуме в Перу.

                Imp

                Наиболее интересной находкой в ходе раскопок оказался обнаруженный в 1992 году каменный рельеф с храмовой стены, на котором сохранились изображения мифических людей-птиц на борту двух больших кораблей с палубными надстройками и украшениями на носу и корме...

                На снимке Тур Хейердал, курирующий раскопки, и археолог Арне Шёльсволд, непосредственно ведущий раскопки, рассматривают рельеф с птице-людьми и их кораблями...
                Imp

                Цитата

                Перуанский археологический памятник Тукуме находится на равнинной территории — части исторической области Ламбаеке и самой большой долины северного побережья Перу. Сами же пирамиды стоят к югу от реки Ла-Леш, на равнине, вокруг горы Ла-Райа. Долина Ламбаеке — место множества рек и каналов, сохранившихся с незапамятных времен и все еще используемых по назначению. В долине Ламбаеке приблизительно 250 кирпичных пирамид в разной стадии разрушения, в Тукуме находится только десятая их часть. Жители соседних деревень Ла-Рая и Сан-Антони называют пирамиды «уакас», или храмы.
                Тукуме представлял собой региональный центр, а какое-то время, возможно, и столицу сначала области Сикан и древней культуры ламбайеке в период с 800 по 1300 г., затем — культуры чиму в период 1350-1450 гг. и культуры инков в период 1450-1532 гг.
                Именно ко времени ок.1300 гг. считается, что местное перуанское население впервые посетило знаменитый остров Пасхи, на котором с того времени и сохранился культ птице-людей, широко представленный в рельефной резьбе на каменных глыбах в районе древнего островного поселения Оронго.


                Каменный храмовый рельеф с изображением птице-людей и их судов...
                Imp

                Цитата

                На основании изображения судов на рельефе из Тукуме было предложено несколько версий по их конструкции:
                - Суда конструктивно представляют собой плоты, собранные из бальсовых брёвен. именно на таком плоту "Кон-Тики" Тур Хейердал и совершил своё знаменитое плавание... В данной версии смущает украшение носа судна, плавно исходящее из предполагаемых и весьма объёмных брёвен... На подобный изгиб брёвна, имеющие достаточно большой диаметр, явно не способны...
                - Суда сделаны из связок камыша-тоторо, поэтому изгиб носового украшения вполне реален... Смущает диаметр связок камыша на корме данных судов... Камышовые стебли всё же весьма небольшие по сечению... Но подобное изображение основы плота может быть и просто определённой стилизацией...
                - Конструкция судов собрана из бамбуковых стеблей... В данном случае гибкие вершины бамбука легко могут изгибаться и приобретать форму плавно изогнутого носового украшения...

                ИМХО Лично мне последняя версия кажется наиболее правдоподобной... :008:
                !!!ps Кстати, круглые предметы с "ручкой", видимые под корпусами судов, могут представлять собой стилизованные таким образом вёсла с круглыми лопастями... :038:


                Помимо множества красивых предметов, были найдены небольшие с двусторонними лопастями вёсла, возможно даже ритуального назначения, – того же типа, который ранее был известен и по острову Пасхи.
                Imp

                Цитата

                Все эти находки стали для Хейердала очередным доказательством его теории о том, что именно южноамериканские индейцы первыми заселили этот таинственный остров.
                Сама же экспедиция в Тукуме завершила исследования Тура Хейердала о происхождении первых жителей восточно- полинезийских островов. Он был убеждён, что ответ давала сама культура мореплавания, обнаруженная им в Тукуме. Другие учёные доказывали, что первые жители этих островов пришли с запада, но сегодня общепринято, что около 1300 г. н.э. между полинезийскими и южноамериканскими группами населения существовала связь. В частности, в результате этих контактов в Полинезии появился сладкий картофель.
                Любопытно, что и сегодня на некоторых из самых восточных островов Полинезии (в частности на Маркизских островах и острове Пасхи...) имеются следы южноамериканского (индейского) ДНК.

                !!!ps От себя могу добавить, что так и проситься "красивая мысль", по которой подобные вёсла приносились к ступеням храмов в качестве ритуального дара вернувшимися моряками, удачно сходившими в плавание на далёкие острова "за океаном"... :046:
                   Старый
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 05 мая 2021, 21:45

                  Исследователь Павел Павел (Чехия) предложил ещё один способ использования тростниковых судов в Новом Свете, на этот раз - для транспортировки по воде огромных блоков для строительства храмов и пирамид Тиванако (Тиуанако):
                  Imp

                  Расшифровка текста: (Раскрыть)


                  Связки камыша для доставки каменных блоков (ещё один вариант):
                  Imp


                  !!!ps Как мы видим, данный опыт вполне удался... Вопрос только в том, насколько эта версия реальна... Хотя... Любопытно, что каменный блок в воде вроде имеет действительно меньший вес, т.е. он становится легче для транспортировки... :046:
                     Старый
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 03 ноября 2021, 20:07

                    Любопытная новость из истории каноэстроения майя:

                    Археологи впервые обнаружили целое каноэ майя.

                    Imp

                    Спойлер (раскрыть)


                    !!!ps Пришлось немного подредактировать сообщение... А то какой-то туповатый перевод был... :046:
                       Старый
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 09 ноября 2021, 20:05

                      И ещё одна свежая новость по находкам каноэ... На этот раз - из США...

                      Долбленую лодку возрастом около 1200 лет нашли на дне озера в США.

                      Imp

                      Спойлер (раскрыть)
                        • 6 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                        • 6
                         Похожие Темы
                        АБоевые слоны Нового Времени.
                        применение боевых слонов в армиях в Новое Время
                        Автор С Старый
                        Обновление 13 апреля 2024, 23:03
                        ФКорабли Нового времени.
                        От Лепанто (1571 г.) до Синопа (1853 г.) - Блистательная эпоха
                        Автор С Старый
                        Обновление 17 марта 2024, 13:47
                        М[MOD] King's Bounty: The Legend "King's Bounty: В поисках нового мира"©
                        [MOD] King's Bounty: The Legend "King's Bounty: В поисках нового мира"©
                        Автор R Risbujt
                        Обновление 15 марта 2024, 01:09
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 15 апр 2024, 21:16 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики