Сообщество Империал: Судостроение аборигенов Нового Света вчера и сегодня - Сообщество Империал

ГлебМинский

Судостроение аборигенов Нового Света вчера и сегодня

Народы "доколумбовой" Америки на реках и озёрах, в морях и океанах...
Тема создана: 10 января 2020, 19:17 · Автор: ГлебМинский
  • 6 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
 1 
 Старый
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 31 января 2020, 11:10

На сегодня не так уж и много известно о судостроении аборигенов Нового Света. Действительно, когда Колумб наконец то добрался до берегов своей "Индии", он отметил наличие у островитян, встреченных им, только долблёных челнов (хотя порой и весьма крупных размеров)... В дальнейшем конкистадоры обнаружили не только весьма крупные централизованные государства ацтеков и инков, но и довольно развитое судостроение, отличное от европейского (так, например, мореходные бальсовые плоты имели порой грузоподъёмность, превышающую грузоподъёмность испанских каракк и каравелл того времени...).

И впоследствии, исследователей Американского континента и этнографов не переставало удивлять разнообразие плавсредств, используемое аборигенами. При этом, различные климатические пояса диктовали и различный подход к т.н. "малому судостроению": тут можно было встретить и кожаные каяки и умиаки алеутов и эскимосов, индейские каноэ с бортами из той же кожи или бересты, ацтекские и майянские чимы (chimalacalli) с "защищёнными" бортами, пироги обитателей Антильских островов, джунглей Амазонки и скал Огненной Земли, "древнеегипетские" тростниковые лодки с озера Титикака, мореходные инкские плоты из бальсы и бразильские жангады...

Imp


Увы, европейские культрегеры, занявшиеся истреблением местного населения (даже Мать Католическая Церковь долго не могла решить вопрос: имеют ли "краснокожие дикари" душу, т.е. являются ли они "людьми", а не "животными"...), вместе с оным уничтожили не только его необычно высокую культуру, но и местные традиции судостроения... Только в глухих местах стало возможным встретить местные разновидности "малого судостроения", но и оно в наше время сдаёт позиции перед натиском Промышленной Цивилизации (сейчас можно встретить не только лодки, сделанные по европейским традициям, но и использование различных современных двигателей на традиционных местных пирогах...). Поэтому сегодня можно встретить (на радость богатым туристам...) даже вот такое "чудо" (оз.Титикака):

Imp


Предлагаю в данной теме обмениваться информацией по традиционному судостроению Нового Света (и всего того, что может быть связано с ним в культуре аборигенов, в том числе и современной...), естественно с обсуждением фактов и домыслов, встречающихся в современных исследованиях и СМИ...
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 09 ноября 2021, 21:24

    Старый (27 апреля 2021, 14:55):

    В период с 1988 по 1992 г. широко известный писатель и исследователь Тур Хейердал руководил археологическими раскопками комплекса пирамид «Ла Райа» в окрестностях Тукуме в Перу.

    Imp

    Наиболее интересной находкой в ходе раскопок оказался обнаруженный в 1992 году каменный рельеф с храмовой стены, на котором сохранились изображения мифических людей-птиц на борту двух больших кораблей с палубными надстройками и украшениями на носу и корме...

    На снимке Тур Хейердал, курирующий раскопки, и археолог Арне Шёльсволд, непосредственно ведущий раскопки, рассматривают рельеф с птице-людьми и их кораблями...
    Imp

    Цитата

    Перуанский археологический памятник Тукуме находится на равнинной территории — части исторической области Ламбаеке и самой большой долины северного побережья Перу. Сами же пирамиды стоят к югу от реки Ла-Леш, на равнине, вокруг горы Ла-Райа. Долина Ламбаеке — место множества рек и каналов, сохранившихся с незапамятных времен и все еще используемых по назначению. В долине Ламбаеке приблизительно 250 кирпичных пирамид в разной стадии разрушения, в Тукуме находится только десятая их часть. Жители соседних деревень Ла-Рая и Сан-Антони называют пирамиды «уакас», или храмы.
    Тукуме представлял собой региональный центр, а какое-то время, возможно, и столицу сначала области Сикан и древней культуры ламбайеке в период с 800 по 1300 г., затем — культуры чиму в период 1350-1450 гг. и культуры инков в период 1450-1532 гг.
    Именно ко времени ок.1300 гг. считается, что местное перуанское население впервые посетило знаменитый остров Пасхи, на котором с того времени и сохранился культ птице-людей, широко представленный в рельефной резьбе на каменных глыбах в районе древнего островного поселения Оронго.


    Каменный храмовый рельеф с изображением птице-людей и их судов...
    Imp

    Цитата

    На основании изображения судов на рельефе из Тукуме было предложено несколько версий по их конструкции:
    - Суда конструктивно представляют собой плоты, собранные из бальсовых брёвен. именно на таком плоту "Кон-Тики" Тур Хейердал и совершил своё знаменитое плавание... В данной версии смущает украшение носа судна, плавно исходящее из предполагаемых и весьма объёмных брёвен... На подобный изгиб брёвна, имеющие достаточно большой диаметр, явно не способны...
    - Суда сделаны из связок камыша-тоторо, поэтому изгиб носового украшения вполне реален... Смущает диаметр связок камыша на корме данных судов... Камышовые стебли всё же весьма небольшие по сечению... Но подобное изображение основы плота может быть и просто определённой стилизацией...
    - Конструкция судов собрана из бамбуковых стеблей... В данном случае гибкие вершины бамбука легко могут изгибаться и приобретать форму плавно изогнутого носового украшения...

    ИМХО Лично мне последняя версия кажется наиболее правдоподобной... :008:
    !!!ps Кстати, круглые предметы с "ручкой", видимые под корпусами судов, могут представлять собой стилизованные таким образом вёсла с круглыми лопастями... :038:


    Помимо множества красивых предметов, были найдены небольшие с двусторонними лопастями вёсла, возможно даже ритуального назначения, – того же типа, который ранее был известен и по острову Пасхи.
    Imp

    Цитата

    Все эти находки стали для Хейердала очередным доказательством его теории о том, что именно южноамериканские индейцы первыми заселили этот таинственный остров.
    Сама же экспедиция в Тукуме завершила исследования Тура Хейердала о происхождении первых жителей восточно- полинезийских островов. Он был убеждён, что ответ давала сама культура мореплавания, обнаруженная им в Тукуме. Другие учёные доказывали, что первые жители этих островов пришли с запада, но сегодня общепринято, что около 1300 г. н.э. между полинезийскими и южноамериканскими группами населения существовала связь. В частности, в результате этих контактов в Полинезии появился сладкий картофель.
    Любопытно, что и сегодня на некоторых из самых восточных островов Полинезии (в частности на Маркизских островах и острове Пасхи...) имеются следы южноамериканского (индейского) ДНК.

    !!!ps От себя могу добавить, что так и проситься "красивая мысль", по которой подобные вёсла приносились к ступеням храмов в качестве ритуального дара вернувшимися моряками, удачно сходившими в плавание на далёкие острова "за океаном"... :046:


    Другое интересное пересечение - с полинезийским культом птицечеловеков.
       Старый
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 14 ноября 2021, 11:46

      Вспомним и ещё об одном долблёном каноэ, относительно недавно занявшем место в экспозиции Выставочного центра природного и культурного заповедника Уиден-Айленд в графстве Пинеллас (штат Флорида):

      Единственное древнее индейское морское каноэ Флориды выставили на показ.

      Imp

      Спойлер (раскрыть)


      Ну и видеосюжет об этом:

      1,000-year-old Native American handmade canoe DISCOVERED in Florida


      Цитата

      Тысячелетнее каноэ индейцев подняли со дна озера Хэнкок во Флориде. По мнению археологов, находке около тысячи лет. Каноэ длиной 6,5 метров было выдолблено из сосны.
      Каноэ использовало коренное население Америки в качестве основного вида транспорта. Раньше местности в районе озера были сильно заболочены, поэтому передвигаться по ним на каноэ — наиболее оптимальное решение.
      По словам куратора музея истории озера Бартоломеу Делкампа, чтобы изготовить такие лодки, индейцы срубали местную разновидность сосны, выжигали внутреннюю часть, а затем держали её над огнем, дабы размягчить получившуюся "трубу" и придать ей необходимую форму.




      Jackel

      Другое интересное пересечение - с полинезийским культом птицечеловеков.


      Кстати да... По неволе вспоминаешь костюм воинов-орлов, вероятно и лёгший в образ птицелюдей... Вот только кто на кого оказал влияние (индейцы на полинезийцев или наоборот...) остаётся дискуссионным вопросом... Я же считаю, что сказалось влияние индейцев, некогда действительно бороздивших просторы Тихого океана на своих бальсовых плотах... :046:
         Lientur
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 20 июля 2022, 06:31

        Здравствуйте, я из Чили и очень интересуюсь историей в целом, а также историей и культурой России. Я изучал педагогику по истории и географии в университете и надеюсь, что смогу поделиться своими знаниями, особенно об истории Америки и моей страны. Прошу прощения, если эту презентацию нужно сделать в другой теме, я не нашел тему презентации. Так же извиняюсь за орфографические ошибки, не умею писать по русски, пользуюсь переводчиком.
           Lientur
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 20 июля 2022, 08:10

          Что касается местного судоходства, как упоминалось выше, кажется, что самые сложные корабли были разработаны на территории Тавантинсуйо или Империи инков. В частности, в районе северного Перу и побережья Эквадора, где существовала замечательная мореходная традиция, которую инки просто продолжили.

          В моей стране было два района с кочевым народом, который жил с моря (и использовал его для навигации). На севере жили "чанго", народ, населявший исключительно побережье, в то время как другие земледельческие и скотоводческие народы развивались во внутренних районах. Отношения между этими народами были взаимными, они обменивались ресурсами, что позволяло многим продуктам морепродуктов идти вглубь страны и наоборот. Лодка представляла собой плот из кожи морского льва. Следует отметить, что побережья Чили, Перу и, в меньшей степени, Эквадора находятся под сильным влиянием течения Гумбольдта, холодного течения, позволяющего существовать в море большому количеству ресурсов.

          Пример плота из кожи морского льва

          Imperial

          На крайнем юге, также известном как Западная Патагония, было несколько городов для каноэ. Среди них были чоносы, кавескары, яганы и сельк'намы. Эти народы делали вареные каноэ из одного большого ствола, за исключением чоно, которые строили свои лодки из досок, соединенных дюбелями.

          Северная граница народа чоно находилась в Чилоэ. В какой-то момент истории этот великий остров принял важную миграцию населения уиллич (принадлежащего культурному стволу мапуче), поэтому на острове смешались обе культуры (чоно принадлежат к патагонскому культурному стволу). В этом процессе смешивания была разработана морская традиция Chiloé, которая продолжается и по сей день. Лодкой Чилоэ по преимуществу была «Далька», которая в основном является лодкой чонос, хотя со временем она развивалась и приобретала новые элементы, особенно после испанского вторжения. Некоторые исследователи предполагают, что до прихода европейцев этот корабль имел кожаный парус. Но это маловероятно. В любом случае производство далка всегда было заметным и широко задокументировано, оно даже было частью сопротивления островитян приходу европейцев. В 1570-х годах с испанцами произошло два морских сражения, оба закончились победой испанцев благодаря их огнестрельному оружию.

          Территория патагонских народов
          Imperial

          Далка Чилоэ
          Imperial

          Северный Чилоэ, залив Релонкави, залив Анкуд и пролив Чакао
          Imperial
             Из деревни приехал
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 20 июля 2022, 09:01

            Старый

            Я же считаю, что сказалось влияние индейцев, некогда действительно бороздивших просторы Тихого океана на своих бальсовых плотах...


            Еще бы и подтверждения тому...

            Каботажный характер плаваний индейцев очевиден. А фантазии Тура Хейердала сводятся лишь к одному - методом экспериментальной археологии он не раз доказывал сравнительно хорошую мореходность казалось-бы совсем примитивных плавсредств.

            Только вот по всей Океании нет никаких следов индейцев (кроме пресловутых 10% индейских генов у населения ... острова Пасхи, которое более 150 лет под Чили и население которого вывозили на материк в рабство, т.ч. чистых австронезийцев там уже просто нет).

            Lientur

            На крайнем юге, также известном как Западная Патагония, было несколько городов для каноэ. Среди них были чоносы, кавескары, яганы и сельк'намы. Эти народы делали вареные каноэ из одного большого ствола, за исключением чоно, которые строили свои лодки из досок, соединенных дюбелями.


            Получается, что одна из наиболее развитых мореходных традиций была у приполярных индейцев? Они были охотниками на морского зверя?
               Lientur
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 24 июля 2022, 12:08

              Из деревни приехал (20 июля 2022, 09:01):

              Старый

              Я же считаю, что сказалось влияние индейцев, некогда действительно бороздивших просторы Тихого океана на своих бальсовых плотах...


              Еще бы и подтверждения тому...

              Каботажный характер плаваний индейцев очевиден. А фантазии Тура Хейердала сводятся лишь к одному - методом экспериментальной археологии он не раз доказывал сравнительно хорошую мореходность казалось-бы совсем примитивных плавсредств.

              Только вот по всей Океании нет никаких следов индейцев (кроме пресловутых 10% индейских генов у населения ... острова Пасхи, которое более 150 лет под Чили и население которого вывозили на материк в рабство, т.ч. чистых австронезийцев там уже просто нет).

              Lientur

              На крайнем юге, также известном как Западная Патагония, было несколько городов для каноэ. Среди них были чоносы, кавескары, яганы и сельк'намы. Эти народы делали вареные каноэ из одного большого ствола, за исключением чоно, которые строили свои лодки из досок, соединенных дюбелями.


              Получается, что одна из наиболее развитых мореходных традиций была у приполярных индейцев? Они были охотниками на морского зверя?


              Правильно, они жили за счет продуктов моря. В основном рыба, моллюски, выброшенные на берег киты и морские львы.
              Это были коренные жители, которые специализировались на навигации по каналам. Хотя они не колонизировали столько территорий, сколько инуиты. Например, до сих пор нет данных о посещениях этими народами Мальвинских островов и некоторых других островов, удаленных от материка (например, Диего Рамирес). Но эй, плавание в таких неблагоприятных условиях имеет много достоинств. До 18 века вероятность кораблекрушений у этих берегов была очень высока.

              Тема гипотетических трансокеанских полинезийско-американских контактов кажется мне увлекательной. Как вы упомянули, есть много признаков, указывающих на то, что контакт мог быть, но данные еще не являются окончательными.

              Как вы говорите, население Рапа-Нуи очень смешанное, много детей чилийских метисов. Трудно доказать путешествие инков через генетику. Хотя есть и другие подсказки, которые все еще интересны. Например, на Исла Мокко, острове недалеко от чилийской территории, были найдены человеческие останки и куры, предположительно полинезийского происхождения.

              Лично меня всегда поражало использование слова «токи», что означает «топор» у мапуче и рапа-нуи. Это также слово, которое используется для обозначения военачальника в обоих случаях.

              На мой взгляд, я считаю, что полинезийские популяции вполне могли достичь американского побережья. Вероятно, в очень небольшом количестве, поэтому их генетическое воздействие было очень целенаправленным.


              Может кому интересно. Недавно я обнаружил страницу дзен от русской девушки, которая живет в Кальбуко. Небольшой городок, который находится на острове в центре последней опубликованной мной карты.

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 Старый
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 25 июля 2022, 16:06

                Из деревни приехал

                Каботажный характер плаваний индейцев очевиден. А фантазии Тура Хейердала сводятся лишь к одному - методом экспериментальной археологии он не раз доказывал сравнительно хорошую мореходность казалось-бы совсем примитивных плавсредств.

                Помимо возможностей океанских плаваний для старинных судов из тростника и бальсы, подтверждённых им самим и его последователями на практике, Тур Хейердал подобрал ещё много других аргументов, которыми доказывал не только возможность, но и реальность подобных "заморских" плаваний... Частично он их изложил в книге Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь :008:

                Из деревни приехал

                Получается, что одна из наиболее развитых мореходных традиций была у приполярных индейцев? Они были охотниками на морского зверя?

                Одинаковые климатические условия диктуют и похожее развитие инженерной судостроительной мысли... Жизнь за счёт даров моря требовала разработать и приспособленный для этих широт транспорт (в частности - кожаных лодок, надувных и камышовых плотов...), как это произошло и с приполярным населением Евразии... Отсутствие нормальных для строительства лодок деревьев заставило в качестве материала использовать тростник (в виде "монолитных" связок...), кустарник (из которого плели корпуса-корзины, затем покрываемые дублёной кожей...) и шкуры морских животных (в виде надутых "мешков"...). :046:
                   Старый
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 28 августа 2022, 11:45

                  Погребения в лодках было широко распространено по миру чуть ли не с Каменного века... Более того, подобные погребения открывают не только в Евразии, но и в Новом Свете... :006:

                  В Патагонии нашли древнее погребение девушки в каноэ.

                  Imp

                  Спойлер (раскрыть)
                     Lientur
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 25 сентября 2022, 03:32

                    Старый (28 августа 2022, 11:45):

                    Погребения в лодках было широко распространено по миру чуть ли не с Каменного века... Более того, подобные погребения открывают не только в Евразии, но и в Новом Свете... :006:

                    В Патагонии нашли древнее погребение девушки в каноэ.

                    Imp




                    Отличная находка. Много лет назад я читал о работе археолога Альберто Переса, без сомнения, он вносит большой вклад в историю Чили, Аргентины и народа мапуче.
                    Как говорится в новостях, вампо — типичная лодка мапуче. Очень часто используется при пересечении рек и озер. Вампо просты в изготовлении и имели ритуальное значение. После погребения умерший предпринял свое последнее путешествие в Нометулафкен, землю по ту сторону моря. Для этого его нужно было похоронить вместе со своим вампо возле водотока. В тех краях много рек и озер, так что в этом не было ничего странного. В некоторых источниках упоминается, что мертвые несли с собой предметы, которыми расплачивались за вход в эту мифическую страну.
                    Существует множество версий этого мифа, выходящего за рамки популярной культуры Чили. Например, на побережье Араукании существовало поверье, что остров Моча выполнял роль места обитания душ. Согласно легенде, перевозку душ на этот остров осуществляли четыре больших кита, называемых тремпулькауэ. Упоминание о китах было не случайным, этот остров то и дело посещают китообразные. Знаменитый кит Моби Дик Германа Мелвилла основан на местном большом белом ките по имени Мокко Дик, который выдержал несколько столкновений с китобойными судами.

                    Остров Моча
                    [Imperial

                    Исла Моча в немецкой книге 1600 года.
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    Киты изначально были старыми женщинами, которые трансформировались. Я напишу об этом более подробно, так как это очень повторяющееся понятие в мировоззрении мапуче.
                    Imp

                    путешествие душ
                    Imperial
                       Старый
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 25 сентября 2022, 21:49

                      Lientur
                      При выкладке картинок пользуйся Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, иначе все твои картинки со сторонних хостингов могут пропасть, как уже пропала картинка "с китами" от моче из последнего твоего сообщения (думаю, не у меня единственного)... :025:
                      Это касается всех, кто выкладывает картинки в Исторических разделах... :046:
                        • 6 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                        • 6
                         Похожие Темы
                        АБоевые слоны Нового Времени.
                        применение боевых слонов в армиях в Новое Время
                        Автор С Старый
                        Обновление 13 апреля 2024, 23:03
                        ФКорабли Нового времени.
                        От Лепанто (1571 г.) до Синопа (1853 г.) - Блистательная эпоха
                        Автор С Старый
                        Обновление 17 марта 2024, 13:47
                        М[MOD] King's Bounty: The Legend "King's Bounty: В поисках нового мира"©
                        [MOD] King's Bounty: The Legend "King's Bounty: В поисках нового мира"©
                        Автор R Risbujt
                        Обновление 15 марта 2024, 01:09
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 03:24 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики