Сообщество Империал: Юкагиры - Сообщество Империал

Laszlo

Юкагиры

Аборигены Восточной Сибири
Тема создана: 17 апреля 2020, 18:37 · Автор: Laszlo
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 17 апреля 2020, 18:37

Imperial

Юкагиры в начале 2 тыс. н. э. (показаны синим)


Imperial

Юкагиры


Imperial

Народы Сибири в 17 веке. Юкагиры показаны фиолетовым.


Нужно сказать, что юкагиры были несколько чужеродным народом на Северо-Востоке Азии, поскольку являлись частью уральцев зашедшей наиболее далеко на восток. Вопросу протоуральско-юкагирских связей посвящена значительная литература как в русской, так и в финнской историографии и лингвистике. В русской историографии о связи юкагиров с самодийцами говорил Е. Крейнович. Протоюкагиры в Бронзовом и большей части Железного века занимали большие территории в Восточной Сибири. Юкагиры происходили от населения ымыяхтской культуры и им был свойственен байкальский антропологический тип и вафельная керамика. Для общения между собой они использовали пиктографическое письмо. Мир образов выражался в наскальных рисунках. Своими первопредками они считали остроголовый мужской образ и древовидный женский образ. Наскальные изображения из Южной Якутии до прихода туда якутов и тунгусов принадлежали юкагирам. Однако в ХІІ-XIV вв. из большинства территорий бассейна Лены их потеснили курыкане. Также юкагиры ощутили серьезное давление со стороны тунгусов. Самые серьезные поражения от них они ощутили на Вилюе. Количество юкагиров с 20-30 тыс. сократилось к нескольтким тысячам. Нужно сказать, что само наименование юкагир тунгусского происхождения, а самоназвание юкагиров было одул – сильные. Мигрируя из Восточной Сибири на Северо-Восток Азии юкагиры временно рассекли ареал берингоморских культур надвое отделив чукчей и эскимосов от родственных им коряков. Общая лексика юкагиров с алеутами и якутами связана с аборигенами Алдана-Лены, которые были в регионе до ымыяхтской культуры.
Юкагирские племена делились на северные и южные. К северным относились омоки, алайи, чуванцы-шелаги, коромои, олюбенцы, яндыри, янга, онойди. К южным относились когимэ, шоромбои (шоромба), ходынцы, анаулы, лаврентьевцы. В юкагирском фольклоре сообщалось о том, что до юкагиров в регионе жило местное население промышлявшее оленеводством. Оно делилось на людей леса и людей моря. Юкагиры подчинили и ассимилировали местное население. Экспансия юкагиров на северо-восток датируется XV-XVI вв. В XVII в. юкагиры даже на Северо-Востоке ощущали сильное давление со стороны тунгусов. Юкагиры были вынуждены сражаться на трех границах – с тунгусами, чукчами и коряками. То, что юкагиры смогли долго сдерживать противников было обусловлено воинственостью этого народа. Юкагиры имели также некоторое превосходство в вооружении. Кроме костянных шлемов, костянного ламелляра лэбул, палиц, пращей, каменных топоров, стрел с каменными и костянными наконечниками они были вооружены стрелами и копьями с железными наконечниками, железными пальмами. Тело защищал железный ламелляр чуон могhил, железные куяки и шишаки. Железное вооружение юкагиры получали от якутов, сами же они поставляли копья, ножи, пальмы чукчам. В тайге и тундре юкагиры воевали с помощью боевых нарт. У юкагиров вообще не было щитов. Это же было характерно для сибирских угров и самодийцев. В І тыс. н.э. после кулайской эпохи угры, самодийцы и юкагиры отказались от щитов, хотя кулайцы ранее их активно использовали. Видимо в бою в тайге и тундре щиты были более обузой, чем приносили пользы. Главные противники юкагиров – эвены были вооружены защитным снаряжением из железа и кости. На вооружении у них были копья и стрелы с железными наконечниками. У самих юкагиров не было кистеней. Якутские куяки доставались юкагирам в качестве даров, импорта и трофеев. Наручи и поножи широко использовались чукчами и коряками. У юкагиров наручи и поножи изготовлялись из кости, поскольку железо не хватало. Земли юкагиров не были богаты на вооружение из металлов.


Материалы (Раскрыть)
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 17 апреля 2020, 18:55

    После путешествия С. Дежнева и М. Стадухина, деятельности первых якутских воевод полностью были объясачены омоки, когиме и лавренцы. Частично были объясачены чуванцы, ходынцы, анаулы. Для взымания дани были построены Верхнеколымское, Среднеколымское, Нижнеколымское, Омолонское, Чендонское зимовья. В Среднеколымском и Нижнеколымском платили ясак омоки, в Верхнеколымском – когиме, в Омолонском – лавренцы, в Чендонском – пенжинские ходынцы и пенжинские чуванцы. В Анадырском остроге платило ясак от 30 до 300 мужчин, а всего около 1,2 тыс. юкагиров. Омолонское зимовье было заброшено в 60-х гг. XVII в. До XVII в. юкагиры расселялись на значительной территории от нижнего течения Лены на западе до средней части бассейна Анадыря на востоке, от Северного Ледовитого океана до отрогов Верхоянского хребта на юге. Они жили в разных природных зонах – тайге, лесотундре и тундре. Первым русским побывавшим в юкагирских землях был И. Ребров в 1635 г. Он взял с них ясак в 560 шкурок и побывал на реке Яне соорудив Верхоянское зимовье. В 1638 г. И. Ребров побывал на Индигирке и поставил там два зимовья. В 1638 г. на Яне и Индигирке появились П. Иванов, И. Ерастов и Ф. Чюкичев. Юкагиры бывшие на Яне назывались адыче, русские называли их янгинцами или яндинцами. На Яне было 170 платильщиков ясака. Местные юкагиры жили в тундре и были оленеводами. Гораздо больше юкагиров жило на Индигирке. П. Иванов отчитывался, что мехов для ясака в Юкагирской земле много. На Индигирке жили юкагиры-шоромба. Там же жили адыче. Ниже по течению жили юкагиры-олюбенцы. На Индигирке было 268 плательщиков ясака. Рядом с юкагирами жили эвены и якуты. Олюбенские князцы Морла и Бурулга показали путь русским на Алазею. Прибытие русских поразило юкагиров. Русские были необычны тем что прибыли на кораблях, были косматыми в сравнении с ними и использовали огнестрельное оружие. На реке Алазее русские найшли юкагиров-алайи в числе 145 платильщиков ясака. На Колыме русские появились в 1643 г. и основали там зимовье. Нижнеколымское и Верхнеколымское зимовья были основаны в 1644-1647 гг. Нижнеколымские юкагиры назывались омоками, а верхнеколымские – когимэ. Омоки были в мирных отношениях с чукчами. В 1649-1650 г. чукчи вместе с омоками выступили против русских служилых. Зато отношения с когимэ и алаями были вражебны. Они нападали на них в 1662, 1672, 1673-1674, 1676 гг. Омоки же враждовали с чукчами. С 1663 г. коряки начали группами в 40-50 человек появлятся на верхней Колыме и угонять оленей. Русские продолжали свое продвижение на восток и прийшли на Похычу и выйшли к Олюторскому заливу Охотского моря. Там они застали коряков. Когда на Анадырь пришел С. Дежнев он застал на его среднем течении юкагиров-анаулов. В районе Анадыря обитали ходынцы и чуванцы. В 1649 г. на левом берегу Анадыря у впадения в него протоки Прорвы из Майна С. Дежнев поставил ясачное зимовье. Ходынцы кочевали на пространстве между Анадырем, Пенжиной, Генжигой, в верховьях Большого и Малого Анюев. Из всех юкагиров только ходынцы и чуванцы поначалу отказались платить дань. Ходынцы приняли участие в разгроме анаулов. Приход русских обусловил распространение на севере до того незнамых эпидемий. Они происходили в 1657, 1659-1660 гг., 1669 г., 1691-1692 гг. и привели к вымиранию многих юкагиров. Появилась диспропорция между мужским и женским населением. Если при появлении русских юкагиров было 4,7 тыс., то к концу столетия их стало 2,6 тыс. Русская администрация стала совмещать население разных родов, например ходынцев и чуванцев. Это в последующем привело ассимиляции ходынцев чуванцами. В 1703 г. юкагиры в ряде зимовий были приписаны к тунгусам. Это вело к тому, что юкагиры ассимилировались эвенскими родами. Необходимо отметить и прозвол чинимый сборщиками ясака. В XVII-XVIII вв. русские принуждали юкагиров креститься. Сокращение количества юкагиров привело и к сокращению территорий обитания.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 17 апреля 2020, 19:15

      Не можно сказать, что юкагиры смирялись со всем, что выпадало на их трудную долю. Поначалу они жаловались приказчикам на произвол служилых людей. В 1663-1664 г. в Доездной памятке С. Абрамова упоминалось о том, что русские не добрали дани с ясачных юкагиров на Колыме, Индигирке и Алазее. Ранее юкагиры высказали готовность быть в подданстве у Алексея Михайловича и платить ясак пушниной. Причиной недобора была названа деятельность боярина К. Степанова Дуная и Гришки Татарина. Обычно юкагиры платили от 15 до 30 шкурок соболей. Тогда же поступила просьба Тимки и Тилкуя Угронлакчеевых защитить их от своеволия служилых. В 1664 г. поступила жалоба Кильтежки Калязина якутскому воеводе И. Голенищеву-Кутузову защитить их от произвола И. Кузакова со товарищи. В 1666 г. в район Анюйского хребта был отправлен приказнный С. Авраамов, чтобы расследловать дела В. Броника и колымских якутов грабивших юкагиров.
      В 1639 г. П. Иванов принудил платить ясак часть племени шоромба вместе с янгинцами. В том же году было основано Зашиверское зимовье. В 1641-1642 гг. шаман-вождь Шенкодей платил ясак Д. Зыряну (Ярилу). В декабре 1642 г. шоромба вместе с янгинцами осадили Уяндинское зимовье, но были отбиты. В 1643-1644 гг. шоромба Пороча был аманатом у русских. В 1647 г. А. Горелый ходил в горы для взятия аманатов. Между 1643-1648 гг. род князца Пелевы был вынужден подчинится русским. В 1648 г. у русских уже было три аманата от шоромба. В 1650 г. к Подшиверскому зимовью подкочевали юкагиры вождя Люкочи. Против них было направлено 50 служилых и Люкоча бежал, а в плен попали два его брата – Люлюлцу и Чанжу. В 1651 г. род Люкочи был покорен русскими, а в 1655 г. основано Зашиверское зимовье. В 1656 г. ясак платило уже все племя шоромба. В 50-х гг. XVII в. из-за произвола сборщиков ясака у юкагиров племени шоромба был недостаток в припасах. В 1666 г. Чанжа вождь племени юкагиров-шоромба вместе с эвенами поднял восстание против русских. Он хотел уничтожить Зашиверское зимовье. Пребывавший там К. Лошаков смог отстоять острожек. Потом юкагиры осуществили еще одну попытку штурма, но русские и ее отбили. В октябре 1666 г. на хребте Черского юкагиры и эвены уничтожили отряд служилых, что шел из Якутска к Индигирке через горы. После этого эвены обратились против юкагиров и перебили многих. Один из спасшихся, Тогурямо, бежал в Зашиверское зимовье. Летом 1667 г. 50 юкагиров-шоромба вместе с русскими выступили против тунгусов. Эвены были разбиты на хребте Черского и в 1668 г. были вынуждены дать ясак. В 1657, 1669 и 1693 гг. ареал обитания шоромба был затронут эпидемиями оспы. Многих юкагиров этого племени поражала эта болезнь. В Зашиверском зимовье шоромба платили ясак вместе с тунгусами. К 1769 г. племя прекратило существование и было отунгушено.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 17 апреля 2020, 19:40

        В 70-80-х гг. XVII в. произойшло крупное антирусское выступление юкагиров. В Чендонском зимовье в 1673 г. приказчиком был В. Бурлак, который сменил А. Щипунова. Ему юкагиры отказались платить дань и откочевали. В 1676 г. В. Бурлак был вынужден отойти в Якутск и забросить зимовье. В 1677 г. из Якутска ему на смену прислали В. Тарасова (Пермяка), а в 1678 г. на смену ему М. Ворыпаева. Ворыпаев в 1679 г. дошел до Омолона и там встретил В. Тарасова. На Пенжине и Часовишной он искал юкагиров, но вместо того столкнулся с коряками. В 1679-1680 г. М. Ворыпаев разыскивал пенжинских чуванцев. Те же откочевали на Анадырь и там обязались платить ясак. 1680 г. прошел в столкновениях с коряками на Пенжине. В Анадырь на смену И. Потапову двинулся И. Курбатов. Дойдя до реки Анадырь его кочи разбились об лед и его отряд по пути в острог наткнулся на отряд из 200 юкагиров-ходынцев возглавляемых Канивой, который был враждебен к русским. В сражении погибло 16 русских, оставшиеся 12 укрылись в острожке оставшимся от путешествия М. Стадухина. Отряд И. Курбатова спас подход юкагиров-чуванцев под предводительством С. Моторы, который отогнал Каниву. И. Курбатов смог добратся до Анадырского острога, который в конце 1681 г. или в начале 1682 г. осадил Канива. Острог охраняли только люди И. Курбатова, поскольку люди И. Потапова отбыли в Якутск. В 1681 г. на Пенжине М. Ворыпаева сменил И. Исаков. Услышав о восстании Канивы он пошел к Анадырю на помощь И. Курбатову. В 1682 г. в Анадырь прибыл отряд Н. Тютина, а в 1683 г. отряд Е. Осипова. В 1682 г. И. Голыгин на Пенжине получил назначение приказчиком Нижнеколымского зимовья. Он оставил Пенжину и Чендонское зимовье окончательно запустело. В 1683 г. он оказался в Анадыре и, отправившись морем, прибыл к Нижнеколымскому зимовью. Большинство русских стягнулись в Анадырский острог, а из юкагиров их поддерживали чуванцы и омоки. Иные юкагиры поддержали Каниву и контролировали пространство между Анадырем и Колымой. Пути с Анадыря на Колыму были перекрыты восставшими юкагирами. В 1684 г. в Анадырь пробился М. Ворыпаев. В январе 1684 г. И. Голыгин вместе с союзными омоками Косого ходили на верховья Анюя. Там состоялся бой в котором Канива потерял 15 из 50 воинов и сам попал в плен. В 1684 г. было восстановлено Омолонское зимовье. События 1680-1684 гг. серьезно ослабили юкагиров и на их территорию вторглись коряки и чукчи. В 1685 г. в Анадырь прибыл В. Тарасов (Пермяк). В 1715 г. восставшие юкагиры просили о помощи чукчей, однако те помощи не оказали .
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 17 апреля 2020, 19:56

          После восстания Канивы юкагиры были вынуждены окончательно покорится русским. Они выставляли вспомагательные отряды на помощь русским. В 1708 г. юкагиры помагали русским брать Каменный и Косухин остроги. В 1714 г. юкагиры участвовали в осаде Олюторского корякского острога. В том году они жаловались на набеги коряков-олюторов. В 1731 г. юкагиры участвовали в экспедиции на чукчей. В 1746 г. они принимали участие в походе отряда Д. Павлуцкого. Юкагиры как правило отправлялись русскими впереди себя для разведки. Во время второго похода Д. Павлуцкого в 15-20 км. от Анадыря у Юкагирской сопки чукчи перебили чуванцев. В 1753 г. чукчи напали на стойбище юкагира И. Ефремова. Мужчин перебили, а женщин и детей взяли в плен. В 1754 г. от стойбища юкагиров на реке Налуче у Анадыря чукчи захватили большое стадо оленей принадлежащих чуванцам. После того как царская администрация упразднила Анадырский острог одна часть юкагиров перебралась на Нижнюю Колыму, а вторая переселилась к Охотскому морю. Это было сделано для того, чтобы жить подальше от чукчей. Без помощи русских из Анадырского острога они не могли эфективно оборонятся против них. Оленеводы чуванцы и ходынцы уйшли на Большой и Малый Анюи. Там они стали кочевать с коряками и были ними ассимилированы. Через некоторое время возобновились добрые отношения между юкагирами и чукчами. Правда ареал расселения юкагиров значительно сократился. Благодаря захвату юкагирских земель коряки и чукчи приобрели общую границу. В Нижнеколымске и Походске под прикрытием русских продолжали жить омоки. Когимэ же ощущали сильное влияние со стороны русских, якутов и эвенов. В 80-х гг. XVII в. сравнительно большое количество якутов перейшло с Яны на Индигирку и Колыму. В XIX в. местные юкагиры оказались ассимилированы якутами. Обшее проживание с эвенами привело к билингвизму у юкагиров. Это было характерно и для верхнеколымских и алазейских юкагиров. На Яне повторилась та же история, что на Индигирке. Местные юкагиры перейшли на эвенский язык и уже в 30-х гг. XVIII в. числились как тунгусы.
            Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
            РегистрацияВход на форум 
            Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Азия и Африка Обратная Связь
            Стиль:Language: 
            «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 23:00 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики