Юкагиры в начале 2 тыс. н. э. (показаны синим)
Юкагиры
Народы Сибири в 17 веке. Юкагиры показаны фиолетовым.
Нужно сказать, что юкагиры были несколько чужеродным народом на Северо-Востоке Азии, поскольку являлись частью уральцев зашедшей наиболее далеко на восток. Вопросу протоуральско-юкагирских связей посвящена значительная литература как в русской, так и в финнской историографии и лингвистике. В русской историографии о связи юкагиров с самодийцами говорил Е. Крейнович. Протоюкагиры в Бронзовом и большей части Железного века занимали большие территории в Восточной Сибири. Юкагиры происходили от населения ымыяхтской культуры и им был свойственен байкальский антропологический тип и вафельная керамика. Для общения между собой они использовали пиктографическое письмо. Мир образов выражался в наскальных рисунках. Своими первопредками они считали остроголовый мужской образ и древовидный женский образ. Наскальные изображения из Южной Якутии до прихода туда якутов и тунгусов принадлежали юкагирам. Однако в ХІІ-XIV вв. из большинства территорий бассейна Лены их потеснили курыкане. Также юкагиры ощутили серьезное давление со стороны тунгусов. Самые серьезные поражения от них они ощутили на Вилюе. Количество юкагиров с 20-30 тыс. сократилось к нескольтким тысячам. Нужно сказать, что само наименование юкагир тунгусского происхождения, а самоназвание юкагиров было одул – сильные. Мигрируя из Восточной Сибири на Северо-Восток Азии юкагиры временно рассекли ареал берингоморских культур надвое отделив чукчей и эскимосов от родственных им коряков. Общая лексика юкагиров с алеутами и якутами связана с аборигенами Алдана-Лены, которые были в регионе до ымыяхтской культуры.
Юкагирские племена делились на северные и южные. К северным относились омоки, алайи, чуванцы-шелаги, коромои, олюбенцы, яндыри, янга, онойди. К южным относились когимэ, шоромбои (шоромба), ходынцы, анаулы, лаврентьевцы. В юкагирском фольклоре сообщалось о том, что до юкагиров в регионе жило местное население промышлявшее оленеводством. Оно делилось на людей леса и людей моря. Юкагиры подчинили и ассимилировали местное население. Экспансия юкагиров на северо-восток датируется XV-XVI вв. В XVII в. юкагиры даже на Северо-Востоке ощущали сильное давление со стороны тунгусов. Юкагиры были вынуждены сражаться на трех границах – с тунгусами, чукчами и коряками. То, что юкагиры смогли долго сдерживать противников было обусловлено воинственостью этого народа. Юкагиры имели также некоторое превосходство в вооружении. Кроме костянных шлемов, костянного ламелляра лэбул, палиц, пращей, каменных топоров, стрел с каменными и костянными наконечниками они были вооружены стрелами и копьями с железными наконечниками, железными пальмами. Тело защищал железный ламелляр чуон могhил, железные куяки и шишаки. Железное вооружение юкагиры получали от якутов, сами же они поставляли копья, ножи, пальмы чукчам. В тайге и тундре юкагиры воевали с помощью боевых нарт. У юкагиров вообще не было щитов. Это же было характерно для сибирских угров и самодийцев. В І тыс. н.э. после кулайской эпохи угры, самодийцы и юкагиры отказались от щитов, хотя кулайцы ранее их активно использовали. Видимо в бою в тайге и тундре щиты были более обузой, чем приносили пользы. Главные противники юкагиров – эвены были вооружены защитным снаряжением из железа и кости. На вооружении у них были копья и стрелы с железными наконечниками. У самих юкагиров не было кистеней. Якутские куяки доставались юкагирам в качестве даров, импорта и трофеев. Наручи и поножи широко использовались чукчами и коряками. У юкагиров наручи и поножи изготовлялись из кости, поскольку железо не хватало. Земли юкагиров не были богаты на вооружение из металлов.
Юкагирские племена делились на северные и южные. К северным относились омоки, алайи, чуванцы-шелаги, коромои, олюбенцы, яндыри, янга, онойди. К южным относились когимэ, шоромбои (шоромба), ходынцы, анаулы, лаврентьевцы. В юкагирском фольклоре сообщалось о том, что до юкагиров в регионе жило местное население промышлявшее оленеводством. Оно делилось на людей леса и людей моря. Юкагиры подчинили и ассимилировали местное население. Экспансия юкагиров на северо-восток датируется XV-XVI вв. В XVII в. юкагиры даже на Северо-Востоке ощущали сильное давление со стороны тунгусов. Юкагиры были вынуждены сражаться на трех границах – с тунгусами, чукчами и коряками. То, что юкагиры смогли долго сдерживать противников было обусловлено воинственостью этого народа. Юкагиры имели также некоторое превосходство в вооружении. Кроме костянных шлемов, костянного ламелляра лэбул, палиц, пращей, каменных топоров, стрел с каменными и костянными наконечниками они были вооружены стрелами и копьями с железными наконечниками, железными пальмами. Тело защищал железный ламелляр чуон могhил, железные куяки и шишаки. Железное вооружение юкагиры получали от якутов, сами же они поставляли копья, ножи, пальмы чукчам. В тайге и тундре юкагиры воевали с помощью боевых нарт. У юкагиров вообще не было щитов. Это же было характерно для сибирских угров и самодийцев. В І тыс. н.э. после кулайской эпохи угры, самодийцы и юкагиры отказались от щитов, хотя кулайцы ранее их активно использовали. Видимо в бою в тайге и тундре щиты были более обузой, чем приносили пользы. Главные противники юкагиров – эвены были вооружены защитным снаряжением из железа и кости. На вооружении у них были копья и стрелы с железными наконечниками. У самих юкагиров не было кистеней. Якутские куяки доставались юкагирам в качестве даров, импорта и трофеев. Наручи и поножи широко использовались чукчами и коряками. У юкагиров наручи и поножи изготовлялись из кости, поскольку железо не хватало. Земли юкагиров не были богаты на вооружение из металлов.