Что все отчеты по боевому применению танков в зимних условиях роднит, так это отношение к Т-34. В ряде случаев это был единственный танк, способный передвигаться по глубокому снегу.
В публикациях некоторых авторов, занимавшихся историей отечественного танкостроения, Т-60 указывается как танк с хорошей проходимостью по снегу. Якобы он довольно легко шел по насту. Вот только документы как ГАБТУ КА, так и отделов БТМВ армий, говорят слегка об обратном. Хорошо себя танки Т-40, Т-30 и Т-60 показали на Юго-Западном фронте, где и ситуация со снежным покровом была немного иной. Там эти танки хвалили, особенно это касалось Т-40, который ставили в пример как лучшее средство разведки. А вот севернее была неизменная картина. Глубина предельного преодолеваемого снежного покрова указывалась, разными фронтами, варьировалась от 25 до 50 см, напрямую это зависело от рыхлости снега. Если снег был плотным, то для Т-60 глубина снежного покрова даже 25 см становилась предельной.
Специальных испытаний по преодолению заснеженной целины, в случае с немецкими средними танками, не проводились, но некоторые выводы можно сделать. С 27 января по 5 февраля 1942 года проводились сравнительные испытания зарубежных танков, в том числе и Pz.Kpfw.III Ausf.H. На них данная машина не смогла преодолеть более-менее чистый подъем под углом 13 градусов. Примерно в это же время Т-34 уверенно преодолел 15-градусный подъем, глубоко засыпанный снегом.
Стоит упомянуть и английские танки, которые в конце 1941 года впервые пошли в бой на советско-германском фронте. Таковыми оказались Matilda (в советских документах MK-II) и Valentine (в советских документах MK-III). Следует отметить, что эти танки создавались не для боев в условиях зимы, особенно это касалось MK-II. Хорошо известны случаи, когда английские танки данного типа улетали в кювет, поскольку сцепление с дорогой было недостаточно. Также известны случаи забивания ходовой части снегом, что приводило к обездвиживанию машин. Вместе с тем, снегоходные качества машины были всё же лучше, нежели у немецких танков. Это касалось и MK-II, которые на испытаниях преодолевали рыхлый снег глубиной до 60 см.
Надо сказать, что зачастую в отчетах частей с фронтов проходимость Matilda и Valentine указывалась примерно равнозначной. Вместе с тем, на практике Valentine оказался более подвижным. Зачастую машине банально не хватало удельной мощности мотора, что же касается проходимости, то Valentine обычно являлся одним из лидеров среди зарубежных танков.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь