Сообщество Империал: Драконы северных морей. - Сообщество Империал

Jackel

Драконы северных морей.

Судостроение и мореходство Северной Европы в "эпоху викингов"
Тема создана: 19 марта 2008, 12:58 · Автор: Jackel
  • 12 Страниц
  • Первая
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Последняя »
 Старый
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 09 марта 2021, 12:48

Imp


Одной из ярких страниц культуры викингов являлись их корабли. Наибольшую известность они получили на фоне открытия останков кораблей в захоронениях у Усеберга и Гокстада, позволившие многое узнать об их конструкции и даже построить их современные реплики. В дальнейшем подобные находки множились. Достаточно вспомнить, например, судно из Квальзунда или сразу несколько кораблей из Скуллелева.

Такие показательные находки создали ореол непревзойдённых мореплавателей выходцам из скандинавских стран, хотя сам термин "викинг" обозначал совсем не национальную принадлежность их представителя, а всего лишь его профессиональную деятельность. В составе экипажей кораблей викингов можно было найти и представителей других народов Северной Европы и Балтии.

Соответственно, конструктивные особенности кораблей "эпохи викингов", благодаря тесным взаимодействиям между народами, были известны не исключительно только скандинавам. Судостроительные и мореходные традиции Северной Европы и Балтии были весьма схожи, различаясь некоторыми региональными особенностями, и рассматривать их лучше в более широком диапазоне, охватывая не только скандинавские земли, но и области, окружающие их.

Imp

Прорисовка каменной резьбы со стелы. Готланд.


Кстати, само разнообразие дошедших до наших дней названий типов судов, бороздящих просторы северных морей того времени, а также имеющиеся исторические свидетельства, подтверждают тот факт, что не только исключительно скандинавы являлись "владыками моря", но были у них и довольно серьёзные соперники.

Так, скандинавским драккарам и шнеккарам противостояли славянские лодьи и дубасы, карело-финские соймы, балтские куренас и др. А в торговле со скандинавскими кноррами соперничали фризские протокогги и хольки франков...

Imp

Протокогги на печатях IX века.


Поэтому в данной теме предлагаю обсудить ньюансы судостроительных и мореходных традиций Северной Европы, развивающиеся в тесной взаимосвязи между народами данного региона.

!!!ps В данную тему переношу обсуждения судостроения и мореходства "эпохи викингов" из других тем... :046:
     Велизарий2009
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 мая 2020, 14:10

    В Норвегии решили выкопать из-под земли погребальный корабль викингов


    Спойлер (раскрыть)
       Jackel
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 21 июня 2020, 20:41

      How Fast Were Viking Longships?

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Итог -

      Цитата

      Replicas have topped 17 knots in ideal weather, but most sail in the 8-12 knot range. Some historians have proposed ships built in the Viking Age may have reached 24-25 knots, but no modern replica, to my knowledge, has attained such speeds. Considering speeds of 24-25 knots are extremely difficult and rare even for modern sailboats, as well as sailboats with two hulls, it is highly unlikely Viking longships reached such speeds. 8-12 knots is not a slow pace, particularly when compared with the much slower Carolingian cogs. What we can say for certain is that longships were significantly fast than other ships of their day, and may have been comparable to modern sail boats in speed, but they would not have broken any modern speed records.


      Т.е. 17 узлов, пусть как максимум и в идеальных условиях - для лангскипов доказано железно, на базе реплики. 24-25 узлов - конечно спекуляции, но кто их знает, какие были рекорды тысячу лет назад.
         Старый
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 22 июня 2020, 21:31

        Jackel

        Т.е. 17 узлов, пусть как максимум и в идеальных условиях - для лангскипов доказано железно


        Э-э-э-э, нет... :037:
        Железно доказаны наибольшие скорости в 8-12 узлов (а средняя у всех реплик - 4-8 узлов... :071: ), а 17 узлов (причём на очень коротких дистанциях... да и то очень редко...) - это всё же при неких исключительно "идеальных" условиях (типа гонок по спецтрассам Формулы-1...), а не "реальных"... :008:
        Правда, у всех остальных судов этого времени скорость едва ли превышала 6 узлов, на фоне которых даже 8 узлов - первая космическая, а 12 узлов - вообще гиперзвук... :046:
           Jackel
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 23 июня 2020, 01:37

          Старый (22 июня 2020, 21:31):

          Jackel

          Т.е. 17 узлов, пусть как максимум и в идеальных условиях - для лангскипов доказано железно


          Э-э-э-э, нет... :037:
          Железно доказаны наибольшие скорости в 8-12 узлов (а средняя у всех реплик - 4-8 узлов... :071: ), а 17 узлов (причём на очень коротких дистанциях... да и то очень редко...) - это всё же при неких исключительно "идеальных" условиях (типа гонок по спецтрассам Формулы-1...), а не "реальных"... :008:
          Правда, у всех остальных судов этого времени скорость едва ли превышала 6 узлов, на фоне которых даже 8 узлов - первая космическая, а 12 узлов - вообще гиперзвук... :046:


          Что - "нет"? Перечитай статью, вроде всё ясно.

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Скулделев 2, Морской конь из Глендалу - наибольшая 17 узлов.

          Скулделев 5, Хельге Аск - наибольшая 15 узлов.

          Там вроде никто и не утверждал, что они постоянно время столько давали.

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Даже Оттар, который Скулделев 1 кнарр, у них максимум ок. 13 узлов выдал, при средней в 5-7.

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          К слову, цифры эти я и раньше встречал, надо ещё поискать.

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Более того, вроде как есть ещё Ислендингур, вроде как Гокстад, так вот он, говорят, выжимает до 18 узлов при средней в 7.

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Возвращаясь к Коню, про которого у нас на форуме как-то уже было обсуждение, насколько я помню - шведская википедия вообще считает, что его теоретическая максималка порядка 20 узлов:

          Цитата

          Enligt beräkningar som gjorts tror man att skeppet skulle kunna komma upp i 20 knop.


          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          А про эту посудину, построенную в конце 19-го века по образцу Осебергского корабля, читал что у неё средняя скорость на переходе выходила 8-10 узлов - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)
             Ratsha
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 23 июня 2020, 07:36

            Jackel
            КМК все же что-то не так с этими экспериментами. С такими скоростями ходили клиперы конца 19 века, а это были корабли, построенные при совершенно ином уровне науки и технологий, настоящие шедевры судостроения. Рискну предположить, что в рекордрекорды скорости современных реплик может входить скорость попутного течения.
               Aleksashko
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 23 июня 2020, 10:21

              Ratsha (23 июня 2020, 07:36):

              Jackel
              КМК все же что-то не так с этими экспериментами. С такими скоростями ходили клиперы конца 19 века, а это были корабли, построенные при совершенно ином уровне науки и технологий, настоящие шедевры судостроения. Рискну предположить, что в рекордрекорды скорости современных реплик может входить скорость попутного течения.

              Клим Саныч Жуков в своих роликах про викингов тоже считает, что не более 8-10 узлов, кажется. В массе своей, может быть и были отдельные рекордсмены, но не более 12 узлов.
                 Jackel
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 23 июня 2020, 14:15

                Ratsha (23 июня 2020, 07:36):

                Jackel
                КМК все же что-то не так с этими экспериментами. С такими скоростями ходили клиперы конца 19 века, а это были корабли, построенные при совершенно ином уровне науки и технологий, настоящие шедевры судостроения. Рискну предположить, что в рекордрекорды скорости современных реплик может входить скорость попутного течения.


                Так а что не так-то? Сами считайте: обводы, близкие к идеальным для такого уровня парусных кораблей, соотношение ширины к длине вплоть до 1 к 10-12 (снеккары), небольшая масса и маленькая осадка (т.е. поверхность сцепления с водой невелика) + очень большая для такого тоннажа площадь паруса = очень высокая скорость. Я так понимаю, у них с определенной скорости начинается фактически глиссирование. Единственное, что для этого нужно, как я понял - сочетание слабого волнения с сильным и ровным ветром, дующим в нужном направлении, такого добится сложно.

                - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                Aleksashko (23 июня 2020, 10:21):

                Ratsha (23 июня 2020, 07:36):

                Jackel
                КМК все же что-то не так с этими экспериментами. С такими скоростями ходили клиперы конца 19 века, а это были корабли, построенные при совершенно ином уровне науки и технологий, настоящие шедевры судостроения. Рискну предположить, что в рекордрекорды скорости современных реплик может входить скорость попутного течения.

                Клим Саныч Жуков в своих роликах про викингов тоже считает, что не более 8-10 узлов, кажется. В массе своей, может быть и были отдельные рекордсмены, но не более 12 узлов.


                Клим Саныч тут давеча в Штатах кнарр "нашёл". К тому же без привязки к конкретным типам и кораблям его утверждения малоценны. Емнип, он говорил про классические Осеберг и Гокстад, а у них, как и реплик, параметры здорово плавают, в среднем предельная действительно около 12-13 как и....у толстопузого океанского кнарра! Хотя как уже сказал выше, "Исландец", который реплика Гокстада, вроде как выдавал до 18 (!!) узлов, а это даже не снеккар.

                Клипера - обычные грузовики, они заточены не под скорость как таковую, а под наилучшее сочетание скорости и грузоподъёмности. Вас же не удивляют буера, которые под сотню км/ч способны делать, и яхты, под полсотни? Думаю, здесь тот же случай.
                   Jackel
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 23 июня 2020, 14:35

                  На вёслах-то у всех не больше 6-7 узлов, да и то "на форсаже".
                     Aleksashko
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 23 июня 2020, 18:55

                    Jackel (23 июня 2020, 14:15):

                    Сами считайте: обводы, близкие к идеальным для такого уровня парусных кораблей, соотношение ширины к длине вплоть до 1 к 10-12 (снеккары), небольшая масса и маленькая осадка (т.е. поверхность сцепления с водой невелика) + очень большая для такого тоннажа площадь паруса = очень высокая скорость. Я так понимаю, у них с определенной скорости начинается фактически глиссирование. Единственное, что для этого нужно, как я понял - сочетание слабого волнения с сильным и ровным ветром, дующим в нужном направлении, такого добится сложно.

                    Так и перевернуться недолго, учитывая, что центр тяжести достаточно высоко находится. Поэтому и придумали киль, чтобы повысить остойчивость. Естественно, скорость должна была упасть.
                       Ratsha
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 23 июня 2020, 22:12

                      Jackel

                      Клипера - обычные грузовики, они заточены не под скорость как таковую, а под наилучшее сочетание скорости и грузоподъёмности. Вас же не удивляют буера, которые под сотню км/ч способны делать, и яхты, под полсотни? Думаю, здесь тот же случай.

                      В том-то и дело, что корабли викинги строили не для рекордов и спортивных состязаний, а для перевозки людей и/или грузов. А клиперы так бегали с грузом. И похоже во время экспериментов драккары все-таки недогружали:

                      Цитата

                      Собственная масса судна из Гокстада около 9 т, осадка вместе с килем 0,75 м. При экипаже в 70 человек, если считать, что масса каждого равнялась 80 кг, оружия 1,5 т, а продовольствия, воды и постоянного снабжения 3 т, то общая масса составляла 18 т, при этом осадка увеличивалась до 0,9 м...
                      Судно из Гокстада неоднократно реконструировали. Уже в 1892 г. был изготовлен его новодел. На этом судне «Викинг» 13 норвежских моряков под командованием капитана Магнуса Андерсона за 40 суток прошли от Бергена через Атлантический океан до Чикаго, где в 1893 г. происходила Всемирная выставка. После плавания Андерсон сказал, что судно при обычной погоде и сильнейшем волнении без труда управлялось одним человеком. Во время плавания оно показало себя приводящимся к ветру. Потребовалось установить фор-стаксель на форштаге, вопреки историческим данным, чтобы уменьшить этот недостаток судна. При плавании максимальная измеренная скорость составляла 11 уз.

                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      В норме экипаж гокстадского корабля д.б. быть минимум 30-35 чел. (32 уключины), а то и все 70, но в экспериментальном походе участвовали всего лишь 14.
                      Интересно, кстати, как измеряли скорость во время перехода. В то время (кон. 19 в.) возможно все-таки обычным лагом, т.е. относительно воды. :038:

                      konrad karlovich

                      Если на море, то где ж такие течения, чтоб под 10 узлов?

                      В открытом море, конечно, нет. Но вблизи берегов? Приливно-отливные? Например, пролив Пентланд-Ферт между Британией и Оркнейскими островами. Лютое место. Скорость приливно-отливных течений до 16 узлов:
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      Я правда не думаю, что именно там они экспериментировали... :0142:
                      Всего лишь предполагаю небрежность в определении скорости как один из вариантов решения проблемы. Старые лаги, которые использовались на клиперах, течение не учитывали. Сейчас используют GPS (вряд ли на современные реплики ставят что-то еще), а GPS показывает скорость относительно грунта, т.е. с учетом течения. За счет пренебрежения влиянием течения рекорд скорости может вырасти на несколько узлов. Еще возможные варианты - недогруз, использование современных технологий при постройке.
                        • 12 Страниц
                        • Первая
                        • 4
                        • 5
                        • 6
                        • 7
                        • 8
                        • 9
                        • 10
                        • Последняя »
                         Похожие Темы
                        ФВластители морей Древнего Мира
                        Корабли, флоты, порты и сражения...
                        Автор С Старый
                        Обновление 09 апреля 2024, 04:47
                        МДраконы: Девять миров 1-7 сезоны
                        Действие разворачивается спустя около тысячи лет после событий оригинального мультфильма.
                        Автор C Celman Ctraik
                        Обновление 02 июня 2023, 10:57
                        РДраконы
                        Всё о них
                        Автор Д Давид_Григорян
                        Обновление 15 января 2023, 15:06
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Культура Средних веков Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 16 апр 2024, 20:40 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики