Сообщество Империал: Драконы северных морей. - Сообщество Империал

Jackel

Драконы северных морей.

Судостроение и мореходство Северной Европы в "эпоху викингов"
Тема создана: 19 марта 2008, 12:58 · Автор: Jackel
  • 12 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 Старый
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 09 марта 2021, 12:48

Imp


Одной из ярких страниц культуры викингов являлись их корабли. Наибольшую известность они получили на фоне открытия останков кораблей в захоронениях у Усеберга и Гокстада, позволившие многое узнать об их конструкции и даже построить их современные реплики. В дальнейшем подобные находки множились. Достаточно вспомнить, например, судно из Квальзунда или сразу несколько кораблей из Скуллелева.

Такие показательные находки создали ореол непревзойдённых мореплавателей выходцам из скандинавских стран, хотя сам термин "викинг" обозначал совсем не национальную принадлежность их представителя, а всего лишь его профессиональную деятельность. В составе экипажей кораблей викингов можно было найти и представителей других народов Северной Европы и Балтии.

Соответственно, конструктивные особенности кораблей "эпохи викингов", благодаря тесным взаимодействиям между народами, были известны не исключительно только скандинавам. Судостроительные и мореходные традиции Северной Европы и Балтии были весьма схожи, различаясь некоторыми региональными особенностями, и рассматривать их лучше в более широком диапазоне, охватывая не только скандинавские земли, но и области, окружающие их.

Imp

Прорисовка каменной резьбы со стелы. Готланд.


Кстати, само разнообразие дошедших до наших дней названий типов судов, бороздящих просторы северных морей того времени, а также имеющиеся исторические свидетельства, подтверждают тот факт, что не только исключительно скандинавы являлись "владыками моря", но были у них и довольно серьёзные соперники.

Так, скандинавским драккарам и шнеккарам противостояли славянские лодьи и дубасы, карело-финские соймы, балтские куренас и др. А в торговле со скандинавскими кноррами соперничали фризские протокогги и хольки франков...

Imp

Протокогги на печатях IX века.


Поэтому в данной теме предлагаю обсудить ньюансы судостроительных и мореходных традиций Северной Европы, развивающиеся в тесной взаимосвязи между народами данного региона.

!!!ps В данную тему переношу обсуждения судостроения и мореходства "эпохи викингов" из других тем... :046:
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 19 марта 2008, 12:58

    Ага, только вот в плане мореходных качеств флоты античного Средиземноморья в подметки дракарам не годятся. Все эти триеры и пентеры годились только для мелких закрытых акваторий. В шторм у викингов (или хотя бы саксов, франков, хоть лоханки у них поплоше) шансов выжить было во много раз больше, чем у "великих мореплавателей" греков или тем более римлян - хотя бы за счет той же остойчивости.
       zenturion
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 19 марта 2008, 17:21

      Jackel

      Цитата

      Ага, только вот в плане мореходных качеств флоты античного Средиземноморья в подметки дракарам не годятся. Все эти триеры и пентеры годились только для мелких закрытых акваторий. В шторм у викингов (или хотя бы саксов, франков, хоть лоханки у них поплоше) шансов выжить было во много раз больше, чем у "великих мореплавателей" греков или тем более римлян - хотя бы за счет той же остойчивости

      Сильно в этом сомневаюсь.. Не нужно сравнивать суда разных "весовых" категорий - корабли греков и римлян брали на борт до 300 чел, а "лоханки" викингов - не более 50 чел. Греки бороздили Черное и Средиземное моря (действительно МОРЯ с глубинами до 4 000 м ), а викинги плюхались в Балтийской и Северной ЛУЖАХ, где глубины 20-80 метров. В хороший шторм шансов выжить было мало что у одних, что у других, потому и те и другие почти всегда плавали недалеко от берега. Imp
         Северянин
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 19 марта 2008, 17:37

        zenturion (19.03.2008 - 17:21):

        Jackel

        Цитата

        Ага, только вот в плане мореходных качеств флоты античного Средиземноморья в подметки дракарам не годятся. Все эти триеры и пентеры годились только для мелких закрытых акваторий. В шторм у викингов (или хотя бы саксов, франков, хоть лоханки у них поплоше) шансов выжить было во много раз больше, чем у "великих мореплавателей" греков или тем более римлян - хотя бы за счет той же остойчивости

        Сильно в этом сомневаюсь.. Не нужно сравнивать суда разных "весовых" категорий - корабли греков и римлян брали на борт до 300 чел, а "лоханки" викингов - не более 50 чел. Греки бороздили Черное и Средиземное моря (действительно МОРЯ с глубинами до 4 000 м ), а викинги плюхались в Балтийской и Северной ЛУЖАХ, где глубины 20-80 метров. В хороший шторм шансов выжить было мало что у одних, что у других, потому и те и другие почти всегда плавали недалеко от берега. Imp

        zenturion
        а до Гренландии викинги добрались тоже вдоль берега? Imp
           zenturion
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 19 марта 2008, 17:46

          severynin

          Цитата

          а до Гренландии викинги добрались тоже вдоль берега?
          Во-первых, не все викинги были такие "отмороженные" как Эрик Рыжий.
          Во-вторых, до Гренландии они добрались, вероятно, случайно , или с похмелья. Imp

          Я это всё к тому, что говоря о греках или финикийцах, не стоит брать слова "великие мореходы" в кавычки. Imp
             Северянин
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 19 марта 2008, 17:54

            zenturion (19.03.2008 - 17:46):

            до Гренландии они  добрались, вероятно, случайно


            согласен практически все открытия происходят случайно или предположительно иначе это не открытие Imp Imp
               Andrey_Ab
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 20 марта 2008, 05:29

              Доброй ночи всем!

              Цитата

              а викинги плюхались в Балтийской и Северной ЛУЖАХ, где глубины 20-80 метров. В хороший шторм шансов выжить было мало что у одних, что у других, потому и те и другие почти всегда плавали недалеко от берега
              zenturion, ты не прав камрад насчет викингов и их кораблей, они могли выдерживать довольно серьезные шторма, в непогоду на драккарах над скамьями гребцов натягивали шкуры от борта до борта, драккар таким образом становился почти герметично закрытый. Волны просто перекатывались поверх этой крыши и их не заливало. К слову о небольших глубинах Северного моря, это не мешает штормам там разыгрываться совсем не на шутку, у меня есть фотографии оттуда, где волны целиком, с крышей покрывают современные суда.
              А по поводу плаваний вдоль берега, так все предпочитали так плавать, всегда и везде, но все же:

              Цитата

              Красивое и стройное судно с круто приподнятой к обеим оконечностям линией борта было построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде и имеет не только эстетические достоинства. Исключительную мореходность этого типа судов практически доказали двенадцать молодых норвежцев в 1898 году. Построив точную копию гокштадского корабля, они успешно пересекли Северную Атлантику, показав среднюю скорость хода 9 - 10 узлов
                 Jackel
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 20 марта 2008, 11:20

                Угу, Исландию они ЗАСЕЛИЛИ наверное тоже с бодуна? И в Гренландии поселились тоже с жуткой похмелюги? Условия плавания в северной Атлантике неизмеримо сложнее таковых же в Средиземноморье. А Северное море? С его погаными метеоусловиями и частыми штормами? Там, где триера или либурна перевернется на раз, дракар выжевет.
                   Северянин
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 20 марта 2008, 13:55

                  Andrey_Ab (20.03.2008 - 05:29):

                  они могли выдерживать довольно серьезные шторма, в непогоду на драккарах над скамьями гребцов натягивали шкуры от борта до борта, драккар таким образом становился почти герметично закрытый. Волны просто перекатывались поверх этой крыши и их не заливало

                  так а теперь немного подробнее
                  суда викингов, такое судно в состоянии удерживаться лагом к штормовой волне. В этом режиме плавания килевая качка демпфируется развалом шпангоутов в оконечностях, а большая поперечная остойчивость корпуса позволяет отслеживать поверхности волны, чем обеспечивается незаливаемость.

                  Главными особенностями судовых обводов, обеспечивавшими штормовую незаливаемость беспалубного корабля, можно назвать следующие:

                  1 Низкий надводный борт, не воспринимающий кренящего давления ветра, и широкий корпус, обеспечивающий хорошую поперечную остойчивость
                  2 Округлая форма мидельшпангоута и развал бортов на уровне действующей ватерлинии обеспечивает крутые ветви диаграммы статической остойчивости, что в совокупности с низким центром тяжести позволяет корпусу легко удерживаться на наклонной поверхности волны. Это необходимо для обеспечения незаливаемости
                  3 Зауженные и высокие V-образные шпангоуты в носу и в корме способствуют демпфированию килевой качки. При килевой качке такие шпангоуты расталкивают воду, создавая динамические условия незаливаемости в оконечностях
                  4 Судно делается симметричным относительно носа и кормы, что является главным условием непротивления стихии. Для удержания курса лагом к волне (т.е. вдоль волновых фронтов - когда корпус не пересекают волновые хребты), оказываются достаточными усилия гребцов на веслах, а при усилении волнения и потере хода, эта задача может быть решена с помощью только одного рулевого весла.

                  много интересного Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                  вот еще Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     russell
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 24 марта 2008, 23:17

                    Тут писали о корабле викингов, не могущем якобы вместить более 50 чел.
                    Это неправильно. Ладья на 50 чел считалась средней. Большие корабли сканданавов вмещали 120 и более чел. Справедливости ради отмечу, что были корабли и большей вместимости. Но они несли характер береговой охраны, т.е. - не выходили в океан.
                       Jackel
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 26 марта 2008, 15:27

                      Вообще-то говоря чем меньше экипаж - тем совершеннее судно. Именно поэтому дракары имея немаленькие размеры экипаж имели в среднем человек 30. А гребные греко-римские лоханки - до нескольких сотен... Гребцов, нехреново снижавших остойчивость. И что здесь хорошего? Дракаром могли управлять всего несколько человек. Чего опять же не скажешь о триремах и прочих "чудах" Античности.
                        • 12 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • Последняя »
                         Похожие Темы
                        ФВластители морей Древнего Мира
                        Корабли, флоты, порты и сражения...
                        Автор С Старый
                        Обновление 09 апреля 2024, 04:47
                        МДраконы: Девять миров 1-7 сезоны
                        Действие разворачивается спустя около тысячи лет после событий оригинального мультфильма.
                        Автор C Celman Ctraik
                        Обновление 02 июня 2023, 10:57
                        РДраконы
                        Всё о них
                        Автор Д Давид_Григорян
                        Обновление 15 января 2023, 15:06
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Культура Средних веков Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 18 апр 2024, 17:11 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики