Отличный ремастер, на мой взгляд. Купил со скидкой в 50 процентов зимой 2023 года на распродаже в стим (600 рублей), поэтому большинство багов, на которые жаловались игроки в момент релиза, я, к счастью, не застал. Решил написать мини-обзор ключевых особенностей, на которые я обратил внимание во время своего прохождения. Наиграл я, к слову, около 50 часов на максимальной сложности за дом Юлиев.
Достоинства:
1) Графика - Рим похорошел, спорить бессмысленно. Ни один мод на оригинальную игру не давал такую сочную картинку. Каждый юнит тщательно детализирован (элемент доспеха, внешность, растительность на лице), огненные стрелы и снаряды из онагров "горят" реалистичнее, чем в оригинале. Добавили кучу мелких деталей на глобальную карту, повысили разрешения гор, растительности, сделали миниатюрки городов более детализированными. Короче, выглядит Рим теперь гораздо лучше.
2) Поведение ИИ на карте сражений - я был приятно удивлён, когда во время осады варварского поселения, где половину гарнизона составляла тяжёлая конница, ИИ догадался разделить их на 2 группы, вывести через дальние боковые ворота и ударить в спину моим преторианцам, которые месили тяжёлых мечников.
Другой пример - во время битвы в поле (у варваров много коней) я компактно построил своих легионеров в коробки (копейщиков не было), за ними расположил лучников, а сзади ещё стоял онагр. ИИ накинулся лёгкой пехотой на легионеров, потом въехал в легионеров тяжёлой конницей, обратив в бегство, и настойчиво прорывался к лучникам через 2 линию обороны (прорвался и всех зарезал).
Во время осад ИИ не стоит на главной площади, просто ожидая вас. Когда я осаждал поселение, мои войска захватили стены и двинулись на главную площадь. ИИ отводил в тыл стрелков, периодически кидал на легионеров тяжёлую конницу (своевременно отступая) и перебил половину моей армии.
В оригинальном Риме была странная система морали - при игре на максимальной сложности когорта преторианцев, сражающаяся с легкой варварской пехотой (бомжами!), могла проиграть сражение и обратиться в бегство, потеряв лишь треть состава. Вот тебе и римская дисциплина... В ремастере такой проблемы нет, на максимальном уровне действительно нужно, конечно, следить за моралью, но в честном поединке 1 на 1 у двух отрядов с идентичными характеристиками будет паритет по количеству понесённых потерь (иногда даже отряд ИИ может проиграть).
3) Поведение ИИ на глобальной карте - дипломатия стала рабочей. ИИ охотнее принимает ваши предложения, сам может обратиться к вам. Так, когда во время войны с Испанией я разбил 3 их армии и приблизился к одному из городов, на следующий ход ко мне обратился их дипломат и предложил прекратить огонь, в обмен на дань в размере 1800 на 7 ходов. Я согласился, и он честно на меня не нападал, пока не сформировал новые армии
На следующий ход ко мне в гости пришли Фракийцы и попросили стать их протектором за определённую дань. И все эти прелести на максимальном уровне сложности (сражения и компания), напоминаю... Состав армий также радует разнообразием - в зависимости от особенностей фракции доминирующим количеством юнитов будет тяжёлая пехота (Рим), копейщики (греция) и др. ИИ набирает разнообразные армии (пехота, кавалерия, стрелки) и строит новые здания. Ведёт себя не пассивно.
4) Внутренняя политика и сенат - для меня всё ещё остаётся загадкой, как, когда в начале игры я выполнял задания сената, моя популярность в народе и сенате падала, при том, что через 70 ходов, когда я пошёл покорять галлов, терпя одно поражение за другим (основой армии были гастаты) и не выполняя задания, моя популярность возросла. Тем не менее римские фракции, с которыми я был в хороших отношениях, вели себя логично, не агрессировали и не начинали гражданскую войну
5) Музыка, стилистика, русская озвучка и общая атмосфера - разработчики бережно обошлись с оригиналом и не внесли кардинальных изменений, за исключением пользовательского интерфейса (подробнее ниже).
6) Моды - на ремастер активно портируются варварская европа, Imperium Surrectum и другие. Есть моды меняющие интерфейс, размер иконок, возвращающие оригинальную заставку. В мастерской стим каждый найдёт себе что-нибудь по душе.
Спорные моменты:
1) Топорные анимации - после более современных игр (Рим 2) смотреть вблизи, как бойцы асинхронно бьют воздух, топорно падают и не испускают фонтанов крови (вспоминаем классной анимации добивания в Атилле) грустно. Понятно, что игра старая, и полный её перенос на другой движок можно было бы назвать уже римейком, но мне хотелось большего.
2) Пользовательский интерфейс - в отличие от оригинала разработчики сделали его более компактным. Теперь иконки меньше, расположены в углах и нижней части экрана (войска на карте битв и постройки на глобальной). В настройках можно поставить масштаб интерфейса в 120 процентов, тогда всё станет крупнее, но шрифт по-прежнему кажется маленьким. Не понравилось мне, что теперь в сражениях нельзя, щёлкнув ПКМ на отряд увидеть его статы и большое окно с описанием. Вместо них в углу появляется карточка в 1/20 экрана с кратким перечнем характеристик. Зато мне понравилось нововведение в виде дерева развития поселений. Можно увидеть длинную цепочку построек, визуально понятен уровень прокачки отдельной ветки (зелёная линия), можно ткнуть ПКМ и прочесть описание новых построек, узнать каких юнитов они откроют и увидеть их описание со статистикой. Расстроило, что раньше картинки с событиями выводились на весь экран, а теперь это маленькое окошко в верхнем левом углу, где ничего толком не рассмотреть. Крупными окнами выводятся только глобальные события (смерть лидера, реформы Мария и др).
3) Эксплойты из оригинала - всё ещё можно парой отрядов выманить гарнизон крепости, перекрыть 2 фалангами узкий проход и истреблять врагов пачками. Некоторые отряды во время битв в поселениях тупят и не могут вступить в бой или перестроиться из черепахи в обычную формацию. С подобными проблемами я лично встречался редко, но они всё ещё есть.
Итог
Мне ремастер понравился. Отличная игра за отличную цену. Обвинения игры в том, что это "тупо рескин" не обоснованы. Мне игра понравилась, Рим 1 всё также хорош. Что интересно, после провального запуска Фараона - вырос онлайн ремастера, рима 2 и Атиллы на 100 человек примерно, судя по статистике со SteamDB. Будем надеяться, что когда-нибудь СА сделают нормальную историческую игру, а не всякие там говнохаммеры и фараоны...